- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-кафе по творчеству С. А. Есенина 11 класс
Урок-кафе по творчеству С. А. Есенина 11 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Корчагина О.П. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
.
Урок-кафе по творчеству С.А.Есенина.
Тема урока: Обобщение и повторение материала по творчеству Есенина.
Цель: 1. Систематизировать усвоенную информацию о жизненном и творческом пути поэта.
2. Выявить собственное отношение к стихам поэта.
3. Учить творческому подходу к восприятию жизни и поэтической деятельности
Есенина.
Оборудование: Портрет писателя, фотографии, напоминающие о его жизни и творчестве,
выставка книг со стихами и поэмами автора.
Технические средства: проигрыватель и пластинки с песнями на стихи Есенина,
ноутбук для демонстрации презентации,
музыкальный центр и ДИВИДИ плеер.
Класс оборудован как зал уютного кафе. Столики украшены маленькими букетиками цветов. На столиках кофейные чашечки с ароматным кофе. На импровизированной сцене у доски ведущие, они помогают вести урок.
Ребята - ученики и гости размещаются за столиками, загорается свет на « сцене», начинается урок.
Ход урока - кафе.
-
Слово учителя.
Дорогие ребята, уважаемые гости, я приветствую вас в нашем кафе и надеюсь, что урок вам понравится, многим пойдёт на пользу. Сегодня мы ещё раз соприкоснёмся с творчеством одного из представителей серебряного века нашей русской поэзии
Сергея Александровича Есенина. Это личность не только незаурядная, но и обладающая огромным потенциалом, заряжающим миллионы читателей любовью к России, нашей Родине и великому русскому народу.
Наш разговор будет сопровождаться презентацией, которую подготовили для вас наши ученики. ( Начинаются слайды презентации)
Разрешите предоставить слово нашим ведущим.
-
1-й ведущий: Сергей Александрович Есенин Родился в селе Константиново, Рязанской губернии в крестьянской семье. Отец его - Александр Никитич Есенин, а мать - Татьяна Фёдоровна. В 1904 году, когда будущему поэту исполнилось 9 лет он пошёл учиться в Константиновское земское училище, потом продолжил учёбу в закрытой церковно- учительской школе.
Осенью 1912 года прибыл в Москву и начал работать в книжном магазине, а затем в
типографии И.Д. Сытина.
-
В 1913 году поступил на историко - философский факультет Московского городского народного университета имени Шанявского. Работал в типографии, часто общался с поэтами московского кружка имени Сурикова.
2- ведущий. Через год у Есенина родился сын Юрий ( Георгий) от Анны Романовны
Изрядновой. ( брак не был зарегистрирован) . Есть документы, что сына
Есенина расстреляли в 1937 году.
В 1914 году были опубликованы первые стихи Есенина, принесшие ему
известность. В это время он дружит с другим поэтом - Николаем Клюевым.
Это была дружба - соперничество. Они часто выступали вместе, в том числе
перед императрицей и её дочерьми в Царском Селе.
3- ведущий. В 1917- 1921 годы Есенин состоял в браке с актрисой Зинаидой
Николаевной Райх. От этого брака родилась дочь Татьяна и сын Константин - впоследствии футбольный журналист. А от переводчицы Надежды Вольпин у Есенина был сын Александр, родившийся в 1924 году, ставший известным математиком.
Осенью 1921 года в мастерской художника Г.Б. Якулова Есенин познакомился с танцовщицей Айседорой Дункан, на которой он через полгода женился. После свадьбы Есенин с Дункан ездили в Европу и США, где он находился до 1923года. После возвращения из-за границы их брак вскоре распался.
1-Ведущий. Поэтический дар Есенина не затмевали никакие личные невзгоды и потери. За свою короткую жизнь ему удалось сочинить и опубликовать очень много поэтических шедевров.
Его часто называли певцом русской природы. Любовь к природе рождалась из доброго чувства поэта к родной земле, к человеку. Действительно, Есенин воспринимает природу не как нечто отдельное от людей, а как настоящее, живущее одной жизнью с нами.
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой…
1-Ведущий. А сколько любви и человеческого тепла отдаёт он теме о животных, это целый цикл в его творчестве. Вспомним хотя бы стихотворение, посвящённое собаке « Песнь о собаке», где автор рассказывает о редкостных материнских чувствах:
Покатились глаза собачьи
Золотыми звёздами в снег…
А мы сейчас послушаем стихи разные по тематике, написанные в разные периоды творчества.
Каждый из нас воспринимает и чувствует стихи Есенина по-разному. И первым вы услышите стихотворение « Выткался на озере алый свет зари…», написанное в 1910 году.
Следующее стихотворение принадлежит совершенно к иному этапу творчества поэта. Это цикл стихов из сборника « Персидские мотивы». Стихотворение называется « Шаганэ, ты моя Шаганэ…» 1924 год.
И ещё одно произведение, ставшее ступенькой к следующему этапу нашего урока - это стихотворение носит трагический характер, оно называется « Хороша была Танюша...»
Кстати, это стихотворение, как многие другие, стало красивой лирической минорной песней. Мы послушаем её в исполнении ансамбля « Ариэль».
2-Ведущий. А вот следующую песню мы исполним сами, это песня на стихи Есенина « Отговорила роща золотая».
Учитель . Ребята, вы заметили насколько близки темы стихов и песен на стихи Есенина вам, младшему поколению, эти же песни слушали ваши родители. И это здорово, ведь именно так достигается взаимопонимание и разрушается проблема отцов и детей.
3-Ведущий. В последний год жизни Есенин закончил и опубликовал поэму « Анна Снегина». Она стала лебединой песней его творчества.
Я думаю:
Как прекрасна
Земля
И на ней человек…
Эти ключевые строки не только в поэме, но и во всём творчестве Есенина.
В детские годы поэт мечтал: «… буду я известным и богатым, и будет памятник стоять в Рязани мне.»
Памятник ему поставлен - и не только в Рязани. Русский поэт Сергей Есенин известен всему миру.
И он богат - беспредельно. Он богат народной любовью - искренней, глубокой.
Слово учителя: Закончился наш урок, но никогда не закончится тяга к изучению творчества этого любимого народом человека - поэта. Я думаю, что и вы не ограничитесь рамками урока, а будете и дальше продвигаться в изучении стихов Есенина.
Домашнее задание.
Вам,ребята, необходимо вспомнить самое лучшее стихотворение Сергея Есенина и сделать его анализ с точки зрения художественных средств, которые он использует в данном стихотворении.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. Дмитриевка»
УРОК-КАФЕ ПО ТВОРЧЕСТВУ
С.А.ЕСЕНИНА.
В 11 КЛАССЕ.
АВТОР: КОРЧАГИНА ОЛЬГА ПЕТРОВНА,
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ.
2011-2012 уч.год.