РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА элективного курса ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС «Культура русской речи»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Перекопская общеобразовательная школа I-III ступеней №7

Армянского городского совета

Республики Крым


РЕКОМЕНДОВАНО

Руководитель школьного методического объединения

_________подпись___________________ФИО

«_____»___________2014 г.

Протокол заседания №____от «____»_______

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_____подпись_____________________ФИО

«_____»___________2014 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор Перекопской

общеобразовательной школы №7

________подпись____________________ФИО

«_____»___________2014 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

ПО ЛИТЕРАТУРЕ 11 КЛАСС

«Культура русской речи»

Преподаватель русского языка и литературы: Шабдинова Эльзара Икметовна

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 1 год (2014-2015 учебный год)

Общее кол-во часов по плану: 32 часа. Кол - во часов в неделю: 1 час.

Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Программа элективного курса. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006. - 24 с. Данная программа предназначена для изучения курса «Куль­тура русской речи» в старших классах па профильном уровне


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс «Культура русской речи» предназначен для изучения в старших классах средней (полной) школы на профильном уровне. Являясь курсом гуманитарного цикла, он может войти в тре­тий предметный блок профильного обучения одного из следующих профилей: гуманитарного, социально-экономического, универсаль­ного (общеобразовательного). Курс рассчитан на 32 часа учебного времени.

Смирнова Л.Г. Культура русской речи: Программа элективного курса. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2006. - 24 с. Данная программа предназначена для изучения курса «Куль­тура русской речи» в старших классах па профильном уровне по одноименному пособию Л.Г. Смирновой рассчитана на 32 часа учебного времени.

Предмет «Культура русской речи» имеет итоговый характер, по­скольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы: умения грамотно составлять письменные и устные высказывания в различных стилях и жанрах. Появление этого курса в старших классах обусловлено не только необходимостью привести в систему развитие коммуникатив­ных навыков, приобретенных учащимися, но и в максимальной степе­ни подготовить их к одному из важных компонентов новой формы сдачи выпускного экзамена по русскому языку: написанию сочинения в рамках Единого государственного экзамена.

Базовый курс родного языка, который преподавался в течение всех лет обучения, в основном призван сформировать навыки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности, в меньшей мере внимание в нем уделяется развитию речи, написанию текстов различных стилей и жанров, развитию навыков публичной речи, в том числе диалогиче­ской. Наконец, в рамках школьной программы практически не уделя­ется внимания такой важной составляющей культуры речи, как куль­тура общения.

Проводимый уже в течение нескольких лет Единый экзамен по русскому языку наглядно продемонстрировал тот факт, что наиболее трудным этапом экзамена для выпускников является написание сочи­нения в жанре отзыва, эссе, рецензии на прочитанный текст. Результа­ты экзамена показывают, что ученики испытывают трудности, прежде всего в понимании текста, уяснении его смысла. Кроме того, комму­никативные умения большинства выпускников сформированы недо­статочно, что не позволяет им создать собственный текст на уровне предъявляемых требований. Условием получения высокого балла за сочинение является грамотная, логичная, выразительная речь учащих­ся, их умение не только находить в авторском тексте средства языко­вой изобразительности, анализировать их роль в раскрытии основной мысли текста, но и самостоятельно использовать подобные средства для индивидуализации собственного стиля.

Коммуникативная несостоятельность многих выпускников сред­ней школы самым наглядным образом подтверждает тот факт, что в последние годы в российском обществе резко снизился общий уро­вень владения речью. Огромное количество нарушений норм литера­турного языка, которые допускают даже журналисты, политики и дру­гие представители публичных профессий, дополняются засорением языка средств массовой информации и художественных текстов нели­тературными лексическими элементами: жаргонизмами, неоправдан­ными заимствованиями, просторечными словами. Все эти негативные явления определяют настоятельную необходимость в корректировке речи учеников средней школы, чему в базовом курсе русского языка уделено недостаточно внимания.

Кроме того, существуют определенные социальные потребности введения в школьную программу курса «Культура русской речи». Ста­новление гражданского общества предполагает, что каждый гражда­нин должен уметь формулировать свои мысли, запросы, требования в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструк­тивный диалог с оппонентами, с представителями государства, доби­ваться согласия в целях эволюционного развития общества. В связи с захлестнувшей общество разноголосицей мнений, суждений, идео­логий у представителей многих профессий возникает потребность в таком виде воздействия на людей, как убеждение словом. Отсюда необыкновенно возрос интерес к риторике, науке о природном крас­норечии и ораторском искусстве, призванной научить человека мыс­лить, правильно излагать свои суждения и воздействовать на окружа­ющих с помощью слова. Предлагаемый курс призван дать некоторые теоретические представления о риторике, сформировать у школьни­ков начальные риторические навыки.

Владение родным языком - это один из самых главных показате­лей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование речевых навыков теснейшим образом свя­зано с умением мыслить, рассуждать. Существующая система выс­шего образования не предусматривает обязательных курсов, закреп­ляющих и развивающих навыки владения средствами родного языка, поэтому школа должна по возможности полно развить речевые способности выпускников, обучить их правильной, богатой и вырази­тельной речи.

Немаловажным представляется еще один аспект. Само название курса - «Культура русской речи» - подразумевает обращение к наци­ональной культуре, введение школьников в пространство националь­ных культурных символов, текстов, приобщение к национальным и общечеловеческим проблемам. Таким образом, курс «Культура рус­ской речи» оказывается связанным не только с курсом «Русский язык», но и с другими курсами гуманитарного профиля: «Литература», «Мировая художественная культура», «История», «Обществознание». Школьники, стоящие на пороге самостоятельной жизни, вводятся в круг проблем взрослых людей, пытаются найти и сформулировать свои ответы на актуальные вопросы современной действительности. Кроме решения подобной перспективной задачи, предлагаемый курс имеет и конкретную практическую цель: обсуждение важных общест­венных проблем в процессе освоения тем «Риторика» и «Дискутивно-полемическая речь», несомненно, позволит выпускникам глубже по­нять текст, который будет предлагаться им для анализа в рамках ЕГЭ по русскому языку, сформулировать собственное отношение к пробле­мам, затронутым в этом тексте.

­СОДЕРЖАНИЕ МАТЕРИАЛА И СТРУКТУРА КУРСА

Преподавание курса «Культура русской речи» опирается на тот уровень лингвистической, культуроведческой и коммуникативной компетенции учащихся, который достигнут ими в результате освоения базового курса «Русский язык», а также в определенной степени кур­сов «Литература», «Мировая художественная культура». Элективный курс ставит своей целью развитие коммуникативных способностей учащихся, расширение их общелингвистического и культуроведческого кругозора.

Элективный курс «Культура русской речи» включает несколько тем: учение о нормах русского литературного языка (ортологию), сти­листику, риторику, понятия о дискутивно-полемической речи и о культуре общения. Логика расположения учебного материала представляется следующей.

Первая большая тема - «Культура речи как научная дисциплина. Нормы русского литературного языка». Ее изучение направлено на то, чтобы сформировать у школьников представление о литературном языке как о высшей, образцовой форме национального языка, объеди­няющей кодифицированный литературный язык и разговорную речь. Осознание причин появления речевых ошибок, под влиянием конкури­рующих с литературным языком разновидностей национального языка (диалектов, жаргонов и просторечия) позволит школьникам легче рас­познавать речевые ошибки разного типа и сознательно исправлять их.

Учащиеся должны познакомиться со всеми основными нормами русского языка: орфоэпическими, акцентологическими, морфологи­ческими, синтаксическими, лексическими. Стилистические нормы русского языка рассматриваются в рамках изучения темы «Стилистика». Понимание нормы как динамического явления, осознание логики ее развития позволит школьникам сравнивать новое и старое в языке, определенным образом прогнозировать развитие языковых явлений. Уяснение основных правил произношения, постановки ударения, об­разования грамматических форм и синтаксических конструкций, упо­требления слов и фразеологических оборотов позволит школьникам избежать самых распространенных грубых речевых ошибок, устранит из их речи черты просторечия. Работа над правильностью речи позво­лит им повысить коммуникативную компетентность, а также лучше подготовиться к выполнению заданий по теме «Культура речи» тестов ЕГЭ по русскому языку, позволит выпускникам избежать грамматиче­ских ошибок и речевых недочетов при написании сочинения.

Знакомство с интонационным оформлением предложений русско­го языка, практическая работа школьников над интонационным оформлением фразы, над дикцией, четкой артикуляцией трудных для произношения звуков и звуковых сочетаний, корректировка поста­новки ударений в словах призваны сделать грамотной, выразительной, эмоциональной звуковую сторону речи учащихся.

Овладение нормами словоупотребления предполагает знакомство с основными понятиями такого раздела языкознания, как лексиколо­гия. Традиционно в рамках школьного курса по русскому языку ему уделяется наименьшее внимание, хотя в тесты ЕГЭ введены вопросы, связанные с определением различных типов слов русского языка. В процессе изучения курса «Культура русской речи» предполагается повторение материала, связанного с изучением такого явления, как многозначность слова, развитие у него переносных значений, стилис­тическая окраска лексики. Рассматриваются синонимические и анто­нимические отношения слов, явления омонимии и паронимии в язы­ке. Практическая работа по разграничению паронимов, выявлению особенностей их лексической сочетаемости предупреждает у школьников появление одного из самых распространенных типа речевых ошибок, связанного со смешением паронимов.

В целях овладения лексическим многообразием русского языка, обучения более глубокому анализу текста школьникам необходимо уметь разграничивать исконно русскую и заимствованную лексику, представлять себе, из каких языков и в какие исторические периоды были заимствованы те или иные лексические пласты, уяснить особен­ности стилистической окраски некоторых групп заимствованной лек­сики, например, старославянизмов, англицизмов, заимствований из греческого и латинского языков. Для лучшего постижения характера текста, прежде всего художественного, необходимо разграничивать слова с точки зрения принадлежности их к активному и пассивному запасу. Среди слов пассивного запаса следует различать архаизмы, историзмы, неологизмы, окказионализмы как важное стилистическое средство создания художественного своеобразия текста.

От общеупотребительной лексики следует отличать лексику с ог­раниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, терми­ны, профессионализмы. Такой важный пласт лексики, как термины служит совместно с другими языковыми средствами для создания тек­стов научного стиля. Что касается диалектизмов и жаргонизмов, то их употребление нарушает лексические нормы литературного языка.

Обогащению речи школьников служит знакомство с фразеологи­ческой системой русского языка, прежде всего с таким типом устой­чивых выражений, как крылатые слова. Выяснение происхождения крылатых слов, связанных с античными мифами и историей, с биб­лейскими текстами, с текстами классической отечественной и зару­бежной литературы вводит школьников в национальное культурное пространство, расширяет их знакомство с важными культурными символами.

Вторая тема курса - «Стилистика» - призвана дать учащимся представление о языковых стилистических ресурсах, стилях речи, о стилистической норме и стилистических ошибках. В процессе изуче­ния этой темы необходимо привести в систему знания школьников по стилистике, полученные в процессе изучения базового курса «Русский язык». Следует подробнее познакомить учащихся с языковыми особенностями всех традиционно выделяемых стилей русской речи, проанализировать образцы текстов разговорного, художественного, официально-делового, научного и публицистического стилей. В про­цессе изучения этой темы школьники должны получить навык состав­ления речевых произведений в различных стилях и жанрах. При изуче­нии особенностей художественного стиля особое внимание должно быть уделено изучению различных приемов художественной вырази­тельности, прежде всего тропов и фигур, а также выразительных средств фонетики. Анализ средств художественной выразительности входит в качестве обязательного компонента в задание ЕГЭ, в частнос­ти, сочинение, предусматривает рассмотрение особенностей индиви­дуального стиля автора текста, предложенного в качестве основы для написания сочинения.

Третья тема курса - «Риторика» - дает возможность для практи­ческого развития коммуникативных навыков учащихся. Изучение этой темы предусматривает знакомство с основными этапами разви­тия ораторского искусства, с особенностями подготовки публичного выступления, устного выступления перед аудиторией. Задачей форми­рования первичных риторических навыков является обучение отбору необходимой информации для публичного выступления с учетом его целевой установки, композиционное расположение материала, обле­чение его в соответствующую языковую форму. В процессе изучения этой темы школьники должны приобрести опыт выступления перед аудиторией - своими товарищами, осознать возможность своего воз­действия на слушателей с помощью слова. Первый опыт публичных выступлений должен продемонстрировать учащимся различие в оформлении письменного и устного текстов, особенности языкового воплощения устного выступления, которые способствуют его мак­симальному воздействию на слушателей. В качестве дидактического материала используются тексты из русской классической литературы и произведений XX века, фрагменты публичных выступлений и обра­щений политиков, деятелей культуры 80-90 годов XX века. Тексты даны в столкновении мнений, идей, идеологий, что само по себе должно побудить будущих ораторов к размышлениям.

Четвертая тема курса - «Дискутивно-полемическая речь» - посвящена рассмотрению проблем культуры спора, полемики как взаимообогащающего обмена мнениями. Изучение этой темы помогает школьникам грамотно, со знанием дела, доказывать какое-либо поло­жение, отстаивать свою точку зрения. Учащиеся должны получить представление о различных типах споров, о правилах ведения спора, об особенностях аргументации, о позволительных и непозволитель­ных уловках, которые используются во время споров. Практические упражнения должны обучить школьников навыкам полемического мастерства, продемонстрировать возможности гласного обмена мне­ниями с целью выяснения истины, достижения согласия. Обучение навыкам дискутивно-полемической речи выпускников школы является сегодня чрезвычайно актуальным, поскольку полемика представите­лей различных общественных групп, носителей разных идеологий, находящая отражение в средствах массовой информации, демонстри­рует свой крайне неконструктивный характер.

Пятая тема курса - «Культура речи и культура общения» - посвя­щена рассмотрению некоторых психологических проблем общения. Изучение этой темы предполагает знакомство с особенностями раз­ных типов общения: «безличного общения» при контактах с незнако­мыми людьми в различных житейских ситуациях и «межличностного общения» - основного типа коммуникации, который дает возмож­ность самовыражения, раскрытия индивидуальности. Знакомство с формулами речевого этикета, выбор оптимальных психологических установок, воспитание тактичного речевого поведения поможет школьникам избежать коммуникативных неудач как в одном, так и в другом типе общения. Полноценное воспитание языковой личности невозможно в отрыве от обучения основам психологии об­щения.

Практические упражнения по теме «Культура речи и культура об­щения» призваны скорректировать речевое поведение школьников в обществе, воспитать вежливого и тактичного собеседника. К сожале­нию, в нашей школе традиционно недостаточно внимания уделяется этическому компоненту воспитания личности, формированию таких черт характера, как уважение к старшим, вежливость, доброжелатель­ность, тактичность.

Таким образом, основной целью элективного курса «Культура рус­ской речи» является углубление общих лингвистических знаний и по­вышение коммуникативной компетенции школьников, корректиров­ка их речи, устранение речевых ошибок. Учащиеся получают первый опыт выступления перед аудиторией и воздействия на нее словом. Школьники испытывают себя в качестве участников спора, учатся не­принужденно общаться с другими людьми, т.е. приобретают качества, которые должен выработать в себе каждый, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе, кто хочет добиться успехов в профессиональной деятельности.

Базовые понятия и категории, которые должны быть усвоены учащимися

Курс «Культура русской речи» основывается на тех лингвистичес­ких и филологических знаниях, которые получены учениками в про­цессе изучения таких предметов, как «Русский язык», «Литература», «Мировая художественная культура». Но предлагаемый элективный курс дает возможность ученикам не только углубить теоретические представления о базовых филологических категориях, но и существен­но развить навыки практического использования знакомого теорети­ческого материала.

По завершении изучения элективного курса «Культура русской речи» школьники должны усвоить следующие понятия:

Национальный язык и его основные разновидности: литературный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литера­турный язык и разговорная речь. Культура речи как научная дисциплина. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы литературного языка. Нормативный, коммуникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богатство, выразительность.

Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологи­ческие, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.

Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения гласных звуков. Оглу­шение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Акцентология как раздел языкознания, изучаю­щий особенности постановки ударения и его функцию в словах. Разноместность и подвижность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.

Морфологические нормы русского языка. Варианты падежных окон­чаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен.

Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.

Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославя­низмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Уста­ревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализ­мы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика.

Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Лексические и фразеологические нормы русского языка.

Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональные разновидности языка. Разговорный, художественный, официально- деловой, научный, публицистический стили русского языка. Стилисти­ческая норма и стилистические ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.

Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, исполь­зуемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксю­морон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, антитеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессою­зие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.

Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных выступлений в соот­ветствии с их основной установкой: развлекательное выступление, ин­формационное выступление, агитационное (убеждающее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Композиция и язык публичного выступле­ния. Функционально-смысловые типы текста в публичной речи: описа­ние, повествование, рассуждение. Цитаты и аллюзии в публичной речи.

Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре.

Культура общения. «Безличное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета.

Важнейшие умения, формируемые в процессе изучения курса

Важнейшими умениями, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса, являются следующие:

● умение правильно, выразительно, эмоционально читать прозаиче­ские и поэтические тексты, демонстрируя понимание их идейного содержания и авторского замысла;

● умение отмечать, анализировать особенности регионального произ­ношения, сложившиеся под влиянием местного диалекта, умение работать над собственной речью, устраняя из нее черты диалектно­го и просторечного нелитературного произношения;

● умение находить в речи ошибки, возникшие в результате нарушения орфоэпических, акцентологических, морфологических, синтаксиче­ских, лексических, стилистических норм русского литературного языка, умение исправлять эти ошибки;

● умение пользоваться ортологическими словарями русского языка;

● умение определять стилистическую принадлежность текста, харак­теризовать его языковые особенности, лексический состав и средства речевой выразительности, их роль в раскрытии идейно-смыслового содержания текста;

● умение составлять элементарные тексты в различных жанрах официально-делового стиля (заявление, автобиография, объяснитель­ная записка), научного стиля (аннотация, реферат, рецензия), пуб­лицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама);

● умение грамотно оформлять работы, написанные в научном стиле в жанре реферата, составлять библиографическое описание ис­пользуемой литературы, оформлять библиографические ссылки;

● умение подготовить публичное выступление, определив заранее его основную установку, проанализировать эффективность его воздействия на аудиторию;

● умение вести публичный спор, грамотно аргументируя свою точку зрения и не прибегая к непозволительным уловкам в процессе спора;

● умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, тактично под­держивать беседу со взрослыми, обращаться с просьбой, выраже­нием сочувствия, используя формулы речевого этикета, составлять приветственные и поздравительные сообщения.

Основные виды устных и письменных работ, которые можно проводить в процессе изучения курса

«Культура русской речи».

Устные работы

● Выразительное чтение учащимся любимого поэтического текста с развернутым комментарием, включающим мотивировку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

● Составление текстов одинакового содержания в разных стилях: разговорном, официально-деловом, художественном, публи­цистическом.

● Описание картины любимого художника с использованием сино­нимов, антонимов, паронимов, средств речевой изобразительности.

● Краткий пересказ содержания понравившегося фильма.

● Рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого.

● Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах).

● Проведение конкурса публичных выступлений агитационного ха­рактера.

● Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.

● Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс-конферен­ции и т.д.

Письменные работы

● Составление текста на основе крылатого выражения, пословицы, афоризма.

● Художественное описание пейзажа, внешности товарища.

● Написание текстов в различных жанрах официально-делового сти­ля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

● Написание сочинения на тему «Город моей мечты».

● Написание сочинения на тему «Человек, которому я многим обязан».

● Составление развернутого плана-конспекта публичного выступле­ния агитационного характера.

● Написание сочинения-рассуждения на тему «Размышления перед экраном телевизора».

В качестве итоговой аттестации по результатам изучения курса можно использовать тест, включающий задания по культуре речи, ана­логичные тем, которые используются в тестах ЕГЭ по русскому языку. Итоговой работой может стать также сочинение-размышление по предложенному тексту. В таком случае итоговая контрольная работа по элективному курсу станет важным этапом для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Итоговая оценка по элективному курсу может быть накопитель­ной. При этом результаты выполнения всех предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.

ТЕМАТИКА ЗАНЯТИЙ И ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЧАСОВ

Кроме планируемых для прохождения курса 32 часов учебного времени, на изучение некоторых тем можно использовать часы, пред­назначенные для подготовки к Единому государственному экзамену по русскому языку, поскольку материалы элективного курса в макси­мальной степени связаны со многими компонентами ЕГЭ (задания по культуре речи, разносторонняя подготовка к написанию сочинения).

Изучение элективного курса включает следующие темы:

1. Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, ком­муникативный, этический аспекты культуры речи. Качества хорошей речи: правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богат­ство, выразительность.

Национальный язык и его основные разновидности: литератур­ный язык, диалекты, жаргоны, просторечие. Кодифицированный литературный язык и разговорная речь. (2 часа)

Теория русского языка. Формирование представления о понятии «национальный язык» и о его основных разновидностях. Разграниче­ние кодифицированного литературного языка и разговорной речи, устной и письменной речи.

Развитие речи. Сравнение письменного и устного текста одина­кового содержания (составление письма товарищу и изложение его со­держания в телефонном разговоре). Подготовка устного рассказа о словаре местного диалекта.

Краеведение. Знакомство с местным диалектом, с историей его формирования и развития.

Связь с различными видами искусства. Отражение местного диа­лекта в художественных произведениях местных авторов.

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы по культуре речи «Молодежный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?».

2. Ортология как раздел языкознания, изучающий нормы лите­ратурного языка. Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические. Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка. (2 часа)

Теория русского языка. Формирование представлений о лингвисти­ческом понятии «языковая норма», о динамике норм, о том, какие нормы представлены на разных уровнях языка.

Связь с различными видами искусства. На примере литературных текстов XVIII-XX вв. из школьной программы проследить, как изме­нились нормы литературного языка.

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы по русскому языку «Исправляем ошибки в речи друзей» с предваритель­ным сбором материала и его анализом.

3.Орфоэпия как раздел языкознания, изучающий произноси­тельные нормы устной речи. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения глас­ных звуков. Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи. Отклонение от норм лите­ратурного произношения под влиянием диалектов и просторечия. Старомосковские произносительные нормы как образец произноше­ния первой половины XX века. (2 часа)

Теория русского языка. Знакомство с лингвистическими терминами редукция, аканье, иканье, оглушение, ассимиляция, диссимиляция.

Развитие речи. Выразительное чтение учащимися любимого поэти­ческого текста с развернутым комментарием, включающим мотиви­ровку выбора данного текста, собственное понимание его идейного содержания.

Связь с различными видами искусства. Знакомство с шедеврами русской поэзии.

Возможные виды внеурочной деятельности. Прослушивание записей речи выдающихся русских актеров, записей речи дикторов - носите­лей старомосковских произносительных норм.

4.Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах. Разноместность и по­движность русского ударения. Активные тенденции развития ударения. (2 часа)

Теория русского языка. Анализ особенностей постановки ударения в словах русского языка. Знакомство с понятием «языковая тенденция».

Связь с различными видами искусства. Анализ актерской речи с точки зрения соблюдения орфоэпических и акцентологических норм.

Возможные виды внеурочной деятельности. Предварительный просмотр спектакля или кинофильма.

5.Морфологические нормы русского языка. Варианты падеж­ных окончаний. Вариантность рода существительных и аббревиатур. Склонение географических названий и собственных имен. (3 часа)

Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки. (1 час)

Теория русского языка. Повторение общих сведений о грамматике русского языка. Рассмотрение неизменяемых слов в русском языке.

Развитие речи. Написание (на выбор) сочинения на тему «Город моей мечты» (тип речи - описание); на тему «Человек, которому я многим обязан» (тип речи - повествование); на тему «Размышления перед экраном телевизора» (тип речи - рассуждение). Анализ работ с точки зрения грамматической правильности (наличие морфологиче­ских и синтаксических ошибок).

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение беседы «Ты и твое имя» (происхождение имен, функционирование личного имени в грамматической системе русского языка).

6.Лексикология как раздел языкознания, изучающий словарный состав языка. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. (2 часа)

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославя­низмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса. Уста­ревшая лексика: историзмы, архаизмы. Неологизмы, окказионализ­мы. Лексика с ограниченной сферой употребления: диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы. Лексика нейтральная и стилистически окрашенная. Книжная, разговорная, просторечная лексика. (2 часа)

Теория русского языка. Формирование понятия о характере лекси­ческой системы русского языка, о различных типах лексических единиц в русском языке.

Развитие речи. Краткий пересказ содержания понравившегося фильма с использованием слов разного типа. Художественное описа­ние пейзажа, внешности товарища.

Краеведение. Экскурсия «Заповедные уголки моей малой Родины» с последующим устным описанием пейзажей.

Связь с различными видами искусства. Просмотр фильмов с целью последующего изложения их содержания.

Возможные виды внеурочной деятельности. Проведение заочной экскурсии по живописным местам родного края.

7.Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов. Крылатые слова. Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка. (2 часа)

Теория русского языка. Формирование понятия о фразеологичес­кой системе русского языка, различных типах фразеологизмов.

Развитие речи. Составление текста на основе крылатого выраже­ния, пословицы, афоризма.

Связь с различными видами искусства. Использование иллюстра­ций к Библии, связанных с различными крылатыми словами библей­ского происхождения.

Возможные виды внеурочной деятельности. Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?».

8.Стилистика как раздел языкознания, изучающий функциональ­ные разновидности языка. Стилистические ресурсы русского языка. Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публи­цистический стили русского языка. Стилистическая норма и стилисти­ческие ошибки. Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы. (4 часа)

Теория русского языка. Формирование понятия о стиле, о стилис­тических ресурсах языка.

Развитие речи. Рассказ о поездке в незнакомый город, изложенный в разных жанрах: в виде письма товарищу (разговорный стиль), в виде официального отчета классному руководителю (официально-деловой стиль), в виде сюжетного рассказа (художественный стиль), в виде газетного очерка (публицистический стиль). Изложение содержания сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» средствами разных стилей.

Связь с различными видами искусства. Использование фольклор­ных текстов для стилистической трансформации.

Возможные виды внеурочной деятельности. Конкурс сказок, написан­ных в различных стилях.

9. Тропы и фигуры как средства языковой выразительности, ис­пользуемые в художественном стиле. Основные виды тропов: эпитет, оксюморон, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, си­некдоха, гипербола, литота, каламбур, ирония, перифраза. Основные виды фигур: инверсия, анафора, эпифора, подхват, параллелизм, ан­титеза, градация, риторический вопрос, риторическое восклицание, бессоюзие, многосоюзие, хиазм, период. Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание. (2 часа)

Теория русского языка. Рассмотрение языковых механизмов обра­зования тропов и фигур.

Развитие речи. Устное описание картины любимого художника с использованием синонимов, антонимов, паронимов, различных тропов и фигур. Написание текстов в различных жанрах официально- делового стиля (заявление, автобиография, объяснительная записка), научного стиля (аннотация, реферат), публицистического стиля (заметка в газету, эссе, реклама).

Связь с различными видами искусства. Использование произве­дений изобразительного искусства для составления текстов описа­тельного характера.

Возможные виды внеурочной деятельности. Выпуск газеты, под­готовка телевизионных сюжетов, радиопередач.

10. Риторика как наука о природном красноречии и ораторском искусстве. Публичное выступление. Классификация публичных вы­ступлений в соответствии с их основной установкой: развлекательное выступление, информационное выступление, агитационное (убежда­ющее, побуждающее, воодушевляющее) выступление. Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение. Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение.

Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. Оратор и его аудитория. (4 часа)

Развитие речи. Составление информационного текста: рассказ о творчестве современного писателя, художника, ученого. Составление развернутого плана-конспекта публичного выступления агитационно­го характера. Проведение конкурса публичных выступлений агитаци­онного характера.

Возможные виды внеурочной деятельности. Организация конкурса «Если бы я был президентом...».

11.Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Типы аргу­ментов. Демонстрация. Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора. (2 часа)

Теория русского языка. Рассмотрение языковых особенностей диа­лога и полилога. Языковые формулы выражения согласия-несогласия.

Развитие речи. Устное выступление на тему «Хочу согласиться (не согласиться) с автором...» (выражение собственного отношения к проблемам, поднятым в публицистических и художественных текстах). Организация дискуссии на актуальную социально значимую тему.

Краеведение. Организация дискуссии по культурно-экономическим проблемам родного края.

Возможные виды внеурочной деятельности. Просмотр телевизи­онных передач с целью анализа особенностей какой-либо публичной дискуссии.

12.Культура общения. Психологические основы общения. «Без­личное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета. Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений. (2 часа)

Теория русского языка. Знакомство с формулами речевого этикета.

Развитие речи. Проведение психологического тренинга с имитацией ситуаций случайного знакомства, родительского собрания, пресс- конференции и т.д.

Возможные виды внеурочной деятельности. Использование про­изведений художественной литературы, кинофильмов для анализа взаимоотношений героев. Проведение беседы «Как можно предотвра­тить психологический конфликт».




Календарно - тематический план

Тема урока

Дата

1

Культура речи как научная дисциплина. Нормативный, ком­муникативный, этический аспекты культуры речи.

План

Факт

2

Качества хорошей речи (правильность, точность, логичность, уместность, чистота, богат­ство, выразительность).

3

Ортология. Основные нормы русского языка: орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксические, лексические.

4

Динамический характер норм. Вариант и речевая ошибка.

5

Орфоэпия. Редукция гласных в потоке речи. Аканье, иканье как особенности русского литературного произношения глас­ных звуков.

6

Оглушение, ассимиляция (уподобление), диссимиляция (расподобление) согласных в потоке речи.

7

Акцентология как раздел языкознания, изучающий особенности постановки ударения и его функцию в словах.

8

Разноместность и по­движность русского ударения. Активные тенденции развития ударения.

9

Морфологические нормы русского языка. Варианты падеж­ных окончаний.

10

Вариантность рода существительных и аббревиатур.

11

Склонение географических названий и собственных имен.

12

Синтаксические нормы русского языка. Синтаксические ошибки.

13

Лексикология. Однозначные и многозначные слова. Прямое и перенос­ное значение слова

14

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

15

Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Старославя­низмы. Англицизмы. Лексика активного и пассивного запаса.

16

Уста­ревшая лексика. Лексика с ограниченной сферой употребления. Книжная, разговорная, просторечная лексика

17

Фразеология как раздел языкознания, изучающий устойчивые, воспроизводимые сочетания слов.

18

Крылатые слова. Происхождение крылатых слов. Лексические и фразеологические нормы русского языка.

19

Стилистика. Стилистические ресурсы русского языка.

20

Разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический стили русского языка.

21

Стилистическая норма и стилисти­ческие ошибки.

22

Основные типы стилистических ошибок: тавтология, плеоназм, злоупотребление канцеляризмами, речевые штампы.

23

Тропы и фигуры. Основные виды тропов. Основные виды фигур.

24

Выразительные средства фонетики: ассонанс, аллитерация, звукоподражание.

25

Риторика. Публичное выступление. Классификация публичных вы­ступлений

26

Выбор темы выступления. Слово и текст. Ассоциативные связи слов в тексте. Текст как развернутое суждение.

27

Функционально-смысловые типы текста: описание, повествование, рассуждение.

28

Композиция и язык публичного выступления. Цитаты и аллюзии в публичной речи. Оратор и его аудитория.

29

Дискутивно-полемическая речь. Тезис. Аргумент. Типы аргу­ментов. Демонстрация.

30

Основные приемы спора. Позволительные и непозволительные уловки в споре. Поведение во время спора.

31

Культура общения. Психологические основы общения. «Без­личное общение». «Межличностное общение». Формулы речевого этикета.

32

Основы бесконфликтного речевого взаимодействия. Понятие «светская беседа». Предотвращение психологических конфликтов в общении представителей различных поколений.


24

© 2010-2022