Доклад на заседании МО

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы-

средство формирования коммуникативных навыков

Г.Б. Закарина

учитель русского языка и литературы «ГУ Теректинская основная школа отдела образования акимата Карасуского района »

специалист высшего уровня квалификации первой категории


В наш век - век бурного развития науки и техники - ни одна школа не в состоянии дать человеку всех тех знаний, которые потребует от него жизнь. Задача школы состоит в том, писал К.Д. Ушинский, чтобы «пробудить умственные способности и сообщить привычку к ней; направлять деятельность детей, помогая ей, где необходимо, и оставляя ей действовать там, где она может действовать сама; развивать желание и способности самостоятельно, без учителя приобретать новые познания».

При организации самостоятельной работы учащихся на уроке необходимо учитывать дифференцированный подход, однако нельзя смешивать два этих вида организации учебной деятельности учащихся.

Что следует понимать под дифференцированным обучением?

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

При дифференцированном подходе к обучению класс обычно делится на три основные группы:

I группа - ученики с высокими учебными способностями. Эта группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

II группа - учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснения сильными учащимися.

III группа - учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового на уроке.

Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображение, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) значение.

Самостоятельная работа - один из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Как любой метод обучения, самостоятельная работа - многомерное явление. Ее основу составляют те средства обучения, которые являются ее главной составляющей. Поэтому каждый учитель на своих уроках старается использовать такие задания, которые были бы направленные на формирование у учащихся умений самостоятельно добывать знания и на усовершенствование различных навыков (частности, на усовершенствование коммуникативных навыков, навыков письменного и устного общения).

Каждый учитель выдвигает свои требования к организации и результатам самостоятельной работы. Одни склоняются к тому, что ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя, другие требуют от ученика самостоятельных мыслительных операций, самостоятельного ориентирования в учебном материале, третьи предоставляют ученику свободу выбора содержания и способов выполнения задания.

Все это наблюдается на уроках русского языка и литературы. На уроках наших коллег самостоятельная работа достаточно хорошо планируется и ей отводится особое место на уроке. Учащиеся стараются выполнять задания при методическом руководстве учителя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа, уведенная на уроках, характеризуется большой активностью, видно, что учащихся стремятся к самостоятельному пополнению своих знаний

Каждый учитель на уроке отводит достаточно длительное время на самостоятельную работу. На уроках русского языка и литературы она длилась от 15 до 20 минут, хотя и в некоторых случаях длительность может увеличиваться. Анализ уроков показал, что самостоятельная работа прослеживается практически на всех этапах урока:

- при целеполагании

- при проверке домашнего задания

- при изучении нового материала

- при подготовке к усвоению новых знаний

- при закреплении .

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка может стать при умелой ее организации прекрасным средством воспитания у обучающихся самостоятельного мышления, готовности к принятию самостоятельных решений, активной жизненной позиции и т.д.

Формы и виды самостоятельной работы многообразны, и их можно классифицировать по нескольким признакам.

Классификация самостоятельных работ:

№№

Критерий классификации

Виды самостоятельной работы

1.

По дидактическим целям

Приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;

Закрепление и уточнение знаний;

Выработка умения применять знания на практике;

Формирование умений и навыков практического характера;

Формирование творческих способностей.

2.

По источнику и методу приобретения знаний

Работа с учебником;

Практические работы;

Подготовка рефератов, докладов и т.д.

3.

По форме выполнения

Устные самостоятельные работы;

Письменные работы.

4.

По месту выполнения

Классные;

Домашние работы.

5.

По степени самостоятельности учащихся

Самостоятельные работы по образцу;

Реконструктивно - вариативные;

Частично- поисковые (эвристические);

Исследовательские (творческие) работы.

6.

По степени индивидуализации

Общеклассные самостоятельные работы;

Групповые самостоятельные работы;

Индивидуальные самостоятельные работы.

Также к формам организации самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка можно отнести и следующие виды работ.

Выборочные диктанты. При изучении какой-либо части речи в разделе «Морфология» предлагаем задание: выписать из текста изучаемые части речи (или только имя прилагательное, или причастие, глагол или наречие). Выборочный диктант может быть заменён слуховым диктантом. Задание: на слух определить части речи и записать их в нужную колонку. Этот вид работы дает возможность закрепить знания не только по морфологии, орфографии, но и другим разделам языкознания.

Другой вид самостоятельной работы - распределительные диктанты. При изучении раздела грамматики «Орфография» предлагается задание: распределить по колонкам слова с орфограммой, например, «Непроверяемая гласная в корне слова» и «Непроверяемая согласная в корне слова» (орфограмма может быть любой). Вариантов орфограмм и пунктограмм множество, следует только определить, какие ЗУН отрабатываются.

Восстановительные диктанты. Это задание может быть следующим: записать под диктовку текст, восстанавливая по смыслу эпитеты, выраженные прилагательными или причастиями; дописать наречия, обозначая признак действия. Или - заменить одно из однородных сказуемых, выраженных глаголом, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием. Эта работа творческого характера, она дает возможность ученикам проявить свои умения рисовать словом, увидеть, как слово работает в речи.

Формы организации самостоятельной работы выбираются тоже самые разные:

- групповая

- парная

- индивидуальная

Самостоятельная работа может использоваться

- при заполнении таблицы

- при работе со словарями

- при работе с тестами

- при работе с разноуровневыми карточками

- при самостоятельном поиске учениками дополнительного материала к уроку

- при постановке задач

- при подведении итогов

- при работе с кроссвордами и другими занимательными заданиями

- при заучивании и пересказе текста

Кроме этого на уроках русского языка и литературы применяются следующие виды самостоятельной работы: работа с учебником, творческие задания, перфокарты,

Самостоятельная деятельность наблюдается не только на уроках, но и во внеурочное время. В частности она реализуется через выступления детей на конференциях. Это тоже своеобразная самостоятельная работа, так как учеником осуществляется самостоятельный подбор информации, осмысление материала, своеобразная исследовательская деятельность.

Кроме этого одним из основных стабильных форм самостоятельной работы является домашняя работа. Домашняя самостоятельная работа рассматривается как основная часть процесса обучения. Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на уроке, предотвратить их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности учащихся.

Таким образом, самостоятельная деятельность - это наиболее часто используемая форма работы на уроках русского языка и литературы. Также самостоятельная работа является средством формирования коммуникативных навыков, так как она направлена, в первую очередь, на развитие речи учащихся, навыков выразительного чтения и культуры речи, на обогащение словарного запаса детей.


© 2010-2022