Портфолио учителя русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Портфолио

Учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 2

П. Южный Мартыновского района Ростовской области

ВЕСЕЛОВОЙ Людмилы Вячеславовна



2015 г

Раздел №1

Общие сведения
об учителе

ВЕСЕЛОВА Людмила Вясеславовна родилась 11 марта 1955 г

Образование.

2. Высшее. Пржевальский педагогический институт , Киргизская ССР. 1981Специальность - учитель русского языка и литературы.Квалификация по диплому - учитель русского языка и литературы полной средней школы.

Трудовой и педагогический стаж

Трудовой стаж - 40 лет Педагогический 31 год

С 1991 года - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 п. Южный Стаж работы в данной школе 24 года .

Квалификационная категория

дата

Результат аттестации

№ приказа

Сроки аттестации

2001

Первая категория

№ 93-4

Пять лет

2006

Первая категория

№ 184-2

Пять лет

2013

Соответствие

№ 226

Пять лет


.

















Курсы повышения квалификации

Название курсов повышения квалификации

Дата

Место обучения

Вид полученного документа

1

Инновационные технологии в преподавании русского языка и литературы

2011

Ростовский областной институт повышения квалификации и переподготовки учителей

Свидетельство о повышении квалификации

2

Использование интерактивной доски в учебном процессе

2011

----« --------

Удостоверение

3

«Теория ,методика и современные образовательные технологии начального ,основного общего и среднего образования по теме « Системно- деятельный подход как основа для реализации ФГОС на уроках русского языка и литературы «

2015

Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования

Удостоверение о повышении квалификации



Раздел №2

Результаты
педагогической
деятельности

Сведения об успеваемости и качестве знаний.

2010 - 2011учебный год

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

6 А

33%

100%

8 А

29 %

98 %

8 Б

34 %

100%

10

31%

100%

Предмет

Класс

Качество

знаний

Успеваемость

Литература

6 А

82%

100%

8 А

41%

97 %

8 Б

62%

100%

10

35%

100%

2011-2012учебный год

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

7 А

35 %

100%

9 А

33%

100%

9 Б

43 %

100%

11

39 %

100%

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Литература

7 А

82%

100%

9 А

45%

100%

67%

100%

11

38%

100%















2012- 2013учебный год

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

5 Б

33

100%

5 В

30 %

100%

9 Б

34%

100%

9 В

30%

100%

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Литература

5 Б

65%

100%

5 В

35%

100%

9 Б

84%

100%

9 В

39 %

100%

2013- 2014 учебный год

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

9 В

39 %

100%

6 Б

34 %

100%

6 В

31 %

100%

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Литература

6 Б

70%

100%

6 В

36 %

100%

9 В

40%

100%



2014- 2015учебный год

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Русский язык

7 Б

35%

100%

9 В ( новый )

32

100%

10 ( новый )

35%

100%

Предмет

Класс

Качество знаний

Успеваемость

Литература

7 Б

70%

100%

9 В (новый )

36 %

100%

10 (новый )

40%

100%



Позитивная динамика качества обученности учащихся по русскому языку прослеживается на примере 7 «Б» и 9 «Б» классов.

Сравнительный анализ показывает: качество обученности в данном классе возросло на 25%.Это обусловлено накоплением у учащихся опыта работы с учебным материалом, выстраиванием нового характера взаимоотношений с учащимися, развитием их коммуникативных умений, использованием инновационных педагогических технологий.

Позитивная динамика качества обученности учащихся по литературе

прослеживается на примере 7«Б» и 9 «В» классов





Класс

Учебный

год

Кол-во

учащихся

Кол-во

учащихся,

обучающихся

на «4» и «5»

Процент

учащихся,

обучающихся

на «4» и «5»

7 «Б»

2008 -2009

16

10

62,5

9 «В»

2009 -2010

15

8

53,33

61,42




10 «Б»

2010 - 2011

13

11

84,62

60,36

Результаты ЕГЭ по русскому языку 11 класса в 2011 -2012 уч.году

Класс

Кол-во учащихся

Ниже среднего уровня

(менее 54 баллов)

Средний уровень

(54,88 балла)

Выше среднего уровня

(Более 54 баллов)

Высокий уровень

(88-100 баллов)

11

15

2

5

6

2

Максимальное количество баллов в 2011 году набрали учащиеся:

Иванов Александр -серебряная медаль

Белов Геннадий - серебряная медаль

Повышение максимального набранного балла, полученного на ЕГЭ в 2011 году, свидетельствует о качественной подготовке выпускников, объективности оценивания полученных знаний.





Результаты ГИА по русскому языку в «классе 2014-2015

Кол-воучащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Средняя

оценка

Качество

обученности

13

2

7

4

-

4

73,33



Гульманова Феруза - получила аттестат о неполном среднем образовании особого образца

В целях повышения мотивации к изучению русского языка и литературы и для обеспечения высокого уровня образования учащихся в школе ежегодно проводятся предметные олимпиады. Участниками олимпиады становятся наиболее способные учащиеся, проявляющие глубокий интерес к русскому языку и литературе. Успешное участие школьников на олимпиаде возможно благодаря постоянной работе на протяжении всего учебного года. Система подготовки учеников к олимпиадам включает реализацию программы по работе с одарёнными детьми.

На протяжении последних трёх лет наблюдается позитивная динамика участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе.





Сравнительный анализ позволяет сделать вывод: количество участников выросло на 26%.

Победители школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и литературе принимают участие в муниципальном этапе и занимают призовые места.

Учебный год

Уровень

Кол-во

участников

Класс

Результат

Победитель

Призёр

2010

Школьный этап

4

9 «Б»

2

2

2011

Школьный этап

5

9 «Б»

10

3

4

2012

Школьный этап

12

10

11

2

10

2013

Школьный этап

2

10

2

2014.

Школьный этап

9

7 «Б»



9 «В»

9 «А»

1

8

2015

Муниципальный этап

15

7-10

2

В соответствии с приказом директора школы и заведующей РОО победители и призёры награждены грамотами.

Участие в конкурсах формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.

За последние три года наблюдается позитивная динамика участия и результативности обучающихся в таких конкурсах как «Русский медвежонок « И «Олимпус «. Успех окрыляет ребят, вырастает самооценка, интерес к углубленному изучению предмета. За активное участие в конкурсе и привлечения учащихся к углубленному изучению русского языка учитель награждена Дипломом.

Раздел №3

Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе позволяет развивать творческие способности учащихся, обеспечивает реализацию компетентностного подхода в обучении.

Внеурочная деятельность по русскому языку и литературе позволяет мне развивать творческие способности учащихся, обеспечивает реализацию компетентностного подхода в обучении. В своей педагогической практике использую интеграцию русского языка и литературы, сочетаю различные формы внеурочной деятельности.

Информация о формах внеурочной деятельности по предмету, вовлечённости обучающихся

Форма внеурочной деятельности

Процент вовлечённости обучающихся по годам

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2014-2015

Индивидуальная работа с одарёнными детьми

5,47

6,25

9,37

9,37

Подготовка к ЕГЭ

-

18,7

20,2

23,4

Подготовка к ГИА

15,6 27,3

23,4

-

27,3

Индивидуальные занятия

13,6

18,7

20,2

23,4

-

-

-

Данные свидетельствуют: количество обучающихся, вовлечённых различные формы внеурочной деятельности выросло в среднем на 10%.

Эффективность участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по русскому языку и литературе:

- создание творческих проектов по русскому языку и литературе, которые

используются в работе учителями школы (более 20 работ);

- активное участие учащихся в месячнике русского языка и литературы:

12 учащихся участвуют в оформлении школьного « Пресс-центра « Ровесник « (презентация-отчёт на сайте

8 учащихся приняли участие в конкурсе чтецов «Моё любимое стихотворение»;

9 учащихся приняли участие в подготовке и проведении Вечера Поэзии;

презентация-отчёт

18 учащихся приняли участие во внеклассном мероприятии «КВН знатоков

русского языка»;

16 учащихся приняли участие в подготовке и проведении открытых внеклассных

мероприятиях:

- участие и победы в конкурсах различного уровня: 37 учащихся.

Для всестороннего развития личности обучающегося, проявления и развития его способностей большое значение имеет привлечение учащихся в работу кружков.

Второй год являюсь руководителем кружка « Пресс-центр « Ровесник «. Мною была разработана программа на основе программы объединений дополнительного образования, ориентированная на углубление и повышение знаний. В га зете печатаются стихи ученицы 10 класса Белоусовой Ангелины.

Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений учителя и ученика, мотивацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, развитие творческих способностей и художественного вкуса.

Информация о вовлечённости обучающихся в работу кружка

Форма внеурочной деятельности

Процент вовлечённости обучающихся по годам

2013-2014

2014-2015

Кружок « Пресс-центр « Ровесник «

12

13

Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе в сочетании с учебной деятельностью дают позитивную динамику и эффективность участия обучающихся в различных формах внеурочной деятельности по предмету и последовательно ведут к развитию творческих способностей школьников, положительно влияют на взаимоотношение детей и учителей.

Раздел №4

Воспитывающая деятельность учителя

как классного руководителя

Формирование классного коллектива, способного к творчеству, навыкам социально-значимой и исследовательской деятельности в процессе учебно-воспитательной работы - одна из задач моей педагогической деятельности.

Успешность этой деятельности не менее важна, чем эффективность преподавания предмета. При этом считаю, что использование педагогического потенциала социального окружения помогает учащимся освоить общественно-исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Моя модель воспитательной системы ориентирована на конструктивное и результативное взаимодействие субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Я являясь классным руководителем 8 «Б», целенаправленно создаю условия для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.

Способствует этому моя программа развития классного коллектива, которая предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии, создание воспитывающей среды во внеурочное время, построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребенка.

Основной принцип воспитания: отношение к человеку - делает самого человека. Он проявляется, реализуется и складывается в системе «диалогических» связей между людьми, где формируется уважение как к другому человеку и иной культуре, так и к самому себе и к своей культуре.

Моя программа работы с классом включает в себя пять направлений, которые реализуются в социально-значимых проектах.

Направление «Интеллект», «Духовно-нравственное «, «Патриот « ,»Экология «, «Здоровье «

».

В ходе реализации социально значимых проектов для нашей школы и жителей поселка в классе сформировалась активная команда участников проектов, способная продолжить работу в будущем. Результаты проектов могут быть использованы другими коллективами.

Использование в моей работе проектной технологии считаю одним из важнейших факторов социализации ребёнка, позволяющим решать сложные педагогические задачи по воспитанию подрастающего поколения.

Сплочённости учащихся класса, по моему убеждению, способствует коллективная творческая деятельность. Через разумное сочетание и чередование различных форм коллективных творческих дел, основанных на взаимопомощи, взаимоуважении и принципах толерантности и происходит формирование коллектива, где комфортно каждому.

Эффективность деятельности класса и классного руководителя выявляется в ходе проведения мониторинга коллективных творческих дел (КТД) и ежегодного рейтинга по определению уровня воспитанности (УВ) учащихся.

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Мониторинг КТД

9

12

3

2

2

1

Рейтинг УВ

7

8

9

10

3

1



Раздел №5

Научно-методическая
деятельность



1. Характеристика используемых учителем педагогических средств разработки рабочей учебной программы и эффективность ее реализации.

Рабочие учебные программы по русскому языку и литературе разрабатывается мною с учетом всех педагогических средств, имеющихся в распоряжении учителя:

- законом РФ «Об образовании»;

- Типовым положением об общеобразовательном учреждении;

- Концепцией модернизации российского образования;

- Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа станицы Советской;

- Примерным региональным положением о рабочей программе;

- должностными инструкциями педагогических работников;

- примерной программы по русскому языку и литературе.

Составляются в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ СОШ № 2 п. Южный. Рабочие программы основного общеобразовательного вида. Каждая рабочая программа конкретизирует содержание стандарта, содержит распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка и литературы, которые определены стандартом; создаёт условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка и литературы.

Рабочая программа, составленная мной, имеет следующее содержание:

1.Пояснительная записка

2. Содержание учебного курса

3. Календарно - тематическое планирование

4. Материально - техническое обеспечение учебного процесса

В своей рабочей программе предусматриваю следующее:

- систему оценки прогнозируемого результата;

- формы организации учебной деятельности;

- различные виды контроля;

- критерии оценивания всех видов работы учащихся;

Эффективность реализации ученых программ по моим предметам подтверждается следующими результатами:

- за последние три года уровень обученности и по русскому языку, и по литературе - - в 2010 году 2 ученика успешно сдав экзамены за курс основной школы, получили серебряные медали ( Иванов А и Белов Г. ), В 2014-2015 учебном году ученица Гульманова Ф. получила аттестат о неполном среднем образовании особого образца.

В последние годы уделяю большое внимание работе с детьми турецкой национальности , так как таких детей в школе более 50 %.Мною была разработана и представлена на Всероссийский конкурс для педагогов «Медалинград - июль 2015 « в номинации «Педагогические проекты « работа «Русский язык и особенности его изучения для детей турецкой национальности» , за что была награждена Дипломом и Медалью ( № диплома М0715РУ, Удостоверение о награждении медалью №0715РУ ). А так же выступала на районном методическом объединении с докладом «Специфика реализации ФГОС на уроках русского языка для детей с неродным языком «.Я разработала презентацию» Русский язык как неродной и диалог культур :интеграция полиэтнического контингента учащихся на уроках русского языка «. Кроме этого был разработан урок литературы в 5 классе « Наше счастье в наших руках»( по сказке народов Северного Кавказа «Общее счастье «. Считаю , что именно на таких уроках дети приходят к самому главному в своей жизни:

Делай Добро ! Люби и прощай людей !Относись к людям так , как хотел бы , чтобы они относились к тебе «.


































информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в 2. Использование современных образовательных технологий, в том числе воспитательной работе

Современный заказ государства школе обязывает учителя работать над формированием мировоззрения ребёнка и его адаптации в социуме, осознанного выбора профессии, серьёзного отношения к своему здоровью.

Компетентностный подход к обучению и воспитанию школьников предусматривает организацию деятельности ученика, позволяющую ему овладевать социальным опытом: ценностно-смысловым, общекультурным, учебно-познавательным, информационным, коммуникативным, социально-трудовым.

Осуществлению компетентностного подхода на уроках русского языка и литературы способствуют следующие эффективные условия:

- переход в преподавании с предметного уровня на обучение языку как средству общения;

- интеграция предметов, образовательных учреждений различного уровня;

- коммуникативно-деятельностный подход в обучении,

- личностно ориентированный подход;

- развитие словесно - логического мышления;

- создание ситуации успеха;

- демократический стиль общения.

Цель современного урока - формирование таких компетенций, которые помогут ученикам в развитии. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает конкурентоспособным.

Исходя из требований, которые предъявляются на современном этапе к качеству и содержанию преподавания, вполне обосновано применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся, мотивирует их к реализации своего творческого потенциала.

Очень важную роль в обучении играет выбор учителем современных педагогических технологий.Тема, над которой я работаю в течение нескольких лет «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий».Поэтому свой выбор сделала с учётом особенностей моих учеников и в зависимости от поставленных целей.

Считаю вполне обоснованным применение таких средств и технологий обучения, которые предполагают самостоятельную, исследовательскую работу учащихся, мотивирует их к реализации своего творческого потенциала.

На своих уроках литературы применяю приёмы Дальтон-технологии. Реализуется эта технология через систему индивидуальных творческих заданий (дальтон-задания), практическую работу, создание атмосферы доверия, ответственности.

Основные принципы:

- принцип самостоятельности - это выбор учеником уровня самостоятельности познавательной деятельности маршрута своего развития, самостоятельность действий принятия решения, ответственности за этот выбор.

- принцип свободы - это право выбора учеником предмета, темы, партнера, источников знаний, темпа, форм и способов работы.

- принцип сотрудничества - это выбор формы учебно-познавательной деятельности: индивидуальной, парной, в малой группе. Ученик имеет право обращаться за помощью к одноклассникам, родителям, учителю.

Эффективность технологии: повышается ответственность за качество собственного образования; развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большими объемами информации; развиваются творческие и аналитические способности, умение работать в группе.

Применение Дальтон-технологии эффективно использую на различных этапах урока:

Этап урока

Дальтон- задание

Принцип

Вопросы

Проверка домашнего задания

Самостоятельное чтение текста дома,

осмысление

Принцип самостоятельности

Какие темы освещает автор в своем произведении?

Какая фраза заставила вас задуматься и почему?

Изучение нового материала

Работа с текстом

Принцип самостоятельности.

Работают в малых группах самостоятельно, советуются друг с другом, но отвечает за проделанную работу каждый индивидуально.

С кем встречается герой?

Что ценно для него, его собеседников?

Можно ли считать эту ценности настоящими?

Принимает или отвергает герой эти ценности?

Итог урока

Творческое задание по фразе

Принцип сотрудничества

Учащиеся выполняют творческое задание самостоятельно, советуются с учителем

Если бы выбыли на месте героя, как бы вы поступили?

Обратитесь к рабочему листу №1 и продолжите фразу: «Если бы я был героем, то….»

Практическая работа

Работа с текстом Подготовка к нему ведётся дома

Принцип сотрудничества и самостоятельности

Учащиеся работают в малых группах, находят каждый индивидуально своё решение, которое им ближе, оформляют ответ

Найдите в тексте каждый индивидуально ту жизненную ценность, которая вам ближе, оформите её на рабочем листе №2.

Домашнее задание

Дифференцирован-ное задание

Принцип самостоятельности

Учащиеся, выполняя работу, могут обратиться за помощью к родителям

Это сказка, а любая сказка должна хорошо заканчиваться. Герой вернулся к своей героине, с какими словами он мог бы обратиться к ней. 1.Напишите об этом в сочинении

2. Напишите письмо герою.

Как показывает практика, внедрение данной технологии эффективно при углубленном изучении художественного текста.

Креативность является важнейшей чертой современного человека. Без творчества невозможно представить нашу жизнь, так как оно противостоит разрушению, шаблону банальности, наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, вводит нас в атмосферу поиска.

Творчество необходимо учащимся: оно оживляет познавательный процесс, активизирует познавающую личность, формирует её. Развитию творчества учащихся способствует метод проектов, который я использую как в учебной деятельности, так и в воспитательной работе.

Эффективность этого метода в том, что в основе лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти учащихся, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

В своей работе я применяю несколько типов проектов: исследовательские, творческие, индивидуальные и групповые.

Формы проектов в урочной деятельности в 5 -11 классах:

- альманах класса «Лучшие творческие работы»;

- книжка-малышка «Потешки, прибаутки, частушки» (5 «Б» класс, 2011 год);

- книжка-сказка «Где живёт снежинка?» (7 «А» класс, 2009 год)

- сценарий по произведениям Н.В. Гоголя (10 «Б» класс, 2011 год);

- литературная газета по темам «Направления литературы 20 века», «Серебряный век русской поэзии», защита на уроке (группа) (11 «Б» класс, 2012 год);

- сборник стихотворений «Русские поэты - детям» (11 «Б» класс, 2011 год);

- «Поэты Донской Земли», оформление стенда по литературе (9 «А» класс, 2010 год);

- «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…». Презентация жизни и творчества А.С. Пушкина (10 «Б» класс, 2011).

Ребята выступают не только в роли авторов, но и дизайнеров работ.

Применение метода проектов на уроках литературы позволяет мне осваивать новые формы и методы работы и в значительной мере способствует мотивации учащихся к учебной и творческой деятельности, повышает качество знаний, самооценку учащихся,

развивает навыки самостоятельного поиска и обработки необходимой информации.

Активно внедряю технологию критического мышления (РКМЧП), без которой не могу представить свою педагогическую деятельность.

Цель технологии - научить работе с текстом, при которой информация, имеющаяся в тексте, понималась, осмыслялась, сопоставлялась с собственным опытом и на основе этого формировалось бы собственное аналитическое суждение.

Специфика образовательной технологии РКМЧП заключается в трёхфазовой структуре урока, которая повторяет процесс восприятия информации: вызов, осмысление, рефлексия.

Приёмы технологии РКМЧП, используемые мною в соответствии с направлениями работы на уроке.

Приём

Вызов

Осмысление

Рефлексия

Зигзаг

*

*

Корзина идей, понятий, имен

*

*

*

Знаю - хочу узнать- узнал

*

*

*

Кластер

*

*

Мозговой штурм

*

Лекция с остановками

*

Ключевые слова»

*

Перепутанные логические цепочки

*

Взаимоопрос

*

*

Толстые» и «тонкие» вопросы

*

*

Синквейн

*

*

Инсерт

*

*

*

Интересен приём инсерт. В дословном переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.

I этап. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:

V («галочкой») помечается то, что уже известно учащимся; - (знаком «минус») помечается то, что противоречит их представлению; + (знаком «плюс») помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? («вопросительный знак») ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

II этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

III этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:

V «галочка» (то, что уже известно)

знак «минус» (то, что противоречит представлению)

+ знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным)

? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

...

...

...

...

...

...

...

...

IV этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Результативность использования:

- данная технология обеспечивает самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе;

- развивает критическое и творческое мышления.

Процесс обучения, основанный на «Технологии критического мышления через чтение и письмо» даёт широкие возможности для осуществления компетентностного подхода в обучении, а метод проектов позволяет учащимся реализовывать свои творческие способности через выполнение конкретных продуктов в учебной и внеурочной деятельности

Важным этапом в современном обучении и воспитании является использование информационно-коммуникационных технологий.

Информационно-коммуникационные технологии не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех участников обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

Уроки с компьютерной и мультимедийной поддержкой помогают разнообразить формы работы, экономить время и использовать в большем объеме информационный материал.

ИКТ использую на следующих этапах:

- при объяснении нового материала - визуализация знаний;

- при закреплении изученного материала (тренинг - разнообразные обучающие программы);

- при контроле и проверка (тестирование с оцениванием - контролирующие программы);

- для самостоятельной работы учащихся.

Положительные результаты внедрения ИКТ:

-развитие творческих, исследовательских способностей учащихся, повышение их активности;

-интенсивности учебно-воспитательного процесса, приобретение навыков самоорганизации;

- развитие познавательной деятельности учащихся;

- повышение интереса к предмету;

Использование ИКТ позволяет дифференцированно подходить каждому ребенку. Уверенные в своих знаниях ученики, быстро справляясь с основным заданием, получают право выполнить упражнение с помощью компьютерного тренажера и услышать заслуженное «отлично». «Сильный» ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный имеет возможность воспользоваться помощью компьютера в виде звукового сопровождения. Естественно, разные по уровню подготовки ученики получают разные задания. Следует отметить, что средние и даже слабые ученики неплохо справляются с заданием компьютера. Если за традиционную проверочную работу обучающийся получает «3» или «2», то за упражнение на тренажера за эту же тему, как правило, получает на балл выше

Электронные учебники и энциклопедии по русскому языку и литературе:

- Страна Лингвиния. Мультимедийная книжка для 5-6 класса;

- Русский язык. Школа Кирилла и Мефодия;

- Русский язык, 5-6 кл. Морфология. Орфография;

- Репетитор-тренажёр. Курс русского языка (базовый);

- Готовимся к ЕГЭ по русскому языку, 10-11 класс;

- Пособие для подготовки к ЕГЭ по русскому языку, 11 класс

- Энциклопедия русской литературы. 8-11 классы;

- Уроки литературы Кирилла и Мефодия, 5-11 классы;

- Литература. Библиотека электронных наглядных пособий, 5-11 классы.

- Virtual School.

Информационные технологии помогают проводить интересные, современные уроки, на которых учащиеся овладевают не только знаниями, умениями и навыками, но и общеучебными умениями и навыками, формируют и развивают компетенции, необходимые выпускнику современной школы.

Постоянно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы, при подготовке выпускников к итоговой аттестации способствует формированию прочных знаний, довольно высоких результатов на ГИА и ЕГЭ.

В 2009 году в рамках школьного семинара учителей русского языка и литературы мною был представлен урок развития речи «Художественный стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления» с использованием информационно-коммуникационных технологий, получивший высокую оценку коллег.

Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю.

3. Авторская характеристика актуальности, инновационного характера и высокой результативности педагогического опыта.

Главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить своим ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Оканчивая школу, дети должны уметь грамотно говорить, активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы при помощи современных образовательных технологий - это тема, над которой я работаю уже не первый год. Тема актуальна, потому что перспективы развития школьного курса русского языка связаны, прежде всего, с идеей речевого развития учащихся. Эта идея является одной из наиболее плодотворно и активно развивающихся в современной науке.

Основа моей работы признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

Готовясь к уроку, ставлю перед собой задачи:

- Как сделать урок радостным и интересным?

- Как активизировать деятельность учащихся на уроке?

- Как не только научить, но и дать возможность ощутить радость открытия,

воспитать потребность узнавать все больше и больше?

Повышение эффективности учебного процесса вижу в комплексном использовании наиболее рациональных методов и приемов в обучении, новейших современных технологий.

Наибольшая эффективность образовательного процесса достигается при использовании целостных методик активного обучения. К таким методикам относятся личностно-ориентированные технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и «Технология проектного обучения».

Процесс обучения, основанный на РКМЧП, даёт широкие возможности для осуществления компетентностного подхода в обучении, а метод проектов позволяет учащимся реализовывать свои творческие способности через выполнение конкретных задач в учебной и внеурочной деятельности.

Использование методов и приемов РКМЧП и технологии проектного обучения» позволяет мне:

- создать психолого-педагогические условия для личностных достижений учащихся;

- достичь успеха в изменяющихся условиях современного общества.

Инновационность деятельности:

- выдвижение педагогических задач, направленных на развитие мышления,

самостоятельности, познавательной и творческой активности, повышения

качества обученности учащихся;

- использование средств обучения, учитывающих особенности учащихся.

Приобщить учащихся к изучению русского языка и литературы, развивать их творческие способности мне помогают активные методы и приёмы.

Как правило, школьники испытывают трудности в восприятии информации и формирования целей, установления связи между отдельными объектами, это связано с формированием учебно-познавательной компетенции.

Здесь можно использовать «Кластер».

Этот приём позволяет выделить смысловые единицы текста и графически их оформить в определенном порядке в виде грозди, это помогает учащимся систематизировать материал и после оформления кластера самостоятельно планировать свою дальнейшую деятельность по одной из «грозди».

Далее идет работа по закреплению знаний по одной из «гроздей».

Так на уроке литературы в 11 классе по теме «Система образов в романе «Тихий Дон» после обсуждения в группах составляется общий кластер (как мозаика).Подобный кластер не только учит воспринимать и систематизировать информацию, но и показывает мастерство писателя, замысел романа которого воплотился в систему образов, связанных между собой. Здесь устанавливается связь между отдельными объектами, позволяющими раскрыть идею произведения.




Часто применяю прием работы «Мудрые совы», который позволяет обеспечить осмысление значимости изучаемого учебного материала, понять содержание текста, определить основную мысль, сделать выводы. Данный приём эффективен на уроках развития речи при обучении учащихся написанию различных видов изложений. Активно использую его этот при подготовке к ГИА и ЕГЭ, для работы над частью С1 и С2.2.

Этапы работы

Задания

Азы работы над текстом

Найдите в тексте новые понятия и запишите их

Что, не ждали?

Выберите информацию, которая является для вас неожиданной

Ты уже знаешь последние новости?

Запишите информацию, новую для вас

Главная жизненная мудрость

Определите ключевую фразу

Иллюстративное изображение

Проиллюстрируйте основную мысль текста в виде рисунка, схемы, графика…

Поучительный вывод

Можно ли из прочитанного текста сделать выводы, значимые для деятельности и жизни?

Важные темы для обсуждения

Найдите высказывания, достойные обсуждения в классе

На мой взгляд, педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы, умело сочетая различные формы работы, помогать учащимся накапливать и совершенствовать творческий опыт.

Я считаю, что сотрудничество ученика и учителя в творческой деятельности должно присутствовать на каждом уроке.

Проблема недостаточной рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют устные приемы рефлексии («Пятиминутное эссе», «Оставьте за мной последнее слово», «Три вопроса по сегодняшней теме», «Шесть шляп мышления») и письменные («Синквейн», «Пятиминутное эссе»). С помощью данных приемов в творческой форме на своих уроках осуществляю формирование коммуникативной компетенции.

Очень интересен и заслуживает особого внимания такой интересный и эффективный приём РКМЧП как синквейн.

«Синквейн» - это стихотворение, состоящее из 5 строк, каждая из которых имеет своё содержание и определённую форму:

- первая - имя существительное, задающее тему стихотворению;

- вторая - два прилагательных к данному существительному;

- третья - три глагола к данному существительному;

- четвертая - осмысленная фраза, показывающая отношение к теме;

- пятая- заключительное слово или предложение, определяющее эмоциональное

отношение ко всему сказанному.

Учащимся необходимо в нескольких словах выразить суть проблемы.

Почему уделяю синквейну такое внимание?

Во-первых, можно использовать на различных этапах урока, в качестве домашнего

задания.

Во-вторых, синквейн эффективен как на уроках русского языка, так и литературы.

В-третьих, работа может быть и индивидуальной, и групповой.

В-четвёртых, составление синквейна вселяет уверенность, раскрепощает, приводит к осознанию того, что «художественное творчество» интересно.

На разных этапах урока имеет разные цели.

Использование синквейна на уроке русского языка.

6 класс. Местоимение (2 урок).

Вызов.

В чём особенность местоимений?

Работая в группах, учащиеся составляют синквейн. При этом, рассказывая о местоимении, повторяют существительное, прилагательное, глагол, виды предложений по цели высказывания, развивают свой лексический запас.

Представляю примеры работ:

Местоимение

Загадочное, обманчивое

Заменяет, указывает, но не называет.

Так в чём же роль местоименья?

С ним избегаем повторенья!

Воронкова Е.

Местоимение

Маленькое, но важное.

Указывает, но называть не хочет.

Его роль важна:

Заменяет слова.

Лозовая М.

В старших классах на стадии «Рефлексия» после изучения произведения можно обобщить информацию. Например, в 9 «А» классе после изучения темы «Образы помещиков в поэме Н.В. Гоголя» предложила учащимся с помощью синквейна обобщить материал: «Почему Манилова, Коробочку, Ноздрёва, Собакевича, Плюшкина можно назвать «мёртвой душой»?». Ответив на этот вопрос индивидуально, учащиеся объединяются в группы в соответствии с выбранным литературным персонажем и составляют синквейн.

Манилов

Пустой, приторный.

Строит проекты, но ничего не делает.

Почему он такой?

Потому что «душа мертва».

Казанова Т.

Ноздрёв

Хвастливый, задиристый.

Пьёт, врёт, всем «пакостит».

Почему он так ведёт себя?

Потому что «мёртвая душа».

Богданов В.

Плюшкин

Скупой, жадный.

Всё подбирает, ворует, копит.

Кем стал?

«Мертвой душой» - прорехой на человечестве.

Ульянова О.

Коробочка

Предприимчивая, но дубинноголовая.

Всё копит, боится продешевить.

Зачем ей всё это?

Сама не знает.

Войтович Г.

Собакевич

Некулюжий, жадный.

Подмечает, понимает, обманывает.

Почему он такой?

Потому что «мёртвая душа».

Кумов Я.

На уроках литературы в 10-11 классах часто обращаюсь к эссе. Его целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии рефлексии. Как правило, старшеклассники имеют на многие вопросы свою точку зрения, а в силу возрастных психологических особенностей не всегда могут проявить сдержанность, поэтому возникает на уроке ситуация, когда более подготовленные учащиеся высказывают свои мысли, идеи, предположения, не давая остальным время сосредоточиться. Вот тогда и незаменим прием эссе: каждый может проанализировать обсуждаемый вопрос, подумать, сделать самостоятельный выбор.

Главное правило свободного письма - не останавливаться, не перечитывать, не исправлять. При затруднении можно письменно прокомментировать возникшую проблему и постараться писать дальше. Иногда текст свободного эссе предлагается использовать как подготовительный этап работы для более солидного сочинения.

Эффективен на уроке и такой вид как 5-минутное эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя - это возможность получить обратную связь. Поэтому учащимся можно предложить два пункта:

1) написать, что они узнали по новой теме;

2) задать один вопрос, на который они так и не получили ответа

Проведение диагностики позволяет утверждать, что используемые мной приёмы технологии РКМЧП обеспечивают самостоятельность, активность учеников в их совместной учебной работе, развивает критическое и творческое мышления.

Формы диагностики: творческие работы, выполнение творческих заданий различного вида сложности (дифференциация), анкеты.

Результаты анкеты «Изучение познавательного интереса к предметам русский язык и литература» в 11 «Б» классе.

1) Нравится решать проблемные вопросы - 90% учащихся.

2) На уроках больше всего нравится:

- объяснение учителя, четкость изложения материала - 78%;

- творческие задания - 60%;

- познавать новое в групповой работе - 50%;

- интересная подача материала (приемы РКМЧП) - 80%;

- общение на уроке - 79%.

3) Будут тратить время на поиск дополнительного материала для выполнения творческого задания - 82%.

4) Будут работать со сложным заданием вместо ответов на простые вопросы или задания - 86%.

Проводя анализ полученных данных, можно отметить самостоятельность учащихся, их стремление к частично поисковой и исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учащихся интерес вызывает не результат, а сам процесс деятельности.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно.

Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод, что использование приемов РКМЧП может служить средством формирования компетентностей школьников. Результативность опыта работы по реализации компетентностного подхода с использованием личностно-ориентированных технологий выражается:

- в высоком уровне и качестве обученности учащихся;

- в результатах сдачи итоговой аттестации в формате ГИА и ЕГЭ;

- в результатах Всероссийской олимпиады муниципального уровня;

- в личностном развитии учащихся;

- в самореализации учащихся, участвующих в проектной деятельности;

- в уровне воспитанности и занятости учащихся во внеурочной деятельности;

4. Диссеминация целостного педагогического опыта учителя в профессиональном сообществе (семинары, конференции, мастер-классы и другие формы методической работы).






© 2010-2022