- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Создание стихотворного текста (мастер-класс)
Создание стихотворного текста (мастер-класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белякова Л.В. |
Дата | 25.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Мастер- класс
Создание стихотворного текста
Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.
Цель мастер- класса: ознакомление и овладение приемами стихосложения
Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;
2. познакомить с ритмом, рифмой (её видами);
3. научить рифмовать слова, создавать буриме.
Участники: педагоги образовательных учреждений
Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал
Продолжительность мастер - класса: 45 минут
Ход мастер - класса
Вступительное слово.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.
Почему этой теме я уделяю особое внимание?
Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.
Я рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.
I. Разминка «Имя - качество»
Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя - красивая). А вот и моя визитка - Наталья - мастер.
II. Психологический настрой.
Введение в тему мастер - класса
Все, что перестает удаваться, перестает нас привлекать.
Франсуа де Ларошфуко
Вопрос-шутка
Мы на закате с поля возвращались,
Ядреным потом стылый воздух пах.
У каждого обветрено качалась
За плечом рубашка на граблях.
Назовите профессию человека, написавшего эти строки.
(Ответ: поэт)
III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.
Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.
Тайна первая: наша речь.
Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.
(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)
Все они - известные писатели.
Прослушайте два текста и определите:
-
чем они похожи между собой и какие имеют различия;
-
перу, какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.
Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.
-
Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
-
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?
-
Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)
-
Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)
-
Кому принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)
-
Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)
Тайна вторая: стихотворная речь.
IV. Знакомство с ритмом.
Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)
Сделаем вывод, что же такое ритм?
Ритм - равномерное чередование повторяющихся единиц.
-
Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером)
Вывод: В стихе это чередование ударного и безударного слога.
Существуют двусложные и трехсложные размеры
ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Хорей
Двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
То есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
Ви́хри сне́жныЕ крутя́;
Ямб
Двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
То есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги.
Ударный слог может заменяться псевдоударным (со вторичным ударением в слове). Тогда ударные слоги разделяет не один, а три безударных слога.
Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил,
Когда́ не в шу́тку зАнемо́г,
Он Уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вЫдумАть не мо́г
ТРЕХСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ
Дактиль
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге.
Пример:
Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники!
Сте́пью лазу́рною, це́пью жемчу́жною…
(М.Ю.Лермонтов)
Амфибрахий
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге.
Основные размеры:
Пример:
Не ве́тер бушу́ет над бо́ром,
Не с го́р побежа́ли ручьи́ -
Моро́з-воево́да дозо́ром
Обхо́дит владе́нья свои́.
(Н.А.Некрасов)
Анапест
Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге.
Основные размеры:
Пример 3-стопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ю -
Без конца́ и без кра́ю мечта́!
Узнаю́ тебя, жи́знь! Принима́ю!
И приве́тствую зво́ном щита́!
(А.Блок)
Тайна третья: рифма.
V. Знакомство с рифмой.
Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).
Что же такое рифма?
Рифма - созвучие окончаний стихотворных строк.
(от греч. рифмос - стройность)
Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.
Игра «Найди рифму».
-
ручка - … (штучка)
-
соль - …(фасоль)
-
доска - …(тоска)
-
диск - …(риск)
-
мир - …(пир)
-
поэт - …(секрет)
-
далеко - …(нелегко)
-
снег - побег век чебурек
-
ты - цветы мечты листы
-
люблю - стелю, велю, храню
-
весна - красна, от сна
-
капель -апрель, метель
-
солнце -оконце, сердце
-
лужи - стужи, кружит
-
воробьи - любви, ручьи
-
лучи - грачи, звучи
Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.
Рифмы бывают разные:
Чудесные и прекрасные,
Весёлые и озорные.
А нравятся вам какие?
В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).
Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию. Представим (условно) их как А и Б.
( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.
Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня - задание выполнено - будет ваша поднятая вверх рука.
Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)
Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.
Последняя тайна - буриме.
VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)
Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение - буриме.
Буриме - в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста - задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.
Умением писать буриме в России славились В. Л. Пушкин, Д. Д. Минаев, А. А. Голенищев-Кутузов. Примеры буриме можно найти в книге Н. Ф. Остолопова «Словарь древней и новой поэзии» (1821). В 1914 петербургский журнал «Весна» провёл массовый конкурс буриме.
Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)
На полянку вышел зайка
Видит - там синичек стайка.
Он открыл свою шкатулку
Дал синицам с маком булку.
Каждая группа выберет 1 пару рифмующихся слов на тему «Весна». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?
(По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).
Написание собственного стихотворения
Тема «Весенний день»
Напишите слова, которые ассоциируются у вас с этим днем, какие происходят события, какие чувства можете испытывать.
Используя любую комбинацию рифм и любой размер написать стихотворение минимально- 4 строки, используя глагольные и именные рифмы.
VII. Итог мастер-класса
Мастер: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.
Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер - классе «Поэтическая мастерская»?
Чему вы научились?
Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?
Я желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек». А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»
Приложение 1
Перекрёстная АБАБ
А У Лукоморья дуб зелёный;
Б Златая цепь на дубе том:
А И днём и ночью кот учёный
Б Всё ходит по цепи кругом
Парная ААББ
А В темнице там царевна тужит,
А А бурый волк ей верно служит;
Б Там ступа с Бабою Ягой
Б Идёт, бредёт сама собой…
Опоясывающая АББА
А И там я был, и мёд я пил;
Б У моря видел дуб зелёный;
Б Под ним сидел, и кот учёный
А Свои мне сказки говорил.
-
Жил-был добрый Царь Матвей,
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет,
А детей всё нет как нет
-
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
-
Я рос, как многие в глуши,
У берегов большой реки,
Где лишь кричали кулики,
Шумели глухо камыши.
-
Школа моя деревянная!...
Время придет уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
-
Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зеленый над холмом.
-
«Ты вразуми меня, герой, -
Со вздохом голова сказала, -
Твоя десница доказала,
Что я виновен пред тобой»
Приложение 3
Группа 1
солнце-оконце, дети -светит
Группа 2
лучи-грачи, лужи-стужи