- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по теме Словообразование в 10 классе
Открытый урок по теме Словообразование в 10 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Джумагулова А.М. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка по теме «Способы словообразования».
Морфологические способы" (10-й класс)
Цели:
Познавательные:
выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
закрепить знания о способах словообразования;
учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развивающие:
развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
Воспитательные:
поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Оборудование:
учебник;
таблицы 1 и 2 для каждого учащегося;
листы с упражнением № 1 для каждого учащегося.
Технология: проблемное обучение.
Тип урока: проблемный урок.
Ход урока
1. Постановка проблемы, определение темы урока
Учитель: Для того чтобы узнать тему урока, выполните упражнение 1. (Это упражнение на ошибку, у каждого учащегося листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите "+", если не правильно - то "-".
Упражнение 1
Хорош - о - хороший (безаффиксный);
после - военный - военный (основосложение);
по - темнеть - темнеть (префиксальный);
пере - нос - иц - а - нос (префиксально-суффиксальный);
стучать - ся- стучать (постфиксальный);
диван - кровать - диван, кровать (основосложение);
лед - о - кол - лёд, колоть (основосложение);
зап - части - запасные части (словосложение);
СПК - Салаватский педагогический колледж (аббревиация).
- А теперь посмотрите, как я определила, правильно ли указан способ образования данных слов. Сравните с вашей работой (раздать листок с правильно выполненным упражнением).
Упражнение 1
Хорош - о - хороший (суффиксальный);
после - военный - военный (префиксальный);
по - темнеть - темнеть (префиксальный);
пере - нос - иц - а - нос (префиксально-суффиксальный);
стучать - ся- стучать (постфиксальный);
диван - кровать - диван, кровать (словосложение);
лед - о - кол - лёд, колоть (основосложение);
зап - части - запасные части (аббревиация);
СПК - Салаватский педагогический колледж (аббревиация).
- Где вы допустили ошибки? Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова? Кто нам назовёт тему урока?
2. Поиск решения проблемы. Работа по учебнику
- Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)
- Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 - образование новых слов, 2 - заимствование из другого языка.)
- Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
- Какие слова называются производными? (Образованные слова.)
Упражнение 2
(Записано на доске.)
Из данных слов назовите производные слова.
Кирпичный - кирпич;
настольный - стол;
перепечатать - печатать;
землемер - земля, мерить.
- Выделите основу в каждом производном слове. Какая основа у данных слов? (Производная основа.)
- Что входит в производную основу? (В производную основу входят корень и словообразующие аффиксы.)
- Выделите их в данных словах. Назовите слова, от которых образовались производные слова. Какая основа у данных слов? (Производящая основа.)
- Выделите основу. Что входит в производящую основу? (Только один корень или корень + аффиксы.)
- Выделите их в данных словах.Какой бывает производящая основа? (Непроизводной - только корень, производной - корень + аффиксы.)
- Назовите слова, у которых непроизводная основа.
3. Выражение решения
По ходу работы по учебнику учащимися заполняется таблица 1.
Таблица 1
(продукт)
Словообразование
Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.
Производные слова
Образованные слова.
Производная основа
Корень + словообразующие аффиксы.
Производящая основа
Непроизводная основа (корень), производная основа (корень + аффиксы).
4. Реализация продукта
Упражнение 3
(Записано на доске.)
Спишите и укажите, какая производящая основа.
Законный - закон (непроизводная основа)
беспорядок - порядок (непроизводная основа)
загрузить - грузить (производная основа)
бумажник - бумага (непроизводная основа)
лечиться - лечить (производная основа)
пылесос - пыль, сосать (непроизводная и производная основы)
5. Открытие нового знания. Работа по учебнику
- Сколько способов словообразования существуют в современном русском языке? (Два способа - морфологические и неморфологические способы.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с морфологическими способами и заполним таблицу 2.
Таблица 2
(продукт)
Морфологические способы
Неморфологические способы
1. Суффиксальный (новые слова образуются путём присоединения к производящей основе суффиксов): стол - яр - стол
2. Префиксальный
3. Префиксально-суффиксальный
4. Постфиксальный
5. Безаффиксный
6. Сложение
а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией
7. Аббревиация
Таблица заполняется учащимися самостоятельно по приведённому примеру.
6. Реализация продукта
Упражнение 4
(Записано на доске.)
Спишите и укажите, каким способом образованы слова. Выполните словообразовательный разбор каждого слова.
Переписать, выбежать, банщик, тракторист, обезличка, лизоблюд, голь, подлодка, ГАИ, шкаф-купе.
Образец: переписать - писать (префиксальный).
7. Итог урока
- Итак, подведём итоги. Что мы сегодня повторили? Какие способы словообразования существуют в современном русском языке? Перечислите все морфологические способы словообразования.
8. Домашнее задание
- Прочитать в учебнике о неморфологических способах словообразования и заполнить таблицу 2, привести свои примеры.