«ВРЕМЯ ГЛАГОЛА» 5 КЛАСС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «ВРЕМЯ ГЛАГОЛА».

I.Организационный момент.

Добрый день, ребята!

Давайте познакомимся. Меня зовут Елена Михайловна. Я надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня на занятие к нам пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь, посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей», как пел Крошка Енот, и начнём работу.

Ножки на месте, ручки на месте, локотки у края, спинка прямая.

Итак, начинается урок!

II. Актуализация знаний о глаголе.

Неожиданно стук в дверь. Двери открываются, и входит ПЕЧКИН.

- Здравствуйте!

- Добрый день, а кто это к нам пожаловал?

- Я - почтальон Печкин, принес вам с утречка свежайшую газету.

- Спасибо, конечно, товарищ Печкин, но ….

- извините, меня, простите, но я к вам заглянул не просто так: мне сказали, что здесь сегодня собрались умные детишки. Может быть вы мне поможете …. Я тут в сегодняшней газете прочитал одну статью, называется интервью, но ничего не разобрал…

- Ну, что, ребята, поможем. Хорошо. Давайте, что у вас там.


  1. Интервью одной части речи.

Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и известную всем частицу.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

на "десятку" знали.

На письме и в разговоре

Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду-

Всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады.

И хлеб в полях растёт.

- О какой части речи идет разговор?

- Конечно же - это знакомый незнакомец Глагол.

- Почему я так сказала? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)

- Ну, что товарищ Печкин теперь вам все ясно?

- Глагол, как интересно.

- Хорошо, присаживайся и слушай нас внимательно.

2.Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Для сегодняшней нашей работы мы разделились на 4 группы.

Сейчас в группах вы выполните тест «5». Где вы будете выражать свое согласие либо несогласие знаками + или -.

О своей готовности вы объявите с помощью колокольчиков.

Тест «5».

1. Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будут делать? называется глаголом. +

2. Не с глаголами пишется слитно. -

3. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать?, что сделать? +

4. Глаголы в неопределенной форме имеют нулевое окончание. -

5. Глаголы бывают только совершенного вида. -

6. Глаголы изменяются по временам, числам, лицам, родам. +

7. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. +

Ребята, пока вы выполняли тест «5», я пролистала газетку Почтальона Печкина и столкнулась с интересным стихотворением. Хотите я вас с ним познакомлю.

Была я малышкой,

Играла с пустышкой.

Гуляла с братишкой

И с няней-мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала,

Я скоро узнала,

Что взрослою стала

И детство мое

Навсегда потеряла.


Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей,
кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за них убираю,

Мету, отмываю,

Кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу,

Так мчится мое НАСТОЯЩЕЕ,

Нисколько меня не щадящее.

В понедельник или в среду

Все я брошу и уеду,

Я оставлю их одних,
безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю я города.

Я отправлюсь в южный порт,
На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить,

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест.

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним,

К безобразникам моим.

- найдите и подчеркните глаголы, как члены предложения

- скажите, а как вы определили, что это глаголы? (обозначают действия, отвечают на вопросы: …….)

- скажите, все ли глаголы в данном стихотворении имею один и тот же вопрос?

- какие глаголы отвечают на вопрос: ЧТО СДЕЛАЛА? ЧТО ДЕЛАЮ? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЮ? ЧТО СДЕЛАЕТ?

ТАКИМ ОБРАЗОМ, стихотворение можно разделить на 3 части, в котором показаны прошлое, настоящее, будущее время, что нам доказывает о наличии времени глаголов.

Таким образом, тема нашего урока Время глагола:

ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ

Уже произошло

Происходит сейчас

Будет происходить

Что делала?

Что сделала?

Что делаю?

Что сделаю?

Что буду делать?

Работала

Работает

Будет работать

Настоящее время: действие совпадает с моментом речи ( что делаешь?)

Прошедшее время: действие происходило до момента речи ( что делал?)

Будущее время: действие будет совершаться или совершится после момента речи (что буду делать?)

III. Первичное закрепление.

Для того чтобы закрепить знания, выполним задания по группам:

1 группа. Спишите, обозначьте время глаголов, поставьте пропущенные знаки препинания.

Скачет сито по полям а корыто по лугам.

Но ответило корыто: На Федору я сердито!

«Буду, буду я посуду и любить и уважать!»

Рядом курица бежала и посуду увидала.

2 группа.

«Третий лишний».

Приходил

Зашла

Идёт.


Зайду

принесу

светила.


Выбираю

зажигал

расстилает.


3 группа. Ученик неправильно составил 3 карточки по теме: «Время глагола», исправьте его ошибки, объяснив принцип составления карточек.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Уплыл

Играют

Принесли

Написал

Говорят

Читают

Нарисуют

Выполняют


Купят

Посмотрят

Увидят

Гордятся


4 группа. Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска:

Например: Котлеты жарят, а суп варят.

Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____.(Какое время?)

Топором рубили, а пилой ___ . (Какое время?)

Ластиком будут ___ , а ручкой будут ___ . (Какое время?)

Рыбы плавали, а птицы ___ . (Какое время?)

Платье будут ____, а шарф будут ___. (Какое время?)

МОЛОДЦЫ! Прекрасно с правились с поставленной задачей.

Ребята, я вижу, что вы уже устали. Давайте мы с вами чуть-чуть разомнемся.

ФИЗМИНУТКА:

Если это:

глаголы настоящего времени - стойте смирно;

глаголы прошедшего времени - присядьте;

глаголы будущего времени - ходьба на месте

Ходил (п.в.), красит (н.в.), водит (н.в.), польет (б.в.), говорил (п.в.), рисует (н.в.), напишет (б.в.), прыгал (п.в.), встало (п.в.), живет (н.в.), согреет (б.в.), поет (н.в.), танцевал (п.в.), прилетят (б.в.). Молодцы!

IV. Вторичное закрепление знаний.

А теперь я предлагаю вам поиграть в следователей?
Вам необходимо установить личность подозреваемого по приметам (чтобы вам было легче работать, попробуйте расписать действия подозреваемого в три столбика - по временам глагола)

Подозреваемый

ездил, учится, придумает, взбирался, не боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретет, вникает, обошел, объездил, поднялся.

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

Ездил

Взбирался

Не боялся

Исходил

Обошел

Объездил

Поднялся.


Учится

Зубрит

Читает

Слушает

Вникает.


Придумает

Будет чертить

Будет конструировать

Изобретет.

Кто из описанных ниже людей может быть подозреваемым?


  1. Клавдия Васильевна Ниточкина, бывшая ткачиха, а сейчас пенсионерка, нянчит внучку Людочку.

  2. Владимир Иванович Скороходов, бывший мотоциклист-чемпион, а ныне тренер, работает с молодежью, но собирается на пенсию.

  3. Семен Семенович Пирожков, бывший каскадер, сейчас студент кулинарного техникума.

  4. Денис Николаевич Смельчаков, в прошлом заядлый турист, сейчас студент, будущий конструктор.

  5. Руслан Андреевич Тимиров, бывший моряк, сейчас поступил в педагогический институт, готовится стать учителем.

М О Л О Д Ц Ы !!!

V. Подведение итогов.

Подводя итог, давайте еще раз вспомним о временах глагола: настоящее, прошедшее и будущее.

Что вы узнали о временах глагола?

Как их различить? (по вопросам)

Какую роль играет время глагола?

VI. Рефлексия.

Ребята каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:

-Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы прикрепите на доске ….

-Если не совсем уверены в том, что всё поняли, то ….

-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке- …..

-Всем спасибо за урок!

Я работал с ____ настроением.

Я _____ доволен собой.

Я испытывал затруднения, когда _____.

Я бы хотел стать более ______.

Если вам понравился урок, похлопайте себе в ладоши

Молодцы!

- Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось - не беда. Вы всё равно узнали, что-то новое, значит, стали умнее.

Ребята, а что может сказать товарищ ПЕЧКИН.

- Мне было очень интересно. Оказывается глагол - очень нужная часть речи. Пока я сидел у меня возникли следующие строчки:

Этот хитренький глагол

Себе … изобрёл.

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера, - кричит, - ушёл».

«Завтра, - скажет, - я уйду»

Позавидуйте ему!

VII. Домашнее задание.

Упр. 661.

Дополнительное задание игра.

Прочитайте текст, вставляя слова из справок в правильном времени.

Однажды друзья Мюнхгаузена попросили ….. забавную историю. И вот что он поведал: «Однажды утром, подойдя к окну, я заметил на пруду диких уток. Мигом ……. я ружьё и выбежал сломя голову из дому. Но впопыхах я ударился головою о дверь, да так сильно, что из глаз у меня посыпались искры. Это не остановило меня. Вот и пруд. ………. в самую жирную утку, хочу выстрелить, но замечаю, что в ружье нет кремня. А без кремня невозможно стрелять. Побежать домой за кремнём? Но ведь утки могут улететь. Я печально ……… ружьё, и вдруг мне пришла в голову блестящая мысль. Изо всей силы я ударил себя кулаком по правому глазу. Из глаза, конечно, так и …………. искры, и порох в то же мгновение вспыхнул. Да! Порох вспыхнул, ружьё выстрелило, и я убил одним выстрелом десять отличнейших уток».

Слова для справок: прицеливаться, схватить, рассказать, посыпаться, опустить.

На прошлом уроке мы изучали тему «Буквы е-и в корнях с чередованием». Вспомните, от чего зависит выбор гласной в корнях с чередованием? ( В корнях бер-бир, мер-мир, тер-тир, дер-дир, пер-пир-, блест-блист, жег-жиг пишем И , если после корня стоит суффикс А. Если нет суффикса А , то пишем Е.)

-Проведём с вами небольшую разминку на закрепление изученной орфограммы. Я называю вам слова. Если в корне пишем "и" - хлопок, "е" - топот ногами.

РасстИлается туман, забЕрет домой, натИрать полы, стЕреть с доски, удИравший от нас, замЕреть от страха, убИрать в комнате, запЕреть дверь.

Интересная часть речи

В Русском языке живёт

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит-

Всё расскажет нам

глагол.




Ребята каждый из вас должен сейчас подумать и для себя сделать вывод:

-Если вы запомнили всё, вам всё было понятно, то вы прикрепите на доске солнышко жёлтое.

-Если не совсем уверены в том, что всё поняли, то зеленое.

-Если ничего не поняли на сегодняшнем уроке- красное.

-Всем спасибо за урок!



© 2010-2022