Открытый урок. 7 класс

МБОУ лицей № 4                                   Учитель русского языка                                                                                                    Рудева С.Н.        2012 г   Урок по русскому языку в 7 классе. Повторение и обобщение сведений  по теме «Союз».   Цель урока:   повторение и систематизация сведений о союзе (о                          морфологическом значении и разрядах по значению, синтаксической роли в предложении, о правописании союзов); закрепление навыков...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ лицей № 4 Учитель русского языка

Рудева С.Н.

2012 г


Урок по русскому языку в 7 классе.

Повторение и обобщение сведений по теме «Союз».

Цель урока: повторение и систематизация сведений о союзе (о морфологическом значении и разрядах по значению, синтаксической роли в предложении, о правописании союзов); закрепление навыков написания союзов и умения отличать их от других частей речи (местоимений, наречий); ставить знаки препинания в сложном предложении.

Развитие речи: конструирование предложений; составление связного высказывания на грамматическую тему.

Ход урока.

I. Организационный момент (на доске число, классная работа).

Тема: «Повторение и обобщение сведений по теме «Союз»».

«…Союз не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются».

М.В. Ломоносов

II. Ребята, мы закончили с вами изучать одну из частей речи, которая называется как? (Союз)

Что вам было задано на дом?

Да, надо было все повторить о союзе и разгадать кроссворд, который поможет вам вспомнить, как называются такие части речи, как союз, предлог и частица.

Сегодня на уроке мы с вами повторим, обобщим и закрепим все ваши знания о союзе, чтобы подготовиться к предстоящей контрольной работе.



  1. Начнём мы с лингвистической разминки.

(Задание напечатано на листах у каждого на парте, оно же через мультимедийную систему высвечивается на доске.)

- У вас на парте у каждого напечатаны задания в виде теста. Вы должны выбрать один из предлагаемых вам ответов. Выполняем прямо в листах, обводя кружочком правильный ответ.

Лингвистическая разминка.

Прочитайте предложения А,Б,В,Г и выполните задания:

А. У мамы самые добрые и ласковые руки, они умеют растить детей и готовить вкусные обеды.

Б. В нем никогда не гаснет любовь и оно ни к чему не остается равнодушным.

В. Самое прекрасное на земле слово - мама, и оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.

Г. И еще у мамы самое верное и чуткое сердце.

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получится текст?

1) АВБГ; 2) ВАБГ; 3) ВАГБ; 4) ВБГА.

2. У какого слова из текста неправильно определены грамматические признаки?

1) никогда - наречие; 2) ласковые - прилагательное;

3) и непроизводный предлог; 4) в нем - местоимение с предлогом.

3. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

4. В этом предложении есть слово с чередованием гласной в корне:

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

5. Найдите предложение, в котором заключена главная мысль текста.

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

6. Найдите в тексте союз, дайте ему характеристику, какую роль он выполняет.

Итак, в этом тексте встречается союз «и» несколько раз, один и тот же союз выполняет разные роли: какие? (Соединяют простые предложения в составе сложного (Б, В), соединяют однородные члены предложения (А, Г), кроме того, предложение Г присоединяется к предыдущему также с помощью союза «и».)

- Значит, зачем нужен союз? Какую роль он выполняет?

Недаром М.В. Ломоносов, великий русский ученый еще в 18 веке говорил: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются». Эти слова мы взяли за эпиграф нашего урока.

2. А сейчас давайте еще раз убедимся в этом. У вас на партах листы со стихотворениями И.А. Бунина. Послушайте его (читаю). Внимательно прочитайте про себя, найдите союзы, обведите их кружочками.

(Письменно по рядам по 1 четверостишию.

Еще холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит в небо ясным взглядом

Имолодеет Божий мир.

Прозрачно-белый, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск золотой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в ложе небосклона.

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах шумят.

(Ребята называют союзы, дают им характеристику, говорят, какую роль они выполняют.)

3. А сейчас найдите предлоги, обведите их прямоугольниками,

попробуйте прочитать стихотворение без союзов и предлогов.

- Как звучит? Не очень складно.

- Скажите, а что общего между союзом и предлогом?

Правильно, они ничего не обозначают, не отвечают на вопросы.

- А зачем же они нужны?

Они соединяют слова и предложения.

4. Ребята, мы повторили с вами морфологические признаки союза. А сейчас поговорим о тех союзах, правописания которых вызывают трудности. Какие это союзы?

- Правильно, также, тоже, зато. Эти союзы следует отличать от омонимичных с ними частей речи.

- Кто напоминает нам правило о том, как их следует отличать?

(1-2 ученика рассказывает правило)

также так + же

чтобы = для того чтобы что + бы = и

тоже то + же

зато = но за + то

Чтобы провести, как вы усвоили это правило, мы напишем объяснительный диктант (двое учащихся пишут это же за закрытой доской).

Чтобы быть грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам. Наш отец также учился в этом университете. Сын учится так же хорошо, как и отец. Что бы делал ученик, если не было бы книг? Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Наш класс тоже поедет на экскурсию. Коротко сказано, зато ясно.

(Учащиеся объясняют по очереди, а на местах взаимопроверка.)

- Кто не сделал ни одной ошибки?

Делают выводы: союзы пишутся слитно, их можно заменить другими союзами, а омонимичные с ними самостоятельные части речи пишутся раздельно с частицей, её можно опустить.

- Хорошо, молодцы.

5. А сейчас, чтобы убедиться, всё вы ли знаете о союзе, мы проведём блиц-опрос.

1.Какая часть речи обладает перечисленными признаками: неизменяемая; служит для отношения выражений между однородными членами предложения и между частями сложного предложения? Это:

а) предлог; б) наречие; в) союз.

2. На какие вопросы отвечает союз?

а) где? куда? откуда?;

б) когда? как?;

в) не отвечает на вопросы.

3. Какую роль в предложении играют союзы?

а) бывает одним из главных членом предложения;

б) соединяет однородные члены предложения в простом предложении и простые предложения в сложном;

в) может быть только лишь второстепенным членом предложения.

4. На какие две большие группы по значению делятся союзы?

а) соединительные и противительные;

б) временные и целевые;

в) сочинительные и подчинительные.

5. На какие группы по значению делятся сочинительные союзы?

а) соединительные и разделительные;

б) противительные и разделительные;

в) соединительные, противительные, разделительные.

6. На какие группы по значению делятся подчинительные союзы?

а) целевые и временные;

б) условные, уступительные, следственные;

в) причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные, следственные.

7. На какие виды по своему строению делятся все союзы?

а) простые и сложные;

б) только простые;

в) простые и составные.

8. Как изменяются союзы?

а) по падежам;

б) вообще не изменяются;

в) по числам и родам.

- Хорошо, молодцы. А сейчас давайте решим шуточные задачи о союзе.

1. Что находится между рекой и берегом?

2. Какие имена девочек состоят из двух союзов? (А-да, И-да)

3. И еще есть одна шуточная задача, вы, наверное, ее все знаете:

А и Б сидели на трубе,

А упало, Б пропало, что осталось на трубе?

Работа с учебником.

6. Хорошо, мы с вами вспомнили об основных признаках союза. А сейчас попробуем составить сложные предложения из двух простых, используя предложенные союзы.

- Откройте учебник на странице 156 упр. № 339 (первые 3, если мало времени)

(Дети читают вслух задание и выполняют упражнение.)

  1. Проявился первый автомобиль. Решили научить улицу разговаривать, дать ей точный и выразительный язык знаков.

  2. На светофоре зажёгся зелёный свет. Дорогу можно переходить.

  3. Построили подземные переходы под площадью Маяковского. Здесь было тесно и пешеходам, и автомобилями.

- Какие предложения получились?

- Да, сложные, сложноподчинённые.

Это подчинительные, составные союзы.

III Подвести итог урока:

- Чем занимались на уроке? Что делали? Оценка учащихся, отметить наиболее активных учеников.

Д/з. Подготовка к контрольному диктанту. Закончить упр. № 339.

7



© 2010-2022