Конспект урока по русской литературе на тему Роман М. А. Булгакова

Уважаемые коллеги! Надеюсь, что данный конспект поможет учителям при подготовке  к уроку по одному из сложных произведений ХХ века- роману "Мастер и Маргарита".Предлагаю вашему вниманию разработку одного  из уроков по роману Булгакова. Всегда возникает вопрос, как при ничтожно малом количестве уроков, отведенных на изучение данного произведения, донести до современного читателя - ученика 11 класса основную канву произведения, не разрушив первичное читательское восприятие и способствуя повышению ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Роман «Мастер и Маргарита». Писательский подвиг М.Булгакова.

Ц е л ь: познакомить учащихся с историей создания романа 'Мастер и Маргарита" и отзывами о нем критики;

сформировать представление о жанре произведения, оригинальности ком позиции и наличии трех сюжетных линий;

путем анализа второй главы - своеобразного идейного центра романа - выяснить, какие нравственные вопросы ставятся автором и как они решаются.

1. Роман "Мастер и Маргарита" - "вершинное произведение" М.А. Булгакова, его писательский подвиг. Над произведением писатель работал 12 лет (1928-1940 гг.). Неоднократно менялся замысел романа, его композиция, сюжет и система образов.

Первоначальные названия - "Инженер с копытом", "Сатана", "Черный богослов" и др. До конца своих дней Булгаков исправлял, дополнял, перестраивал "свое детище". "В душе моей печаль. Но я стиснул зубы и работаю днями и ночами. Эх, если бы было где печатать!" - писал он в одном из писем.

Впервые роман был напечатан в 1966-1967 гг. в журнале "Москва".

Из трехсот рецензий на произведения Булгакова только три были положительными. Известно, что А.А. Ахматова была знакома с рукописью "Мастера и Маргариты". Она дала Булгакову такую оценку: «Он гений».

II. О жанре, композиции и сюжетных линиях романа

Булгаков назвал произведение "Мастер и Маргарита" романом, но жанровая уникальность последней книги писателя до сих пор вызывает споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистерия, лирический роман, фантастический роман, бытовой роман.

Оригинальна, как и жанр, композиция: роман в романе, или двойной роман. Эти два романа (о судьбе Мастера и Понтия Пилата) противопоставлены друг другу и в то же время образуют единство.

В романе три сюжетные линии: философская (Иешуа и Пилат), мистическая (Воланд и москвичи), любовная (Мастер и Маргарита). Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственно- временной точке - в Вечности.

III. Анализ содержания 2-й главы "Понтий Пилат"

1. Каким мы видим великого римского прокуратора Понтия Пилата? Какие черты характера подчеркивает автор в нем с самого начала? (Олицетворение власти, нетерпимость.)

2. Какие идеи высказывает бродячий философ Иешуа Га-Ноцри, и как относится к ним автор? Почему Понтий Пилат запрещает стражникам слушать проповеди Иешуа?

З. Как ведет себя римский прокуратор в сцене допроса Иешуа? Изменилось ли его мнение о бродячем философе? Какие чувства испытывает Понтий Пилат к осужденному? ( Это и человеческое соучастие, и сострадание, и жалость, но и страх. Именно страх определяет в конечном счете выбор Понтия Пилата.)

4. Можно ли сказать, что Иешуа - "божий сын" или это необыкновенно духовный, очень чуткий человек? Чего в нем больше - божественного или земного?

5. Почему, не желая гибели Иешуа, не веря в его виновность, Понтий Пилат подписывает распоряжение о его казни? ( Иешуа опасен для тоталитарного Рима своими идеями о "царстве истины и справедливости". Опасен он и тем, что верит, верит безгранично "в преобладание доброго начала в любом человеке")

6. Опишите путь Иешуа на Голгофу. Как отнеслась к нему толпа? Что испытал Понтий Пилат? Последователи Иешуа?

7. Кто же такой Иешуа Га-Ноцри? Чем он отличается от евангельского Иисуса? ( Иешуа - смертный человек, но мудрый и проницательный. Вместе с тем - это и "воплощение чистой идеи, высший прообраз человека и человечества". Физически он слаб, но духовно силен. Ничто и никто не может заставить его изменить идее добра, милосердия.)

8. "Путь на Голгофу" - эти слова стали фразеологическим оборотом. Что означают они в наше время? Совпадает ли это с прямым значением?

9. Когда Понтий Пилат ощутил себя виновным? Кто же он?

(По Булгакову, образ Понтия Пилата драматичен: он и жертва, и обвинитель. Отступившись от Иешуа, он губит свою душу и себя. Поэтому он, загнанный в угол необходимостью подписать распоряжение о смерти Иешуа, про себя произносит: «Погиб!», «Погибли!»)

10. Какие чувства испытывает Понтий Пилат к императору? (Облик Тиверия отвратителен. "На этой плешивой голове сидел редкозубый золотой венец; на лбу была круглая язва, разъедающая кожу и смазанная мазью; запавший беззубый рот...")

Итоговые вопросы

1. Какие цели преследовал Мастер, создавая свой роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри?

2. Реализовал ли он свои замыслы? Решил ли он вечный философский вопрос: что первично - добро или зло?

З. Как соотносятся с идеями Мастера взгляды самого Булгакова?

4. Согласны ли вы с выводами Мастера и Булгакова?

IУ. Домашнее задание


© 2010-2022