Статья Активные формы работы на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Стреляева Г.Н.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ лицей №4 г. Россоши

«Учитесь выражать себя» (активные формы работы на уроках русского языка)

Слово является не только средством мышления и общения, но и своеобразным символом, который способен вызвать в сознании человека всевозможные эмоции и красочные картины. Но оно проявляет себя только в кругу других слов. Следовательно, способом выражения слова является текст. Поэтому многоплановый анализ имеющихся текстов и составление собственных считаю очень важной работой.

Ни для кого не секрет, что чтение уходит из жизни подростка, поэтому воспринимать текстовую информацию для многих ребят становится делом достаточно сложным, а прикладывать интеллектуальные усилия для понимания написанного кому-то лень, а кто-то просто не способен этого сделать. Непонимание же текста приводит к тому, что человек перестаёт читать. Учителю-словеснику обучать учащихся пониманию текста необходимо на протяжении всего периода обучения в школе. А когда ребята научатся вдумчиво читать и оценивать чужие мысли, они смогут создавать свои, достойные внимания. Это необходимо, ведь сегодняшним школьникам нужно войти в окружающую их среду людьми грамотными, умеющими точно, правильно и красиво выражать свои мысли, оценивать чужие высказывания, убедительно доказывать свою точку зрения (как устно, так и письменно), чтобы установить прочные связи с тем миром, в котором они живут, войти в него на правах полноценного, интеллектуально развитого человека. Следовательно, мы, учителя, должны помочь нашим учащимся овладеть умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, ведь именно к этому призывает нас новый государственный образовательный стандарт.

Понимать других и говорить так, чтоб тебя понимали - это искусство, которому необходимо учить. Процесс этот длительный и нелёгкий, но необходимый. С чем сравнимо создание текста? Пусть попробуют наши ученики ответить на этот вопрос, поразмышлять над важностью этого творческого труда. Один из примеров можно им предложить.

Ещё не видно лица на портрете.

Ни рук на нём, ни одежды нет.

Как воплощается замысел в цвете?

Как возникает портрет?

Постепенно чистое полотно превращается в произведение искусства. Это же происходит, когда создаёт своё творение мастер слова. Этому искусству должны учиться и наши учащиеся [3, с. 245].

Очень важны, на мой взгляд, ситуативно -тематические упражнения, позволяющие имитировать реальные условия общения. Например, ученику сообщается, что его родителей пригласили на встречу выпускников того института, в котором они учились. Как им поступить с тобой, ведь они не решаются оставить тебя дома одного. Попробуй убедить родителей в том, что им не стоит беспокоиться, ты можешь побыть это время один. Не сразу учеником будет составлен текст яркий, убедительный, но он будет стремиться к этому, ведь защищать приходится свои права. Можно использовать любую подобную ситуацию, но надо помнить, что она должна быть понятна и близка учащемуся, тогда и интерес к поставленной проблеме у него непременно будет.

Однако упражнения ситуативного характера более эффективны при обучении устной речи. А как быть с письменной?

Мы, учителя - словесники, очень часто сталкиваемся с такой проблемой, как нежелание и неумение писать сочинение. Работа эта превращается для ученика в наказание, и он уже не «создаёт» текст, а списывает чужой или пишет что - нибудь, лишь бы отписаться. Учить ребят создавать собственные тексты (в том числе и миниатюры)необходимо регулярно, а не только на уроках развития речи.

Важно, чтобы ребёнок учился анализировать чужие тексты, разобрался в их типах, в стилях, увидел используемые автором образные средства языка. Когда это станет ребёнку понятно и доступно, он без особого труда создаст и свой текст.

В 5 - 6 классах нам нередко приходится описывать картины. Не всем этот вид работы по силам. Подробное описание всего, что изображено на картине, могут сделать самостоятельно не все учащиеся. Во время подготовки к сочинению можно дать ребятам задание описать определённый «кусочек» картины. Например, описываем известное полотно Ф.П.Решетникова «Опять двойка». Ребята выбирают свой «кусочек» картины. Одни описывают главного героя, другие - маму, кто - то - сестру, кто - то - младшего брата, кому - то захотелось описать собаку. Нашлись и те, кто захотел описать комнату. Потом ребята зачитывают свои зарисовки. У кого - то получились очень хорошие работы, чьи - то пришлось корректировать. Затем выбираем самые лучшие предложения и составляем общее сочинение. Довольны все, ведь каждый внёс свой вклад в одну творческую работу. Сложно бывает ребятам анализировать чужие тексты, ведь им хочется, чтобы выбрали их предложения. Но постепенно учащиеся привыкают к тому, что они честно выбрали лучшее, а это способствовало созданию точного и красивого текста. Начинают испытывать гордость оттого, что «отстояли» достойные предложения. Критически оценивать чужие мысли, не обижая, а убеждая одноклассника сложно, но необходимо.

Учащиеся средних классовнередко анализируют тексты разных стилей. Говоря об их особенностях, можно дать несколько текстов различных стилей о каком - либо природном явлении, например, о ветре. Какой из них наиболее привлечёт внимание учащихся? Конечно, особый интерес вызовут тексты художественного стиля,яркие, выразительные, красивые. Предложим ребятам текст такого характера: «По ночам Петербург продувает весна. Ветер речной, ветер садовый, ветер каменный сталкиваются, взвихриваются и, соединившись в могучем напоре, несутся в пустых желобах улиц, разбивают в ночном звоне стёкла чердаков, вздымают бессильные сырые рукава белья, сохнущего между стропил, бросаются грудью оземь, взвиваются вновь и уносятся…». Ребята при анализе текста отмечают его красочность, выразительность, эмоциональность. В других стилях речи мы этого не наблюдаем. Выясняем, что же делает текст таким, проанализировав лексико - грамматические, стилистические особенности, образные средства языка. И только после глубокого анализа данного текста можно дать учащимся задание составить художественный текст на выбранную ими тему, помня о том, что точное и выразительное слово делает не только красивой нашу речь, но и нас самих, воспитывая эстетический вкус [2, с.87].

При подготовке к написанию изложения «Сила песни» в 9 классе выясняем, что же способствовало возникновению желания запеть песню? (Красота заката.) Предлагаю ребятам вспомнить, какие картины, наблюдаемые из окна машины, автобуса, поезда, всколыхнули их чувства, заставили испытать волнение,восхищение или какое-то иное чувство. Ответы ребят были достаточно интересны, выразительны, красочны. Например, одна девочка описала небольшое лесное озеро с холодновато-серой водой, по которому плавал очаровательный одинокий лебедь. Увидела она это из окна поезда. У другой ученицы получилась прекрасная словесная картина, изображающая двух поразительно статных лошадей, которые не просто паслись, а щипали травку, нежно склонив друг к другу головы.Девочку поразила красота и грациозность животных, которых она ранее видела лишь иногда, да и особо не присматривалась к ним. Таким образом, дети не только поделились увиденным, но и нашли подходящие слова для передачи пережитых чувств.

Не менее важно учить ребят созданию текстов - рассуждений, ведь именно такой вид сочинений на выпускном экзамене в 9 классе. Повторяя числительные, от числительного «один» подходим к слову «одиночество». Что означает это слово? Отчего бывает одиноко? А ведь бывает! И не только тем, кто действительно остался один, потеряв близких и родных людей, но и тем, с кем рядом всегда кто - то есть. Почему так бывает? Случалось ли подобное с вами? Создаём миниатюру - ответ на поставленный вопрос. Учащиеся и анализируют свои ситуации, и размышляют над серьёзной проблемой нашего времени, проводят параллель между жизнью общества и частной жизнью отдельного человека. А ,может, даже предложат выход из сложившейся ситуации?

Мы часто говорим и пишем о будущей профессии, но некоторые ещё не определились, не знают, кем быть. Может быть, им лучше порассуждать об их возрасте, написав, например, сочинение на тему: «15! Это много или мало?» Это ближе нашим ребятам, ведь опираются они в размышлениях на свой жизненный опыт. Безусловно, эти работы не заменяют сочинений на лингвистическую тему, которые им предстоит писать на выпускном экзамене в 9 классе, а дополняют их, развивая умение высказывать и доказывать своё мнение.

Работа на уроке всегда напряжённая, требующая внимания, сосредоточенности. Отвлекаться и отдыхать некогда. А ведь отдых порой необходим, не зря Пифагор говорил: чтобы во время научных трудов в голову пришла ценная мысль, нужно сделать паузу. Интересным и полезным приёмом является использование на уроке смехопауз. Ребята рассказывают интересные смешные истории, которые не просто дают возможность непродолжительно отдохнуть, а задают высокий эмоциональный настрой, заполняют учебную паузу работой над развитием связной речи, обогащением лексикона. Но смешная история станет смешной и полезной в том случае, если изложить её умело, образно, логично. Задание подготовить смехопаузу учащиеся получают заранее, чтобы обдумать её. А берутся за такую работу они с большим желанием, ведь эти истории напоминают анекдоты, к которым у ребят в этом возрасте есть интерес. Учитель же помогает сделать рассказ умным и смешным, а не пошлым. Следовательно, смехопауза выполняет и обучающую, и воспитывающую роль.

Продолжить работу по созданию текстов юмористического характера мы можем и в старших классах. Предлагаем разобраться, почему им интересны анекдоты, каламбуры, как достигается комический эффект. Выясняем, что изменяется восприятие информации, скучная теория предстаёт в новом свете. Исследователи рассматривают языковую игру как осознанное нарушение нормы. Например, объясняем двусмысленность фразы: «Онегин вряд ли уехал бы за границу, если бы Ленский не послал ему вызов…» Предлагаем учащимся найти или придумать самостоятельно фразы, в которых контекстом не устранена многозначность слов.

Французский писатель В. Гюго когда - то сказал: «Наука - это мы, искусство - это я». Конечно, нельзя утверждать, что творение научной мысли безличностно, но словесность, безусловно, личностна, индивидуальна. Учитель же должен относиться к этому процессу серьёзно, понимая «авторов» и поддерживая их творческую инициативу.


  1. Аксенов М.Д. Знаем ли мы русский язык? Книга первая / М.Д.Аксенов - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2012 - 255 с.

  2. Давоян О.Н. Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. Педагогика: традиции и инновации: материалы III Международной научной конференции / О.Н. Давоян - Челябинск: два комсомольца, 2012 - 172 с.

  3. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в русский язык. Учебное пособие. 10-11 класс / Е.В.Любичева, Л.И.Болдырева - СПб.: САГА, Азбука - классика, 2005. - 368 с.

© 2010-2022