- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русской литературе на тему Роман М. А. Булгакова
Конспект урока по русской литературе на тему Роман М. А. Булгакова
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матаева У.И. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Роман «Мастер и Маргарита». Писательский подвиг М.Булгакова.
Ц е л ь: познакомить учащихся с историей создания романа 'Мастер и Маргарита" и отзывами о нем критики;
сформировать представление о жанре произведения, оригинальности ком позиции и наличии трех сюжетных линий;
путем анализа второй главы - своеобразного идейного центра романа - выяснить, какие нравственные вопросы ставятся автором и как они решаются.
1. Роман "Мастер и Маргарита" - "вершинное произведение" М.А. Булгакова, его писательский подвиг. Над произведением писатель работал 12 лет (1928-1940 гг.). Неоднократно менялся замысел романа, его композиция, сюжет и система образов.
Первоначальные названия - "Инженер с копытом", "Сатана", "Черный богослов" и др. До конца своих дней Булгаков исправлял, дополнял, перестраивал "свое детище". "В душе моей печаль. Но я стиснул зубы и работаю днями и ночами. Эх, если бы было где печатать!" - писал он в одном из писем.
Впервые роман был напечатан в 1966-1967 гг. в журнале "Москва".
Из трехсот рецензий на произведения Булгакова только три были положительными. Известно, что А.А. Ахматова была знакома с рукописью "Мастера и Маргариты". Она дала Булгакову такую оценку: «Он гений».
II. О жанре, композиции и сюжетных линиях романа
Булгаков назвал произведение "Мастер и Маргарита" романом, но жанровая уникальность последней книги писателя до сих пор вызывает споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистерия, лирический роман, фантастический роман, бытовой роман.
Оригинальна, как и жанр, композиция: роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и Понтия Пилата) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство.
В романе три сюжетные линии: философская (Иешуа и Пилат), мистическая (Воланд и москвичи), любовная (Мастер и Маргарита). Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно- временной точке - в Вечности.
III. Анализ содержания 2-й главы "Понтий Пилат"
1. Каким мы видим великого римского прокуратора Понтия Пилата? Какие черты характера подчеркивает автор в нем с самого начала? (Олицетворение власти, нетерпимость.)
2. Какие идеи высказывает бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, и как относится к ним автор? Почему Понтий Пилат запрещает стражникам слушать проповеди Иешуа?
З. Как ведет себя римский прокуратор в сцене допроса Иешуа? Изменилось ли его мнение о бродячем философе? Какие чувства испытывает Понтий Пилат к осужденному? ( Это и человеческое соучастие, и сострадание, и жалость, но и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата.)
4. Можно ли сказать, что Иешуа - "божий сын" или это необыкновенно духовный, очень чуткий человек? Чего в нем больше - божественного или земного?
5. Почему, не желая гибели Иешуа, не веря в его виновность, Понтий Пилат подписывает распоряжение о его казни? ( Иешуа опасен для тоталитарного Рима своими идеями о "царстве истины и справедливости". Опасен он и тем, что верит, верит безгранично "в преобладание доброго начала в любом человеке")
6. Опишите путь Иешуа на Голгофу. Как отнеслась к нему толпа? Что испытал Понтий Пилат? Последователи Иешуа?
7. Кто же такой Иешуа Га-Ноцри? Чем он отличается от евангельского Иисуса? ( Иешуа - смертный человек, но мудрый и проницательный. Вместе с тем - это и "воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества". Физически он слаб, но духовно силен. Ничто и никто не может заставить его изменить идее добра, милосердия.)
8. "Путь на Голгофу" - эти слова стали фразеологическим оборотом. Что означают они в наше время? Совпадает ли это с прямым значением?
9. Когда Понтий Пилат ощутил себя виновным? Кто же он?
(По Булгакову, образ Понтия Пилата драматичен: он и жертва, и обвинитель. Отступившись от Иешуа, он губит свою душу и себя. Поэтому он, загнанный в угол необходимостью подписать распоряжение о смерти Иешуа, про себя произносит: «Погиб!», «Погибли!»)
10. Какие чувства испытывает Понтий Пилат к императору? (Облик Тиверия отвратителен. "На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот...")
Итоговые вопросы
1. Какие цели преследовал Мастер, создавая свой роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри?
2. Реализовал ли он свои замыслы? Решил ли он вечный философский вопрос: что первично - добро или зло?
З. Как соотносятся с идеями Мастера взгляды самого Булгакова?
4. Согласны ли вы с выводами Мастера и Булгакова?
IУ. Домашнее задание