Конспект урока по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Конспект урока-беседы по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Изображение поместного дворянства в поэме «Мёртвые души» в 10 классе. Тема урока: «Человек «…так себе, ни то ни се…». Цель урока - проанализировать образ помещика Манилова. В конспекте представлена основная структура урока. Урок разложен на основные составляющие: мотивация, целеполагание, анализирующее наблюдение, концептуальное осмысление, домашнее задание. Используются такие приемы, как беседа, работа с текстом, запись в тетради, ра...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока-беседы по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Изображение поместного дворянства в поэме «Мертвые души».

(10 класс)


ТЕМА: (ребята формулируют в конце урока) , учитель может предложить: «Человек «…так себе, ни то ни се…».

Цель: проанализировать образ помещика Манилова.

Задачи:

  1. выявить приемы описания характера помещика, внутреннюю логику создания образа;

  2. обучить умению определять принципы типизации социальных явлений;

  3. раскрывать значение авторского присутствия, воззрений писателя;

  4. приобщить учащихся к исследовательской работе.

Оборудование: рисунки А. Агина «Чичиков и Манилов», П. Боклевского «Манилов».

Литературоведческая концепция.

Дорога в Маниловку - это дорога в никуда. Много верст проехал Чичиков, прежде чем добраться до деревни и увидел господский дом. Здесь было безжизненно и царила полная бесхозяйственность: дом стоял на юру, открытый всем ветрам, на горе были разбросаны по-английски две-три клумбы, пруд был весь подернут зеленью. Бездеятельность хозяина одновременно совмещалась с сентиментальностью. Беседка с плоским зеленым куполом и голубыми колоннами называлась «Храм уединенного размышления». Хозяин обратился к Чичикову со словами нарочитого искусственно-книжного радушия: «чересчур было передано сахару», в приемах «было что-то заискивающее расположения и знакомства». Жизнь в доме и во всем имении как будто остановилась: в книжке так и осталась закладка на 14 странице, два кресла были не готовы и обтянуты рогожей. Хозяин с женой общались между собой приторно-сентиментально: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Выражается Манилов крайне изысканно и по-книжному: «Уж такое, право, доставили наслаждение, майский день, именины сердца…». Каждый человек у Манилова добрый, обходительный, милый, приятный, умный, образованный, начитанный и достойнейший, но не потому, что так оно есть на самом деле, а потому, что в людях Манилов ничего не понимает. Имена детей Манилова - Алкид и Фемистоклюс - явно отдают языческим античным прошлым, стародавними временами до рождества Христова.

Рисуя характер Манилова, автор, признается Гоголь, находится в большом затруднении. Писатель дает ключ к пониманию Манилова и любого другого персонажа: «Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно…и портрет готов; но вот все эти господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собою, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».

Манилов принадлежит к таким людям, о которых говорят: «Люди так себе, ни то ни се; ни в городе Богдан ни в селе Селифан…». Все, что остается от общения с ним, - смертельная скука. «От него, - пишет Гоголь, - не дождешься никакого живого или хоть заносчивого слова, какое можешь услышать почти от всякого, если коснешься задирающего его предмета. У всякого есть свой задор…, у всякого есть свое, но у Манилова ничего не было».

Встреча с Маниловым происходит уже в первой главе. Неоднократное описание глаз, улыбки, «приятности лица»; «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; «он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами; во время мечтания глаза его делались чрезвычайно сладкими, и лицо принимало самое довольное выражение…»

Преобладающий оттенок в описание героя - тема сахара и сладости, который превращается в назойливый мотив, сопутствующий Манилову почти неотступно. Преследуя приторно «сладкими» сравнениями улыбку Манилова, его голос, фразы, автор добивается того, что у читателя появляется чувство, близкое к физическому отвращению.

Приятнейшая маниловская улыбка для всех - это признак глубокого равнодушия ко всему окружающему. Такие люди лишены способности испытывать гнев, скорбь, глубокую человеческую радость. Это подтверждается прямой авторской характеристикой: «В первую минуту разговора с ним, не можешь не сказать: какой приятный и добрый человек! В следующую за тем минуту ничего не скажешь, а третью скажешь: «Черт знает что такое!» - и отойдешь дальше; а если же не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную».

Составной частью гоголевского портретного рисунка, связывающего внешность героя с духовным обликом в одно целое, являются также позы, жесты, движения, мимика, одежда. Именно с их помощью писатель усиливает комическую окраску образов, раскрывая через индивидуальные черты героя подлинную социальную сущность.

Особенно выразителен в этом плане Манилов, жесты которого свидетельствуют об умственном бессилии, неспособность постигнуть то, что выходит за пределы его убогого мирка.

Речь отличается особой тонкостью. «Магнетизм души; именины сердца; храм уединенного размышления; это кресло у меня уже ассигновано для гостя, - так говорит Манилов, человек, от которого не дождешься никакого…слова». Привычка жить за счет крепостных развила в его характере черты апатии и лени, убила всякую способность к мышлению и полезной деятельности.

Гоголевская насмешка подстерегает его всюду. Каждая подробность обстановки разоблачает своего хозяина, каждый шаг оборачивается против него. Особенно беспощаден Гоголь к разного рода претензиям своего «героя». Каждой из них он дает развернуться во всей красе, чтобы затем одним точным движением разбить вдребезги. Так Манилов фантазирует, например, о строительстве мостов и замков - и автор указывает на два кресла, которые фантазер за восемь лет не удосужился обшить.

В осуждении, высмеивании отрицательного оказывается важнейшая особенность сатиры Гоголя. Это больше, чем насмешка - это беспощадный суд, который вершится писателем.

Главная социально-психологическая черта - желание всем и всегда нравиться: обходительность и учтивость - его «гербовая печать».

Манилов - спокойный наблюдатель всего происходящего; казнокрады, взяточники, воры - все для него «препочтеннейшие» люди. Манилов - человек неопределенный, в нем нет живых человеческих желаний. Это мертвая душа, человек «так себе, ни то ни се».

Манилов способен только мечтать, но мечты его мертвые, они никогда не осуществляются и, главное, никуда не ведут. Хорошо было бы, пустопорожно фантазировал Манилов, «от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…», а потом после отъезда Чичикова, посетили его голову другие мысли: «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву…». Здесь опят Гоголь играет антитезой «живой - мертвый». В применении к Манилову она означает, что, хотя этот помещик не причинил никому зла, но и «пользы тоже не принес никакой» и никому. В нем нет ничего - ни отрицательного, ни положительного. Его душа совершенно умерла и не может производить ни плохого, ни хорошего. Поэтому в Манилове нечему возрождаться. Творческая бездеятельность души свидетельствует о его полной духовной смерти. Но личной вины Манилова тут мало: он не наделен умом и способностями. Оттого из описаний Гоголя исключены резкие, обличающие его эпитеты и выбран почти бесстрастный тон наблюдателя.

Да, и маниловщина - явление социальное, особый психологический тип личности, который присущ очень многим и зачастую знаменует собой полную неприглядность человека к активной деятельности. Поэтому писатель настойчиво предостерегает читателя от возможности трагического разрыва между мечтой и действительностью.

СТРУКТУРА УРОКА

В сопоставлении тонких и толстых открывается обнищание человеческой души. Автору достаточно одной черты, чтобы обрисовать человеческую судьбу, так как вся жизнь у одних сводится к приобретению, у других - к мотовству.

«Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно…и портрет готов; но вот все эти господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собой, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».



Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Мотивация.

Целеполагание

Анализирующее наблюдение.

Концептуальное осмысление

Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Конспект урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

Первое впечатлении о Манилове

Особенности внешности

Жизненные цели

Отношение к дому,

к хозяйству

Отношение к окружающим

Любимые занятия


Особенности манеры поведения и речи



Ход урока.

Приемы.

Мотивация.

Слово учителя.

Одной из особенностей таланта Гоголя является та «страсть узнать все», то «желание познать человека», которое заставляет его искать людей всех сословий и подмечать что-нибудь интересное у каждого» об этом мы узнаем из письма Н.В. Гоголя к В.А. Жуковскому.

Умение «ловить душу человека» было подлинным открытием писателя, открытием необычайно ценным для дальнейшего развития критического реализма, который искал принципиально новые средства художественной выразительности, нежели романтизм с его пристрастием к фигурам исключительным.

Целеполагание.

Слово учителя.

Итак, цель сегодняшнего урока - проанализировать образ помещика Манилова.

Анализирующее наблюдение.

Слово учителя:

В поэме «Мертвые души Н.В.Гоголь написал: «Гораздо легче изображать характеры большого размера: там просто бросай краски со всей руки на полотно…и портрет готов; но вот все эти господа, которых много на свете, которые с вида очень похожи между собой, а между тем, как приглядишься, увидишь много самых неуловимых особенностей, - эти господа страшно трудны для портретов».

Беседа:

Ребята, скажите, пожалуйста, когда происходит первая встреча с Маниловым?

Работа с текстом:

Давайте с вами посмотрим, как создается портрет помещика. Для этого каждая группа получит задание, которое вы сможете выполнить опираясь на текст произведения.


  1. первое впечатление о герое;

  2. особенности внешности;

  3. особенности манеры поведения и речи;

  4. отношение к дому, к хозяйству

  5. отношение к окружающим;

  6. любимые занятия;

  7. жизненные цели.

Запись в тетради:

Откройте, пожалуйста, разворот тетради: сейчас мы составим таблицу, в которую запишем цитаты из текста и ваши наблюдения. А заполнять мы ее будем в ходе обсуждения.


Критерий

Манилов

Ноздрев

Коробочка

Собакевич

Плюшкин

первое впечатление о герое


особенности внешности


особенности манеры поведения и речи


отношение

к дому,

к хозяйству


отношение к окружающим


любимые занятия


жизненные цели


В описание портрета Манилова есть емкая фраза: «…явя в лице своем выражение не только сладкое, но даже приторное…»

  1. Какая деталь в описании героя является преобладающей? Какой смысл вложил в нее автор?

Работа со смежными видами искусства:

Обратите, пожалуйста, внимание на рисунки с изображением Манилова: А. Агина «Чичиков и Манилов», П.Боклевского «Манилов»

  1. Кто из художников, по вашему мнению, смог наиболее точно приблизиться к персонажу, описанному Гоголем?

  2. Какими словами из текста можно озаглавить каждый из рисунков?

Запись в тетради:

Запишите, пожалуйста, в тетради автора работы, название и то заглавие, которое вы определили для себя.

Концептуальное осмысление

Беседа:

Мы с вами увидели с помощью каких деталей и зарисовок писатель раскрывает сущность Манилова, как его характеризует.

  1. Какова нравственная позиция автора по отношению к Манилову?

  2. К каким выводам автор приводит читателей?

  3. Можно ли говорить о маниловщине вообще?

Домашнее задание

Ребята, дома, пожалуйста, проанализируйте образы помещиков Ноздрева, Коробочки и Собакевича и заполните таблицу.


© 2010-2022