Урок литературы в 5 классе Х. К. Андерсен Соловей

Сказка Х.К.Андерсена "Соловей" сложнее для восприятия пятиклассников, чем уже известные ранее детям произведения этого сказочника, так как поднимает важные философские вопросы, над которыми полезно задуматься не только школьникам, но и взрослым. Сказка особенно актуальна в наше время. Предлагаемый конспект поможет учителю подвести ребят к правильным выводам. Опираясь на текст, можно говорить и о жизни, об отношениях между людьми, об истинных и мнимых ценностях, тем самым мы стараемся решать восп...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока. Х. К. Андерсен. «Соловей»: противопоставление подлинных и мнимых ценностей

Цели: обучающие: ознакомить учащихся со сказкой Х. К. Андерсена «Соло-вей»; подвести учащихся к тому, что Соловей - образ свободного певца, аллегориический образ искусства; обогатить знания о художественных обра-зах в литературных сказках; развивающие: развивать читательские интересы, интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; воспитательные: способствовать эстетическому и нравствен-ному воспитанию учащихся.

Оборудование: учебник, таблица, запись на доске, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание прочитанной сказки; рассуждают об основных проблемах литературной сказки; высказыва-ют собственное мнение о прочитанном произведении; выполняют сопостави-тельную работу.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа.

- Что вы знаете о Х. К. Андерсене?

- Какие сказки этого автора вы читали?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока

1. Уголок юного орнитолога. Работа с иллюстративным материалом.

-Как называется эта птица? (Соловей)

- Чем она известна ?

- -Опишите соловья, используя фотографию: размер, цвет, особые приметы, на кого из птиц похож соловей.

- Почему сегодня нас заинтересовала эта серенькая скромная птица?

2. «Это интересно»

До появления радиоприёмников и музыкальных центров в трактирах и на постоялых дворах обязательно была клетка с соловьём. Держали соловья и в богатых домах. Стоили хорошие пернатые певцы дорого. Рядом с клеткой умудрённого опытом соловья часто ставили и клетки с молодыми соловьями, чтобы те перенимали певческое искусство. Раньше наиболее высоко ценились курские соловьи, сейчас - рязанские и тульские.

И. С. Тургенев в рассказе «О соловьях» словами простого птицелова-люби-теля очень метко и точно описал песню этого замечательного певца. «Соловьи у нас дрянные: поют дурно, понять ничего нельзя, все колена мешают, трещат, спешат. А то вот ещё у них самая гадкая есть штука: сделают этак: "тру" и вдруг: "ви!" - этак взвизгнет, словно в воду окунётся. Это самая гадкая штука. Плюнешь и пойдёшь. Даже досадно станет. Хороший соловей должен петь разборчиво и не мешать колена». А колена вот какие бывают:

- первое: «пульканье» - этак «пуль-пуль-пуль-пуль»;

- второе: «клыканье» - «клы-клы-клы»;

- третье: «дробь» - выходит примерно, как по земле разом дробь рассыпать;

- четвёртое: «раскат» - «ррррррр»;

- пятое: «поньканье» - почти понять можно «понь-понь-понь»;

- шестое: «почин» - этак «тии-вить», нежно, малиновкой. Это по-настоящему не колено, а соловьи обыкновенно так начинают;

- седьмое: «лешева дудка»-этак протяжно: «го-го-го-го», а там коротко: «ту!»;

- восьмое: «кукушкин перелёт» - самое редкое колено. Кукушка, когда полетит, таким манером кричит. Сильный такой, звонкий свист;

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа «Почемучка».

- Где происходит действие сказки ?

- Чем был знаменит Китай? О чём рассказывали путешественники?

- Вы попадаете во дворец императора. Прочтите его описание.

- Действительно ли «в целом мире не нашлось бы дворца лучше император-

ского»?

- Обратите внимание на то, из чего был сделан дворец. Зачитайте этот отрывок.

- Зачем так подробно автор описал дворец императора?

2. «Из секретов литературоведения»: практическая работа с литературо-ведческими терминами .

Автор описывает дворец с усмешкой. Такой приём в литературе называют иронией. Ирония (от греч. eirоnеia, буквально - притворство)- выражающее насмешку или лукавство иносказание, когда слово или высказывание обрета-ют в контексте речи значение, противоположное буквальному смыслу или отрицающее его.

- Какую роль играет ирония в сказке?

3. Продолжение аналитической беседы

- Почему император захотел увидеть соловья: из-за его красивого пения или из-за того, что соловья у него не было, а другие восхищались им?

-Что ответил соловей на приглашение во дворец?

- Почему он хотел, чтобы его услышали именно в лесу, а не во дворце?

- Почему соловей отказался от награды за пение?

- Какое соревнование придумал император?

- Почему соловей улетел из дворца? Чего не хватало искусственному соловью, по мнению бедных рыбаков? (Души)

- Почему это заметили только бедные рыбаки?

- Почему император изгнал живого соловья из страны?

- Почему соловей вернулся к умирающему императору?

- Почему для соловья «слёзы - самая драгоценная награда»?

- Почему сказка заканчивается словом «Здравствуйте»?

- Почему дружба императора и соловья должна остаться в секрете?

4. «Практикум начинающего литературоведа»: творческий пересказ от первого лица отрывка «Разговор двух придворных дам об успехе соловья».

5. «Из секретов литературоведения»: практическая работа с литературо-ведческими терминами .

В сказке «Соловей» Х. К. Андерсен использует интересный литературный приём - антитезу. Антитеза - противопоставление.

- Что в сказке противопоставлено императорскому дворцу и саду?

- Андерсен в сказке неоднократно прибегал к антитезе. Как вы думаете, что для автора сказки важно в жизни, а что - нет?

6. Работа в группах.

- Прочитайте цитаты из текста и ответьте на вопросы.

а) Что противопоставляет Андерсен в сказке?

- «Он [дворец] весь был из драгоценного фарфора, такого тонкого и хрупкого, что страшно было до него дотронуться».

- «Там в лесной чаще есть старое дерево с большим дуплом и густыми-густыми ветвями».

-«…все были разодеты в пух и прах и не сводили глаз с маленькой серенькой птички».

- «Он был похож на настоящего, но весь осыпан бриллиантами, рубинами и сапфирами».

- «Маленькая серенькая птичка, которая сидела на ветке».

(Мир искусственных вещей и природную красоту.)

б) Какова сила настоящего искусства?

- «Все доктора говорили, что он непременно умрёт».

- «Он приоткрыл глаза и увидел, что на груди у него сидит Смерть».

- «Но птица молчала: некому было завести её, а иначе она петь не умела».

- Соловей «пел, и призраки всё бледнели… сама Смерть заслушалась соловья… И Смерть отдавала императору его сокровища одно за другим… Тут Смерти так захотелось вернуться на кладбище, что она закуталась в белый туман и вылетела в окно».

- «И он запел опять, а император заснул здоровым, крепким сном».

(Пение может даже Смерть растрогать и прогнать.)

6. Коллективная работа по составлению таблицы «Настоящий и искусственный соловьи» с комментариями учителя (запись в тетрадях)

Настоящий соловей

Искусственный соловей

Жил в ветвях деревьев, нависших над водой

Хвостик его отливал золотом и серебром

Им заслушивался рыбак, забывая о своих заботах

Весь обсыпанный бриллиантами, рубинами и сапфирами

Поэты слагали в честь него прекраснейшие стихи

На шейке у него была ленточка с над-

писью

Маленькая серенькая птичка

Весь так и блестел драгоценностями

Пение его так и хватало за сердце, а на глазах выступали слёзы

Пел, как заведённая шарманка

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

- Какой жизненный опыт вы вынесли из сказки «Соловей»?

1. Искусство обладает целебной силой.

2. Нужно уметь ценить природную красоту.

3. Нужно совершать добрые поступки и стараться не помнить зла, причинён-ного тебе.

Заключительное слово учителя

- Мир соловья (природа) и мир императорского дворца - два совершенно разных мира. Механизм (творение человеческих рук) противопоставляется

в сказке Андерсена природе, её живому голосу - голосу соловья. Соловей -

образ свободного певца, аллегорический образ искусства, которое говорит язы-

ком самой природы обо всём на свете. Только оно способно победить смерть

и даже те злые силы, которые живут в душе самого человека; искусство делает

человека лучше, чище, красивее.

VI. Домашнее задание

Найти в Интернете материал о силе искусства (музыке, скульптуры, живопи-си) и подготовить сообщение.

© 2010-2022