Рабочая программа по русскому языку 8 класс

Рабочая программа по русскому языку для 8а, 8б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учрежден...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа № 16»

Энгельсского муниципального района Саратовской области


Рассмотрено на заседании ШМО МБОУ «СОШ № 16»

«9» сентября 2014 г.

Согласовано

Зам. директора по УВР МБОУ «СОШ №16»

___________ /Л.И.Бутерина/

«9» сентября 2014 г.

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ № 16»

__________ /Л.Н.Ахтырченко/

Приказ №__

от «12» сентября 2014 г.





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету « русский язык»

для обучающихся 8а, 8б классов

на 2014-2015 учебный год



Составитель

Антонова Ирина Васильевна,

учитель русского языка и литературы



г. Энгельс





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Кому адресована программа

Рабочая программа по русскому языку для 8а, 8б классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, авторской программы для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2008 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. - М: «Просвещение», 2012г.). Рабочая программа рассчитана на реализацию за 102 часа в год, 3 часа в неделю.

  1. Соответствие рабочей учебной программы государственным образовательным стандартам

Рабочая программа по русскому языку для 8а,8б классов составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014-2015 учебный год (приказ МОиН № 253 от 31.03.2014 г.).

  1. Потребитель образовательных услуг.

Рабочая программа предназначена для изучения русского языка в 8а,8б классах. Обучающиеся данных классов характеризуются положительным отношением к учению с ориентацией на усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний. Их учебная деятельность отличается тем, что они понимают и выполняют цели, которые ставит педагог. Рабочая программа построена на основе компетентностного подхода, преемственности образовательных программ на всех ступенях общего образования и с учетом удовлетворения запросов потребителя образовательных услуг, индивидуальных склонностей и способностей учащихся.

  1. Отличительные особенности образовательного учреждения.

Тип учреждения - Средняя общеобразовательная школа.

Цель работы на данной ступени обучения:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16» ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом их индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психических, индивидуальных и др.), образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в школе максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития ребёнка.

Исходя из модели выпускника основной школы необходимо в 8а,8б классах

своить на уровне требований государственной программы учебный материал по русскому языку;

- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, овладеть средствами коммуникации;

- достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, достаточных для организации своей познавательной, оценочной деятельности;

- овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного).

5. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Русский язык» в 8а, 8б классах имеет познавательно - практическую направленность и направлен на достижение следующих целей:

- формирование у учащихся языковой интуиции;

- приобретение и систематизация знаний о родном языке;

- овладение функциональной грамотностью;

- расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;

- овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов различных видов;

- овладение орфографией и пунктуацией;

- формирование через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, о выдающихся ученых-лингвистах;

- формирование знаний об истории языка и его месте среди других языков мира.

  1. Основные составляющие учебно-воспитательного процесса

Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).

Основная форма организации образовательного процесса по русскому языку в 8а,8б классах - классно-урочная.

Образовательные технологии, применяемые на уроках русского языка:

  • Традиционное обучение

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Игровые технологии

  • Проблемное обучение

  • Технология развития критического мышления.

  • Технология научно-исследовательской деятельности

  • Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении

  • Технология учебного проектирования.

  • Здоровьесберегающие технологии

Формы обучения:

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-практикум, уроки защиты проектов, урок-анализ контрольных работ, урок развития речи.

Методы и приёмы обучения:

  • -обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос; - опрос с помощью перфокарт;

  • - выборочная проверка упражнения;

  • - взаимопроверка;

  • - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);

  • -различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);

  • - составление учащимися авторского текста в различных жанрах

( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);

  • - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

  • -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

  • - написание сочинений;

  • -письмо под диктовку;

  • -комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

  • анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

  • лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

  • смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

  • составление плана текста;

  • пересказ текста по плану;

  • продолжение текста;

  • редактирование;

  • конспектирование;

  • -участие в диалогах различных видов;

  • аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов , установление смысловых частей текста, определение их связей);

  • создание собственных письменных текстов;

  • составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

  • составление опорных схем и таблиц;

  • работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

  • -работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.

Формы контроля:

  • -диктант ( с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, пояснительный, предупредительный)

  • -комплексный анализ текста;

  • -осложненное списывание;

  • -тест;

  • -составление сложного и простого плана к тексту;

  • -изложение текста (пробное, сжатое, выборочное);

  • -составление диалога на заданную тему;

  • -составление текста определенного стиля и типа речи;

  • - сочинения разнообразных жанров ;

  • -составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

  • -редактирование текста ( исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

  • -работа с деформированным текстом.


  1. Ожидаемые образовательные результаты.

В результате изучения русского языка в 8 классе ученик должен знать/понимать

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

  • определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

  • овладеть следующими умениями и навыками:

по пунктуации
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;

по орфографии уметь находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями; производить орфографический разбор слов;

по культуре речи соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

по связной речи: - использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами;

- пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, тексты публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи


  1. Развитие компетентностей

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в восьмом классе формируются и развиваются языковая, коммуникативная, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Языковая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно - лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала ( т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Коммуникативная компетенция (т.е. осведомлённость школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков ( в пределах программных требований); овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Общепринятыми задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения





Учебно-тематический план

п\п

Тематический блок

Количество

часов

Использова-

ние ИКТ

Использова-ние

проектной

деятельности

Использова-ние исследо-вательской

деятельности

Функции русского языка в современном мире

1


Повторение изученного в 5 - 7 классах

6

3


2

Синтаксис и пунктуация. Словочетание.

3

2


1

Синтаксис и пунктуация. Предложение

2

1

1

1

5

Главные члены предложения

7

4


3

6

Второстепенные члены предложения

7

3


2

7

Односоставные предложения

10

4


2

8

Предложения с однородными членами

11

4


3

9

Предложения с обособленными членами

15

5


2

10

Предложения с уточняющими обособленными членами

3

1



11

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

8

3


1

12

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

5

3


1

13

Повторение изученного в 8 классе

8

5



















Основное содержание тематического плана

п\п

Тематический блок

Количество часов

часы

развитие

речи

контроль

Функции русского языка в современном мире.

1



Повторение пройденного в 5 - 7 классах

Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Комплексное повторение орфографии.

Строение текста. Стили речи. Сочинение по картине В.В. Мешкова «Золотая осень в Карелии»

6

2

3

Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Культура речи

I. Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примы­кание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).

3


3

Синтаксис и пунктуация. Предложение.

I.Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.

Проект «Храм Василия Блаженного». Домашнее сочинение.

2

1

1

Главные члены предложения.

I.Повторение пройденного о подлежащем.Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.

7


2

Второстепенные члены предложения.

I.Повторение изученного о второстепенных членах предло­жения. Прямое и косвенное дополнение(ознакомление).Несогласованное определение.Приложение как разновидность опре­деления; знаки препинания при приложении. Виды обстоя­тельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.

Подробное изложение «Прощание с Пуш-киным»

7

2

2

Односоставные предложения.

I.Группы односоставных предложений. Односоставные пред­ложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, не­определенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Понятие о неполных предложениях.Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.

Изложение «На Родине Ломоносова»

10

2

3

Предложения с однородными членами.

I. Повторение изученного об однородных членах предложе­ния. Однородные члены предложения, связанные союзами (соеди­нительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однород­ных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова" при однород­ных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предло­жениях. Вариативность постановки знаков препинания.

Признаки ораторской речи. Рассказ об истории своего края. Сочинение по картине В.А.Васильева «Мокрый луг».

11

4

3

Предложения с обособленными членами.

I.Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Выделитель­ные знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.Сочинение-рассуждение «Слово-дело великое» (по Упр.290, 291).Изложение «Открытие Пристли».

15

4

7

Предложения с уточняющими обособленными членами.

I.Уточ­нение как вид обособленного члена предложения. Выделитель­ные знаки препинания при уточ­няющих членах предложения.

II.Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами

3


1

Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями.

I.Повторение изученного об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препи­нания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Вы­делительные знаки препинания при вводных словах и пред­ложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препи­нания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междо­метий.

Сочинение-рассуждение публицистичес-кого характера.

8

2

3

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь.

I.Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выдели­тельные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Кос­венная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.

5


1

Повторение изученного в 8 классе.

Словосочетание. Двусоставные и односоставные предложения. Предложения с обособленными членами. Обращение. Вводные слова. Способы передачи чужой речи. Комплексное повторение орфографии и пунктуации.

8


1



© 2010-2022