Открытый урок по теме Словообразование в 10 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по теме Словообразование в 10 классеУрок русского языка по теме «Способы словообразования».

Морфологические способы" (10-й класс)

Цели:

Познавательные:

выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;

закрепить знания о способах словообразования;

учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.

Развивающие:

развивать логическое мышление, внимание, устную речь;

развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Оборудование:

учебник;

таблицы 1 и 2 для каждого учащегося;

листы с упражнением № 1 для каждого учащегося.

Технология: проблемное обучение.

Тип урока: проблемный урок.

Ход урока

1. Постановка проблемы, определение темы урока

Учитель: Для того чтобы узнать тему урока, выполните упражнение 1. (Это упражнение на ошибку, у каждого учащегося листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите "+", если не правильно - то "-".

Упражнение 1

Хорош - о - хороший (безаффиксный);
после - военный - военный (основосложение);
по - темнеть - темнеть (префиксальный);
пере - нос - иц - а - нос (префиксально-суффиксальный);
стучать - ся- стучать (постфиксальный);
диван - кровать - диван, кровать (основосложение);
лед - о - кол - лёд, колоть (основосложение);
зап - части - запасные части (словосложение);
СПК - Салаватский педагогический колледж (аббревиация).

- А теперь посмотрите, как я определила, правильно ли указан способ образования данных слов. Сравните с вашей работой (раздать листок с правильно выполненным упражнением).

Упражнение 1

Хорош - о - хороший (суффиксальный);
после - военный - военный (префиксальный);
по - темнеть - темнеть (префиксальный);
пере - нос - иц - а - нос (префиксально-суффиксальный);
стучать - ся- стучать (постфиксальный);
диван - кровать - диван, кровать (словосложение);
лед - о - кол - лёд, колоть (основосложение);
зап - части - запасные части (аббревиация);
СПК - Салаватский педагогический колледж (аббревиация).

- Где вы допустили ошибки? Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова? Кто нам назовёт тему урока?

2. Поиск решения проблемы. Работа по учебнику

- Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)

- Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 - образование новых слов, 2 - заимствование из другого языка.)

- Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

- Какие слова называются производными? (Образованные слова.)

Упражнение 2

(Записано на доске.)

Из данных слов назовите производные слова.

Кирпичный - кирпич;
настольный - стол;
перепечатать - печатать;
землемер - земля, мерить.

- Выделите основу в каждом производном слове. Какая основа у данных слов? (Производная основа.)

- Что входит в производную основу? (В производную основу входят корень и словообразующие аффиксы.)

- Выделите их в данных словах. Назовите слова, от которых образовались производные слова. Какая основа у данных слов? (Производящая основа.)

- Выделите основу. Что входит в производящую основу? (Только один корень или корень + аффиксы.)

- Выделите их в данных словах.Какой бывает производящая основа? (Непроизводной - только корень, производной - корень + аффиксы.)

- Назовите слова, у которых непроизводная основа.

3. Выражение решения

По ходу работы по учебнику учащимися заполняется таблица 1.

Таблица 1
(продукт)

Словообразование

Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.

Производные слова

Образованные слова.

Производная основа

Корень + словообразующие аффиксы.

Производящая основа

Непроизводная основа (корень), производная основа (корень + аффиксы).

4. Реализация продукта

Упражнение 3

(Записано на доске.)

Спишите и укажите, какая производящая основа.

Законный - закон (непроизводная основа)
беспорядок - порядок (непроизводная основа)
загрузить - грузить (производная основа)
бумажник - бумага (непроизводная основа)
лечиться - лечить (производная основа)
пылесос - пыль, сосать (непроизводная и производная основы)

5. Открытие нового знания. Работа по учебнику

- Сколько способов словообразования существуют в современном русском языке? (Два способа - морфологические и неморфологические способы.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с морфологическими способами и заполним таблицу 2.

Таблица 2
(продукт)

Морфологические способы

Неморфологические способы

1. Суффиксальный (новые слова образуются путём присоединения к производящей основе суффиксов): стол - яр - стол

2. Префиксальный

3. Префиксально-суффиксальный

4. Постфиксальный

5. Безаффиксный

6. Сложение

а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией

7. Аббревиация

Таблица заполняется учащимися самостоятельно по приведённому примеру.

6. Реализация продукта

Упражнение 4

(Записано на доске.)

Спишите и укажите, каким способом образованы слова. Выполните словообразовательный разбор каждого слова.

Переписать, выбежать, банщик, тракторист, обезличка, лизоблюд, голь, подлодка, ГАИ, шкаф-купе.

Образец: переписать - писать (префиксальный).

7. Итог урока

- Итак, подведём итоги. Что мы сегодня повторили? Какие способы словообразования существуют в современном русском языке? Перечислите все морфологические способы словообразования.

8. Домашнее задание

- Прочитать в учебнике о неморфологических способах словообразования и заполнить таблицу 2, привести свои примеры.



© 2010-2022