Методическая статья Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средство повышения качества образования

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы как средства повышения качества образования.



Пугачева Т.Ю.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области».



Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием информационно-коммуникационных технологий. Большие возможности в решении задачи формирования у обучающихся прочных предметных и метапредметных универсальных учебных действий открывает использование интерактивной доски, позволяющей сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку и литературе.

Преимущество интерактивной доски очевидно: за счет того, что материал подается в интерактивном режиме, существенно улучшается коммуникативное взаимодействие учителя с обучающимися, что позволяет быстрее и эффективнее доводить до них информацию. Соответственно, улучшается качество образования.

Организация работы с интерактивной доской возможна на различных этапах урока в зависимости от тех задач, которые решаются на уроке. При этом для обучающегося интерактивная доска выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, игровой среды.

В своей практике активно использую интерактивную доску на этапе мотивации (самоопределения) к учебной деятельности и этапе актуализации и пробного учебного действия. Теоретический материал легко усваивается, если представить его в виде схем, таблиц. На данном этапе эффективными оказываются видеоуроки или фрагменты видеоуроков по той или иной теме, которые также демонстрируются на интерактивную доску. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать. Кроме того, значительно повышается темп урока.

Вот как, например, может быть построен данный этап урока литературы в 10 классе по теме «Урок - мастерская построения знаний и творческого письма по пьесе А.П. Чехова "Вишнёвый сад":

Учитель: Добрый день, ребята. Мы начинаем наш урок - мастерскую построения знаний и творческого письма по пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

  1. Работа с ассоциациями

- Абстрагируйтесь от названия пьесы Чехова. Подумайте и запишите, какие ассоциации возникают, когда вы слышите словосочетание "вишнёвый сад".

Запись ассоциаций. Чтение вслух.

(На интерактивной доске открываются варианты ответов: Страна детства, беззаботной юности, влюблённости. Белые цветы как символ чистоты. Место, где можно укрыться от мира и попасть в счастье. Реальный показатель времени: осенью - печальный, зимой - сказочный, весной - волшебный, летом - алый.)

Учитель: Исходя из темы урока и записей, которые вы сделали, поставьте учебные задачи на сегодняшнем уроке.

(Обучающиеся формулируют учебные задачи).

Учитель уточняет и конкретизирует задачу урока: проанализировать художественную природу главного образа пьесы - вишневого сада и определить его место в системе образов пьесы.

Учитель: Прежде, чем приступить к рассмотрению этого проблемного вопроса, предлагаю вхождение в тему следующим образом:

  1. Вхождение в тему:

Работа с интерактивной доской: соотнести слова героев пьесы. ( На доске - высказывания персонажей пьесы и их фамилии, которые необходимо соотнести между собой).

Обучающийся у доски работает стилусом.

Одновременно для остальных обучающихся класса: экспресс - тест по пьесе «Вишневый сад» (работа в парах с последующей проверкой с интерактивной доски).

Широкие возможности предоставляет интерактивная доска для словарно-семантической работы на уроках русского языка. На экран выводится словарное слово (или группа слов) для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Обучающиеся записывают однокоренные слова, составляют словосочетания или предложения по заданной схеме как самостоятельно в тетради, так и стилусом на доске. Продуктивно проводится работа по созданию алгоритмов для прочного запоминания правил правописания.

Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный учителем, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами.

Наиболее эффективно использование интерактивной доски на этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. Материал можно открывать поэтапно, используя электронный маркер, можно перемещать картинки, надписи и другие объекты в нужное место. Для проверки используется инструмент Шторка. Этот вид деятельности очень нравится обучающимся и является важным для формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Таким образом, использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы открывает безграничные возможности для творчества учителя и обучающихся, является инструментом безусловного повышения интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, делает современный урок увлекательным и способствует повышению качества образования школьников.

© 2010-2022