Программа по подготовке сжатого изложения по русскому языку в 9 классе

Разработка посвящена вопросам сжатия текста при написании изложения в девятом классе. Учащиеся испытывают определенные затруднения при написании такой творческой работы , как изложение. Затруднения связаны с  восприятием  текста,  сжатием. Разработка уделяет особое внимание проведению занятий по приемам сжатия, рассматривает данные приемы на примере отдельных предложений и в различных текстах. Также при проведении занятий по сжатию текста учащиеся повторяют правила по орфографии и пунктуации. Уч...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа

по подготовке учащихся 9-ых классов

к сдаче ГИА по русскому языку

( сжатое изложение)



Составитель:

Митюнина Т.М., учитель

русского языка и литера-

туры, МОУ « СОШ №26»

г.Междуреченск





Пояснительная записка

Данная программа составлена с учетом требований, предъявляемых к написанию сжатого изложения учащимися 9-ых классов. При составлении тематического планирования автор опирался на методические материалы, представленные в сборнике « ГИА.2012.Русский язык», разработанные ФИПИ.Москва эксмо 2012. Материал для повторения отобран в соответствии с теми умениями и навыками, которые должны быть выработаны у учащихся 9-ых классов в плане обработки информации исходного текста. Воспроизведение основного текста реализует коммуникативную компетенцию, т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования языка в письменной форме. При создании текста решаются практические задачи : формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

При подготовке к занятиям использованы методические пособия :

Ладыженская Т.А. Особенности создания вторичного текста. М., 1997.

Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. М., 2008.

Тесты по орфографии, пунктуации,синтаксису. М., 2009.

Как сдать ЕГЭ по русскому на 100 баллов. Ростов-на- Дону.2008.

Русский язык. Практикум. М., 2009

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Саратов. 2008

Программа рассчитана на 50 часов. Повторение учебного материала построено по разделам : синтаксис, пунктуация, речевые и грамматические нормы. Учащимся предложены различные проверочные работы : тесты, изложения.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

контролируемые умения

1.

Критерии оценивания изложения

знать требования к написанию изложения

2-3.

Способы сжатого изложения:комплекс умений

знать способы сжатия

4.

Компрессия информации: сжатие содержания

различать типы сжатия : содержательная компрессия и языковое сжатие

5.

Языковое сжатие текста

приемы сжатия текста

6.

Исключение второстепенной информации: языковые пути

уметь выявлять в тексте главное и второстепенное

7-8

Форма обработки текста: практикум

уметь применять полученные знания

9.

Сжатие структуры с однородными членами

разбираться в типологии предложений : осложненное предложение

10-11.

Удаление из текста поясняющих структур. Типы поясняющих структур

различать поясняющие структуры, уметь удалять из текста

12-13.

Обобщение как способ сжатия синтаксических единиц

уметь обобщать содержание

14.

Форма обработки текста: практикум. Обобщение содержания

уметь применять полученные знания

15.

Упрощение синтаксических структур: замена сложного предложения простым

разбираться в строении сложного и простого предложения

16.

Форма обработки текста: замена придаточного определительного синонимичным определением

уметь применять полученные знания

17-18.

Замена придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом

уметь конструировать предложения

19-20

Форма обработки текста : комплексное применение приемов сжатия текста

уметь применять полученные знания

20-21.

Сжатое изложение

контроль знаний и умений

22.

Анализ текста : выявление структур для обработки текста

работать с видами предложений

23.

Анализ текста: выявление структур

работать с видами предложений

24-25

Конструирование предложений с обобщением

уметь строить предложения по заявленной структуре

26-27.

Строение сложного предложения. Связь в сложном предл. Конструирование сложных предложений.

знать виды связи в сложном предложении

27-28.

Пунктуация в простом предложении

знать пунктуацию простого предложения

29-30.

Знаки препинания в предложении с обособленными членами

знать пунктуацию в предложении с обособленными членами

31-32.

Запятая в конструкциях с союзом как. Проверочный тест по теме « Синтаксис»

знать пунктуацию в предложениях с союзом как

33.

Стилистический синтаксис. Формы сказуемого

уметь строить простое предложение

34.

Согласование сказуемого с подлежащим.

знать способы согласования

35-36

Ошибки в построении предложений с однородными членами, деепричастным оборотом, причастным оборотом

уметь редактировать текст, правильно строить предложения, не допускать грамматических ошибок

37-38.

Недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений. Практическая работа

уметь видеть недочеты и исправлять их

39-40.

Проверочная работа по стилистическому синтаксису. Анализ работ

уметь применять полученные знания

41-42.

Стилистическое использование форм частей речи

роль частей речи при создании вторичного текста

43-44.

Типология речевых ошибок.

знать виды речевых ошибок

45-46.

Изложение « Деревянная сказка России»

контроль умений

47.

Анализ ошибок в изложении.

48-49

Индивидуальные консультации с уч-ся

50.

Итоговое занятие


© 2010-2022