Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие функциональной грамотности на уроках русского языкаРазвитие функциональной грамотности на уроках русского языкаРазвитие функциональной грамотности на уроках русского языкаРазвитие функциональной грамотности на уроках русского языкаРазвитие функциональной грамотности на уроках русского языка.

Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить".

Роджер Левин

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

В Послании народу Глава государства Н.А.Назарбаев выделил следующее:

«Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Наши граждане должны быть готовы к тому, чтобы постоянно овладевать навыками работы на самом передовом оборудовании и самом современном производстве. Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

Поэтому на уроках я применяю задания, разработанные по технологии «Таксономия Блума», направленные на развитие критического мышления и функциональной грамотности школьников.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Задания, разработанные по технологии «Таксономия Блума» по теме: «Имя числительное». «Рабочая тетрадь по русскому языку для 6 класса».

1. Знание. Спиши текст, заменяя цифры словами, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Большинство памятников древне(русского) зодчества - церкви. Они дают нам представление о русской средне(вековой) архитектуре.
В древние времена на Руси строили в основном из дерева. Даже в первой половине XIX века Москва была на две трети деревя…ой.
Первая каме..ая постройка на Руси появилась в конце X века. Это была знаменитая Десятинская церковь в Киеве. До наших дней она не сохранилась.
Любое каме…ое сооружение Средневековья походило на (не)приступную крепость, а в случае необходимости и заменяло ее. Даже (не)большие щелевидные оконца напоминали бойницы.
В 1240 году татары ворвались в Киев. Население города оказало яростное сопротивление, но не смогло преодолеть натиск врага. Последние защитники города укрылись за стенами церкви. Татары подкатили стено(битные) машины и разрушили храм. Под его обломками погибли мужестве…ые защитники города.

(По книге Ю. Рябцева «Путешествие в Древнюю Русь»)

2. Понимание. Выпиши числительные в две колонки: количественные и порядковые.

3. Применение. Выпиши предложение с составным именем числительным. Произведи его синтаксический разбор и морфологический разбор числительного. Как ты себе представляешь Десятинскую церковь в Киеве? Нарисуй рисунок о взятии татарами города Киева в 1240 году.

4. Анализ. Какие древние Мавзолеи Казахстана ты знаешь? Что ты знаешь о мавзолее Ходжи Ахмеда Яссави? Как ты считаешь, какие имеются различия между памятниками древнерусского зодчества и древними мавзолеями? Сравни и опиши.



Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави



Вознесенская церковь (1625) - редчайший памятник древнерусского зодчества

5. Синтез. Напиши сочинение «Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави». Используй числительные. К какому стилю речи ты отнесешь свое сочинение?

6. Оценка. Расскажи о других известных тебе Мавзолеях Казахстана.

Выполняя задания, ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли иллюстратора, и в роли учителя. Такие задания активизируют мышление, заставляют обучающихся обобщать, систематизировать материал по теме. Главное, чтобы детям на уроке некогда было скучать, чтобы им хотелось работать, учиться, а ведь для этого важны и ситуация успеха, и самостоятельность, к которой ребята приучаются на уроках, и бережное отношение к языку, которое воспитывается только на творческих уроках. Любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми: Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными. Ошибка - находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.

Учитель русского языка и литературы: Шестаковская Е.А.

© 2010-2022