- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок ПРЕ-и ПРИ. Урок-практикум
Конспект урока по русскому языку на тему Правописание приставок ПРЕ-и ПРИ. Урок-практикум
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Пичкова Т.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум». Цель урока: отработка навыков правописания приставок третьей группы Задачи:
Ученики должны: Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-. Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации. Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические. Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе. Ход урока. 1. Вступительное слово учителя. - Ребята, запишем число, классная работа и тему урока «Правописание гласных в приставках пре- и при-». (На доске слайд№1) Сегодня мы обобщим полученные знания, и поможет нам А.С.Пушкин. Мы каждый год заново открываем для себя его творчество 2.Введение в тему. - Предлагаю начать урок с крылатой строки А.С.«Друзья мои! Прекрасен наш союз!» - Стихотворение посвящено лицею, в котором он учился, и его друзьям. Эта строчка стала крылатой, она о дружбе. --Давайте запишем эти крылатые слова как ведущую тему урока. -К доске пойдёт Резниченко Никита -Прежде , чем напишем предложение, скажите, чем осложнено предложение?(обращением) -Какое по интонации?- Записываем 3. Проверка домашнего задания. «Сочини сказку о пре-и при-». (2-3 ученика выходят к доске и зачитывают-оценка 4.Сейчас мы посмотрим сценку, которую приготовили ваши товарищи по -теме домашней работы, а также на тему дружба. -Играют сценку- Молодцы, хорошо выучили роли, были артистичны, каждому- отличная отметка, Дневники подадите в конце урока. 5 Объяснительная работа. Сейчас мы вспомним произведения А.С. Пушкина. Я читаю предложение ,вы отгадываете, из какого это произведения и какое слово с приставкой пре-при я пропустила. У доски будет писать Варлыгин Руслан. 1.Кто-то терем прибирал (неполнота) да хозяев поджидал. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)-Выделим приставку, объясним её значение 2.Еще ты дремлешь , друг прелестный.(очень лестный, очень хороший, льстивый) (Из стихотворения «Зимнее утро».) ».)-Выделим приставку, объясним её значение-оценка К доске пойдёт Лугин Станислав 3.Там о заре прихлынут (приближение) волны на брег песчаный и пустой. («Сказка о царе Салтане».) ».)-Выделим приставку, объясним её значение 4.А сидит в нем царь Гвидон; он прислал (присоединение) тебе поклон. (« Сказка о царе Салтане».)- ».)-Выделим приставку, объясним её значение-оценка 6. Самостоятельная работа. Буквенный диктант с взаимопроверкой (работа в паре). - Ваша задача: записывать одни буквы, работать быстро, самостоятельно. Учитель читает. Пр.и касаться |
| , пр.и винтить, пр.е градить, пр.е хорошая, пр.увеличит | |
|
|
| |
пригородный |
| прибить примчаться | |
,пр.и городный |
| ,пр.и бить ,пр.и мчаться | |
|
|
| |
|
|
|
_Проверяем(Затем появляется слайд с правильными ответами)
Поменяйтесь тетрадями, сверьте записи с правильными ответами.
. Проверьте тетради друг у друга, поставьте оценку. Япосмотрю,какими вы были внимательными и ответственными.
7.Физминутка.сейчас мы отдохнём, слушайте задание, надо:
Не встать, а привстать,
не сесть, а присесть,
не подняться, а приподняться
Не топнуть, а (притопнуть),
Не хлопнуть, а (прихлопнуть),
Не нагнуться, а (пригнуться),
Не сесть, а (присесть).
Глаза не закрыть, а прикрыть,
Не открыть, а приоткрыть
Не вслушаться, а прислушаться
Сейчас мы не остановимся, а приостановимся играть
- Все глаголы какую имеют приставку? Она с каким значением? (неполнота действия).
8.А сейчас-с/р. (Дифференцированное задание)Перед уроком вы получили разноцветные карточки. Задание в них будет по одному и тому же тексту, но у разных групп- разное. Выполните своё задание.
вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.
1 группа (сильные, карточки красного цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в этих словах.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы - следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение - никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды - удавы (), ожили.
2 группа (средние, карточки зелёного цвета)
1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в этих словах.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)
В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы - следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение - никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды - удавы (изменились), ожили.
3 группа (слабые, карточки синего цвета)
1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в этих словах.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.
В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы - следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение - никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды - удавы (), ожили.
-Заканчиваем выполнять задание, проверяем по разным карточкам
Окончательный вариант. Отвечают 3 человека
1.В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. 2.Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы - следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение - никаких признаков жизни. 3.Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды - удавы преобразились, ожили.
7. Работа с текстом.
( На интерактивной доска появляется текст.)
Прог.лодавшегося медведя запрут в пустой комнате, пр.вязав его веревкою за кольцо, ввинченное в стену. Веревка была дл.ною почти во всю комнату, только противоположный угол мог быть безопасным. Пр.водили обыкновенно н.вичка к двери этой комнаты, вталкивали его к медведю, двери зап.рались.
- Прочитаем предложения. Можно ли эти предложения назвать текстом?
(Да, все предложения связаны между собой по смыслу.)
- Из какого произведения взят этот отрывок? Кто автор? (А.С.Пушкин. «Дубровский».)
- Какое название вы бы предложили? (Забавы русского барина.)
- Каков стиль: разговорный, художественный, научный, официально-деловой?
- Почему художественный стиль?
- Есть ли слова на изученные орфограммы? (привязав, приводили)
- Какие другие орфограммы с пропущенными буквами вы могли бы назвать?
8. Вывод.
- О чём мы говорили на уроке?
- А теперь еще раз вспомним правило: когда пишем приставку при-,пре (Отвечают по очереди.) На интерактивной доске появляется правило.
- Что нового узнали? -Строчки из произведений А.С.Пушкина показали, что приставки при- и пре- очень часто употребляются в нашей речи. И знать это правило нам необходимо.
-назвать приставки.
-
Эта приставка имеет значение «очень».
-
Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
-
Эта приставка имеет значение неполноты действия.
-
Эта приставка имеет значение «пере-».
-
Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».
9. Подведение итогов. Оценки.
10. Задание на дом. (На выбор.)
Творческая работа : написать сочинение-миниатюру со словами из рамочек стр 115, повторить параграф №40.
Приложение 1
«Выберите утверждение»
1. Ощущал себя
Хорошо
Уверенно
Смело
Гордо
Комфортно
Глупо
Неуверенно
Испуганно
Сердито
Грустно
2. Этот урок
Я запомню надолго
Хороший
Отличный
Интересный
Однообразный
Неинтересный
Скучный