- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока «Война глазами поэта»
Конспект урока «Война глазами поэта»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Долматова Н.А. |
Дата | 10.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ.
УЧИТЕЛЬ: ДОЛМАТОВА Н. А. ТЕМА: «Война глазами поэта».
Никогда общение писателей с народом не было таким тесным, как в годы войны.
А.Прокофьев
Льется свет по ночам из мерцающих чаш.
Колыбели плывут в тишине.
Начеку,
словно мира спасенного страж,-
Наша память о прошлой войне.
Расул Гамзатов.
Цели урока:
Обучающие:
-Знакомство со стихотворением К. М. СИМОНОВА «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» периода Великой Отечественной войны;
- показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями;
Развивающие:
-развивать познавательные способности учащихся;
-коммуникативные и информационные компетентности;
-раскрывать творческий потенциал учащихся.
Воспитательные:
-способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся;
воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ.
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2007г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Используемая методическая литература:
1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2004
2. Литература в таблицах 5-11 класс.АСТ "Астрель" Москва
3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"2004
4. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2006
Используемое оборудование:
1. Компьютер
2. Проектор
3.Экран
Электронная презентация
Краткое описание:
Данный урок для 6 класса. На уроке учащиеся знакомятся с биографией
К. Симонова, анализируют текст стихотворения с опорой на схему анализа стихотворения, выделяют лексические и изобразительно-выразительные средства языка.
ХОД УРОКА.
1.Вступительное слово учителя.
1СЛАЙД. Звучит музыка ( тихое звучание песни «Священная война»). Говорят, когда грохочут пушки, молчат музы. Но от первого до последнего дня войны не умолкал голос поэтов. Никакие канонады и бомбежки не могли заглушить его. Никогда к голосу поэтов так чутко не прислушивались читатели, как во время Великой Отечественной войны. Иностранный журналист Александр Верт, который почти всю войну провёл в Советском Союзе, в своей книге «Россия в войне 1941-1945 гг.» писал: "Россия, пожалуй, единственная страна, где стихи читают миллионы людей, и таких поэтов, как Симонов и Сурков, читал во время войны буквально каждый". Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о поэзии Вов.
Казалось бы, задача людей в военное страшное время - выстоять, выжить и победить, а не писать стихи, романы, пьесы. НО именно в это тяжёлое время литературе придавали большое значение. События Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того периода. В произведениях военных лет, конечно, был запечатлён подвиг народа. Во время войны художники слова не только создавали новые произведения. На фронт ушли более 1000 писателей и поэтов, из них более 400 не вернулось.
Сегодня на уроке мы познакомимся с поэтом, у которого в судьбе "совпало - война, беда, мечта и юность". Это Константин Михайлович Симонов.(1915-19789).
2 СЛАЙД (биография и фото К.М.СИМОНОВА)
2. Выступления учащихся
- К.М. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. В автобиографии он вспоминал: "Детство и юность прожил в Рязани и Саратове. Отец (отчим) был военным, и многие мои воспоминания той поры связаны с жизнью и бытом военных городков и командирских общежитий". Отчим стал будущему поэту преданным отцом, в поэме «Отец» Симонов обратился к нему со словами благодарности. Мать любила поэзию, знала наизусть стихи Пушкина и Лермонтова, Тютчева, привила любовь к поэзии и сыну.
- К.Симонов окончил семь классов, затем фабрично-заводское училище, стал токарем, учился в Литературном институте. С 1934 года стал публиковать свои стихи. К началу войны он был уже признанным поэтом и известным военным корреспондентом, прошёл Халхин-Гол. Всю войну работал корреспондентом газеты «Красная звезда», переезжал с фронта на фронт, знал войну "изнутри". Многие его стихотворения наши воины носили у себя на груди: «Жди меня, и я вернусь...», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», «Родина», «Майор привёз мальчишку на лафете...» и
3 СЛАЙД (ФРАГМЕНТЫ ВОЙНЫ).
- Учитель. Уже по названиям стихотворений можно судить, что стихи и война шли рядом. Война ворвалась в жизнь наших людей, и поэты стали военными корреспондентами на фронте. Послушайте, что пишет в своём дневнике писатель через месяц после начала трагедии.
"Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище - эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен".
Можно представить, в каком настроении был К.Симонов, когда писал стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...».
27 июля - бои под Смоленском и отступление под Житомиром.
29 июля - новоржевское направление... И - как крик: немцы перед атакующими частями гонят... женщин и детей.
3. Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»
1. Чтение стихотворения учителем.
2. Словарная работа(УСТАРЕВШИЕ СЛОВА)
кринка - глиняный удлинённый горшок для молока;
тракт - большая проезжая дорога;
погост - кладбище;
салопчик - женская одежда.
4. Беседа по прочитанному тексту с опорой на план анализа.
- Сколько частей в стихотворении?
(В стихотворении две части. Это легко определить по начальным строкам: "Ты помнишь...")
- К кому обращается К.Симонов?
(Скорее всего к другу, однополчанину, с которым прошёл по дорогам войны.)
Учитель. Алёша - это Алексей Сурков, тоже военный корреспондент, поэт, автор известной песни времён войны «Землянка» (обращаем внимание учащихся на портрет А.Суркова).
1ЧАСТЬ- Какая картина возникает в вашем воображении после прочтения первой части?
. Печальная картина страдания народа. Автор вспоминает о горестных днях отступления, когда в тылу врага оставались женщины, дети, старики.)
- что такое эпитеты?(Художественное,образное определение) НАЙТИ В 1ЧАСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНО. - Какие эпитеты передают настроение поэта?
("Бесконечные, злые дожди", "усталые женщины", "дорожной тоской", "со вдовьей слезою" и др.)
- Что такое Родина по мнению поэта? Какое открытие он делает для себя?
(Ответ на этот вопрос даёт поэт строками:
...всё-таки Родина -
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены...)
- Какой видится Родина поэту?
(Это "...деревни, деревни, деревни с погостами, // Как будто на них вся Россия сошлась".)
2ЧАСТЬ - Чем отличается по настроению вторая часть стихотворения?
(Появляется лейтмотив стихотворения: "Мы вас подождём". И хотя стихотворение об отступлении, звучит вера в то, что это не навсегда.)
ЧТО ТАКОЕ ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ? (ТРОП, КОТОРЫЙ НЕОДУШЕВЛЕННОМУ ПРЕДМЕТУ ПРИПИСЫВАЕТ КАЧЕСТВА ЖИВОГО СУЩЕСТВА) - Найдите олицетворения, усиливающие эту веру.самостоятельно.
("Мы вас подождём!" - говорили нам пажити. // "Мы вас подождём!" -говорили леса.)
- Чьи образы на дорогах войны запечатлела память поэта?
("...седая старуха в салопчике плисовом", "весь в белом, как на смерть одетый старик", "русская женщина".)
- Как меняется образ солдата к концу стихотворения?
(Это герой, мужественно защищающий каждую пядь земли. Он всё больше ожесточается против врага. "На наших глазах умирают товарищи, // По-русски рубаху рванув на груди".)
- Чей образ предстаёт в последней строфе?
(Это образ русской женщины. Он сливается с образом Родины. Именно на плечи женщин лягут многие тяготы войны. Они будут пахать, сеять, делать снаряды, недосыпать, недоедать, чтобы приблизить долгожданную Победу.)
- Что значит, по-вашему, любить Родину? Как поколение К.Симонова смогло доказать свою любовь к Родине?
(Громогласно заявлять о любви к Родине бессмысленно. Поколение фронтовиков доказало любовь Победой.)
4 слайд.
Учитель: Какой период войны описан в данном стих - ии?
- Начало войны - самый сложный и тяжелый период войны.
Учитель: Какую проблему открывает нам автор?
-Как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких и это еще тяжелее, чем воевать, как тяжело терять товарищей и осознавать, что по родной русской земле шагает беспощадный враг. Учитель: К чему призывает читателя автор? -Верить в победу. УЧИТЕЛЬ: Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? НА ДОСКЕ:
Тревогу
Сострадание
Радость
Страх
Восхищение Я чувствую
Горе
Боль
Тяжесть испытаний
Сочувствие
5. Заключительная часть.
Учитель. Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...» обращено и к нашей памяти. Более шестидесяти лет не горят дома от фашистских снарядов, не плачут дети, провожая отца или брата на фронт...
Весь под ногами мир земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою
Д.з: отрывок наизусть. Оценки.