Социально-образовательный проект Книга Памяти Бессмертный полк 130-ки

Данный проект представляет собой описание опыта создания уникального продукта- Книги Памяти, которая содержит рассказы учеников и сотрудников Лицея № 130 имени академика М.А.Лаврентьева г.Новосибирска. В сборнике опубликованы рассказы, написанные детьми о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов как на фронте, так и в тылу. Авторами написаны эссе, рассказы, воспоминания, стихотворения о 270 родственниках, участниках ВОВ. Книга содержит фотографии, копи...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор проекта: Шехавцова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Лицей № 130 имени академика М.А. Лаврентьева» г. Новосибирска





Социально-образовательный проект

Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки»



Содержание

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Цели, задачи социально-образовательного проекта

2.2. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

2.3. Участники проекта

2.4. Этапы реализации проекта

2.5. Ресурсы

2.6. Ожидаемые результаты

3. Заключение

3.1.Оценка эффективности реализации проекта









  1. Введение

2015 год ознаменован главным событием - празднованием 70-летия Великой Победы в ВОВ. Одним из общешкольных проектов, посвященных годовщине Победы в Великой Отечественной войне, стал социально-образовательный проект по созданию Книги Памяти «Бессмертный полк 130-ки».

Кафедра словесности лицея выступила координатором данного проекта. Создание Книги Памяти стало одним из этапов реализации «Воспитательной модели лицея», в основу которой положены культурно-исторический и системно-деятельностный подходы, предполагающие построение воспитательного процесса с опорой на активную позицию лицеиста, его ценностно-смысловые ориентиры, мотивацию индивидуально-творческого развития, самосовершенствования. Работа над созданием книги, вовлеченность в этот процесс большого количества обучающихся создали развивающую среду, которая учитывает различные социально-культурные и педагогические факторы, отмеченные в «Воспитательной модели лицея» ( licey130.ru/smotret-vse-2/698-vospitatelnaya-model-litseya):



  • поддержка активной позиции родителей обучающихся, объединение усилий семьи и Лицея в организации воспитательного процесса («Я - член семьи»);

  • создание инновационной образовательной среды («Я - лицеист»);

  • сопровождение социально-культурной адаптации к специфическим условиям академического сообщества («Я - житель Академгородка»);

  • формирование условий для развития культурной и национальной идентичности («Я- гражданин России»);

 создание поликультурного воспитывающего пространства («Я - человек мира»).

2. Основная часть

Актуальность реализации социально-образовательного проекта

В последнее время перед российским обществом стоят важнейшие задачи: сохранение преемственности поколений, активизация патриотического воспитания молодёжи.

Трудно оспорить факт, что истоки современного российского патриотизма во многом связаны с духовным наследием Великой Отечественной войны. Великая Победа нашей страны в самой кровопролитной из войн принесла свободу и независимость народам мира, определила ход современной истории. Великая Отечественная война в сознании многих поколений людей неразрывно связана с исторической памятью нашего народа, она напрямую касается духовных устоев российского общества. Память о ней составляет основу национального духа и гордости за страну, общности и сплоченности. История Великой Отечественной и всей второй мировой войны - приоритетная основа формирования и восстановления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций, обеспечения международного авторитета нашей страны. В этом историческом событии с особой силой проявились духовное единство воинов различных национальностей, моральная стойкость советских людей, их безграничная вера в справедливость своей борьбы. Это и есть те самые ориентиры, которые способны изменить настоящее и заложить основы будущего. Проект Книга Памяти - это уникальная возможность для учеников узнать о суровой правде того времени, о беззаветном служении Родине их предков . Актуальность проекта, его сегодняшняя востребованность доказана самой жизнью. В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.

Работа по созданию Книги Памяти имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания гражданина и патриота. Этот проект раскрывает ценности семьи, нации и Родины. Каждый участник создавал свою страницу, свою историю, которая пробуждала в его душе чувства сопереживания судьбам своих родных и близких, чувства благодарности за тот подвиг, который совершили не только всем известные герои, но и их родственники.

2.1. Цели, задачи социально-образовательного проекта

Цель: Приобщить обучающихся к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию у школьников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за своих предков, свою Родину.

Задачи:

  • сохранение исторической памяти и наследия;

  • формирование у обучающихся интереса к Отечественной истории, событиям Великой Отечественной войны, истории своей семьи, биографии родственников- героев;

  • формирование у обучающихся навыков исследовательской и проектной деятельности, аналитического мышления при работе с дополнительным материалом и историческими документами;

  • изучение, сбор и сохранение материалов основных событий Великой Отечественной войны, семейной истории;

  • повышение уровня духовно-нравственного и патриотического воспитания, социальной и гражданской ответственности обучающихся;

  • установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей обучающихся, общественности;

  • развитие творческого начала, инициативы, активности, организованности и ответственности за порученное дело;

  • создание электронной версии Книги Памяти «Бессмертный полк 130-ки»;

  • издание и презентация печатной Книги Памяти «Бессмертный полк 130-ки».

2.2. Стратегия и механизмы достижения поставленных целей

Для решения поставленных целей и задач используются следующие приемы и методы:

 Исследовательский метод

 Статистический анализ

 Метод социального проектирования

 Метод погружения в культурно- историческую тематику

 Интервьюирование

В процессе решения задач использовались материалы, предоставленные участниками и разработчиками команды проекта, а также их личный профессиональный опыт работы в ОУ и участия в различных инновационных проектах, материалы сайтов, книг, архивов, содержащие информацию о ВОВ.

2.3. Участники проекта:

учителя МБОУ «Лицея № 130», родители (законные представители), обучающиеся 1-11 классов.

В проекте приняли участие около 600 человек, в том числе 180 обучающихся являются авторами работ.

Координатор проекта: Учитель 1, учитель русского языка и литературы.

Ведущая деятельность:

поисковая, исследовательская, творческая.

2.4. Этапы реализации проекта

1.

Подготовительный этап (март)

2.

Реализация проекта ( в течение всего проекта) ( апрель-июнь)

создание нормативно-правовой базы;

-развитие кадрового потенциала для реализации инновационной деятельности в ОУ;

-создание методического сопровождения;

-создание современной материально- технической базы;

-поиск ресурсов для финансово - экономического обеспечения проекта.

3.

Реализация проекта: информационный и творческий этапы (апрель-май)

4.

Итоги реализации проекта: презентация Книги Памяти (сентябрь)

5.

Распространение опыта (тиражирование, публикации, представление материалов на городские конкурсы)

Рефлексия



  • Этап I. Подготовительный

Перед началом работы над проектом:

1.Объявление идеи о создании книги; получение согласия родителей на работу детей в Интернете, публикацию их работ.

2.Стартовая презентация модели книги в классах.

3. Планирование, обсуждение вопросов, назначение ответственных.

  • Этап II. Информационный

Сбор информации

1.Узнать биографию родственников-ветеранов, записать их воспоминания о войне.

2.Изучить материалы семейных архивов.

3.Изучить материалы сайтов, посвященных ВОВ.

4. Подобрать методы исследования.

5.Создание макета собственной страницы книги.



  • Этап I I I. Творческий

Создание творческих работ

1.Оформление творческих и исследовательских работ в виде презентаций, статей, эссе.

2.Выступление с презентацией в классе, обсуждение.

3.Сбор всех работ в электронном виде, корректировка, макетирование, верстка.



  • Этап IV. Заключительный

1.Подведение итогов проекта.

2.Издание Книги Памяти

3.Презентация Книги Памяти.

4.Творческая работа каждого учащегося в рамках реализации проекта.

5. Рефлексия.

2.5. Имеющиеся ресурсы

Для осуществления вышеназванных задач уделяется огромное значение развитию кадровых, информационных, материально-технических, организационных ресурсов.

Кадровые ресурсы:

учителя русского языка и литературы, истории, обществознания.

Информационные ресурсы:

 Интернет-ресурсы:

Сайт «Великая Отечественная война. 1941-1945 годы»

obd-memorial.ru/ОБД Мемориал

podvig-naroda.ru/Общедоступный электронный банк документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

http: memory-book.com.ua/Книга Памяти Украины

ksovvet.narod.ru/Kniga.htmlКнига памяти Калужской области

ipc.antat.ru/docs/kp_smol.aspКнига Памяти Смоленской области

admin.smolensk.ru/kniga2/Официальная Книга Памяти Смоленской области

natalivr.wix.com/kniga-pamyatiКнига Памяти Сельского поселения Демиховское, Орехово-Зуевского муниципального района Московской области

Портал Имена Победы

knigapamyati.hol.es/index.htmКнига Памяти города Березники Пермского края

vahta-pamyati.livejournal.com/Блог "Вахта памяти"

pobeda-mo.ru/Сайт "«Великая победа»: Московская область в Великой Отечественной Войне"

admin-smolensk.ru/~websprav/wow/index.phpКнига «Солдаты Победы» Смоленской области

altapress.ru/65let/Проект "Книга памяти, том 10-й"

lenww2.ru/Сайт "Книга Памяти Великой Войны"

 Индивидуальные семейные архивы

 школьный сайт: licey130.ru/;

 школьные СМИ (газета «АГА», радио, информационное поле системы NetSchool).

Материально-технические ресурсы:

 Мобильный интернет-класс;

 Модернизированный актовый зал;

 Два малых конференц-зала (каб. 305 и 208) и др.

Организационная и финансовая поддержка:

 директор, осуществляющий руководство инновационной деятельностью лицея;

 педагогический состав МБОУ «Лицей № 130»;

 Местный городской общественный фонд «Фонд развития лицея № 130»;

 Инициативные родители обучающихся.

Партнеры по реализации проекта:

ЗАО Издательско-Полиграфическое предприятие «»»»»»»

г.Новосибирск, ул.»»»»»»»»»», т.»»»»»»»»»».

e-mail: «»»»»»»»»»»

Главный редактор книги Сотрудник 1

Дизайн и верстка книги Сотрудник 2

Бюджет : 176 000 рублей

2.6. Ожидаемые результаты

Конечный продукт: Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки» (печатная и электронная версии). Издательство «»»»»»» , г.Новосибирск, 2015 г., 212 стр.

Аннотация: Сборник рассказов учеников и сотрудников Лицея № 130 имени академика М.А.Лаврентьева. В сборнике опубликованы рассказы, написанные детьми о своих родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов как на фронте, так и в тылу. Авторами написаны эссе, рассказы, воспоминания, стихотворения о 270 родственниках, участниках ВОВ. Книга содержит фотографии, копии документов, писем, изображения наград. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

Тираж: 220 экземпляров.

В годы войны, как никогда до этого времени, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение, в сущности, не испытывает на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в эти годы.

Уходят из жизни герои Великой Отечественной войны, простые люди, наши современники, наши родные, память о которых останется на страницах книг, в фильмах о войне, в семейных архивах, музеях боевой славы. Воспоминания участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, их детей не только помогут следующим поколениям понимать, какой ценой нам досталась эта победа, но и делать правильные выводы об истории 20 века. Проект "Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки" - это наша любовь, уважение, признательность ветеранам и память о тяжелых днях 1941-1945 гг. Это одна из нитей преемственности поколений. Пройдут года, а в наших умах и сердцах останется гордость за свою страну, своих предков. Мы берегли и будем беречь то, что свято для нашей Отчизны и наших прадедов.

3. Заключение

Информирование общественности о результатах реализации проекта

По окончании работы над проектом Книга Памяти «Бессмертный полк 130-ки» в актовом зале лицея была проведена презентация, на которой состоялось торжественное вручение экземпляров книги. Информация о торжественном мероприятии размещена на сайте лицея licey130.ru/news/ 2015-16-uchebnyj-god/775-2015-10-01-9maymemory book, статья учителя русского языка и литературы Шехавцовой Е.А.« Книга Памяти как социально-образовательный проект» опубликована на страницах школьной газеты «АГА» (licey130.ru/images/files/aga/2015-16/aga_11_2015.pdf , ноябрь 2015), статья Автора 1 «Навечно в памяти» опубликована в местной газете «»»»»»»»» (№ 39, 9 октября 2015 г).

В рамках распространения опыта планируется дальнейшее информирование общественности о проведенной работе посредством средств массовой информации, сети интернет, участие во всероссийских конкурсах педагогических проектов.

Дальнейшее развитие

В будущем мы планируем создавать другие проекты, которые будут для нас значимы и будут оставлять живой отклик в душах наших детей.

3.1. Оценка эффективности реализации проекта

Анализ работы по созданию и реализации проекта показал, что подобная деятельность имеет большое значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика, в формировании патриотизма и культуры межнациональных отношений. Книга Памяти, ее страницы - это проявление чувства любви к Родине, ее народу, своей семье и чувства уважения к другим народам и странам, объединившимся в борьбе с фашизмом.

Ссылка для просмотра электронной версии книги на сайте МБОУ Лицея № 130 г. Новосибирска:
licey130.ru/projects/extraprojects/82-memory-book-may9/792-projectmemorybook2015may9

Книга выложена по адресу: sch130.ru/news/1516/MemoryBookLicey130-2015.pdf



9



© 2010-2022