Тест по роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, для 9 класса

"Описание материала: "Представленный тест поможет оценить понимание учеников содержания романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», осознание учениками идейных и художественных особенностей данного произведения, место и роль главных действующих лиц в романе М.Ю. Лермонтова , их отличительные особенности, оценку романа критиками В.Г.Белинским, Н..А. Добролюбовым . Данный тест может использоваться в качестве контрольной работы после изучения романа «Герой нашего времени», а также поможет учителю...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тест по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

1.Какой период русской жизни отражен в романе:

а) годы создания декабристских обществ;

б) эпоха реакции после подавления восстания декабристов;

в) Отечественная война 1812 год;

2. Какую центральную проблему эпохи ставит лермонтовский роман:

а) проблему «деятеля», отвечающего общественно-историческим потребностям эпохи;

б) роль отдельно взятой личности в истории;

в) проблему крепостного права;

3. Определите идею романа:

а) изображение социально-типической личности дворянского круга после поражения декабристов, анализ современного общества;

б) осуждение типической личности дворянского круга и породившей ее социальной среды;

4. В композиции образа Печорина М. Ю. Лермонтов идет от по­ступков к их психологическим мотивам, от портрета героя к его внутреннему миру, от загадки к разгадке.

Восстановите хроноло­гическую последовательность романа:

а) «Бэла»;

б) «Максим Максимыч»;

в) «Тамань»;

г) «Княжна Мери»;

д) «Фаталист»;

5. Какие три события составляют основу сюжета романа:

а) столкновение с контрабандистами;

б) возвращение в Петербург;

в) борьба с пятигорским «водяным обществом»;

г) поездка за границу;

д) поиск приключений в отдаленной крепости, в казачьей стани­це, в горном ауле;

е) маскарадный бал в Благородном собрании;

7. Как зовут Печорина:

а) Максим Максимыч;

б) Сергей Александрович;

в) Григорий Александрович;

г) Александр Григорьевич;

8. В какой повести Печорин еще неопытен, живые чувства его пылки и стремительны, он «волнуем воспоминаниями» и впечатлителен:

А « Бэла»;

б) «Тамань»;

в) «Максим Максимыч»;

13. В какой повести Печорин вступает в поединок с «водяным об­ществом»:

а) «Тамань»;

б) «Княжна Мери»;

в) «Фаталист»;

г) «Бэла»;

14. Назовите представителей «водяного общества»:

а) княжна Мери;

б) Грушницкий;

в) доктор Вернер;

15. Из пестрой толпы «водяного общества» Печорин выделяет докто­ра Вернера. Они «часто сходились вместе и толковали вдвоем об от­влеченных предметах очень серьезно...» Что же сближает этих людей:

а) ничего не принимают на веру; все подвергают сомнению; не удовлетворены жизнью;

б) служат великим целям;

в) покорно склоняют голову перед силами реакции;

16. В чем существенное отличие доктора Вернера от Печорина:

а) не вступает в открытый конфликт с дворянским обществом;

б) глубоко верит в людей;

в) не способен критически отнестись к установленным общест­венным порядкам;

18. Как относится Печорин к дружбе:

а) ставит дружбу превыше всего на свете;

б) считает, что «к дружбе не способен: из двух друзей всегда один - раб другого»;

19. В какой повести возникает спор о том, что же решает участь человека: его воля или судьба, предопределение, т.е. предписание высших, небесных сил, ему не подвластных:

а) «Тамань»;

б) «Бэла»;

в) «Фаталист»;

23. Печорин - «герой своего времени». Какого:

а) преддекабристской эпохи;

б) Отечественной войны 1812 года;

в) эпохи реакции 30-х гг. XIX в;

24. Печорин - это:

а) передовой человек 30-х гг. XIX в.

б) «лишний человек»;

в) «скучающий эгоист»;

25. Главная жизненная трагедия Печорина состоит:

а) в ясном понимании им своей противоречивости «между глубокостию натуры и жалкостию действий». (В. Белинский);

б) в том, что ему «все пригляделось, все приелось». (В. Белинский)',

в) в отсутствии жизненной энергии;

26. К какому идейно-эстетическому направлению принадлежит роман «Герой нашего времени»:

а) к романтизму;

б) к сентиментализму;

в) к критическому реализму;

г) к классицизму;

27. «Разорванная» композиция романа подчеркнуто значима; смена рассказчиков не только постепенно открывает Печорина читателю, но и все больше оправдывает героя. За кем остается
высокое право суда:

а) за Максимом Максимычем;

б) за Печориным;

в) за автором;

28. Как относится М. Ю. Лермонтов к столь сложному и противо­речивому в своих переживаниях и поведении герою:

а) характеризует героя как типичного представителя светского общества 30-х гг. XIX в.;

б) отказывает ему в праве называться «героем времени»;

в) надеется, что читатели «найдут оправдание поступкам, в которых до сей поры обвиняли человека»;

29. Соотнесите приведенные ниже характеристики с героями романа «Герой нашего времени»:

  1. Славный был малый... только А) Грушницкий.
    немножко странен. Б) Печорин.

  2. Был человек замечательный по многим В) Доктор Вернер.
    причинам. Он был скептик и материа- Г) Максим Максимыч.
    лист... а вместе с этим поэт... Он изучал

все живые струны сердца человеческо­го...

  1. Зачем я жил? Для какой цели родился...
    верно, было мне назначение высокое, по­
    тому что я чувствую в душе моей силы
    необъятные... но я не угадал этого назна­-
    чения...

  2. Его цель - сделаться героем романа.

  1. Я смотрю на страдания и радости дру­-
    гих только в отношении к себе...

  2. В первый раз от роду, может быть, бро-­
    сил дела службы для собственной надоб­-
    ности...

  3. Я иногда себя презираю... не оттого ли
    я презираю и других?

  4. ...Во мне душа испорчена светом.

  5. ...Играл роль топора в руках судьбы.

30. Соотнесите приведенные ниже характеристики с персонажами романа «Герой нашего времени»:

  1. Непосредственный, цельный, честный, добрый, великодушный, здравомыслящий, «чудесная душа и золотое сердце»,мужественный и скромный до самоунижения, смиренный, верный долгу.

  2. Аристократка, умная, начитанная, благородная в своих поступках и чувствах, нравственно чистая, скромная, добрая, обаятельная, самолюбивая.

  3. «Эталон идеальных фразеров», не способных «ни к действительному добру, ни к действительному злу», недалекий по уму, безличный, хвастливый, самолюбивый, завистливый, фальшивый, с необоснованным самомнением.

  4. Сильный, ловкий, отважный, стремящийся к легкой наживе, жестокий, когда дело доходит до дележа краденого добра.

  5. Разночинец прогрессивных взглядов, материалист по убеждению, критичный и самокритичный ум. Высокая благородная душа, человек большой культуры, скептик и пессимист, честный и
    прямой, человечный.

  6. Цельный, гордый, настойчивый и упрямый, незнающий компромиссов, равнодушный к деньгам, ценящий свободу, удальство, жестокий, мстительный.

  7. Аристократ, богато одаренная натура, умный, волевой, умеющий разбираться в людях, смелый, настойчивый в достижении цели, жаждущий деятельности, но растрачивающий богатейшие силы
    по пустякам.

  8. Непосредственная, способная любить страстно и самозабвенно, молчаливая, с чувством собственного достоинства.

  9. Бесшабашный удалец, головорез-мальчишка, легко усваиваивающий мораль своих отцов.

A) Грушницкий;

Б) Янко;

B) Бэла;

Г) Максим Максимыч;

Д) Печорин;

Е) Княжна Мери;

Ж) Азамат;

3) Доктор Вернер;

И) Казбич;

31. Внутренний мир персонажей романа раскрывается автором через изображение их внешнего облика; психологически мотиви­руется каждая деталь наружности, манеры держаться, мимики. По описанию внешности героев романа, определите, о ком идет речь:

I. Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой... был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок... Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли:

а) о Грушницком;

б) о Максиме Максимыче;

в) о докторе Вернере;

II. ...Носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой.

а) о Вуличе;

б) о Грушницком;

в) о Печорине;

III. Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение... не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными... ослепительно чистое белье, изобличавшее привычки порядочного человека... перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке...он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера... В его улыбке было что-то детское... бледный, благородный лоб... Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке... Карие глаза... не смеялись, когда он смеялся!.. Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти... взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый:

а) о Печорине;

б) о докторе Вернере;

в) о Максиме Максимыче;

IV. Наружность... отвечала вполне его характеру. Высокий рост и смуглый цвет лица, черные волосы, черные проницательные глаза, большой, но правильный нос, принадлежность его нации, печальная и холодная улыбка, вечно блуждающая на губах его, - все это будто согласовывалось для того, чтобы придать ему вид существа особен­ного, не способного делиться мыслями и страстями с теми, которых судьба дала ему в товарищи:

а) о Вуличе;

б) о Печорине;

в) о Максиме Максимыче;

V. ...Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу:

а) о княжне Мери;

б) о Вере;

в) о Бэле;

VI. ...молоденькая, стройная. Одета «по строгим правилам луч­шего вкуса: ничего лишнего»... Ее легкая, но благородная походка имела в себе что-то девственное... хорошенькая... У нее... бархатные
глаза:

а) о Вере;

б) о Бэле;

в) о княжне Мери;

VII. На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду:

а) о Печорине;

б) о Максиме Максимыче;

в) о Казбиче;

32. Яркие речевые характеристики персонажей романа даны в «Герое нашего времени» Печориным. О ком говорит главный герой:

I. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы... Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают мет­ки и злы: он никого не убьет одним словом; он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним со­бою:

а) о докторе Вернере;

б) о Грушницком;

в) о Казбиче;

П. Она шутила очень мило, ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки:

а) о княжне Мери;

б) о Вере;

в) о Бэле;

III. У него «злой язык... под вывескою его эпиграммы не один до­бряк прослыл пошлым дураком...»:

а) о Максиме Максимыче;

б) о Грушницком;

в) о докторе Вернере;

33. Роман «Герой нашего времени» по идейному содержанию является продолжением стихотворения М. Ю. Лермонтова:

а) «Дума»;

б) «Родина»;

в) «Пророк»;

34. Кого В. Г. Белинский называл одним из интереснейших лиц романа:

а) Печорина;

б) Максима Максимыча;

в) доктора Вернера;

35. О ком из персонажей романа «Герой нашего времени» В. Г. Белинский писал: «...лучше быть совсем без чувства, нежели с таким чувством»:

а) о докторе Вернере;

б) о Максиме Максимыче;

в) о Грушницком;

36. О какой повести романа «Герой нашего времени» В. Г. Белинский сказал: «Слог повести - то блеск молнии, то удар меча, то рассыпающийся по бархату жемчуг!»:

а) «Бэла»;

б) «Княжна Мери»;

в) «Фаталист»;

37. Кому принадлежат следующие высказывания:

I. Герой нашего времени... портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии:

а) В. Г. Белинскому;

б) Н.А.Добролюбову;

в) М.Ю.Лермонтову;

П. Печорин ...не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бе­шено гоняется он за жизнью, ищет ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. В нем неумолчно раздаются внутренние вопросы, тревожат его, мучат, и он в рефлексии ищет их разрешения: подсматрива­ет каждое движение своего сердца, рассматривает каждую мысль свою:

а) В. Г. Белинскому;

б) Н.А.Добролюбову;

в) М.Ю.Лермонтову;

II. История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа:

а) В. Г. Белинскому;

б) Н. А.Добролюбову;

в) М.Ю.Лермонтову;

© 2010-2022