Урок по русскому языку 6 класса на тему Главные и второстепенные члены предлоджения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока русского языка

Дата 12.01.2016.

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Ценность: любовь

Качества: терпимость ,умение прощать, забота

Тип урока: урок совершенствование знаний ,умений и

навыков

Форма работы: индивидуальная , фронтальная

Педагог : Ишангалиева З.Ж. Класс:6 «А»

Цель: изучить главные и второстепенные члены предложения

Задачи :

-обучающая: обобщить знания учащихся о главных и второстепенных членах предложения.

-развивающая: способствовать развитию логического мышления, памяти, наблюдательности,

- воспитательная : обеспечить условия для воспитания

и любви к русскому языку

Оборудование для учителя: учебник, экран, презентация.

8. Оборудование для учащихся: учебник, карточки, экран,

Ход урока :

1 Орг.момент . 5 Д (дисциплина ,долг , доброта, дружба , доверие)

2. Позитивный настрой «Мы бабочки»

Учитель: Порхание бабочки»

Закройте глаза. Представьте себе прекрасный летний день. Вы находитесь на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы - легкие бабочки с большими красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие - это крылья бабочки. И тело ваше тоже стало легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. Сделайте вдох и выдох. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки.... Вам хорошо и приятно. Но вот пришла пора возвращаться в класс. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Раз ,два ,три , посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу. Ведь жизнь прекрасна.

Музыкальное сопровождение

«Классическая музыка»

3.Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос:

  1. Что такое подлежащее и сказуемое?

  2. Какие члены предложений относятся к второстепенным?

4.Позитивное высказывание: Величайшее богатство народа - его язык!

Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.

М. А. Шолохов.

Цитата. Запись в тетради.

5.Рассказывание истории и беседа (подарок учителя) Один человек ходил по округе, проклиная священника и распространяя о нём по всему приходу лживые, злобные слухи. В один прекрасный день он почувствовал раскаяние и, придя к священнику, попросил у него прощения. Он сказал, что готов на всё, чтобы загладить свой грех. Священник сказал ему, чтобы он взял у себя дома подушку, распорол ёё и выпустил перья на ветер. Просьба была довольно странной, но выполнить её не составило труда. Сделав, как ему было сказано, он вернулся и доложил об этом священнику.

- А теперь, - сказал священник, - иди и собери все перья. Хотя раскаяние твоё, как и желание исправить причинённое зло, искренне, но возместить ущерб, причинённый твоими словами, так же невозможно, как собрать пущенные по ветру перья.

Учитель: О чем говорится в этой притче? Чему научила вас эта притча ?(Слова больно ранят, не надо делать плохих поступков другим людям ,клеветать .Ваши слова которые обидели другого человека ,не возместить ни чем. )

Раскрытие притчи. Беседа.

Учитель: -Что вы знаете о главных и второстепенных членах предложения?

Главные члены предложения - это подлежащее и сказуемое.

Подлежащее - главный член предложения, что означает действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? что? Подлежащее всегда связан со сказуемым и чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже (на землю посмотрели тихие зори (М. Коцюбинский)), реже - глаголом в неопределенной форме или числительным (Только бороться - значит жить! (И. Франко). «Три» в дневнике выглядит не очень симпатично).

Сказуемое - главный член предложения, который характеризует подлежащее за действием, состоянием или признаком и отвечает на вопрос что делает подлежащее? что с ним происходит? какой он? кто он такой? что он такое? Сказуемое всегда связан с подлежащим. Он чаще всего выражается глаголом (Лес дремал в утренней тишине), реже - прилагательным или существительным (Верный друг - то дорогое сокровище (Нар. тв.)).

Второстепенные члены предложения - это приложения, определение, обстоятельства. Они объясняют или уточняют главные члены предложения и зависят от них.

Приложение - второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие или состояние, и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? Чего? Кому? Почему? Кого? Что? Кем? Чем? На ком? На чем?). Дополнения чаще выражаются существительными или местоимениями, а также всеми другими частями речи в значении существительного (Стали есть кашу. Съели все, что было в буфете).

Определение - второстепенный член предложения, что указывает на различные признаки предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который? (Во всех родовых, числовых и падежных формах) и сколько? (Только в косвенных падежах). Определение чаще всего выражается прилагательным, местоимением, числительным, реже - существительным (Гнездо змеи, русалок волосы писал на стекле мороз-поэт (В. Свидзинский)).

Обстоятельство - второстепенный член предложения, который выражает различные признаки действия или иного признака (место, время, причину, цель, способ, условие) и отвечает на вопрос где? когда? почему? с какой целью? как? и др.. Обстоятельства зачастую выражаются наречиями или существительными с предлогами (Утром (когда?) Шли (как?) Бодро, быстро, легко: ветер дул (как?) Сбоку, а не против (Гр. Тютюнник)).

Просмотр слайдов :

Урок по русскому языку 6 класса на тему Главные и второстепенные члены предлоджения

Учитель :На доске записаны предложения:

Задание 1.Листья летят.

Листья пожелтевшие по ветру летят (А. Толстой).

- Запишите предложения. Сравните их.

Предложения, в которых есть только главные члены, называются нераспространенными. (Солнце светит. Собака лает.)

Предложения, которые кроме главных членов имеют хотя бы один второстепенный член, называются распространенными. (Ласково светит весеннее солнце. Громко лает собака.)

Актуализация опорных знаний.

Задание 2.На доске записаны пословицы. Учитель предлагает прочитать пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Затем найти главные и второстепенные члены предложений.

Без ….не выловишь и из пруда.

Что ….то и пожнешь

…сломя голову.

Старый друг лучше …двух.

Задание 3. Найти главные и второстепенные члены предложения. Выяснить чем они выражены?

1) Саша и Ваня возвращались из школы домой. 2) Шли они зимой через лес. 3) Кругом снег.4) А под снегом хрустят и шуршат сухие листья и хвоя.

Итог урока.

- Какие бывают предложения?

- Какую роль выполняют второстепенные члены предложения?

-Какую роль выполняют главные члены предложения?

Учащиеся отвечают.

Домашнее задание: Упражнение 95, правило на с. 44.

Оценивание:



© 2010-2022