Создание стихотворного текста (мастер-класс)

Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.Цель мастер- класса:  ознакомление и овладение приемами стихосложенияЗадачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;              2. познакомить с  ритмом,  рифмой (её видами);              3. научить рифмовать слова, создавать буриме.Участники: педагоги образовательных учрежденийОборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материалПродолжительность мастер - класса: 45 минут Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я хочу показать вам, как...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер- класс

Создание стихотворного текста


Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.

Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);

3. научить рифмовать слова, создавать буриме.

Участники: педагоги образовательных учреждений

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Продолжительность мастер - класса: 45 минут

Ход мастер - класса

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.

Я рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.

I. Разминка «Имя - качество»

Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя - красивая). А вот и моя визитка - Наталья - мастер.

II. Психологический настрой.

Введение в тему мастер - класса

Все, что перестает удаваться, перестает нас привлекать.

Франсуа де Ларошфуко

Вопрос-шутка

Мы на закате с поля возвращались,

Ядреным потом стылый воздух пах.

У каждого обветрено качалась

За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.

(Ответ: поэт)

III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Тайна первая: наша речь.

Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.

(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)

Все они - известные писатели.

Прослушайте два текста и определите:

  1. чем они похожи между собой и какие имеют различия;

  2. перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.

Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

  1. Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?

  2. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

  • Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

  • Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

  • Кому принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)

  • Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)

Тайна вторая: стихотворная речь.

IV. Знакомство с ритмом.

Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

Сделаем вывод, что же такое ритм?

Ритм - равномерное чередование повторяющихся единиц.

  • Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером)

Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.

Существуют двусложные и трехсложные размеры

ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Хорей

Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет

Ви́хри сне́жныЕ крутя́;

Ямб

Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.

Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.

Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,

Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,

Он Уважа́ть себя́ заста́вил

И лу́чше вЫдумАть не мо́г

ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ

Дактиль

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.

Пример:

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!

Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…

(М.Ю.Лермонтов)

Амфибрахий

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.

Основные размеры:

Пример:

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,

Не с го́р побежа́ли ручьи́ -

Моро́з-воево́да дозо́ром

Обхо́дит владе́нья свои́.

(Н.А.Некрасов)

Анапест

Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.

Основные размеры:

Пример 3-стопного анапеста:

О, весна́ без конца́ и без кра́ю -
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!

(А.Блок)


Тайна третья: рифма.

V. Знакомство с рифмой.

Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

Что же такое рифма?

Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос - стройность)

Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.

Игра «Найди рифму».

  1. ручка - … (штучка)

  2. соль - …(фасоль)

  3. доска - …(тоска)

  4. диск - …(риск)

  5. мир - …(пир)

  6. поэт - …(секрет)

  7. далеко - …(нелегко)

  8. снег - побег век чебурек

  9. ты - цветы мечты листы

  10. люблю - стелю, велю, храню

  11. весна - красна, от сна

  12. капель -апрель, метель

  13. солнце -оконце, сердце

  14. лужи - стужи, кружит

  15. воробьи - любви, ручьи

  16. лучи - грачи, звучи

Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).

Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.

( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено - будет ваша поднятая вверх рука.

Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.

Последняя тайна - буриме.

VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)

Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение - буриме.

Буриме - в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста - задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.

Умением писать буриме в России славились В. Л. Пушкин, Д. Д. Минаев, А. А. Голенищев-Кутузов. Примеры буриме можно найти в книге Н. Ф. Остолопова «Словарь древней и новой поэзии» (1821). В 1914 петербургский журнал «Весна» провёл массовый конкурс буриме.

Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

На полянку вышел зайка

Видит - там синичек стайка.

Он открыл свою шкатулку

Дал синицам с маком булку.

Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Весна». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).

Написание собственного стихотворения

Тема «Весенний день»

Напишите слова, которые ассоциируются у вас с этим днем, какие происходят события, какие чувства можете испытывать.

Используя любую комбинацию рифм и любой размер написать стихотворение минимально- 4 строки, используя глагольные и именные рифмы.

VII. Итог мастер-класса

Мастер: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.

Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер - классе «Поэтическая мастерская»?

Чему вы научились?

Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?

Я желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»







Приложение 1

Перекрёстная АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б Златая цепь на дубе том:

А И днём и ночью кот учёный

Б Всё ходит по цепи кругом

Парная ААББ

А В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

Б Там ступа с Бабою Ягой

Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая АББА

А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.


  1. Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет


  1. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.


  1. Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши.


  1. Школа моя деревянная!...

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.


  1. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.


  1. «Ты вразуми меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой»





Приложение 3

Группа 1

солнце-оконце, дети -светит



Группа 2

лучи-грачи, лужи-стужи






© 2010-2022