Олимпиада по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс.

Правильно соединить разрозненные части пословиц, расставьте знаки препинания. Определите, где союзы соединяют однородные члены, а где - части сложного предложения.

Мала пчела да стоять не велит.

Обычай бычий а дров не видал.

Лесом шёл да струны тонки.

Мороз не велик а загрызёт.

Ехал в Казань а ум телячий.

Гусли звонки а оба чёрны.

Совесть без зубов да и та работает.

Чугун чугуна дразнит а попал в Рязань.

2.»Эстафета восторга».

Используя данные глаголы, составьте словосочетания.

Любить, нравиться, восхищаться, восторгаться, изумляться, обожать, благотворить, благоговеть.

3.Слова - анаграммы.

Анаграммы - это слова, которые состоят из одних и тех же букв, расположенных в разном порядке, например: весна - навес.

Из слов, помещённых ниже, образуйте другие слова.

Лопата

Соринка.

4.Сколько звуков в словах сшить, лётчик.

5.В каких именах ваших знакомых есть ь.

6 класс.

1.Что общего у суффиксов и приставок и в чем их различие?

2.Назовите, кто является коренным жителем.

а) Англии, Дании, Болгарии, Польши, Японии, Италии, Испании, Австрии;

б) Москвы, Парижа, Киева, Алма - Аты.

3.Назовите уменьшительно - ласкательные формы паспортных имён Александра, Анатолий, Надежда, Людмила, Татьяна, Ольга. Григорий, Владимир, Сергей, Иван, Евгений.

Как они образованы?

4.Бел…зна, крут…зна, оружейн…к, сапожн…к, книж…ца, луж…ца, владел…ц, скитал…ц, абрикос…вый, лип…вый.

5.Назовите словосочетания, в которых названия цветов чёрный, красный, белый употребляются в переносном значении.

6.замените синонимами устойчивые сочетания слов в следующий предложениях.

Не следует водить кого - то за нос, кому - то мозолить глаза, работать спустя рукава, быть себе на уме, падать духом, выходить из себя, кому - то вставлять палки в колеса.

7.Раз…грать, пр…жать, пр…градить, во…создать, ра…лив, к…саться, р…сли, прил…гательное, отн…мать, горш…к, медвеж…нок.

8.В современном русском языке наиболее употребительны приставки в-,

вз (вс-), вы-, до-, из (ис-), за-, на-, над-, о-(об-), пере-, при-, по-, под-, про-, раз- (рас-), с-, у-.

Какие из этих приставок могут соединяться с глаголами говорить, делать, строить, ехать, носить, везти, расти, летать, бегать?

Чем по значению отличается приставочный глагол от исходного?

7 класс.

Перед вами стихотворение болгарского поэта И. Босева. Это как бы письмо одной не очень грамотной девочки. Найдите ошибки в этом письме, исправьте их, определите, какие орфограммы не усвоила Оля.

Жалоба.

Дядя, прашу тебя, помаги

Твоей плимяннице Оле,

А то небудет её наги

В этой пративной школе.

Мне вчера за дектант на слова

Учитель паставил два,

А сам сказал, что мая работу

Даже несмок прочитать.

Попраси его, дядя, исправить двойку

И паставить мне пять.

2.Вставить пропущенные буквы.

Ф…ст..валь, пара…ели, а…орт…мент, д…фицит, д…тектив, р…клама, р…нтабельность.

3.(Ни) кому (не) преодолеть; (ни) чего (не) возьмёшь; (не) чего рассказывать; кто (нибудь) (не) местный, а иногородний.

4.Офрмите грамотно меню.

1.Бу..он кури…ый с фр…кадельками.

2.Ра…ольник с к…лбасой.

3.Котлеты сви…ные.

4.П…льмени.

5.Шамп…ньоны.

6.Коври…кА ржа…ая.

7.П…рожное б…сквитное.

5.Что мешает образовать существительные женского рода при помощи суффикса - к-от слов кочегар, штукатур, матрос, солдат, водовоз, пилот?

6.Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

1.Но в глазах, присыпа..ых пеплом страха, чуть приметно тлел уголёк от зажжё..ого Гришкой пожара. (Шолохов).

2.(Не ) мудрее…о начать, мудрее…о кончить.

(Пословица).


8 класс.

Закончите пословицы.

1.Старый друг…

2.Терпение и труд…

3.Ум хорошо, …

4.Петь хорошо вместе, …

5.Готовь сани летом, …

6.Каков мастер, …

7.Что посеешь, …

2.С какой частью речи никогда не употребляются предлоги?

3.Указать виды односоставных предложений.

Виды сказуемых.

Шорохи, скрипы и гулы населяли остатки старого дома. Более подходящего места для приключений найти было нельзя. Мы предприняли экспедицию в эту неизведанную землю. Я полз впереди. Качалась лампадка, привешенная на конце выставленной вперёд палки. За мной лез Оська. Оська был храбр и стоек. Он каждую минуту говорил, что ему совсем не страшно, а даже уютно. Когда ему в шестой раз стало уютно ,он провалился. Так как мы были привязаны друг к другу, то сила его падения подтащила меня к самому провалу. Меня прижало к доскам. Я, напрягая все силы, стал вытаскивать братишку. Но вдруг что - то нехорошо затрещало. Я полетел в тьму и упал на Оську.

…Приглядевшись к мраку, мы заметили затонувшие в нем непонятные предметы.

Какой - то железный ящик на ножках. Стеклянные и металлические сосуды. Трубки, причудливо изогнутые или свернувшиеся змеёй.

(По Л.Кассимо).

4.Выпишите из загадки слова с орфограммами, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.

На окне стоит горшок,

А в горшке растёт цветок.

Посмотреть - не разберёшь:

Не растение, а ёж. (Кактус)

(Г.Шахнович).

5.В предложении «Мать любила и гордилась своим сыном» есть ошибка. Исправьте её.


9 класс

1.Образуйте слова с суффиксами - вед, - вод. Дайте определение каждого из образованных слов.

2.Чем по значению отличаются окончания от суффиксов и приставок.

3.Вставьте пропущенные буквы.

Прим…рять платье, отн…мать, из…мать, перен…мать, разж…гать вражду, сверч…к, плеч…м, краше…ый, сл…гать, эст…фета, впеч…тления, нагром…ждение, (на) стежь, грус..но.

4. Чем такие существительные, как портной, глухой, отличаются от других существительных по своему морфемному составу.

5.Укажите смысловые различные между предложениями, объединёнными в пары.

Это - футбольное поле для учеников нашей школы.

Это футбольное поле - для учеников нашей школы.

Врач может быть сейчас у себя в кабинете.

Врач, может быть, сейчас у себя в кабинете.

6.Каких слов в русском языке больше: начинающихся с гласных или с согласных?

7.Какие предлоги не могут быть приставками?

8.Какова роль деепричастий в тексте?


© 2010-2022