- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему Односоставные предложения
Конспект урока на тему Односоставные предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кавранова Л.В. |
Дата | 31.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Понятие об односоставных предложениях.
Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ
Оборудование: мультимедийная презентация к уроку
Цели: углубить знания учащихся о видах предложений по своему строению, ознакомить с видами односоставных предложений; формировать умения правильно определять такие виды предложений; развивать познавательный интерес, совершенствовать навыки и умения работы с текстом; воспитывать культуру общения, интерес к творчеству художника И.И.Левитана.
Ход урока
I.Организационный момент
II.Сообщение темы, целей и задач урока
Слово учителя. Создание эмоционального настроя.
Леонардо да Винчи сказал: «Искусство-мудрый учитель, оно обладает огромными возможностями увлекать, радовать».Сегодня на уроке мы продолжим работу над строением предложений, познакомимся с таким видом предложений как односоставные. И поможет нам в этом «мудрый учитель» искусство. Я хочу, чтобы вы сегодня не просто овладели понятием «односоставные предложения», а приобщились к прекрасному, получили эстетическое наслаждение от картин русского пейзажиста И.И.Левитана (слайды с изображением полотен И.Левитана)
III.Актуализация знаний.
Работа с высказыванием Леонардо да Винчи об искусстве.
Живопись спорит и соревнуется с природой.
Сделайте разбор по членам предложения, охарактеризуйте предложение:
по цели высказывания;
по наличию главных и второстепенных членов;
по количеству грамматических основ.
IV.Изучение нового материала
Чтение текста «Певец русской природы» (тексты на партах и на слайде)
(1)К теме природы обращались многие писатели и художники. (2)У каждого из них существовали в стране свои любимые места. (3)Каждый открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним. (4)Но никто из художников не сумел выразить любовь к природе сильнее Исаака Левитана. (5) Глубокое очарование и простота русского пейзажа. (6)Смотришь на картину и ощущаешь всепоглощающее чувство любви к родине. (7)Большинство из нас умеет просто смотреть. (8)Левитан учит нас вглядываться , пристально наблюдать и запоминать.
Анализ текста
Какова тема текста, основная мысль?
Выпишите номер предложения с однородными подлежащими.(№1,5)
Выпишите номер(а) предложения(ий)с однородными сказуемыми (№3,6,8)
Выпишите номер(а) двусоставного(ых) предложения(ий)(№1,2,3,4,7,8)
Что вы можете сказать о строении грамматической основы предложения №5? №6?( В предложении №5 отсутствует сказуемое, а в предложении №6-подлежащее)
Такие предложения называются односоставными (слайд №11). Они имеют законченный смысл, так что в них второй главный член или не нужен, или невозможен. Обратите внимание на схему односоставного предложения (слайд №12). В зависимости от того, какой главный член составляет грамматическую основу предложения , односоставные предложения делятся на две группы:
с главным членом -подлежащим
с главным членом - сказуемым (слайд № 12)
-Пользуясь таблицами (слайды №13-16), рассмотрим, какие можно выделить виды односоставных предложений.
-
Определённо-личные предложения : сказуемое-глагол в форме 1 или 2 лица настоящего и будущего времени изъявительного наклонения; в форме повелительного наклонения
-
Неопределённо-личные предложения : сказуемое-глагол в форме 3 лица, единственного и множественного числа наст. и буд. времени;
множ. числа в прошедшем времени
-
Безличные предложения:
Безличный глагол
Инфинитив+вспомогательный глагол
Личный глагол в значении безличного
Неопределённая форма глагола
Наречие, краткое причастие
-
Назывные предложения: подлежащее - существительное в Им. падеже ед. и множ.числа
-Рассмотрим картину И.Левитана «Осенний день Сокольники»(слайд №17). Что изображено на картине? Какие чувства вызывает у вас осенний пейзаж и одинокая женская фигура, бредущая по дороге?
-Запишем предложение (слайд № 18), найдём грамматическую основу:
Я чувствую в картине «Осенний день. Сокольники» невиданное прежде в русской живописи единство настроения природы и человека.
-Какое предложение по характеру грамматической основы? (двусоставное)
-Перестроим предложение так, чтобы оно стало односоставным , используя глагол-сказуемое в форме 2 лица ед. числа.(Чувствуешь в картине «Осенний день. Сокольники» невиданное прежде в русской живописи единство настроения природы и человека.)
-Какой вид односоставного предложения мы образовали? (определённо-личное предложение с глаголом-сказуемым в форме
2 лица ед. числа наст. времени)
Работа в группах (по карточкам)
-Записать только односоставные предложения, определить их вид .
Карточка №1
Картина «Осенний день. Сокольники» была написана ещё в студенческие годы. Лето кончилось. Как-то в сумерки встречаю у калитки своего дома молодую женщину. Вижу руки, белеющие из-под чёрных кружев.
Карточка №2
Туча закрыла небо. Чувствую на своих щеках капли дождя. Незнакомка пытается раскрыть зонтик. Промозгло и холодно. Смотрю на неё и чувствую ветер, пробирающий насквозь.
Карточка №3
Фигура одинокой женщины, бредущей по аллее. Видишь дорожку, усыпанную опавшими листьями. Ощущаешь беспредельную тоску и одиночество.
Проверка выполнения работы.
-Рассмотрите картину «Золотая осень»(слайд №19) и расскажите о своих впечатлениях.
-На слайде дан текст к картине «Золотая осень» (слайд №20). Перестройте двусоставные предложения в односоставные определённо-личные. Используйте при этом глаголы всмотрись, ощути, почувствуй, вглядись и т.п.
Картина «Золотая осень» радует нас богатством красок осенней природы. Восхищает прозрачная голубизна осеннего неба. Пылающая на солнце золотая листва, густая синева реки и яркая свежесть зелени вдали создают светлое, праздничное настроение.
-Проверим (слайд №21): Всмотрись в картину «Золотая осень» и ощути радость от богатства красок осенней природы. Почувствуй восхищение прозрачной голубизной осеннего неба. Вглядись в пылающую на солнце золотую листву, густую синеву реки и яркую свежесть зелени вдали, почувствуй светлое, праздничное настроение.
V.Подведение итогов
Заключительная беседа.
-Какова была тема нашего сегодняшнего урока?
-Что нового мы узнали о характере грамматической основы предложения?
-Какие предложения называются двусоставными? Односоставными?
-Назовите виды односоставных предложений.
-Как вы думаете, в каких стилях речи употребляются односоставные предложения?
-Запомнилась ли вам живопись И.Левитана? Какие картины понравились?
VI.Домашнее задание
Материал учебника §21, упр.139.