- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект: ПОЭЗИЯ В ЕДИНСТВЕ ТРЁХ ЯЗЫКОВ 7 класс
Конспект: ПОЭЗИЯ В ЕДИНСТВЕ ТРЁХ ЯЗЫКОВ 7 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Демесинова Ж.С. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Внеклассный урок в 7 классе
ПОЭЗИЯ В ЕДИНСТВЕ ТРЁХ ЯЗЫКОВ
Демесинова Ж.С. Основная средняя школа №133
Карагандинской области, г. Жезказган
Цель урока:
. совершенствование речевых умений и навыков в письме, чтении, слушании, говорении; установление взаимосвязи трёх языков: казахского, русского, английского;
. развитие навыков связной речи, памяти;
. воспитание чувства и любви к языкам, чувства ответственности и патриотизма у молодого поколения.
Наглядность: портреты поэтов, пейзажная зарисовка, буклет, выставка книг, рефераты.
Ход урока:
-
Организационный момент
-
Вступительное слово учителя:
Добрый день, уважаемые гости и учащиеся!
Добро пожаловать на наш праздник- на праздник языков, посвящённый теме «Поэзия в единстве трёх языков».
Наш Президент Н. А. Назарбаев уделяет большое внимание образованию и науке. В его послании, а именно в проекте «Триединство языков» сказано: «Казахстан должен восприниматьсяво всём мире как высообразованная страна, население которой пользуется и должно пользоваться тремя языками. Это казахский язык-государственный язык нашего народа, русский язык, ка язык межнационального общения, английский язык-язык успешной интеграции в глобальной экономике развития нашей страны».
Великие деятели своего народа (показ портретов), такие, как А. С. Пушкин, Абай, Байрон воспевали могучую роль родного языка в образовании и воспитании человека. Слова выявляют воспитание говорящего. Язык-оружие сердца, он охраняет жизнь человека.
-
Сообщение 1 учащегося:
Заслушивание небольшого сообщения о поэтах в виде реферата «А. С. Пушкин»:
С Пушкина начался золотой век русской литературы. Он имел право говорить о себе как о надежде России, её славе. Об этом стихотворение: «Я памятник воздвиг себе нерукотворный»
Я памятник воздвиг себе нерукотворный.
К нему не зарастёт народная тропа
Вознёсся выше он главою непокорный
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру-душа в заветном мире
Мой прах переживёт и тленья убежит-
И славен буду я, доколь в пдлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
-
Сообщение 2 учащегося:
Реферат «Абай Кунанбаев -поэт, переводчик, композитор, философ».
Великий казахский поэт Абай Кунанбаев, обращаясь к грядущему поколению, говорил:
Пойми меня сердцем своим-
Для тебя загадкой предстану.
С бесправьем боролся, в бездорожье путь искал,
С тысячью один бился-не осуждай.
Әсемпаз болма әрнеге
Өнерпаз болма әрқалан.
Сен бір кірпіш дүниеге
Кеттігін тапта бар қалан.
Абай рано проникся чувством глубокого уважения к великому наследию русской культуры, жил сознанием общности идеалов и раскрепощения народов России от многовекового гнёта и темноты. Позже в «Гаклиях» (Назидания) он писал: «Изучай культуру и искусство русских. Это ключ к жизни. Если ты получил его, жизнь твоя станет легче…»
«Узнавай у русских доброе, узнавай, как работать и добывать честным трудом средства к жизни. Если ты его достанешь, то научишь свой народ и защитишь его от угнетения…»
-
Инсценирование:
Абай своих детей, а их было трое, отдал учиться в русскую школу.
Учитель: Абай высоко поднял светильник разума в темноте степи. Он сблизил молодёжь между собой.
(В юрте сидят: Абай, Улжан, Айгерим, дети Абая-Абиш, Магаш, Гульбадан).
Абиш: Я теперь и по-русски учусь. Как только с зимовки уехали, начал учиться.
Абай: Ого! У кого же ты учишься? Кто здесь учит по-русски? (Притягивает к себе мальчика).
Улжан: Весной, как ты уехал в город, к нам в Жидебай приехал молодой русский жигит. Он год служил в городе толмачом, его так и зовут-бала-толмач. Пришёл ко мне, говорит, что болен, приехал в аул лечиться кумысом, попросился жить у нас и учить детей по-русски. Я вспомнила, что ты этого хотел… Не только Абиш- и Магаш, и Гульбадан учатся у этого бала-толмача Баева…
Абай: (к Айгерим) : Ну и как учатся? Хорошо ли устроили учителя?
Айгерим: (улыбаясь) Дети учатся с большой охотой, даже по дороге на жайлау ни одного дня не пропустили… И сам толмач, видно к ним привык-то учит, то разговаривает по-русски, а то сядет на стригуна и гоняется за Абишем! Забавные эти русские муллы! Ничуть не важничает, не гордится и детей учит шутя, все с играми…Ребятишек от него не оторвёшь…
Абай: (обняв Абиша) Светик мой, дорогой… Как хорошо, что ты начал учиться по-русски. Я надолго отдам тебя в русскую школу… Бог даст-ты вырастешь большим учёным человеком… Это-самое большое отцовское желание, сынок! Меня так радует, что сам без меня, начал ученье, светик, мой!
Абиш: Хорошо, ага, хорошо!
Магаш: (ухватившись за пояс отца) Отец, почему только Абиш? И я поеду в город учиться по-русски!
Гульбадан: Отец, и я поеду! Учи и меня по-русски! Я сама поеду, вот и всё.
Абай: (гладит по голове Гульбадан) Ладно, осенью и вас обоих повезу с Абишем учиться… Всех повезу, обещаю вам!
-
Выразительное чтение:
Стремясь познакомить свой народ с образами романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Абай в 1887-1889 г.г. переводит несколько отрывков: «Портрет Онегина», «Письмо Татьяны», «Слово Татьяны», «Монолог Ленского», «Слово Онегина», «Письмо Онегина Татьяне».
(Чтение отрывков из романа «Евгений Онегин» на русском и казахс-
ком языках).
-
Сообщение 3 учащегося:
Одним из первых восточной теме обратился в начале XIX века
Дж. Байрон- единственный из европейских поэтов, который при жизни получил всемирное признание. Он призывал народ к борьбе за свободу, ему была не безразлична судьба русского народа. С болью в сердце он рассказывает о событиях войны в России с Наполеоном.
Москва, Москва! Был грозен и жесток
Врагу тобой преподанный урок!
Крылом пурги смела ты вражий строй,
И падал в снег развенчанный герой.
Ты недругов трепущущую плоть
Спешила клювом стужи приколоть,
Пришить к земле!...
( отрывок из поэмы «Бронзовый век»)
-
Слово учителя:
В наш век, век технологии, современный человек должен владеть тремя языками обязательно. Это жизненная необходимость. Как сказал Гёте: «Кто не знает иностранного языка, то не знает о своём языке». Так как тема посвящена триединству языков, давайте попробуем составить предложения по картине, которая висит на доске, перевести их на русский, казахский и английский языки и прочитать.
На картине изображено время года-осень. Осень-любимое время года всех поэтов .
-
Прослушивание эссе
Теперь, ребята, заслушиваем эссе на тему: «Почему нам нужно единство трёх языков».
Обобщая, хочу сказать: «В мире литературы ни один поэт не может быть оторванным от других, в этом вы убедились на уроке»
-
Подведение итогов
Завершая урок, хочу сказать: «Дружба и братство дороже всякого богатства»
(звучит песня «Пусть всегда будет солнце» на трёх языках).