Проектная работа учащегося История моей семьи в истории Калининградского Янтарного комбината

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я живу в посёлке Янтарном, что находится в самой западной точке России на берегу Балтийского моря. Здесь самое большое в мире месторождение янтаря, поэтому всё в нашем посёлке, даже его название, связано с этим солнечным камнем и его обработкой. В настоящее время предприятий по обработке янтаря здесь несколько, но гордостью Янтарного и всей страны всегда был и остаётся Калининградский янтарный комбинат

2012 год - юбилейный для Янтарного комбината. Летом текущего года Янтарный комбинат отметит своё щестидесятипятилетие. Калининградский янтарный комбинат был образован 21 июля 1947 года. Все годы существования комбинат постоянно участвует в социальной жизни посёлка Янтарного. Предприятие помогает развитию детского спорта (шахматы, футбол, рукопашный бой), выступает спонсором фестиваля «Петропавловские встречи в Янтарном», кроме того, комбинат очень помогает школе посёлка. Реализация образовательного проекта с участием нашей школы, МГУ им. Ломоносова, МФТИ и КГТУ позволит выпускникам обучаться в лучших вузах России.

Проектная работа учащегося История моей семьи в истории Калининградского Янтарного комбината

Жизнь янтаровцев тесно связана с Калининградским янтарным комбинатом. В моей семье два поколения являются работниками комбината, можно сказать, рабочая династия. Бабушка Лидия Николаевна Гамуляк 30 лет отработала на Калининградском янтарном комбинате и теперь на заслуженном отдыхе, мама Наталья Николаевна Темчура и сегодня продолжает семейную традицию.

Бабушка начала трудовую деятельность в 14 лет, а на Калининградский янтарный комбинат пришла в 18 лет в 1972 году. Её приняли на работу в ювелирный цех ученицей монтировщика изделий в золотой оправе. Сначала она работала по первому разряду, это самая низкая квалификация монтировщика, но бабушка упорно училась мастерству и скоро получила 4 разряд, это самая высокая квалификация монтировщика. Оказывается, надо было сдать экзамен требовательной комиссии, чтобы получить разряд. Как на любом экзамене, рабочие отвечали по билету, показывая теоретические знания, хотя, конечно, главным были скорость в работе и высокое качество. Моя бабушка среди работников цеха всегда была признанным стахановцем. Она обрабатывала за смену тысячу изделий при безупречном качестве, и догнать её никто не мог. Но и она, и другие работники экономили время для работы, во время смены не позволяли себе отвлекаться и поэтому даже обедали в цехе. Бабушка рассказывала, что за вредность им отпускали молоко, и часто из этого молока, не отходя от рабочего места, они с подругами варили кашу. Однажды случайно (электрическая плитка стояла рядом на полу) в кашу попали мельхиоровые шарики. Это обнаружилось, уже когда кашу почти всю съели. Случай курьёзный, все над ним посмеялись, но, слушая бабушку, я думал о том, как же она любила свою работу и стремилась выполнять её как мПроектная работа учащегося История моей семьи в истории Калининградского Янтарного комбинатаожно лучше, что дело было важнее даже отдыха во время обеденного перерыва.

Вспоминая годы трудовой деятельности, бабушка говорит о том, что работа спорилась, потому что она работала в дружном коллективе. И праздники, и юбилеи работники цеха отмечали всегда вместе, и в несчастье помогали друг другу. Со всеми, кто вместе с бабушкой работал, она сохранила дружеские отношения.

Особо хочется сказать о системе наставничества, благодаря которой бабушка стала передовой работницей, а потом и сама обучала начинающих работников. Через её руки прошли многие из тех, кто и сегодня трудится на комбинате, например, уважаемый всеми за хорошую работу литейщик Сергей Бухарин. За чуткость, терпение, умения, которые бабушка передала своим воспитанникам, сегодня они её ласково называют «мама Лида».

РПроектная работа учащегося История моей семьи в истории Калининградского Янтарного комбинатаабота монтировщика заключается в том, что заготовку из драгоценного металла надо обработать, подготовить для сборки изделия. Для этого её паяют газовой горелкой, вручную шлифуют надфилем, инструментом, похожим на рашпиль только в миниатюре, обрабатывают бормашиной, как в зубном кабинете. Работа по драгоценному металлу (золото, мельхиор, латунь, серебро) прямом и переносном смысле ювелирная, требующая сосредоточенности, ловкости рук, но при этом надо помнить, что время, отпущенное на обработку одного изделия, ограничено. Есть план, норма выработки, и нарушать их нельзя.

За свой добросовестный труд и высокие показатели в работе моя бабушка много раз награждена почётными грамотами, её фотография была и Доске почёта лучших работников комбината.

Моя бабушка Лидия Николаевна Гамуляк стала наставником и для моей мамы Натальи Николаевны Темчуры, научила её своей профессии, привила любовь к ней, передала тайны своего мастерства.

Мама пришла работать на Янтарный комбинат в 14 лет, сразу после окончания 9 класса Янтарной школы, в которой я сейчас учусь, в 1993 году: хотелось скорее стать самостоятельной. Но она не забывала о том, что образование получать обязательно нужно, поэтому училась в вечерней школе.

Эскизы оправ (кастов) для янтаря, которые придумала мама.М Проектная работа учащегося История моей семьи в истории Калининградского Янтарного комбината Проектная работа учащегося История моей семьи в истории Калининградского Янтарного комбинатаама повторила бабушкин путь в профессию, тоже начинала работать в ювелирном цехе учеником ювелира-монтировщика 1 разряда, но стать мастером своего дела ей было, конечно, легче, потому что рядом всегда был такой требовательный и мудрый наставник, как бабушка, так что не стать хорошим мастером она не имела права. В 2000 году маму перевели работать экспортно - экспериментальное производство. Дело в том, что самую значительную часть продукции комбинат выпускал массовыми сериями, но всегда были на комбинате творческие люди, художники, которые создавали свою Калининградскую школу обработки янтаря, поэтому стремились к изготовлению эксклюзивных изделий из янтаря по авторским эскизам. Вот мама как перспективный работник и попала в такую группу. В группе было шесть мастеров.

Проектная работа учащегося История моей семьи в истории Калининградского Янтарного комбината

Художники, конечно, создавали эскизы, но реализовать авторский замысел должен был, непосредственный исполнитель, монтировщик, проявив творческую фантазию, художественный вкус, воображение. Надо было «почувствовать» камень, увидеть, каким он будет в изделии, хотя необработанный янтарь некрасив, подчеркнуть его неповторимость, цвет, придумав рисунок фурнитуры, закрыть изъян камня какой-то деталью из металла и овладеть ещё множеством секретов, чтобы превратить камень в неповторимое, удивительной красоты изделие. Я такие украшения, созданные руками мамы: броши, кольца, кулоны, видел и очень горжусь тем, что это моя мама - такой замечательный мастер.

Проектная работа учащегося История моей семьи в истории Калининградского Янтарного комбината

Эта уже пожелтевшая от времени фотография сделана в ювелирном цехе немецкой делегацией в тот год, когда мама начала работать на Калининградском янтарном комбинате. Несмотря на не очень эстетичный внешний вид фотографии, мы её бережно храним в семейном архиве (моя мама в центре за станком, ей 14 лет).

Вот так история моей семьи тесно переплелась с историей Калининградского янтарного комбината. Я ещё не знаю, продолжу ли я семейную династию, но уважение к людям, которые своими руками создают красоту, украшающую жизнь, мама и бабушка воспитали во мне с детства.

5



© 2010-2022