ЛЛюбовь в жизни героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10

155813, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Котовского, д. 19

телефон (факс) (49331)5-37-74; Kineschma10@yandex/ru




Конспект урока литературы в 10 классе

по теме



"Любовь в жизни героев романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети»".



Урок составлен

Соленовой Марией Александровной, I категория,

учителем русского языка и литературы





г. Кинешма, 2013

Тема урока: Любовь в жизни героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

Эпиграф урока: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь (И.С.Тургенев).

Цели урока: раскрыть суть отношений героев, сопоставив три истории любви; понять для чего Тургенев выстроил любовную линию Базарова и Одинцовой таким образом.

Обучающие задачи:

  • проанализировать образы Базарова и Одинцовой в эпизодах «Объяснение в любви и «Последняя встреча»; определить особенности психологического состояния героев;

  • сопоставить истории любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р., Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, Аркадия и Кати, найти общее и различное в историях;

  • определить художественные особенности в изображении данной темы в романе.

Развивающие задачи:

  • умение сотрудничать и работать в группе;

  • умение задавать вопросы, самостоятельно находить ответы на вопросы в тексте романа;

  • умение решать проблемы;

  • умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного материала;

  • умение строить монологическую речь;

  • умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

  • умение анализировать эпизод, художественно-изобразительные средства в тексте.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать уважительное отношение к художественному слову;

  • учить умению сопереживать и ценить чувства других людей, искать пути взаимопонимания.

Формы работы учащихся на уроке:

художественный пересказ эпизода, чтение и анализ эпизода, сопоставительный анализ эпизодов и образов, анализ художественно-изобразительных средств, перекрестная форма вопросов-ответов.

Домашнее задание к уроку: класс был разделен на 3 группы, каждая работала по определенной теме:

  • история любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р.;

  • история любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой;

  • история любви Аркадия Кирсанова и Кати.

Оборудование:

презентация «Любовь в жизни героев романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»;

фрагмент фильма «Отцы и дети»;

музыка Моцарта (соната-фантазия С-минор) и романс «Утро туманное»;

тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».







































Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Запись темы урока и эпиграфа.

  3. Беседа по проблематике романа.

а) Назовите главные проблемы романа.

  • конфликт «отцов» и «детей» (конфликт поколений);

  • разногласия либералов и революционеров-демократов;

  • вопрос эпохи - «преобразования необходимы»;

  • отношение к природе, искусству, любви, дружбе, семье.

а) Расположите эти проблемы по степени значимости их в романе. Какую из них вы поставили бы на первое место и почему?

Учитель: на предыдущих уроках мы рассматривали социальные проблемы, они в романе на первом плане, отношение героев романа к искусству и природе. Жизнь человека сложна и многогранна, в ней важно всё: не только место человека в обществе, но и его личная жизнь, а она невозможна без любви. Для Тургенева неразделимы личные и общественные темы, в его произведениях герой всегда проходит испытание любовью.



  1. Беседа о роли любви в судьбе и творчестве И.С.Тургенева.

а) Что значила любовь в жизни самого И.С.Тургенева?

  • Романс «Утро туманное» в исполнении Д.Хворостовского.

  • История романса (сообщение учащегося).

Более полутора веков эта песня исполняется в России и за ее пределами. Обаяние романса, конечно, в его поэтической основе - стихах Ивана Сергеевича Тургенева. Рукой классика двигало чувство любви. Стихотворение «В дороге» («Утро туманное…») он написал под впечатлением разрыва с Татьяной Бакуниной, сестрой революционера-анархиста Михаила Бакунина. В марте 1842 года Тургенев написал ей в прощальном письме: «Я все хочу забыть, все, исключая Ваш взгляд, который я теперь так живо, так ясно вижу…». Душевная рана молодого Тургенева затягивалась медленно. В ноябре 1843 года у него родились следующие стихи, которым была суждена очень долгая жизнь. Автор мелодии - поручик лейб-гвардии Гусар­ского полка Эраст Агеевич Абаза.

  • Краткое сообщение об истории любви И.С.Тургенева и Полины Виардо.

Учитель. И.С.Тургенев и Полина Виардо познакомились в ноябре 1843 года. Их любовь была необычной, романтической. Это было средневековое рыцарство со священным культом прекрасной дамы. До самой смерти любил Тургенев избранницу своего сердца молодо и свежо, весенним чувством первой любви. На склоне лет Иван Сергеевич создал удивительный цикл стихотворений в прозе. Среди них стихотворение «Стой!», написанное в 1879 году уже стареющим человеком. А как молодо и по-юношески восторженно говорит он в нем о любви, красоте!

  • Чтение стихотворения в прозе «Стой!»

5.Определение целей урока.

а) Как вы понимаете смысл выражения «испытание любовью»?

б) Почему именно любовью испытывает Тургенев своих героев?

(Эта проверка нужна писателю для полноты раскрытия образа, для характеристики героя, для выражения авторской оценки).

в) Какие произведения Тургенева вы можете назвать, в которых герои проверяются этим чувством?

(«Ася», «Первая любовь», «Дворянское гнездо», «Рудин» и др.)

г) Кого в романе «Отцы и дети» Тургенев испытывает любовью?

(Базарова, братьев Кирсановых, Аркадия)

д) Определите цели урока.

  • роль любви в судьбе героев романа;

  • сопоставление судеб героев, историй их любви;

  • роль символических деталей в теме любви.

6. Выступления групп (домашнее задание).

История любви Павла Петровича Кирсанова и княгини Р. (задание 1 группы учащихся).

а) Как вы оцениваете любовь Павла Петровича? Запишите в тетрадь эпитеты, характеризующие это чувство.

(Роковая, трагическая, страстная, несчастная, таинственная, загадочная, романтическая)

б) Как эту историю оценил Базаров? Как вы относитесь к его словам?

(«…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Глава 7, с. 175.

По мнению естествоиспытателя Базарова, между мужчиной и женщиной не может быть таинственных отношений: «Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда здесь взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Глава 7, с. 178).

в) Зачем Тургенев включает эту историю в роман? Связана ли она с основным сюжетом романа?

(Историю любви Павла Петровича рассказывает Аркадий, чтобы вызвать у Базарова чувство уважения к дяде. Для Аркадия Павел Петрович - человек светский, в молодости победивший не одно женское сердце, имевший успех у женщин. По мнению Аркадия, он достоин, по крайней мере, сочувствия из-за несчастной любви).

Учитель. История любви Павла Петровича спроецирована Тургеневым в будущее Базарова. По-другому и не могло быть у талантливого писателя. Это типичное свойство тургеневской прозы - художественный параллелизм в характерах и судьбах героев.

г) Чем молодость Павла Петровича напоминает базаровскую, но только в другой среде и в другое время?

(В юности Павел Петрович был так же самоуверен и насмешлив, как и Базаров. Его ожидала блестящая военная карьера. Базарова, по словам Аркадия, тоже ждёт блестящая будущность ученого. Да и сам Базаров перед смертью говорит Одинцовой о себе и своей роли в жизни: «И ведь тоже думал: обломаю дел много, не умру, куда! задача есть, ведь я гигант!» Глава 27, с. 328).

д) Что сближает героинь: княгиню Р. и Анну Сергеевну Одинцову? Что отличает?

Обе загадочны, странны: за княгиней Р. упрочилась слава легкомысленной кокетки, а по ночам она «плакала и молилась». Как у Тютчева: светскость - «златотканый покров», а под ним - «бездна безымянная». Об Одинцовой ползли слухи по городу, а она была безупречна.

Различие: княгиня Р. - светски беззаботная, увлеченная жизнью и всеми её удовольствиями («она бросалась навстречу всему, что могло доставить ей малейшее развлечение»). Одинцова аристократически чопорна, сдержанна, холодна.

Параллель: холодный аристократ Павел Петрович полюбил женщину, в которой бушуют страстные силы жизни; бунтующему демократу Базарову судьба посылает холодную аристократку Одинцову.

е) Оцените роль символов в истории любви Павла Петровича и княгини Р.: кольцо со сфинксом и крест на кольце.

Сфинкс - загадочное существо, в древнегреческой мифологии - чудовище в образе крылатой женщины с львиными лапами и змеиным хвостом. Любовь Павла Петровича - «сфинкс»: человек не властен над любовью, а власть любви над человеком безгранична. Любовь налетает на человека внезапно, как вихрь, и так же внезапно бросает его.

Княгиня Р. послала П.П.Кирсанову кольцо со сфинксом, "провела по сфинксу крестообразную черту и велела сказать, что крест - вот разгадка". Крест издревле считался символом обреченности, смерти. Это прослеживается в характере отношений двух пар: П.П.Кирсанова и княгини Р. и Базарова и Одинцовой.

У перстня-талисмана был свой прототип:

«От графини Воронцовой, вызвавшей несколько прекрасных страниц русской поэзии, Пушкин получил в дар заветный перстень с восточными письменами. Когда Пушкин был убит, Жуковский снял этот перстень с остывшей руки волшебника, и в свой час он достался Тургеневу, и в свой час от лучшего чарователя русской прозы этот перстень достался Полине Виардо, любимой женщине. От женщины - к поэту и от поэта - к женщине, круг завершился…» - так писал Константин Бальмонт в эссе о Тургеневе «Рыцарь Девушки-Женщины».

История любви Базарова и Одинцовой ( задание 2 группы).

1) История Анны Сергеевны Одинцовой (художественный пересказ эпизода 14 главы - индивидуальное задание).

2) Каковы были взгляды Базарова на чувство любви и на отношение к женщине до встречи с А.С.Одинцовой? Как он отнесся к Одинцовой при первом знакомстве?

«Романтизм, чепуха, гниль, художество». (Глава 7, с. 176)

«Базаров был великий охотник до женщин и женской красоты, но любовь в смысле идеальном, или, как он выражался, романтическом, называл белибердой, непростительною дурью, считал рыцарские чувства чем-то вроде уродства или болезни… «Нравится тебе женщина, - говаривал он, - старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись: земля не клином сошлась». (Глава 17, с. 230).

Об Одинцовой Базаров на балу у губернатора говорит: «Только у неё такие плечи, каких я не видывал давно». (Глава 14, с. 214)

Отправляясь к Одинцовой в гостиницу, Базаров цинично заявляет: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа» (Глава 15, с. 215), а уходя от Одинцовой, замечает: «Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове. Этакое богатое тело!». (Глава 15, с. 218)

2) Символические детали в конце 16 главы.

Учитель. По пути в Никольское, имение Одинцовой, Базаров говорит Аркадию: «Поздравь меня, сегодня 22-е июня, день моего ангела». Читателю 19 века намек Тургенева был ясен без специальных справок: жития святых были настольною книгой и в доме патриархального дворянина, и в избе грамотея-мужика. Тургенев дал в покровители Евгению Базарову святого Евсевия далеко не случайно. Эти разнокоренные греческие имена перекликаются по смыслу (Евгений - благородный, Евсевий - благочестивый). Святой Евсевий мужественно боролся за святую веру, а умер от случайной раны по вине женщины. Умер Евсевий со словами прощения погубившей его. Базаров знал судьбу святого, но сам, видимо, был убежден, что с ним ничего подобного не случится.

У данной параллели двойной смысл:

  • Тургенев возвышает фигуру Базарова, бросая на него отблеск национальных народно-крестьянских традиций;

  • ироническое отношение Базарова к народным верованиям угрожает возмездием.

Символика числа 22 июня. 22 июня - самый длинный день в году. Для Базарова тоже наступает пора перемен, открывается новый период в его жизни. День 22 июня 1859 года - символическая граница. В тексте появляется слово «проигрыш». Дело не только в том, что Базаров проиграл в карты. Главное то, что творится в его душе. До сих пор он уверенно выигрывал в жизни и успел привыкнуть к роли победителя. Споры с Павлом Петровичем он воспринимал как игру, всем своим видом подчеркивая, что уездный аристократ ему не противник. И вдруг удача начинает изменять ему.

НАД ЧЕМ ПОСМЕЁШЬСЯ, ТОМУ И ПОСЛУЖИШЬ.

7. «Пусть герои говорят сами за себя» (Перекрёстная форма вопросов - ответов. Домашнее задание 2 группы уч-ся)

Вопросы Одинцовой:

  1. Почему Вы пригласили к себе Никольское Базарова и Аркадия?

  2. Чем интересен для Вас Базаров?

  3. Замечали ли Вы, что, живя в Никольском, Базаров изменился? Заметили ли Вы в себе перемены?

Ответы Одинцовой:

1.Беседуя с Базаровым в гостинице в течение трех часов о медицине, ботанике, гомеопатии, я увидела в нем интересного собеседника. Беседа наша мне понравилась: она была жива и непринужденна. Живя в деревне, я сама многое читала. В деревне мало развлечений, общение с Базаровым внесло бы разнообразие в мою размеренную жизнь.

2. Базаров - умный собеседник. Но и странный. Я пытлива, меня многое занимает. Базаров отличается от моих прежних знакомых: этот лекарь прямо высказывает свои суждения, они новы, отличаются от моих, этим и интересны.

3. Базаров поразил моё воображение, я охотно оставалась с ним наедине и разговаривала с интересом даже о том, что оскорбляет мои привычки и вкус. Я много думала о нем, но в его отсутствие не скучала. Однажды, когда Базаров сообщил о своем намерении ехать к родителям, что-то словно кольнуло мне в сердце.



Вопросы Базарову:

1.Евгений Васильевич, чем привлекла Вас Анна Сергеевна?

2.Почему Вы согласились поехать в имение к Одинцовой?

3.Как получилось, что Вы смогли примириться с чуждым Вам аристократическим бытом? 4. Нам показалось, что Вас злило то новое чувство, которое Вы обнаружили в своей душе. Правы ли мы?

5.Удавалось ли Вам справляться со своими новыми ощущениями?

Ответы Базарова:

1.Одинцова умна, «баба с мозгом», на редкость проницательна, у неё пытливый ум, с ней интересно разговаривать. Она в деревне даром время не тратила, читала много. Одинцова независима, многое испытала («видала же она виды», «тертый калач»).

2.В губернском городе не с кем было общаться: ни Ситников, ни Кукшина, ни Матвей Ильич Колязин - не могли быть интересны. («Что нам здесь делать-то! Шампанское с Кукшиной пить? Родственника твоего, либерального сановника, слушать?» (Глава 15, с. 218).

3.Уже в первый день в Никольском я испытал какое-то чувство неловкости: лакеи в ливреях, дворецкий, портрет Одинцова - всё оскорбляло мои чувства демократа. Я стал какой-то «смирненький». Эта размеренная жизнь («как по рельсам катишься») мне не нравилась. Но Одинцова на мои слова об этом сказала, что в деревне по-другому

нельзя: скука одолеет. Хотя я и ворчал, но жилось мне легко

4.Да, я стал легко раздражаться, не мог усидеть на месте, сердился. Это новое чувство мучило и бесило меня. Если бы кто-нибудь раньше мне намекнул только на возможность таких чувств, я бы презрительно расхохотался и разругал его.

5. Я понял, что от неё «не добьёшься толку», но отвернуться от Одинцовой, к своему изумлению, не мог.

В разговорах с ней я старался высказывать своё равнодушное презрение ко всему романтическому, а наедине с собой сознавал, что становлюсь романтиком. Ловил себя на «постыдных» мыслях, точно бес меня дразнил. То представлял, как эти целомудренные руки когда-нибудь обовьются вокруг моей шеи, как эти и гордые губы ответят на мои поцелуи, как эти умные глаза с нежностью на меня посмотрят… Голова закружится, на миг забудусь. Опомнюсь, начинаю ругать и себя, и её. А то иду в лес и брожу часа два, не разбирая дороги, ничего не замечая. Или заберусь на сеновал, в сарай и пытаюсь заснуть.

8. Чтение и анализ эпизода «Разговор Базарова и Одинцовой» (из 17 главы «Евгений Васильевич, Вы можете остаться… которые слегка покусывал ночной холод»)

Учитель. Тургенев - мастер диалога. Точные и тонкие детали в диалоге обнажают психологическое состояние героев. Меткое слово, найденное писателем, позволяет раскрыть сложные, глубоко личные переживания героев. Иван Сергеевич был сторонником «тайной психологии» и считал, что художник не должен передавать подробно движения души своих героев.

Задание. Отметьте в диалоге в словах автора слова, передающие психологическое состояние героев.

8. Чтение эпизода «Разговор Базарова с Одинцовой» (на фоне музыки Моцарта).

Вопросы к анализу эпизода:

а) Как изменились взгляды Базарова под влиянием общения с Одинцовой и вспыхнувших в нем чувств? Какие новые слова появились в речи нигилиста?

  • Базаров проговорился о существовании для него красоты, а на замечание Анны Сергеевны не разразился хохотом, а лишь нахмурился и смущенно пробормотал.

  • Базаров признал, что «всякий человек загадка», а две недели назад утверждал, что все люди одинаковые, как деревья в лесу, и «изучать отдельные личности не стоит труда».

  • В его речи появились слова: «Может быть, вы правы, может быть, точно, всякий человек загадка». Такие слова - свидетельство сомнения в ранее непогрешимой теории Базарова.

б) Почему Базаров считает, что Одинцова не может полюбить?

(Очень требовательна, изнеженная аристократка, любит комфорт).

в) Почему Базаров говорит, что полюбить - несчастье?

(Для самого Базарова любовь к Анне Сергеевне испытание и несчастье).

г) Базаров сердится? На кого и почему он сердится?

Как романтик, он сердится на Одинцову за её нерешительность в любви и за её желание полюбить, как нигилист, на себя за любовь к Анне Сергеевне.

д) Понял ли Базаров Одинцову?

Нет. Базаров судит о ней односторонне, как о неисправимой аристократке. Хотя у Анны Сергеевны действительно «спокойный и холодный нрав», она способна на искреннее увлечение. Одинцоваа призналась, что несчастлива, а Базаров, так хорошо разбирающийся в людях, задал ей неловкий вопрос о сплетнях и пересудах. Приземленно смотрит демократ Базаров на любовь, видя в ней только физиологическое влечение, а духовную основу человеческих отношений недооценивает.

е) Какие вы отметили слова, передающие психологическое состояние героев? Что вы можете сказать о состоянии Базарова? Одинцовой?

Базаров: Одинцова:

промолвил преувеличенно резко с живостью подхватила

нахмурился опять усмехнулась

пробормотал тайное волнение охватывало её понемногу

исподлобья взглянул медленно проговорила

глухо промолвил нахмурилась

ничего не отвечал стало досадно

перебил вздохнула

сердито отвечал чуть-чуть покраснела

сердце у него так и рвалось промолвила с расстановкой

торопливо сказал шепнула

ж) Почему Одинцова сначала хотела остановить Базарова, а потом все-таки сдержала себя?

Был только миг, когда Анна Сергеевна презрела и гордость, и кокетство, и так любимый и ценимый ею душевный покой и хотела воротить Базарова. Вошла горничная, и порыв остался бесплодным. Но долго потом сидела Одинцова в пустой комнате. Отрезвил её ночной холод. И холод Базарова: его нетерпение, его любовь, близкая к ненависти.

Учитель (обобщение): Любовь Базарова к Одинцовой - не рядовое чувство, а событие, которое потрясло основы его убеждений, поставило под сомнение его философскую систему. Цельная личность Базарова раскалывается: спасая веру в науку, он должен убивать любовь, а спасая любовь, он должен отказаться от своих прежних убеждений. Идти на компромисс - не в природе Базарова. Он старается всеми силами подавить в себе вспыхнувшее чувство.

Разговор героев происходит ночью. (Мы уже обращали внимание на связь описаний природы с состоянием героев в романе И.С.Тургенева). Перечитаем описание ночи: «Темная и мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом … и свежим запахом вольного чистого воздуха». Таинственная и вольная стихия врывается в судьбы героев, а они борются с ней: Базаров рвется к этой бездне чувств и презирает себя, Одинцова боится этой неизвестной ей бездны.

Символические детали в эпизоде:

Музыка Моцарта не случайна. Эту сонату играла Катя в первый день приезда Аркадия и Базарова в Никольское. Посреди «пленительной веселости беспечного напева внезапно возникают порывы такой горестной, почти трагической скорби». Это услышал Аркадий. Базаров же, равнодушный к музыке, вероятно, не заметил и не обратил внимания. Обратил на это наше внимание Тургенев: музыка словно повествует о дальнейшей судьбе Базарова.

Символ креста. «Он взглянул на неё. Она закинула голову на спинку кресла и скрестила на груди руки, обнаженные до локтей…Широкое белое платье покрывало её всю своими складками; едва виднелись кончики её ног, тоже скрещенных». (Глава 17, с. 232)

8) Просмотр фрагмента фильма «Отцы и дети» - эпизод «Признание в любви».

а) Совпало ли ваше представление героев с увиденным?



9) Перекрестные вопросы Одинцовой и Базарову (продолжение).

а) Вопросы Одинцовой:

4.Почему Вы вынудили Базарова признаться в любви?

5.Почему Вы отвергли его после признания?

б) Ответы Одинцовой:

4.Осталась недоговоренность после ночного разговора. (Чтение эпизода 18 главы, с. 240 - 241)

5.Мне стало страшно и жалко Базарова. Своим поступком он меня испугал. «Я виновата, но я это не могла предвидеть». «Нет, бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете». (Глава 18, с. 241). «Желание новизны заставило заглянуть меня за черту, и я увидела там даже не бездну, а пустоту … или безобразие».

в) Вопросы Базарову:

6.Почему вы стали ухаживать за Фенечкой?

7.Почему после дуэли с Павлом Петровичем вы едете не к родителям, а вновь заезжаете в Никольское?

8.Почему Одинцовой Вы сказали о том, что всё в прошлом?

9.Почему после новости о любви Аркадия и Кати на предложение Анны Сергеевны задержаться теперь в Никольском Вы ответили отказом?

г) Ответы Базарова:

6.Я остался наедине со своей любовью к Анне Сергеевне и никак не мог

освободиться от этого чувства. Фенечка бесхитростна и проста, её простота действовала на меня исцеляюще.

7.Увлечение Фенечкой и расстояние не охладили чувства к Анне Сергеевне. Я по-прежнему люблю её, и ревную, и сержусь на себя за эту любовь. «Я завернул сюда - черт знает зачем. Видишь ли, человеку иногда полезно взять себя за хохол да выдернуть себя вон, как редьку из гряды; это я совершил на днях… Но мне захотелось взглянуть ещё раз на то, с чем я расстался, на ту гряду, где я сидел». (Глава 25, с.305)

8.Одинцова захотела меня увидеть, но по её напряженному лицу я понял, что она мне не очень рада, поэтому сказал, что опомнился и прошлое считаю глупостью. Анна Сергеевна назвала наши чувства сном. (Глава 25, с.306)

9. «Я и так уж слишком долго вращался в чуждой для меня сфере. Летучие рыбы некоторое время могут подержаться на воздухе, но вскоре должны шлепнуться в воду; позвольте же и мне плюхнуться в свою стихию». «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал». (Глава 26, с.314)

д) Задание классу: Запишите в тетрадь эпитеты, характеризующие любовь Базарова.

(Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая, любовь-испытание, любовь-терзание любовь-пытка, любовь-страдание).

е) Выдержал ли Базаров испытание любовью? Каким он вышел из этого испытания?

ж) Прав ли Ф.М.Достоевский, увидевший в Базарове «признак великого сердца»?

«Кто не знал любви, то всё равно что не жил» (Ж.Б.Мольер).

10. История любви Аркадия и Кати Локтевой. (домашнее задание 3 группы уч-ся).

Задание классу: Запишите в таблицу эпитеты, характеризующие любовь Аркадия и Кати.

(Взаимная, спокойная, надежная, простая, земная, ориентированная на создание семьи)

11. Анализ 27 главы.

Учитель. Символ кольца. Роман построен по концентрическому принципу. Тургенев проводит Базарова по кругу дважды: Марьино - Никольское - имение родителей Базарова. Можно рассматривать кольцевую композицию и в теме любви: малое кольцо - история любви П.П.Кирсанова, большое кольцо - испытание любовью Базарова.

Второй круг испытаний.

а) Как прошел его Базаров? Найдите в тексте романа ответы.

Глава 27. «..лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством. Странная усталость замечалась во всех его движениях…Он перестал гулять в одиночку и начал искать общества…» (с. 317)

б) Почему перед смертью Базаров просит отца послать за Одинцовой?

Базаров - атеист, свое спасение он видит лишь в одном: призвать на помощь некогда отвергаемую любовь. Любовь к родителям помогает забыть свое несчастье и думать о страданиях близких ему людей. Когда же силы начинают изменять, Базаров призывает Одинцову, чтобы перед смертью дать волю своим невысказанным чувствам.

в) Чтение эпизода 27 главы («Она взглянула на Базарова.. Теперь…темнота...) с. 328.

г) Вопросы к анализу эпизода: Каким вы увидели Базарова в сцене последней встречи с Анной Сергеевной? Какие новые грани души Базарова вам открылись в этой сцене?

Базаров - романтик: «Ну, что ж мне вам сказать…я любил вас! Это и прежде не имело никакого смысла, а теперь и подавно. Любовь - форма, а моя собственная форма уже разлагается. Скажу я лучше, что какая вы славная! И теперь вот стоите, такая красивая…Великодушная! … такая молодая, свежая, чистая…» (с. 328).

Базаров благороден и великодушен: «Ну, прощайте! Живите долго, это лучше всего, и пользуйтесь, пока время» (с. 328). Как у Пушкина: «Как дай Вам бог любимой быть другим».

Базаров - поэт: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» (с. 329).

Базаров - любящий и заботливый сын: «…не разуверяйте старика… И мать приласкайте. Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать» (с. 329).

12. Чтение эпизода 28 главы «Есть небольшое сельское кладбище…о вечном примирении и о жизни бесконечной»

(на фоне картины Перова «Старики-родители у могилы сына»).

Вопросы к анализу эпизода:

а) Какую роль играет эта сцена в романе?

  • По мысли писателя, Базаров нужен России, так как только на его могилу садятся птицы-посланники Бога, только по этой могиле никто не ходит: ни люди, ни овцы.

  • Любовь родителей сильна, но не всесильна. Их слезы, их молитвы над могилой сына говорят не только о любви, но и о роли личности Базарова: личность Базарова велика и значима.

  • Но сильнее и значительнее всего - «вечное спокойствие равнодушной природы». Это ответ Тургенева на проблему отношения к природе. С отрицанием Базаровым природы спорит сама природа. Она вечна и неизменна.

13. Сравнение историй любви. Работа с записанными эпитетами.

а) Сравните три истории любви. Какая из историй вам ближе, понятнее и почему?

б) Вернемся к началу урока. Кто из вас поставил проблему любви на первое место? Можно ли сказать, что роман «Отцы и дети» - роман о любви?

в) Какие высказывания о любви вы подобрали к сегодняшнему уроку? К какой истории любви их можно отнести?

г) Прочитайте следующие высказывания о любви:

Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

Ф. М. Достоевский

Любовь - это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…

Н. А. Бердяев

Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак, она обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное, из несчастья делает счастье.

Л. Н. Толстой

Тайны человеческой жизни велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн.

И. С. Тургенев

д) К какой истории любви можно отнести эти высказывания?

Учитель. Разные истории любви мы слышали сегодня на уроке. Прав М.Пришвин:

« Любовь - это неведомая страна, и мы все плывем туда на своем корабле, и каждый из нас на своем корабле капитан и ведет корабль своим собственным путем».

14. Домашнее задание.

Напишите сочинение-рассуждение на одну из тем:

Какая из историй любви мне ближе, понятнее и почему?

Прошел ли Базаров «испытание любовью»?







16



© 2010-2022