Рабочая программа по литературе 10 класс (Русина, Нартов)

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом. Рабочая  программа по литературе пре...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Настоящая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной.. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематический план.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Общая характеристика учебного предмета.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуаль­ном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального са­мосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эсте­тически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, система­тизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глу­боко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опо­рой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования чита­тельских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являют­ся их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культур­но-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскры­ли идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литератур­ных произведений.

Цели обучения:

Изучение литературы в 10 классе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста , понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно - творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко - литературных сведений и теоретико - литературных понятий; создание общего представления об историко - литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно - художественных стилей;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко - литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно - сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; написания сочинений различных типов; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Для реализации задач литературного образования изучение историко-литературного материала будет проводиться «линейно», что предполагает следование хронологии литературного процесса, и опираться на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой XIX века. Выбор писательских имен и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, масштабностью их дарований, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по литературе.

Литература первой половины XIX века представлена в начале курса обзором творчества ведущих русских классиков, углубляющим и расширяющим курс 9 класса (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь). Более широко освещен литературный процесс второй половины столетия (творчество А.Н.Островского, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета). Особая роль отводится изучению русской литературной критики при знакомстве с творчеством А.Н.Островского, И.А.Гончарова и др.

Процесс усвоения теоретико-литературных явлений представлен в виде обогащения уже усвоенных в курсе основной школы понятий и одновременно с этим введения новейшей терминологии. Основными видами деятельности по освоению литературных произведений и теоретико-литературных понятий являются: осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение, заучивание наизусть, различные виды пересказа; определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду, жанру, художественному методу; анализ текстов; устные и письменные интерпретации художественных произведений; выявление языковых средств художественной образности и их роль; самостоятельный поиск ответа на проблемных вопрос; участие в дискуссиях; подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских и проектных работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений прослеживается в межпредметных связях с уроками истории (при изучении обзорных тем общественно-политической ситуации в стране в отдельные периоды), изобразительного искусства и музыки (при использовании наглядно-иллюстративных методов преподавания литературы); мировой художественной культуры (при изучении быта русского дворянства XIX века) и т.д.

Место предмета «Русская литература» в базисном учебном плане МБОУ «Харанская СОШ». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русской(родного) литературы в 10 классе - 102 часа (из расчета 3 раза в неделю). Срок реализации программы - 1 год. Для нерусских школ предусматривает изучение не родного языка в 10 классе - 102 ч.(из расчета 3 раза в неделю).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учащихся, но и формировать их ценностно -мировоззренческие ориентиры, которые позволят им адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей, как:

воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;

формирование основ гражданского самосознания, ответственности за

происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;

воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

Результаты изучения предмета «Литература» (по ФГОС)

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Здоровьесберегающий компонент. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей: формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности.

Эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения. Формирующейся эмоциональной системе подростка важны разнообразные впечатления, они являются основой наших эмоций и чувств. Например, яркие и эстетические впечатления способствуют благотворному протеканию в организме физиологических процессов.

На уроках литературы полезны мини-диспуты по анализу афоризмов, пословиц и поговорок на тему «Здоровье»

При подготовке к ГИА и ЕГЭ (часть С) возможно использование в качестве тренировочных работ анализ публицистических текстов по пропаганде ЗОЖ.

Содержание учебного предмета:

Введение

1

Ф.И.Тютчев

1

А.К.Толстой

3

АК.Н.Майков

1

А.А.Фет

2

И.А.Гончаров

4

А.Н.Островский

9

Н.А.Некрасов

10

Н.Г.Чернышевский

6

И.С.Тургенев

12

Л.Н.Толстой

23

Ф.М.Достоевский

7

Поэзия второй половины 19 в

2

М.Е.Салтыков-Щедрин

5

Н.С.Лесков

3

А.П.Чехов

6

Зарубежная литература

4

Резервные часы

3

Итого

102 ч.

Календарно-тематическое планирование

Итого: 102 часа

№ урока

Дата по плану

Дата фактически

Тема урока. Основное содержание

Планируемый результат освоения материала

Виды учебной деятельности

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

Введение. Культура и общественная жизнь России 60-70-х годов XIX века. Краткий обзор.

Знать основные темы и проблемы, получившие развитие в русской литературе XIX века

Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя

Сообщения учащихся

2


Творчество Тютчева ( 1час)

3

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в его лирике.

1.Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии.

2.Уметь анализировать лирические произведения.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текстов стихотворений

Выучить лекцию

Творчество А.К. Толстого (3 часа)

4

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии А.К. Толстого.

Знать основные факты жизненного и творческого пути А.К. Толстого

Лекция. Беседа.

Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя

Выучить лекцию

5

Любовная лирика А.К. Толстого. «Средь шумного бала, случайно…», «Коль любить, так без рассудку», «Уж ты нива моя, нивушка», «То было раннею весной».

Показать особенности лирики А.К.Толстого

Урок внеклассного чтения

Анализ стихотворения

6

Анализ одного стихотворения русского поэта середины XIX века (по выбору учащихся)

Урок контроля

Творчество А.Н.Майкова (1 час)

7

А.Н.Майков. Стихотворения «Сон», «Октава», «Весна! Выставляется первая рама», «Под дождем», «Возвышенная мысль достойной хочет брони».

Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии

Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя

Рецептивная: Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя

Творчество А.А.Фета (2 часа)

8

А.А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

1. Знать особенности творчества Фета

2. Показать особенности лирики Фета.

Исследовательская: анализ стихотворения

Выучить лекцию

9

Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета.

1. Знать способы передачи красоты и поэтичности любовного чувства в лирике Ф.

2. Понять о мелодике стиха.

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие стихотворений

Домашнее сочинение по лирике Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Творчество Гончарова (4 часа)

10

Жизненный и творческий путь И.А.Гончарова.

Знать место романа «Обыкновенная история» в творчестве писателя.

Уметь сделать обзор романа «Обыкновенная история»

Формировать у учащихся навыки сопоставления.

Знать понятие «антипод».

Уметь определить авторскую позицию в романе

Показать любовь О.И и И.Об; её несостоятельность.

Лекция

Выучить лекцию

11

Обломов и обломовщина.

Лекция. Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста.

Выучить лекцию

12

Роман«Обыкновенная история» (Обзор)

Анализ текста

13

Штольц или Обломов? Обломов и О.Ильинская

Беседа

Конспекты критических статей

14

«Роман «Обломов» в русской критике

Семинар

сообщения

Творчество Островского (9 часов)

15

Жизнь и судьба А.Н.Островского. Театр Островского.

Знать основные вехи жизни и драматургической деятельности Островского.

Понять интерес к драматургии и к театру.

Расширить знания учащихся по изучению творчества писателя.

Углубить знания о драматургии. Подготовить уч-ся к восприятию драмы «Гроза».

Сформировать умения выделять ключевые сцены в драматическом произведении.

Развивать навыки критического оценивания поступков героев.

Углубить навык анализа прозаического текста, комментированного чтения.

Вырабатывать умения грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию.. Формировать навыки анализа эпизода в художественном произведении.

Познакомить учащихся с произведениями Д.Писарева, Н. Добролюбова.

Развивать навыки исследовательской работы, литературоведческого анализа критического текста.

Воспитывать интерес к драматургии

Продуктивная: выразительное чтение по ролям

Поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы

Исследовательская: сравнительный анализ образов персонажей драм

Выучить лекцию

16

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев.

Ответы на проблемные вопросы

17

Драма «Гроза». История создания.

Чтение

18

Изображение «затерянного» мира города в драме «Гроза»

19

Трагедия совести и её разрешение в пьесе Островского «Гроза»

20

Р.р. Анализ эпизода «Прощание Катерины с Тихоном» (Д. 2, явл. 4 и 5)

Конспект статьи Добролюбова

21

Образ Катерины в свете литературной критики.

Конспект статьи Писарева

22

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Практикум

сообщения

23

Пьеса Островского «Бесприданница»

Семинар. Тестирование по творчеству Гончарова и Островского

Домашнее сочинение по драме А.Н. Островского «Гроза»

Творчество Н.А.Некрасова( 10 часов)

24

Н.А. Некрасов. Жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии

Уметь анализировать лирическое произведение

Рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста.

Продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений

25

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.

Практикум

Стихотворение наизусть

26

Н.А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.

Практикум

Анализ стихотворения «Элегия»

27

Тема любви в лирике Н.А. Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация.

Беседа, сообщения

Ответ на проблемный вопрос

28

«Кому на Руси жить хорошо»; замысел, история создания и композиция поэмы.

Уметь проследить за развитием и воплощением некрасовских замыслов.

Уметь раскрыть идейно - художественное своеобразие поэмы.

Уметь раскрыть богатство, сложность и противоречивость русского крестьянства.

Уметь показать значимость и важность темы женской судьбы.

Уметь углубить навыки работы с текстом.

Уметь показать паразитический образ жизни помещиков.

Уметь показать, чем привлекает автора Г.Добросклонов.

Уметь показать роль песен в раскрытии образа Гриши.

Совершенствовать знания учащихся по изученным произведениям

Лекция. Беседа

Выучить лекцию

29

Образы крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме. Тема социального и духовного рабства

Практикум

План сочинения

30

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Беседа

Ответ на проблемный вопрос

31

Особенности языка поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фольклорное начало в поэме.

Практикум, тестирование по творчеству Тургенева и Некрасова

Домашнее сочинение по творчеству Н.А. Некрасова

32

Итоговое тестирование по творчеству Некрасова.

33

Сочинение по творчеству Некрасова

Исследовательская: самостоятельный письменный анализ произведений Некрасова.

Творчество Чернышевского (6 часов)

34

Н.Г. Чернышевский. Жизнь, творчество, эстетические взгляды. «Что делать?». Система образов романа. Идеал будущего общества.

Знать основные положения эстетической теории Чернышевского

Формировать навык комплексного анализа

Углубить навыки работы с текстом

Сны и их роль в произведении.

Лекция, беседа

Выучить лекцию

35

Чернышевский в Вилюйской ссылке.

лекция

36

Роман «Что делать?»

практикум

37

Художественное своеобразие романа

Поисковая: самостоятельный поиск ответы на вопросы

38

Смысл снов, иллюзий и утопий в художественной структуре романа

Лекция

Репродуктивная: составление конспекта лекции учителя

Ответ на проблемный вопрос

39

Рахметов особенный человек

беседа

Творчество Тургенева (11 + 1Р = 12 часов)

40

И.С. Тургенев. Жизнь и творчество.

Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии

Понять содержание рассказа

Уметь анализировать текст, сравнивать и сопоставлять героев.

Развивать навыки комментированного чтения.

Уметь акцентировать внимание на исторической ситуации в романе.

Лекция

Выучить лекцию

41

И.С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети»

Беседа

Ответы на проблемные вопросы

42

Базаров - герой своего времени. Духовный конфликт героя

Чтение и полноценное восприятие текста романа

Ответы на проблемные вопросы

43

Идейные споры «отцов» и «детей»

Раскрыть социальную, нравственно - философскую основу романа.

Развивать умения анализа соответствующих эпизодов романа.

Совершенствовать умения анализировать эпизоды.

Дать понятие «социально - психологический роман», «тайный психологизм».

Определить идейные позиции героев.

Рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения.

Познакомить уч-ся со лженигилистами, провести историческую параллель.

Познакомиться с содержанием критических статей.

Обратить внимание на разнообразие тем, богатство и поэтичность языка.

Беседа

Ответы на проблемные вопросы

44

Любовь в романе «Отцы и дети»

Беседа

Ответы на проблемные вопросы

45

Базаров и родители

46

Дуэль Базарова и Кирсанова

47

Анализ эпизода «Смерть Базарова».

Лекция. Практикум

Сообщения

48

Трагическое одиночество Базарова

49

Споры критике вокруг романа «Отцы и дети». Подготовка к домашнему сочинению

Домашнее сочинение

50

Тестирование формата ЕГЭ (часть В)

Урок контроля

51

Стихотворение в прозе

Знать особенности жанра стихотворения в прозе

7ч.

Творчество Толстого (22 часов + 1Р = 23 часов)

52

Л.Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы великой жизни

Иметь представление о личности Толстого.

Уметь обобщить ранее изученный материал.

Уметь совершенствовать навыки анализа литературного произведения.

Познакомить уч-ся с историей создания романа «В. и м.».

Уметь определить жанровые и композиционные особенности романа.

Уметь показать срывание «всех и всяческих масок» с великосветского общества.

Уметь раскрыть конфликт А.Болконского и П.Безухова с обществом.

Уметь развивать навыки литературоведческого анализа.

1. Охарактеризовать семьи Ростовых и Болконских. Сопоставить их с другими дворянскими семьями.

2. Выявить контраст как основной композиционный принцип построения романа.

Лекция. Беседа

Выучить лекцию

53

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе

Лекция. Беседа

Выучить лекцию

54

В салоне А.П.Шерер

Лекция. Беседа

чтение

55

Именины Н.Ростовой

беседа

чтение

56

Изображение войны 1805 г. Батарея Тушина.

практикум

чтение

57

Изображение войны 1805-1807 гг.

семинар

Мини сочинение «Что такое патриотизм?»

58

Путь исканий князя А.Болконского

Беседа

Ответ на проблемный вопрос

59

Природа в жизни людей с точки зрения Толстого

Заочная экскурсия

чтение

60

Женские образы в романе «Война и мир»

Практикум

Ответ на проблемный вопрос

61

Первый бал Наташи Ростовой

Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: поиск на проблемные вопросы

62

Семья Ростовых и семья Болконских

Составить план

63

Изображение Отечественной войны 1812 г.

семинар

64

Тема народа в романе «Война и мир»

Ответ на проблемный вопрос

65

Кутузов - представитель народной войны

Составить план

66

Наполеон -олицетворение антинародных интересов.

Сопоставительный анализ Кутузова и Наполеона

67

Военный совет в Филях

беседа

Выучить отрывок наизусть

68

Изображение партизанской войны

беседа

чтение

69

Путь исканий А.Болконского и П.Безухова

практикум

чтение

70

В чем красота души Н.Ростовой.

Исследовательская: сравнительный анализ персонажей

Подготовить творческие проекты «Ах, этот бал»

71

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».

Ответ на проблемный вопрос

72

Итоговое тестирование.

73

Художественные особенности романа. Подготовка к домашнему сочинению

Иметь навыки творческого мышления учащихся

Домашнее сочинение

74

РР Классное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»

Уметь анализировать тексте


Творчество Достоевского (7 часов)

75

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Идейные и эстетические взгляды

Знать жизнь и творчество писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.

Иметь представление об истории создания романа и его замыслом.

Знать о романе «П. и н.» как психологическом и философском исследовании человека.

Помочь уч-ся раскрыть влияние на человека страшного мира Петербурга.

Подвести уч-ся к пониманию и осмыслению того, что может толкнуть человека на обочину жизни.

Рассмотреть тему «маленького человека».

Уметь раскрыть образ Раскольникова и причины зарождения теории.

Уметь формировать способности высказывать собственное мнение (теория Раскольникова)

Уметь раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в мотивах преступления.

Уметь показать, что скрывается за простодушием Свидригайлова.

Уметь раскрыть борьбу Сони за «не погибшую ещё душу», её скорбный, но праведный путь.

2. Показать, в чём видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос изменения существующего миропорядка.

Лекция. Беседа

Выучить лекцию

76

Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского

Рецептивная чтение и полноценное понятие текста романа

Ответ на проблемный вопрос

77

История создания романа «Преступление и наказание».

Беседа. Семинар

Выучить лекцию

78

«Маленькие люди» в романе «Преступление и наказание», проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя

Семинар

Ответ на проблемный вопрос

79

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. теория Раскольникова. Истоки его бунта

Семинар

Ответ на проблемный вопрос

80

«Двойники» Раскольникова

Беседа

Выучить лекцию

81

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.

Рецептивная: чтение и полноценное понятие текста романа

Поисковая: поиск на проблемные вопросы

Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»

Поэзия второй половины ХIX века(2 часа)

1. Формировать навыки самостоятельного анализа эпизода.

82

В.С.Курочкин «Семейная встреча 1862 года»,Д.Д. Минаев «Отцы или дети»,И.И.Пальмин «Гуманный проект», С.Д.Дрожжин «В избе», «Вечерняя песня»

Знать основные вехи биографии

Углубить навыки анализа произведения

Поисковая: поиск на проблемные вопросы

подготовиться к выразительному чтению

83

И.З. Суриков «Как в сумерки легко дышать на берегу», «Не корите, други», В.С.Соловьев «Бедный друг! Истомил тебя путь» С.Я. Надсон «Наше поколенье юности не знает», М.А.Лоховицкая «И ветра сто, и шепот мрачных дум.»

Знать биографию поэта, показать значение его творчества для русской поэзии.

Углубить навыки анализа лирического произведения

Восприятие текста

Ответить на вопросы с.372

Творчество Салтыкова-Щедрина (5 часов)

84

М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество.

Иметь представление о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова - Щедрина.

2. формировать умения сатирического осмысления проблем государственной власти.

1. Показать особенности художественного времени и пространства в «Истории одного города».

2. Показать, в чём заключается логика глав, посвящённых глуповским градоначальникам.

1. Познакомить уч-ся с тематическим многообразием «Сказок…»

2. Раскрыть художественное своеобразие сказок.

1. Продолжить работу над осмыслением сатирических сказок.

Лекция. Беседа.

Выучить лекцию

85

Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

практикум

Выучить лекцию

86

М.Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа.

Беседа. Практикум.

Выучить лекцию

87

Образы градоначальников

Тестирование

Ответ на проблемный вопрос

88

Особенности стиля М.Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовка к домашнему сочинению по анализу эпизода

Практикум

Рецептивная: чтение и полноценное понятие текста романа

Поисковая: поиск на проблемные вопросы

Домашнее сочинение

Творчество Лескова (3 часа)

89

Н.С.Лесков. Жизнь и творчество

Уметь найти информацию о жизни и творчестве А.П.Чехова.

Раскрыть идею и художественные особенности рассказа

Формирование умений обобщать, систематизировать, высказывать своё мнение

лекция

Чтение, подготовиться к пересказу

90

Рассказ «Левша»

Рецептивная: чтение и полноценное понятие текста романа

Поисковая: поиск на проблемные вопросы

Подготовить сообщение об А.П.Чехове

Творчество Чехова (6 часов)

91

Особенности драматургии А.П. Чехова

Иметь представление о жизни и творчестве

Уметь разъяснить важнейшие теоретико - литературные понятия в рамках статьи учебника.

Уметь раскрыть идею и художественные особенности рассказов, показать мастерство писателя в изображении мира футлярного человека.

Уметь проанализировать этапы нравственной деградации героев.

Раскрыть трагизм повседневного будничного существования.

Новаторство Чехова - драматурга.

Иметь представление о критическом мышлении.

Уметь раскрыть образ сада в философской проблематике пьесы.

Формирование умений обобщать, систематизировать, сравнивать, высказывать своё мнение.

лекция

Прочитать пьесу

92

А.П. Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои.

Репродуктивная: выборочный пересказ эпизодов

93

Разрушение дворянского гнезда

Рецептивная: чтение и полноценное понятие текста романа

Поисковая: поиск на проблемные вопросы

Ответить на вопросы

94

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Подготовка к домашнему сочинению

практикум

Мини-сочинение «Что символизирует вишневый сад для каждого из главных героев»

95

Своеобразие чеховского стиля

Рецептивная: чтение и полноценное понятие текста романа

Поисковая: поиск на проблемные вопросы

Ответить на вопросы

96

1

Р.р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова.

Уметь раскрыть характеры главных героев.

Формировать умения анализировать и делать выводы.

Исследовательская: самостоятельный письменный анализ произведений Некрасова.

Зарубежная литература(4)

97

Омар Хайям «Рубаи»

Иметь представление о жизни и творчестве О.Хайяма

Уметь раскрыть идею и художественные особенности произведения

Рецептивная: чтение и полноценное понятие текста романа

Поисковая: поиск на проблемные вопросы

чтение

98

Джордж Гордон Байрон «Паломничество Чайльд -Гарольда»

Иметь представление о жизни и творчестве Д.Г.Байрона

Уметь раскрыть идею и художественные особенности произведения

Лекция, беседа

чтение

99

Оноре де Бальзак «Гобсек»

Знать основные мотивы творчества О.Бальзака

Лекция, беседа

100

Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»

Знать основные факты жизни и творчества Гете

Уметь раскрыть идею и художественны е особенности произведения

Рецептивная: чтение и полноценное понятие текста романа

Поисковая: поиск на проблемные вопросы

чтение

101

Итоговый урок. Нравственные уроки русской литературы XIX века

Уметь находить нужную информацию в источниках разного типа, систематизировать её и выступать на созданную тему

Уметь участвовать в дискуссии, доказывать свою точку зрения с учётом мнения оппонентов

Исследовательская: самостоятельный анализ художественных произведений

102

Резерв


Материально-техническое обеспечение

Оборудование и приборы. ПК, мультимедийный проектор

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. openclass.ru/

Список таблиц по литературе

1.Изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, эпитет, перифраз, синекдоха)

2.Теория литературы в таблицах (папка)

  • Художественные системы в литературе.

  • Сентиментализм. Классицизм.

  • Романтизм. Модернизм

  • Реализм.

  • Роды литературы. Жанровая система.

  • Изобразительно-выразительные средства языка (метафора, эпитет, сравнение, перифраз, аллегория ,метонимия, синекдоха, ирония ,символ, параллелизм, гипербола, антитеза, оксюморон, инверсия, повтор, многосоюзие)

  • Принципы ритмической организации стиха.

  • Стихосложение.

  • Схема анализа стихотворения.

  • Темы и мотивы в лирике.

  • Лирический герой.

  • Жанры лирики (лирическое стихотворение, ода, романс, песня, послание)

  • Строфа. Виды строф.

Виды строф в лирике.

  • Виды строф в лирике.

  • Твердые стихотворные формы.

  • Рифма.

3.Комплект портретов писателей 18-19вв.

4.Комплект портретов писателей 20в.

Справочная литература

  1. Агеносов В.В., Басинский П.В., Ваняшова М.Г. и др. Русские писатели. ХХ век. Биографии. Большой учебный справочник. - М.: Дрофа, 2000.

  2. Безносов Э.Л., Ерохина Е.Л., Карнаух Н.Л. и др. Литература. Большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы / под ред. В.Ф. Чертова. - М.: Дрофа,

Подготовка к ЕГЭ

  1. Беляева Н.В. Литература. Сдаём ЕГЭ: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2010

  2. Тралкова Н.Б. Литература. Готовимся к ЕГЭ. Учебное пособие. - М.: Дрофа, 2010

Методическое пособие

  1. Щербина И.В. Тесты на уроках литературы. 10-11 классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008

  2. Белокурова С.П., Друговейко С.В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учеб. -метод. пособие. - СПб.: Паритет, 2001

  3. Болдырёва Е.М., Леденев А.В. Поэзии серебряного века в школе. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008


  1. Видео материалы, по творчеству русских писателей

  2. Аудио материалы из серии «Школьная программа»

Электронные образовательные ресурсы

  1. Уроки литературы 5-11 класс «Кирилл и Мефодий»

  2. ЕГЭ на 100 баллов

  3. Википедия - Свободная энциклопедия.

22


© 2010-2022