Рабочая программа. Комплексный анализ текста

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Комсомольская средняя

общеобразовательная школа

Тамбовский район





Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом

к утверждению МОУ Комсомольской СОШ

Методическим советом школы № от г.

Протокол № от г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету: комплексный анализ текста

для 7 - 8 класса





Учитель: Дробышева Наталья Николаевна




















2013 - 2014

Пояснительная записка.


Данная программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственных стандартов 2004 года.

С целью формирования лингвистической компетенции, навыков исследовательской деятельности, развития навыков самоконтроля и самокоррекции в систему уроков русского языка в 7 - 8 классах введены уроки комплексного анализа художественного текста, где будут анализироваться различные по типу и стилю тексты, что соответствует программе по развитию речи для 8 класса общеобразовательной школы. Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительного чтения, определения темы, идеи, типа и стиля, составления плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Некоторые тексты содержат и творческую работу учащихся. В конце каждой комплексной работы проводится работа над ошибками.

Компетентностный подход к обучению русскому языку требует формирования коммуникативной, языковой и культурологической компетенции. Коммуникативная компетенция предусматривает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психоло-гическим особенностям обучающихся. Это потребовало усиления практической направ-ленности преподавания русского языка и литературы. Идея личностно ориентированного и конгнитивно - коммуникативного обучения позволила использовать опыт ученика, ин-тегрировать знания. Курс "Комплексный анализ текста", объединяющий подготовку по русскому языку, культуре речи, даёт возможность каждому ученику реализовать своивозможности и коммуникативные способности, развить готовность к речевому взаимо-действию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству.

Направленность программы.

Важнейшим направлением в обучении русскому языку являются систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умений ориентироваться в этом сложном разделе, учитывая его системность, логику, взаимосвязь между различны-ми элементами (правилами, орфограммами, пунктограммами, принципами выбора написания). Систематизировать знания школьников, соединить деятельность по закреплению практических навыков грамотного письма и речевому развитию позволяет работа с текстом как основной дидактической единицей. Курс "Комплексный анализ текста" и предоставляет нам такую возможность.

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования ключевых компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области "Филология", адаптации учеников к новой форме ГосударственнойИтоговой Аттестации в 9 классе и Единому Государственному Экзамену в 11 классе. Гармоничным сочетанием деятельности на уроках русского языка и анализа текста.

Изучение курса направлено на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

  • реализация практикоориентированного подхода в обучении русскому языку,

формирование умения владеть всеми видами речевой деятельности;

  • подготовка к успешной сдаче государственной итоговой аттестации.

  • формирование умения анализировать и создавать тексты разных стилей и типов речи.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе решения следующих ЗАДАЧ:

  • обучение разноаспектному подходу к тексту (частичный анализ, полный анализ);

  • обучение умению сочетать содержательную характеристику текста с языковым разбором - синтаксическим, лексическим, морфологическим;

  • формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  • овладение умениями проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

  • совершенствование практического владения русским языком, его словарем и грамматическим строем;

  • овладение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания (устные и письменные).

Особенности программы.

Программа включает повторение и систематизацию знаний из разных областей русского языка и литературы, практические занятия по комплексному анализу текста. В процессе обучения используется пособие "Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь 7 - 9 классы" Малюшкина А.Б., включающее различные по типу и стилю тексты, задания по их анализу, которые дают возможность работать самостоятельно, коллективно в классе и дома. Занятия сопровождаются дидактическими материалами - текстами из произведений русской литературы. Тексты подбираются так, чтобы в них легко можно было найти именно те свойства речи, которые изучаются в данном разделе. К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его лингвистического, стилистического и художественного своеобразия. Выполняя конкретные задания, школьники учатся анализировать текс и приобретают навыки грамотного построения текстов. Система заданий для анализа включает вопросы по орфографии и пунктуации и синтаксису, при ответе на которые ученик использует знания, полученные на уроках русского языка и литературы. Задания предусматривают систематизацию имеющихся знаний, их переосмысление, а также усвоение нового материала. Преимущество этого вида работы с текстом заключается в том, что при комплексном анализе текста школьник учится наблюдать за словом, за мыслью автора, а научившись осмысленно читать чужой текст и комментировать авторские приемы, развивает и собственные навыки создания связных текстов. Учет опыта учеников и опора на их познавательные способности на занятиях курса "Комплексный анализ текста" являются необходимыми условиями для эффективного формирования компетентностей в сфере самостоятельной познавательной деятельности образовательной области "Филология" и делают процесс обучения полезным и увлекательным. Особенностью программы курса "Комплексный анализ текста" является опора на языковое чутьё учащихся, целенаправленное формирование коммуникативной компетенции, подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Программа имеет практическую направленность.

Программа будет реализована через учебники и учебные пособия:

1. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2010 - 13.

2. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7,8 кл. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. А.Б. Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку 5-11 кл. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов , Т.А. Ладыженская и др. - М.: Просвещение, 2010 - 13.

Данный курс предусматривает организацию занятий практической направленности: практикумы, комбинированные уроки, семинары, уроки-исследования. В процессе реализации программы предусмотрено использование здоровье сберегающих технологий.



Содержание программы.

7 класс (68 ч.)

Введение. Повторение в начале года. (4 ч.)

Знать: основные понятия и термины;

Уметь: Определять тему, проблему, идею текста, различать тексты по стилям и типам речи , подбирать заглавие, составлять письменную характеристику текста в виде сочинения в научном стиле, строить тексты с последовательной и параллельной связью предложений.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Причастие. (5 ч.)

Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот, выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.

Знать: основные понятия и термины; о причастном обороте и постановке знаков препинания при нём; о склонении полных причастий и правописании гласных в падежных окончаниях причастий, образовании действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; о правописании не с причастиями, гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий, одной и двух букв н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов, одной буквы н в кратких причастиях.

Уметь: выполнять морфологический разбор причастия, правильно ставить ударение в полных и кратких причастиях, согласовывать причастия с существительным, правильно строить предложения с причастным оборотом.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Деепричастие. (3 ч.)

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот, знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми. Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Знать: основные понятия и термины; глагольные и наречные свойства деепричастия, о деепричастном обороте и постановке знаков препинания при нём; о выделении одиночного деепричастия запятыми.

Уметь: выполнять морфологический разбор деепричастия, правильно строить предложения с деепричастным оборотом.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Наречие. (5 ч.)

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий. Степени сравнения наречий. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.

Знать: основные понятия и термины; группы наречий по значению, о правописании наречий.

Уметь: выполнять морфологический разбор наречия; правильно ставить ударение в наречиях.

Использовать: в речи наречия-синонимы и антонимы, при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Предлог. (4 ч.)

Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая рогль предлогов.

Знать: основные понятия и термины; о производных и непроизводных предлогах, о правописании предлогов.

Уметь: выполнять морфологический разбор предлогов; правильно употреблять предлоги, правильно употреблять существительные с предлогами.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Союз. (3 ч.)

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Знать: основные понятия и термины; простые и составные союзы, союзы сочинительные и подчинительные.

Уметь: выполнять морфологический разбор союзов; пользоваться в речи союзами-синонимами.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Частица. (5 ч.)

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Знать: основные понятия и термины; разряды частиц.

Уметь: выполнять морфологический разбор частиц, выразительно читать предложения с модальными частицами.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Междометие. (1 ч)

Междометие как часть речи. Синтаксическая роль. Звукоподрожательные слова и их отличие от междометий.

Знать: основные понятия и термины.

Уметь: отличать звукоподражательные слова от междометий.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Повторение в конце года. (4 ч.)

Знать: основные понятия и термины;

Уметь: Определять тему, проблему, идею текста, различать тексты по стилям и типам речи , подбирать заглавие, составлять письменную характеристику текста в виде сочинения в научном стиле, строить тексты с последовательной и параллельной связью предложений.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.



8 класс (34ч.)


Повторение в начале года (3 ч.)

Знать: основные понятия и термины;

Уметь: Определять тему, проблему, идею текста, различать тексты по стилям и типам речи , подбирать заглавие, составлять письменную характеристику текста в виде сочинения в научном стиле, строить тексты с последовательной и параллельной связью предложений.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Словосочетание и предложение (4 ч.)

Повторение пройденного о словосочетании и предложении. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова.

Грамматическая основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Знать: о связи слов в словосочетании; об особенности построения простого предложения.

Уметь: выполнять разбор словосочетаний и синтаксический разбор простого предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.

Использовать: в речи синонимические словосочетания.

Двусоставные предложения (4 ч.).

Повторение пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.

Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение. Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению.

Сравнительный оборот, знаки препинания при нём.

Знать: главные члены предложения, способы их выражения, о постановке тире между подлежащим и сказуемым; прямое и косвенное дополнение, несогласованное определение, приложение как разновидность определения, знаки препинания при приложении, виды обстоятельств по значению.

Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения, интонационно правильно произносить предложения с отсутствием глагола-связки; использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Односоставное предложение (2 ч.)

Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым и подлежащим.

Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.

Знать: группы односоставных предложений.

Уметь: отличать односоставные предложения от двусоставных.

Использовать: в речи двусоставные и односоставные предложениями как синонимами, назывные предложения для описания места и времени.

Неполные предложения. (1 ч.)

Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Знать: что такое неполное предложение.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в неполном предложении.

Использовать: в диалоге, сложном предложении.

Однородные члены предложения (3 ч.)

Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания при однородных членах. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах.

Знать: однородные и неоднородные определения, о постановке знаков препинания при однородных членах.

Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями (2 ч.)

Повторение изученного об обращении. Распространённое обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.

Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.

Знать: что такое обращение, вводные слова, вводные предложения, вставные конструкции.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, междометиями, вставными конструкциями.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Предложения с обособленными и уточняющими членами (5 ч.)

Понятие об обособлении. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.

Знать: что такое обособленные члены предложения.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с обособлениями.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь (4 ч.)

Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

Знать: что такое прямая и косвенная речь, цитирование, о словах автора внутри прямой речи.

Уметь: правильно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Повторение в конце года (6 ч.)

Знать: основные понятия и термины, изученные в 8 классе.

Уметь: выражать мысль, используя возможности разных по строению предложений; грамотно пользоваться средствами выразительности в соответствии со стилевой принадлежностью текста; выполнять комплексный анализ текста.

Использовать: при написании творческих работ; в устном общении, при анализе текста.

Учебно-тематический план.

7 класс


№ п/п

Раздел, тема.

Количество часов


Комплексный анализ текста по темам:

34

1.

Введение.

1

2.

Повторение изученного в 5-6 классах.

3

3.

Причастие.

5

4.

Деепричастие.

3

5.

Наречие.

5

6.

Предлог.

4

7.

Союз.

3

8.

Частица.

5

9.

Междометие.

1

10.

Повторение в конце года.

4


Итого:

34


Учебно-тематический план.

8 класс


№ п/п

Раздел, тема.

Количество часов


Комплексный анализ текста по темам:

34

1.

Повторение в начале года.

3

2.

Словосочетание и предложение.

4

3.

Двусоставное предложение.

4

4.

Односоставные предложения.

2

5.

Неполные предложения.

1

6.

Предложения с однородными членами.

3

7.

Предложения с вводными словами, обращениями, междометиями.

2

8.

Предложения с обособленными членами.

5

9.

Способы передачи чужой речи.

4

10.

Повторение в конце года.

6


Итого:

34




Требования к уровню подготовки учащихся.

7 класс


Учащиеся должны знать:

  • основные теоретические понятия и термины: тема и основная мысль текста, стили речи; основные типы речи; основные теоретические понятия и термины по русскому языку;

  • порядок выполнения всех видов разбора: морфемный, фонетический, синтаксический, морфологический, словообразовательный, пунктуационный.

Учащиеся должны уметь:

  • самостоятельно наблюдать над текстом с целью решения поставленных перед ними различного рода задач, в том числе и проблемного характера;

  • совершенствовать рукописи с определенной точки зрения, редактировать текст;

  • определять стили речи, тему текста, основные типы речи;

  • выполнять все виды разбора: морфемный, фонетический, синтаксический, морфологический, словообразовательный, пунктуационный.

  • выполнять лингвистический анализ текста.





Требования к уровню подготовки учащихся.

8 класс


Учащиеся должны знать:

  • функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;

  • структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

  • оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • использовать основные приемы информационной переработки текста;

  • оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового формления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и типов речи;

  • создавать собственное речевое высказывание в соответствии с оставленными задачами;

  • осуществлять речевой самоконтроль.





Литература.

1. Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М.: Просвещение, 2008.

2. А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7, 8 кл. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

3. А.Б. Малюшкин. Учебные таблицы по русскому языку 5-11 кл. - - М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. . Розенталь Д.Э. Стилистика и культура речи / ООО Издательство Оникс. - Москва, 2009г .

5. Русский язык : Учебник для 7 , 8 класса общеобразовательных учреждений / Баранов, Ладыженская.. М.- 2010 - 2013.



© 2010-2022