ПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Н. В. Плацында

ПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙ

Приднестровская Молдавская Республика, г. Рыбница, МОУ «Рыбницкая

русская средняя общеобразовательная школа № 10 с лицейскими классами»

В работе рассматривается философская проблема детства как возраста счастья. На материале полотен американского художника Дональда Золана и украинки Евгении Гапчинской доказывается мысль о том, что в плоскости философии добра и любви ребёнок сродни чуду молитвы. Мир детства пронизан счастьем, ребёнок изначально собеседник Бога и ангелов, в хрупких руках ребёнка умещается небо - эту правду помнит и взрослый человек, а картины художников предлагают каждому из нас билет в детство. О гармонии с собой и миром говорят Дональд Золан и Евгения Гапчинская.

«ПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙВсе мы родом из детства», - написал как-то Антуан де Сент-Экзюпери. Из страны, где нет сжатых кулаков, где нет обмана, где только добрые глаза. Эту страну детства творят в своих картинах Дональд Золан и Евгения Гапчинская.

Художник в пятом поколении, Дональд Золан начал рисовать с трёх лет. В пятилетнем возрасте стал работать с акварелью и не раз побеждал в детских конкурсах. В 13 лет юный художник выйграл престижный чикагский конкурс и был удостоен стипендии Института искусств в Чикаго. В 16 лет юноша получил стипендию Американской академии изящных искусств в Чикаго. После окончания академии Золан стал рисовать детей. Своё пристрастие к избранной теме Дональд Золан объясняет так: «Я люблю маленьких детей. Люблю, когда их глаза загораются от волнения. Люблю это чудесное время жизни, когда каждое новое открытие является ещё одним волшебным мгновением» [2].

ХПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙудожница Евгения Гапчинская родилась в 1974 году в Харькове пятым и младшим ребёнком в дружной семье. В Харькове Женя закончила художественное училище, а затем живописное отделение Художественно-промышленного института. Позже была стажировка в Нюрнбергской академии искусств, потом работа в Киеве. Уже в Германии Гапчинская сформировала свой стиль и именно здесь стала по-настоящему популярной. Тогда, в 2004 году, венский музей «Альбертина» заказал ей серию работ, которые затем вошли в оформление книжки «Лиза и её сны». Героиней 15 картин стала рыжая девочка-херувимчик, путешествующая по мастерским великих художников прошлого. Затем началось сотрудничество с известными журналами «Vogue», «Harper,s Bazar», издательствами «А-Ба-Ба-Га-Ла-Ма-Га», «Розумна дытына», «Фолио».

Евгения - автор ряда детских иллюстрированных книг, таких как: «Трёхлетняя Мона», «Комнатный ангел Гоша», «Дурацкие шапки», «Йога для ангелов», «Приключения чепухоносиков», «Лиза и её сны».

Дети на полотнах Д. Золана и Е. Гапчинской живут в своём времени. Они бросают вызов суете и не торопятся перелистнуть страницу жизни. Совершенно разные по манере творчества, Дональд Золан и Евгения Гапчинская сходятся в одном: мир детства соткан из отсветов рассветов, пестрит улыбками солнечных зайчиков, отзывается на бархатный голос тишины и нежится в прохладе прозрачного тумана. Словом, этот мир пронизан счастьем и добрым светом.

ЕПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙ.Гапчинская, «Жук в коробочке»

У Золана счастье детства словно растворено в окружающем мире. У Гапчинской оно сведено до кукольно-тряпичного мира. Незатейливые драпировки, простенькие обои с мелкими розочками или листьями тропических растений, дети, невероятно похожие на мягких пупсов, нелепые шапки и веночки на головах, до умиления смешные косички, небрежно развязанные ленточки, очаровательные кудряшки, пуговки, бусинки, тикающие часики, забавные жучки, удивительные бабочки и прекрасные птицы - всё это приметы детского счастья, по рецепту Гапчинской. Ребёнок в этом мире безгранично свободен, потому что умеет мечтать.

«Розовощёкое обаяние» детей на картинах Золана оттеняют цветы.

ПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙДональд Золан

У него даже есть целая серия «Дети - цветы жизни». Ребёнок в обрамлении цветов - узнаваемый приём этого художника. Цветы, чаще полевые, словно являются продолжением детской чистоты. Ромашки, одуванчики, колокольчики, зелёные ладоши лопуха - ребёнок в этой симфонии цветов звучит приглушённой мелодией скрипки. И в музыке этой - удивление перед миром, в котором сказка осталась в каплях росы на бутонах.

Пространство детской жизни немыслимо для Золана без животных. На его картинах счастливый малыш растворяется в любви к маленькому другу. Мохнатая собака, рыжий котёнок, жеребёнок, огромная улитка - все они словно пришли к ребёнку из волшебных сказок и снов и стали мерилом добра и любви.

Дружба и детство для Д. Золана и Е. Гапчинской - понятия неразделимые. В детстве ты дружишь с забавными жуками (картина Гапчинской «Жук в коробочке»), розовыми чайками (картина «Король розовых чаек»), щебечущими птицами, ангелом за окном («Утро в Париже»), непослушными бабочками, рыбками и, конечно, с такими же, как ты, счастливыми сверстниками.

Ощущение дружбы у малышей Гапчинской на уровне интуиции: вместе хорошо - и больше ничего не надо. Её живые человечки скучают по друзьям, радуются встрече, доверяют им свои тайны и самые страшные секреты. А самое главное - делятся своими улыбками. И обаяние этой улыбки отсветом дружбы светится на картинах.

Время счастья, время удивления, пространство любви и верности - вот что неизменно сопутствует ребёнку, и это удивительно точно передают в своих картинах Е. Гапчинская и Д. Золан.

Когда смотришь на картины Дональда Золана из серии «Дети-ангелы», понимаешь, что ребёнок начинает свою жизнь с ЧУДА рождения. В 3-5-летнем возрасте он ещё не так далеко ушёл от неуловимой и «бездонной» тайны первого вздоха, первого крика. Он ещё видит ангелов и, видимо, воспринимает их как вполне реальные вещи: плюшевого медведя, лопоухого кролика, прошитого грубыми стежками доброго слона. Только ангелы, в отличие от подаренных игрушек, рождают свет, и ты начинаешь чувствовать себя маленьким волшебником.

ДПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙональд Золан

Ребёнок и Небо… Эта перспектива, правда по-разному, намечена в картинах Д. Золана и Е. Гапчинской. Дональд Золан - последователь реализма.

И когда этот художник ребёнка делает собеседником горнего мира, в палитре красок обязательно присутствует отстранённо-прозрачная глубина. Золановские ангелы знают тайну молитвы, эти дети-херувимы озарены внутренней работой мысли. Бог ими обретается в сосредоточенности и восхищении перед красотой. Известный детский писатель Радий Погодин как-то записал в своих дневниках: «Бог разлит в красоте. Красота останавливает нас, и мы останавливаемся перед Богом. Если в нас почему-либо не возникает желания купить её или разрушить. Или в гордыне возвыситься над ней глупостью» [4].

В суете, сутолоке, нищете обыденности взрослый уходит от чистоты детского мировосприятия и забывает о Боге. А в результате среди толпы приятелей остаётся безмерно одиноким. Путь преодоления одиночества - это путь воскрешения в себе ребёнка. На помощь таким одиноким и отчаявшимся приходят ангелы-хранители. Спускаются с неба по малиновой дорожке колокольного звона. Или удобно устраиваются на тяжёлых ризах осенних клёнов. А ещё приходят в наш мир с картинами Евгении Гапчинской.

ЕПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙ. Гапчинская «Небо в моих ладошках»

Милые человечки с маленькими ручками и большими головами на картинах украинской художницы тоже ангелы. «Я не знаю, почему они такие, я не знаю, дети они или взрослые, - признаётся Евгения Гапчинская. - Я рисую то, что вижу» [1]. Художнику с детским восприятием мира Бог, наверное, тоже открывает нечто большее, чем другим взрослым, и дарит встречу с ангелами. Своего первого героя - большеголового ангела с розовыми щеками и маленькими крылышками - Евгения увидела в поезде, когда возвращалась из Москвы в Киев. Забыла о живописных канонах и классических пропорциях и нарисовала его для себя. С этого дня ангелы поселились у художницы дома.

Ангелочки Гапчинской совершенно не похожи на детей-херувимов Дональда Золана. Розовощёкие крепыши шалят, едят арбузы, растят луковки в стаканчиках, купаются в ванной, кормят золотых рыбок. Белокурые, кудрявые ангелочки в этом мире узнают приметы того рая, который покинули на время для нас - взрослых. Чтобы мы научились узнавать в лицо счастье. Чтобы поверили, что жизнь может быть пушистой и мягкой, как детское одеяльце. Чтобы вспомнили, как это «держать в руках небо».

Одна из картин Гапчинской так и называется - «Небо в моих ладошках». Девочка в платьице из прозрачно голубого неба, по которому плывут кораблики облака, держит в ладошах небушко - маленькое, уместившееся в детских ручках, пугливо осторожное, как котёнок. Ребёнок застыл в умилении, боясь спугнуть прозрачное чудо. И не интересует девчонку сейчас ни пышный венок из роз, что на голове, ни узкая ленточка бус, ни даже локон, выбившийся из-под венка. Всё её доброе сердце в эту минуту растворено в бесценном подарке ангелов.

«Однажды, - вспоминает художница, - прижав к себе игрушечного мишку, я смотрела по телевизору передачу о больных СПИДом детях. Расстроилась и поняла, что слезами горю не поможешь. Нужно делать что-то конкретное. Сделала игрушечных мишуток из дорогой кожи и замши, взяла картины и организовала благотворительный аукцион. Картины раскупили по 400 $ за каждую. Все вырученные деньги были перечислены в Одесский дом ребёнка № 1, где живут ВИЧ-инфицированные дети. Теперь работаю над новым проектом - создаю 20 картин для детских домов Украины. Смысл: не хлебом единым... Надеюсь, что могу подлечить души людей тем, что мне дал Бог» [3].

Изображённые Гапчинской малыши - это дети, которые живут в каждом из нас. Живут во взрослом человеке, циничном, побитом жизнью и нередко обречённом на одиночество. Ребёнка в душе взрослого невозможно уничтожить. И пусть морщины уже требовательно заявляют о себе, пусть седина пробивается в волосах, всё же наивный малыш живёт внутри каждого из нас.

ЕПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙ. Гапчинская

Взрослая жизнь всё наряжает нас в дурацкие шапки, вытирает безжалостной рукой нос - а наш ангелочек не унывает. А иногда этот ангел наряжается в костюмы ХVIII века, примеряет шляпы, парики, рисует себе смешные усики, желая походить на барона Мюнхаузена. В таком карнавально-кукольном костюме мы видим внутренний мир взрослого, вывернутый наизнанку. И эта изнанка совсем не нелепая. Желание прихвастнуть, как это делает герой Распе, - это от неуверенности в себе, от понимания того, что тебя не замечают в толпе.

Героем ряда картин становится маленький Наполеон. Узнаваемая треуголка тоже почти сказочный антураж. Только у героев сказок были шапки-невидимки или волшебные палочки, а тут треуголка - и полная свобода, даже от собственных комплексов. Смотришь на картины Гапчинской и веришь, что даже в самом брюзгливом человеке где-то в глубине души прячется мечтающий о счастье ангел.

Очаровательные человечки Евгении Гапчинской предлагают каждому из нас билет в детство - время, когда тебя не пугали увольнением с работы, когда всё было просто и понятно, когда игры были не на жизнь за большие деньги, а на проверку ловкости и смекалки. Некоторые ангелочки на картинах продолжают играть: изображают из себя принцесс, галантных кавалеров двора Елизаветы Петровны, даже персонажей большой живописи.

ЕПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙ.Гапчинская «Лиза и её сны»

ЕПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙ.Гапчинская «Лиза и её сны»

Такая игра - внутренняя потребность. Душа, оказывается, жаждет большего, чем даёт обычный мир. Хочется быть Венерой, или Моной Лизой, или вермееровской девушкой с жемчужной серёжкой. Хочется красоты - настоящей, светлой. Такой, как на картинах Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Сандро Боттичелли, Яна Вермеера.

Путешествие в детство (в мечтах, снах, грёзах) даёт такую возможность. И тогда наступает гармония с собой и миром.

У Д. Золана есть картина почти притчевого характера. На ней изображены ребёнок и взрослый в одеждах времён древнего Иерусалима. Береговая линия. Морской песок. Маяк, потерявшийся на фоне облаков. Взрослый, почти отвернувшийся от зрителей. И ... ребёнок, наклонившийся за маленькой черепашкой. Эта картина из серии «Дети-ангелы».

ДПРОРОЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ РЕБЁНКА И ДЕТСТВА В ПОЛОТНАХ ДОНАЛЬДА ЗОЛАНА И ЕВГЕНИИ ГАПЧИНСКОЙональд Золан

О чём она? О том, что Господь послал в наш мир чистых душой детей, чтобы они спасли этот мир. Как? Отмолили его грехи у Неба. Безгрешный ребёнок обладает неимоверной силой добра, созидания, исцеления. Даже изображённый на картине, он в силах заставить задуматься о своей непутёвой жизни и преступника, и подлеца. Ребёнок не жертва. Ребёнок - дар. Ангел-хранитель тех, кого до сих пор жалеет Господь.

Молитвой добра можно назвать картины Дональда Золана и Евгении Гапчинской. Из них льётся чистый свет детского счастья. Они залечивают огрубевшие сердца и возвращают миру музыку щебечущего детства.

Литература

1. Гошко Анна. Художница Евгения Гапчинская: Рецепт успеха для любой профессии // Украинская правда, 20.03. 2008 г.

2. Живопись: Цветы жизни и прочие цветы на картинах Дональда Золана.- kulturologia-ru.ya.ru//replies.xml…

3. Заседа Людмила. Художник Евгения Гапчинская // Факты и комментарии, 24.12.2004 г.

4. Погодин Радий: энциклопедия творчества. - СПб, 2002 г.


© 2010-2022