Конспект урока в 9 классе по теме Условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении».

Цели урока:

1.Образовательные:

  • систематизировать и углубить знания учащихся о бессоюзном сложном предложении;

  • совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения, навыки постановки знаков препинания в нём;

  • продолжить подготовку к ОГЭ: выполнение заданий из Открытого банка заданий ФИПИ.

2. Развивающие:

  • развивать умение логически мыслить, излагать своё мнение, доказывать правильность.

3.Воспитательные:

  • формирование навыков контроля и самоконтроля;

  • воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи в условиях работы в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки.

Ход урока.

I. Орг. момент:

Учитель.

- Прозвенел звонок!

Внимание!

Хорошо, что все без опоздания!

- Добрый день, ребята! Прежде чем начать урок, я попрошу посмотреть на гостей и подарить улыбки им, друг другу и мне.

- Каждый урок - это урок получения знаний, которые необходимы вам для успешной сдачи экзамена и нужны в жизни. Сегодня вы это докажете и себе, и мне.

II. Подготовка к ОГЭ: выполнение заданий из Открытого банка ФИИПИ.

Учитель. На каждом уроке мы готовимся к ОГЭ: повторяем изученный материал, выполняем задания из Открытого банка ФИПИ.

Прочитайте текст (раздаточный материал).

(1)Сугроб под ёлкой, на которой было беличье гнездо, давно уже растаял, и ворчливый медведь, зевая и почёсываясь, вылез из берлоги и отправился бродить по лесу до следующей осени. (2)Дымка проводила его сердитой бранью на беличьем языке, хотя он ей никакого вреда не сделал. (3)Но такая уж у белок привычка: вечно они лезут в чужие дела.

(4)Дымка выговорила всё, что, по её мнению, полагалось, и снова попрыгала по веткам.

(5)А тем временем около старой ели послышались шаги, человеческие голоса…

- (6)Эту, что ли, валить? - спрашивал один голос.

- (7)Эту, а потом вон ту, рядышком. (8)Ребята, гляньте, не иначе медведь тут зимовал. (9)Вот бы раньше проведать!

- (10)Он бы тебе проведал! (11)С чем бы ты на него сунулся? (12)С пилой? (13)Ну, болтать некогда. (14)Берись, ребята.

(15)В ловких руках пила работает быстро. (16)Прошло несколько минут - и старая ель дрогнула, наклонилась, пошла быстрее, быстрее. (17)Тяжёлый удар о землю. (18)Всё!

- (19)Чистая работа! - весело проговорил молодой паренёк и вдруг закричал: - (20)Ребята, гляди! (21)Бельчата маленькие в дупле! (22)И как только не разбились. (23)А это что?

(24)Пёстрое птичье яичко мелькнуло в воздухе, ударилось о ствол ёлки. (25)Дымка выронила яйцо, которое несла детям. (26)Не до яйца теперь! (27)На мгновение она точно застыла на ветке: огромное чудовище хотело коснуться ели, протянуло руку к дуплу… (28)А там дети, её дети!

(29)Белочка почти свалилась на землю, промчалась между ногами стоявших вокруг ёлки людей и скрылась в дупле. (30)Никто не успел промолвить ни слова, а она уже выскочила из дупла, держа во рту испуганного бельчонка. (31)Проворно закинув его на спину, опять промчалась под ногами людей и мгновенно исчезла.

- (32)Видали? - выговорил наконец изумлённый паренёк. - (33)Меж пальцев скочит, ровно страху у неё нету. (34)Гляди! (35)Опять!

(36)Дымчатое пушистое тельце снова промелькнуло под ногами людей и скрылось в дупле.

- (37)Ловко! - засмеялся паренёк. - (38)А я вот её враз шапкой накрою! (39)Ой, дядя Степан, чего ты? (40)Больно!

- (41)Я те дам, шапкой! - сурово проговорил старый пильщик. (42)Он с силой дёрнул парня за руку от ёлки. - (43)Не видишь разве? (44)Мать!

- (45)Мать! - тихо повторил другой пильщик. (46)И люди осторожно расступились.

(По С. Радзиевской)*

*Радзиевская Софья Борисовна - детская писательница, путешественница, участница многих научных экспедиций. Она писала о природе («Рассказы о животных», «За лесными сокровищами», «Джумбо» и др.), о войне («Болотные робинзоны»), о приключениях («Остров мужества», «Рам и Гау»), но главное - о настоящих человеческих ценностях.

Учитель. Выполняем задания: слайд № 1:

Задание №028736

Среди предложений 27-31 найдите предложения с обособленным обстоятельством.

Задание №3656FF

Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью между частями.

Задание №3890AB

Замените словосочетание «беличье гнездо» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

Задание №482F15

Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

Задание №4A9DDC

Среди предложений 16-20 найдите предложения с однородными членами.

Задание №5C7E34

Назовите грамматическую основу предложения 14.

Задание №B80DDE

Среди предложений 24-30 найдите сложное бессоюзное предложение.

Каково значение между частями БСП?

III. Знаки препинания в БСП.

  1. Знаки препинания в БСП: условия постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.

Учитель. Посмотрите на опорные схемы на слайдах № 2-4 и расскажите о правилах постановки знаков препинания в БСП.

Учащиеся рассказывают об условиях постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП.

  1. Работа с деформированными предложениями.

Учитель. На слайде № 5 даны «рассыпанные» части пословиц. Вам нужно соединить части пословиц, записать их, подчеркнуть грамматические основы и, определив значение между частями , правильно поставить знаки препинания в БСП.

  • 1.Ремесло не коромысло

  • 2.Хорош(?) садовник

  • 3.Не помучиш(?)ся, не посееш(?)

  • 4.Не удобриш(?) рож(?)

  • 5.Здоровье всего дороже

  • не научиш(?)ся.

  • собереш(?) хлеба на грош(?).

  • его не купиш(?).

  • плечо не оттянет.

  • хорош(?) и крыжовник.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.

Учитель предлагает прочитать полученные пословицы, объяснить постановку Ь или его отсутствие, объяснить постановку знаков препинания в БСП.


  1. Ремесло не коромысло - плечо не оттянет (вывод).

  2. Хорош садовник - хорош и крыжовник (вывод).

  3. Не помучишься, не посеешь - не научишься (условие).

  4. Не удобришь рожь - соберёшь хлеба на грош (условие).

  5. Здоровье всего дороже: его не купишь (причина).

Учитель. Какая пословица лишняя? Почему?

Оцените себя: поставьте 1 балл за правильную постановку Ь и по 1 баллу за каждый правильно поставленный знак препинания в пословицах. Максимальное количество баллов - 6 - кто получил? Молодцы!

IV. Определение темы урока, постановка целей и задач.

V. Условия постановки тире в БСП.

  1. Теоретический материал о постановке тире в БСП: параграф 33 - самостоятельное чтение учащимися, формулирование правила.

  2. Работа в парах: заполнить таблицу, записав номера предложений согласно значениям из данных на слайдах № 6-7 пословиц:


  1. Источник удаляет жажду - доброе слово оживляет сердце.

  2. Не кричи о себе - пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

  3. Наука даром не даётся - наука трудом берётся.

  4. Напролом идут - волос не жалеют.

  5. Есть терпение - будет и умение.

  6. С глупым водиться - сам поглупеешь.

  7. С умным поговорить - воды напиться.

  8. Прочёл хорошую книгу - встретился с другом.

  9. Язык один, ушей пара - раз скажи, два послушай.

  10. Не ищи безупречного друга - останешься один.

  11. Проходят и болезни, и беда - привычки остаются навсегда.

  12. Первый камень криво в землю врос - вся стена пошла наперекос.

  13. Обидит друг - ляжет камнем слово.

  14. Умная голова сто голов кормит - худая и одной не прокормит.

противопоставление

условие

время

следствие,

вывод

Параллельно - работа по карточкам 4 человек:

Задание. Подчеркни грамматические основы, расставь знаки препинания, запиши значения между частями БСП.

  1. Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы.

  2. Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле.

  3. Назвался груздем полезай в кузов.

  4. Солнце скрылось за горизонтом мы отправились домой.

  5. В лесу стало тихо главные певцы улетели на юг.

Учитель. Какая пословица запомнилась больше всего? Почему?

Проверьте правильность выполнения задания на слайде № 8, поставьте по одному баллу за каждый правильный ответ.

противопоставление

условие

время

следствие,

вывод

1,2,3,10,11,14

5,6,7,8,12,13

4

9

Учитель. Кто получил максимальное количество баллов? Молодцы!


  1. Упражнения для глаз - проводится физ.минутка с музыкальным сопровождением.


  1. Постановка тире в простом и сложном предложении: упр.279 на стр.204.

Учитель. Прочитайте предложения, объясните постановку тире.

Учащиеся читают предложения, объясняют постановку тире в простых и сложных предложениях.

Учитель. Как отличаете простое предложение от сложного? Когда ставится тире в простом предложении? В сложном предложении?


  1. Выполнение тестового задания в формате ЕГЭ (раздаточный материал, слайд №9):

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Хочешь добиться уважения - начинай с себя.

1) Части бессоюзного сложного предложения тесно связаны между собой по смыслу.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе условие того, о чём говорится во второй части предложения.

3) Части бессоюзного сложного предложения значительно удалены по смыслу друг от друга.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

  1. Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Нужно идти в одну сторону - он непременно повернёт в другую.

1) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Мать не узнала Сергея: в форме офицера он показался ей старше и мужественнее.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину совершения того, о чём говорится в первой части.

Учитель. Проверим задание. За каждый правильный ответ - по 1 баллу. Слайд №10.

VI. Домашнее задание. Слайд № 11: параграфы №31-33, упр. 279, задания 1,2.

VII. Рефлексия: слайд № 12.

VII. Оценивание своей работы: слайд № 13.

22-23 балла - «5»

17- 21 балл - «4»

12- 16 баллов - «3»

VIII. Итог: слайд № 14.

© 2010-2022