Рабочая программа

Данный документ создан мною Коломак Ларисой Валерьевной для преподавания у пятиклассников.Я работаю в школе уже более 10 лет учителем русского языка и литературы.Теперь решила поделиться опытом в составлении рабочих программ.Они должны соответствовать новым формам преподавания языка в школе.Им могут воспользоваться учителя-словесники при работе в 5 классе Планирование,рассчитанное на 170 /Я подробно описываю каждую тему урока,даю домашнее задание и планируемые результаты за урок.Также отдельно в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Пояснительная записка


Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)

  • Примерной учебной программы основного общего образования по русскому языку для 5-9 классов (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. (серия «Стандарты второго поколения»)

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Целями изучения русского (родного) языка в основной школе являются:

• воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

• овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);

• овладение видами речевой деятельности, практическими умениями нормативного использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию.

Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре примерной программы. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена в примерной программе разделами, изучение которых направлено на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия включает разделы, отражающие устройство языка и особенности функционирования языковых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена в примерной программе разделом «Язык и культура», изучение которого позволит раскрыть связь языка с историей и культурой народа.

В учебном процессе указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы. При изучении каждого раздела курса учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают различные коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. Именно поэтому последовательность разделов курса и количество часов, выделенных на изучение каждого из них, имеет примерный характер.

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме 730 ч. В том числе: в 5 классе - 170 ч, в 6 классе - 210 ч, в 7 классе - 140 ч, в 8 классе -105 ч, в 9 классе - 105 ч.




Содержание учебного предмета

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.

  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.

Культура чтения, аудирования, говорения и письма.

2. Овладение основными видами речевой деятельности.

Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное).

Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения.

Отбор и систематизация материала на определенную тему; поиск, анализ и преобразование информации, извлеченной из различных источников.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль
    текста. Микротема текста.

Средства связи предложений и частей текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды информационной переработки текста.

2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части, составление его плана, тезисов. Определение средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. Создание текстов различного типа, стиля, жанра. Соблюдение норм построения
текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и
письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический,
официально-деловой; язык художественной литературы.

Основные жанры научного (отзыв, выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа).

2. Установление принадлежности текста к определенной функциональной разновидности языка. Создание письменных
высказываний разных стилей, жанров и типов речи; повествование, описание, рассуждение. Выступление перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Русский язык - язык русской художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.

Лингвистика как наука о языке.

Основные разделы лингвистики.

Выдающиеся отечественные лингвисты.

2. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства, в современном мире.

Понимание различий между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных средств языка в художественных текстах.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия. Графика

1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения.

Орфоэпический словарь.

2. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение
фонетического разбора слов.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике.

Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных. Способы обозначения [ј΄].

Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 7. Морфемика и словообразование

1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема.

Приставка, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.

Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики. Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.

Основные способы образования слов: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды; переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово. Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо слов.

Словообразовательный и морфемный словари.

2. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Проведение морфемного разбора слов.

Определение основных способов словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.

Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

Использование словообразовательного, морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.

Раздел 8. Лексикология и фразеология

1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных слов.

Лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы. Словари устаревших слов и неологизмов.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Стилистические пласты лексики.

Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические словари.

Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

2. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения ее активного и пассивного запаса, происхождение сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и использование ее в различных видах деятельности.

Раздел 9. Морфология

1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Омонимия слов разных частей речи.

Словари грамматических трудностей.

2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей
речи.

Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Использование словарей грамматических трудностей в речевой практике.

Раздел 10. Синтаксис

1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание как синтаксическая единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.

Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространенные и нераспространенные, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение.

Способы передачи чужой речи.

2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Правописание: орфография и пунктуация

1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, дефисные и раздельные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце предложения.

Знаки препинания в простом неосложненном предложении.

Знаки препинания в простом осложненном предложении.

Знаки препинания при прямой речи и цитировании, в диалоге.

Сочетание знаков препинания.

2. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 12. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и истории, культуры народа. Русский речевой этикет.

  2. Выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значений с помощью лингвистических словарей (толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.














Тематическое планирование


№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1.

Речь и речевое общение

4

Осознавать роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека; знать основные особенности устной и письменной речи, основные причины коммуникативных неудач и уметь преодолевать их.

Владеть различными видами монолога и диалога - нормами речевого поведения в типичных ситуациях общения.

Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания.

Характеризовать коммуникативные цели говорящего.

Сравнивать образцы диалогической и монологической речи.

Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения.

2.

Речевая деятельность

5

Иметь представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях.

Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух.

Овладеть различными видами аудирования, различными видами чтения, приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Передавать в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения.

Излагать в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста в форме ученического изложения.

Создавать устные и письменный монологические и диалогические высказывания на актуальные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности.

Отбирать и систематизировать материал на определенную тему; осуществлять поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представлять и передавать ее с учетом заданных условий общения

3.

Текст

13

Знать признаки текста. Определять тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста; выделять микротемы текста, делить его на абзацы; знать композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка).

Устанавливать принадлежность текста к определенному типу речи, функциональной разновидности языка.

Анализировать и характеризовать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи.

Делить текст на смысловые части, осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана, таблицы.

Создавать и редактировать собственные тексты различного типа речи, стиля, жанра с учетом требований к построению связного текста.

4.

Функциональные разновидности языка

10

Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.

Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка.

Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определенной функциональной разновидности языка и использованных языковых средств.

Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.

Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.)

Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.

Исправлять речевые недостатки, редактировать текст.

Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом

5.

Общие сведения о языке

3

Осознавать роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка.

Определять различие между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка

Иметь представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знать основные изобразительные свойства русского языка

6.

Фонетика и орфоэпия. Графика

12

Овладевать основными понятиями фонетики.

Осознавать (понимать) смыслоразличительную функцию звука.

Распознавать гласные и согласные, ударные и безударные гласные, согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые, парные и непарные по мягкости/твердости, звонкости/глухости звуки.

Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи; особенности произношения и написания слова устно и с помощью элементов транскрипции; звуки в речевом потоке, слово с точки зрения деления его на слоги и возможностей переноса слова с одной строки на другую.

Проводить фонетический анализ слова.

Классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам; слова по заданным параметрам их звукового состава.

Наблюдать за использованием выразительных средств фонетики в художественной речи и оценивать их.

Выразительно читать прозаические и поэтические тексты.

Членить слова на слоги и правильно их переносить с одной строки на другую. Определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами.

Осознавать важность нормативного произношения для культурного человека.

Овладеть основными правилами литературного произношения и ударения: нормативное произношение безударных гласных звуков; мягкого или твердого согласного перед [э] в иноязычных словах; сочетаний согласных (чн, чт и др.); грамматических форм (прилагательных на -его, -ого, возвратных глаголов с -ся, -сь и др.); иноязычных слов, русских имен и отчеств, фамилий, географических названий; нормативным ударением в словах и их формах, трудных с акцентологической точки зрения (слова типа квартал, договор, глаголы прошедшего времени, краткие причастия и прилагательные).

Анализировать и оценивать с орфоэпической точки зрения чужую и собственную речь; корректировать собственную речь.

Использовать орфоэпический словарь

Сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

Использовать знание алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, при написании СМС-сообщений

7.

Морфемика и словообразование

8

Овладеть основными понятиями морфемики и словообразования.

Осознавать морфему как значимую единицу языка; отличие морфемы от других значимых единиц языка; роль морфем в процессах формо- и словообразования.

Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова.

Различать изученные способы словообразования слов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов; характеризовать словообразовательные гнезда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов; наблюдать за использованием выразительных средств морфемики и словообразования в речи.

Использовать морфемный, словообразовательный словари.

Применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов

8.

Лексикология и фразеология

12

Овладеть основными понятиями лексикологии.

Понимать отличие слова от других единиц языка; находить основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков); знать общие принципы классификации словарного состава русского языка.

Объяснять лексическое значение слов различными способами.

Различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; опознавать омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов.

Устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов.

Сопоставлять прямое и переносное значения слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов.

Группировать слова по тематическим группам.

Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски.

Проводить лексический анализ слова.

Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т. д.

Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности.

Осознавать основные понятия фразеологии.

Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи.

Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи.

Извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности

9.

Морфология

40

Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать (понимать) особенности грамматического значения слова в отличие от лексического значения.

Распознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы; служебные части речи. Анализировать и характеризовать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи (осуществлять морфологический разбор слова); грамматические словоформы в тексте.

Имя существительное

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль.

Распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные; склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода, имена существительные, имеющие форму только множественного или только единственного числа; приводить соответствующие примеры.

Определять род, число, падеж, тип склонения имен существительных.

Группировать имена существительные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять несклоняемые имена существительные; согласовывать имена прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами.

Использовать в речи имена существительные с суффиксами оценочного значения; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста.

Имя прилагательное

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени прилагательного, определять его синтаксическую роль.

Распознавать качественные, относительные и притяжательные, полные и краткие имена прилагательные; приводить соответствующие примеры.

Определять род, число, падеж имен прилагательных; правильно образовывать степени сравнения, краткую форму качественных имен прилагательных; анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени; правильно произносить прилагательные в краткой форме (ставить ударение); определять синтаксическую роль полной и краткой формы.

Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени.

Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов.

Глагол

Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию.

Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов.

Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам.

Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления; соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте.

10.

Синтаксис

26

Овладеть основными понятиями синтаксиса.

Осознавать (понимать) различие словосочетания и предложения, словосочетания и сочетания слов, являющихся главными членами предложения, сложной формой будущего времени глагола, свободных словосочетаний и фразеологизмов и др.

Распознавать (выделять) словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово в словосочетании; определять виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова; виды подчинительной связи в словосочетании; нарушения норм сочетания слов в составе словосочетания.

Группировать и моделировать словосочетания по заданным признакам.

Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.

Анализировать и характеризовать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова и видам подчинительной связи.

Осуществлять выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи.

Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания.

Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске; утвердительные и отрицательные предложения.

Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений; утвердительные и отрицательные предложения; сопоставлять их структурные и смысловые особенности.

Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные, восклицательные, утвердительные, отрицательные); употреблять их в речевой практике.

Опознавать (находить) грамматическую основу предложения, предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры.

Распознавать главные и второстепенные члены предложения.

Определять способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения; виды второстепенных членов предложения и способы их выражения.

Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений.

Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращенным словом; определения с определяемыми словами.

Опознавать прямой и обратный порядок слов в предложении.

Анализировать и характеризовать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов.

Моделировать и употреблять в речи предложения с прямым и обратным порядком слов в соответствии с коммуникативной задачей высказывания.

Наблюдать за особенностями употребления предложений с обратным порядком слов в речи.

Разграничивать и сопоставлять предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи.

Осознавать (понимать) условия однородности членов предложения.

Опознавать и правильно интонировать предложения с разными типами сочетаний однородных членов (однородные члены с бессоюзным и союзным соединением, с парным соединением, повторяющимися или составными союзами, с обобщающим словом).

Различать и сопоставлять однородные и неоднородные определения.

Моделировать и использовать в речи предложения с разными типами сочетаний однородных членов, несколькими рядами однородных членов.

Наблюдать за особенностями употребления однородных членов предложения в текстах разных стилей и жанров.

Понимать сущность обособления, общие условия обособления.

11.

Правописание: орфография и пунктуация

36

Иметь представление об орфографии как о системе правил.

Обладать орфографической и пунктуационной зоркостью.

Освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования.

Соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем

12.

Язык и культура

1

Осознавать связь русского языка с культурой и историей России.

Приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны.

Иметь представление об особенностях русского речевого этикета; уместно использовать правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни



170










Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся


Планируемые результаты (УУД)


Виды, формы контроля

всего

контр.

развитие речи


О языке и речи

4


2




1

Зачем человеку нужен язык




Коллект.,груп




2

Что мы знаем о русском языке




Коллект.,груп



3

Что такое речь



*

Коллект.,груп



4

Речь монологическая и диалогическая, устная и письменная.



*

Коллект.,груп




Повторение изученного в начальных классах. Фонетика. Графика.

33

5

3


7

2




5

Звуки и буквы. Алфавит.




Коллект.,груп



6

Звуковое значение букв е, ё, ю, я




Коллект.,груп



7

Фонетический разбор слова




Коллект,в парах




8

Что такое текст (повторение). Тема текста



*

Коллект.,груп



9

Основная мысль текста. Подготовка к домашнему сочинению «Памятный день моих летних каникул»



*

Коллективная,групповая



Сочинение


Письмо. Орфография.

14

2

2




10

Значение письма в жизни человека




Коллективная,групповая




11

Орфография. Нужны ли правила?




Коллективная,групповая




12

Орфограммы в корнях слов. Безударные гласные в корне слова




Коллективная,групповая




13

Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне




Коллективная,групповая



Сл. диктант (ЗСП - 1-4)

14

Согласные в корне слова. Парные и непроизносимые согласные




Коллективная,групповая




15

Контрольная работа «Гласные и согласные в корне» (тест)


*


самостоятельная


Контрольная работа

16

Сочетание букв жи-ши, ча-ща, чу-щу, нч, чн, чк,

нщ, рщ




Коллективная,групповая




17

Правописание Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов




Коллективная,групповая




18

Разделительные Ь и Ъ




Коллективная,групповая



Тест «Ъ и Ь»

19

Не с глаголами




Коллективная,в парах




20

Написание -тся, -ться в глаголах




Коллективная,групповая




21

Диктант по орфографии


*


Самостоятельная


Диктант

22-23

Сочинение - описание по картине

И.И.Шишкина «Корабельная роща»

2ч.


**

Коллективная,самост.


Сочинение


Строение слова.

4






24

Почему приставка, суффикс и окончание - значимые части слова?




Коллективная,групповая




25

Понятие о морфеме. Корень




Коллективная,групповая




26

Значение суффиксов и приставок




Коллективная,групповая




27

Окончание - формообразующая морфема




Коллективная,в парах





Слово как часть речи

10

1

3




28

Слово как часть речи. Морфология




Коллективная,групповая




29

Самостоятельные части речи




Коллективная,групповая




30

Как изменяются имена существительные, имена

прилагательные и глаголы




Коллективная,групповая

Сл. диктант (упр.144)

31-32

Служебные части речи

2ч.



Коллективная,групповая




33

Абзац как часть текста. Понятие микротемы



*

Коллективная,групповая




34-35

Подготовка и написание изложения «Барсучонок» (упр.373)


**

Коллективная,в парах


Изложение

36

Обобщающий урок по теме «Повторение изученного в начальной школе»




Коллект.,самост.


Тест

37

Контрольный диктант по повторению изученного в начальной школе


*


Самост.


Контр. диктант


Систематический курс русского языка. Фонетика. Орфоэпия.

129

7

11

1

22




38

Что изучает фонетика




Коллективная,групповая




39

Звуки гласные и согласные. Классификация звуков




Коллективная,групповая




40

Звуковой анализ слова. Транскрипция




Коллективная,групповая




41

Слог, ударение




Коллективная,групповая




42

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков




Коллективная,групповая




43

Произношение согласных звуков. Орфоэпический разбор слова




Коллективная,групповая



Сл. диктант (ЗСП - 8-9)

44

Контрольная работа по теме «Фонетика и орфоэпия» (тест)


*


Самост.


Контр. работа (тест)


Лексика. Словообразование. Правописание.

33

3

10




45-46

Лексика. Лексическое значение слова

2ч.



Коллективная,групповая




47

Слова однозначные и многозначные




Коллективная,групповая




48

Прямое и переносное значение слова




Коллективная,групповая




49

Слово как средство художественной изобразительности (Метафора, эпитет, олицетворение)



*

Коллект.,в парах


Письмо по памяти (упр. 260)

50-51

Сочинение-описание по картине К. Ф. Юона «Русская зима. Лигачёво»

2ч.


**

Самост.


Сочинение

52

Фразеологизмы




Коллективная,групповая




53

Обогащение лексики русского языка. Заимствования




Коллективная,групповая




54

Контрольная работа по теме «Лексика»


*


Самост.


Контр. работа

55-56

Способы словообразования в русском языке

2ч.



Коллективная,групповая




57

Разбор слова по составу и словообразовательный разбор




Коллективная,в парах



Сл. диктант (упр. 290)

58

Чередования гласных и согласных в словах.




Коллективная,групповая




59

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -лаг-/- лож-




Коллективная,групповая




60

Правописание чередующихся гласных а-о в корнях -рос-/- раст- (-ращ-).




Коллективная,групповая




61

Буквы о-ё после шипящих и ц в корнях слов.




Коллект.,в парах



62

Тестовая работа по теме «Чередование корней»


*


Самост.


Тест. работа

63

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.




Коллект.,,груп.



Сл. диктант (упр. 322)

64

Что такое профессиональные и диалектные слова




Коллект.,,груп.




65-66

Подготовка и написание изложения «О словаре В.И. Даля»

2ч.


**

Коллект.,в парах


Изложение

67

О чём рассказывают устаревшие слова




Коллект.,,груп.




68

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова



*

Коллект.,,груп.



Сл.диктант (упр. 339)

69-70

Правописание приставок. Приставки на -з,-с

2 ч.



Коллект.,,груп.




71

Буквы И-Ы после Ц




Коллект.,,груп.



Тест

72

Обобщение по теме «Лексика. Словообразование. Правописание.




Коллект.,самост



Диктовка по терминам

73

Контрольный диктант по теме «Лексика. Словообразование. Правописание»


*


Самост.


Контр. диктант

74

Что изучает стилистика? Разговорная и книжная речь.



*

Коллект.,,груп.




75

Художественная и научно-деловая речь.



*

Коллект.,,груп.




76-77

Сочинение-описание по картине И.Т..Хруцкого «Цветы и плоды»

2ч.


**

Самост.


Сочинение


Синтаксис и пунктуация (вводный курс)

38

3

5




78

Что изучают синтаксис и пунктуация




Коллект.,,груп.




79

Словосочетание, его отличие от слова




Коллект.,,груп.



Сл. диктант (упр. 384)

80

Строение словосочетания.




Коллект.,,груп.




81

Грамматические средства связи в словосочетании




Коллект.,,груп.




82

Виды словосочетаний. Именные и глагольные словосочетания




Коллект.,,груп.



Тест

83

Разбор словосочетания.




Коллект.,груп




84

Предложение. Интонация предложения




Коллект.,груп



85-86

Виды предложений по цели высказывания

2ч.



Коллект.,,груп.




87

Восклицательные предложения




Коллект.,,груп.




88

Тестовая работа по теме «Словосочетание и предложение»


*


Самост.


Тест. работа

89

Главные члены предложения




Коллект.,,груп.




90

Грамматическая основа предложения




Коллект.,,груп.




91

Тире между подлежащим и сказуемым




Коллект.,,груп.




92

Предложения распространённые и нераспространённые




Коллект.,,груп.




93

Второстепенные члены предложения. Дополнение




Коллект.,,груп.




94

Определение




Коллект.,,груп.




95

Обстоятельство




Коллект.,,груп.




96

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»


*


Самост.


Контр. работа

97-98

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

2ч.



Коллект.,,груп.



Сл. диктант (упр. 472)

99

Обобщающее слово при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова




Коллект.,самост.


Тест

100-101

Обращение. Знаки препинания при обращении.

2ч.



Коллект.,,груп.




102

Использование обращений в речи. Сочинение - миниатюра по личным впечатлениям (упр. 489)



*

Самост.


Сочинение-миниатюра

103

Синтаксический разбор простого предложения




Коллект.,в парах



104

Сложное предложение. Запятая в сложном предложении.




Коллект.,груп.




105

Виды сложных предложений




Коллект.,груп



106

Союз И в простом и сложном предложении




Коллект.,груп



107

Синтаксический разбор сложного предложения




Коллект.,груп


Сл. диктант (упр. 515)

108

Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи




Коллект.,груп



109-110

Подготовка и написание изложения с элементами сочинения «Отчаянный воробей»


**

Коллект.,в парах,самост


Изложение

111

Диалог




Коллект.,груп



112

Повторительно - обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация»




Коллект.,самост

Диктовка по терминам

113

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»


*


Самост.


Контр. диктант

114

Что такое тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение.



*

Коллект.,груп



115

Строение текста типа рассуждения - доказательства. Подготовка к домашнему сочинению (упр. 566)



*

Коллект.,груп


Сочинение


Морфология. Правописание.

51

4

7




116

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи




Коллект.,груп


Сл. диктант (упр. 575)


Глагол

22

2

3




117

Глагол. Что обозначает глагол




Коллект.,груп



118

Слитное и раздельное написание не с глаголами (закрепление)




Коллект.,в парах



119

Как образуются глаголы




Коллект.,груп



120

Вид глагола




Коллект.,груп



121

Корни с чередованием букв е-и




Коллект.,самост


Тест

122

Неопределённая форма глагола (инфинитив)




Коллект.,груп



123

Правописание -тся и -ться в глаголах (закрепление)




Коллект.,груп



124

Контрольная работа «Правописание глаголов» (тест)


*


Самост.


Контр. работа (тест)

125

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение




Коллект.,груп



126

Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола




Коллект.,груп



127

Как образуется повелительное наклонение глагола




Коллект.,груп



128

Времена глагола




Коллект.,груп



129

Спряжение глагола.




Коллект.,самост


Сл. диктант (упр. 631)

130

Лицо и число глагола




Коллект.,груп



131-132

Правописание безударных личных окончаний глаголов

2ч.



Коллект.,самост.


Тестовая работа

133

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.




Коллект.,груп



134

Строение текста. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и «новое» в предложениях



*

Коллект.,груп



135

Строение текста типа повествования



*

Коллект.,груп



136

Сочинение-повествование «Как я однажды...» (упр. 674)



*

Самост.


Сочинение

137

Систематизация и обобщение знаний по теме «Глагол»




Коллект.,груп



138

Контрольный диктант по теме «Глагол»


*


Самост.


Контр. диктант


Имя существительное

16

1

2




139

Что обозначает имя существительное




Коллект.,груп



140

Образование имён существительных




Коллект.,груп



141

Употребление суффиксов существительных -чик-, -щик-.




Коллект.,груп



142

Употребление суффиксов -ек-, -ик-.




Коллект.,груп



143-144

Слитное и раздельное написание не с существительными

2ч.



Коллект.,самост


Тест по орфографии

145

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные




Коллект.,груп



146

Собственные и нарицательные имена существительные




Коллект.,груп



147

Род имён существительных. Существительные общего рода




Коллект.,самост.


Сл. диктант (ЗСП-13-15)

148

Род несклоняемых имён существительных




Коллект.,груп



149

Число, падеж и склонение имён существительных




Коллект.,груп



150

Существительные на -мя




Коллект.,груп



151

Правописание безударных падежных окончаний имён существительных




Коллект.,самост


Сл. диктант (упр. 735)

152

Контрольная работа по теме «Имя существительное»


*


Самост.


Контр. работа

153

Строение текста типа описания предмета



*

Коллект.,груп



154

Изложение, близкое к тексту (упр. 772)



*

Самост


Изложение


Имя прилагательное

12

1

2




155

Имя прилагательное. Что обозначает прилагательное




Коллект.,груп



156-157

Разряды имён прилагательных. Прилагательные качественные, относительные и притяжательные

2ч.



Коллект.,самост.


Тестовая работа

158

Правописание окончаний имён прилагательных.




Коллект.,самост


Сл. диктант (упр. 783)

159

Образование имён прилагательных.




Коллект.,в парах



160

Прилагательные полные и краткие




Коллект.,груп



161-162

Строение текста - рассуждения. Сочинение - рассуждение «Что я люблю делать и почему?»

2ч.


**

Коллект.,групст


Сочинение

163

Степени сравнения имён прилагательных. Образование сравнительной степени прилагательных




Коллект.,груп



164

Как образуется превосходная степень прилагательного




Коллект.,груп



165

Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»




Коллект.,в парах



166

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»


*


Самост.


Контр. диктант


Повторение

4

1





167-168

Обобщение и систематизация материала, изученного в 5 классе.

2ч.



Коллект.,груп



169

Итоговая тестовая контрольная работа


*


Самост.


Контрольный тест

170

Анализ итоговых контрольных работ.




Коллект.,груп



Всего уроков за год - 170

Уроков развития речи - 31

Уроков контроля - 15

Сочинений - 8

Изложений - 4 Тестов - 14 Словарных диктантов - 14

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение

  1. Универсальный настольный компьютер

  2. Цифровой проектор

  3. Экран

Методическое обеспечение курса

  1. Русский язык: Учеб. Для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. - «Дрофа», 2011

  2. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Букчина В.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. - М., 1998.

  4. Валгина Н. С. Современный русский язык: Пунктуация. - М., 1999.

  5. Иванова В. Ф. Современная русская орфография. - Л.,2001.

  6. Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. - М., 1992.

  7. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. - Л., 1999.

  8. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5-7 кл. -М., 1991.

  9. Львова С. И. Уроки словесности. 5-9 кл.: Пособие для учителя. - М., 2007.

  10. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 2007.

  11. Русский язык. Поурочные планы по учебнику под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта - 2011 год

  12. Поурочные разработки по русскому языку. К учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 5 класс» Е.П. Петрухина, М.В. Петрухина. Изд. «Экзамен», М.2011.

  13. Русский Язык. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С. И. Львовой, В.И.Капинос и др. Составитель Н.О. Крамаренко. Изд. «Учитель». Волгоград, 2007 Т.А. Костяева. Тесты, проверочные работы по русскому языку. 5 класс

  14. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 5 класс. А.Б Малюшкин. Москва, 2002

Информационно-компьютерная поддержка.

  1. Русский язык. 5 класс. Мультимедийное приложение к учебнику под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. - М, 2010.

  2. Интерактивные тесты. Русский язык. Части речи. Морфология современного русского языка и культура речи. - 2010.

  3. Русский язык. Поурочные планы к учебнику «Русский язык» 5-6 класс. - издательство «Учитель», 2011 год.

Таблицы

1. 1)Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

2)Буквы Ы-И после приставок и после Ц


  1. 1)Знаки препинания в предложениях с ПРЯМОЙ РЕЧЬЮ

2)НЕ с различными частями речи


  1. 1)Разделы русской орфографии

2)Разделы русской пунктуации


  1. 1)Правописание окончаний глаголов

2) Знаки препинания в СПП


  1. 1) Знаки препинания в ССП

2)Падежные окончания существительных


  1. 1)Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий

2)Знаки препинания в предложениях с обращением и вводными конструкциями


  1. 1)Ь и Ъ в словах

2) Знаки препинания в БСП


  1. 1) Знаки препинания в предложениях с союзом И

2)Гласные после шипящих


  1. 1)Образование сложных слов и их написание

2) Знаки препинания в предложениях с цитатами

10.1) Знаки препинания в предложениях с и основные случаи их употребления

2)Различение НЕ и НИ

11.1)Правописание некоторых буквосочетаний

2) Знаки препинания при обособлении приложений

12.1) Правописание суффиксов причастий

2) Знаки препинания в предложениях с союзом КАК

13.1) Знаки препинания в предложениях с уточняющими, поясняющими и присоединительными членами

2)Правописание суффиксов глаголов

14.1) Знаки препинания в предложениях с деепричастием

2)Правописание суффиксов К и СК в прилагательных

15.1) Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при ОЧП

2)Правописание приставок

16.1)Правописание суффиксов имен существительных

2)Обособление согласованных определений

17.1)Тире между подлежащим и сказуемым

2)Правописание морфем

18.1)Правописание корней с чередованием

2)Знаки препинания между ОЧП



Формы и средства контроля


Уровень знаний учащихся по предмету гуманитарных дисциплин проходит в течение года контроль. Контрольные работы включают диктанты, сочинения, изложения и тестовый контроль за усвоением грамматических тем, они содержат такие типы заданий, способ выполнения которых должен быть усвоен учащимися в ходе изучения соответствующей темы.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА


по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки свободно пользоваться алфавитом;

по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть буквы алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;

по лексике: толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;

по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;

по морфологии: различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;

по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о -ё после шипящих в корне, чередующихся а-о, е -и в корнях типа -раст- -рос-, -лаг- - лож-, -мер- - мир-, -тер- -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- - рас-; из- - ис - и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи -ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-, рщ-; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.

по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определяют главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов.

по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей.

Основные умения по разделу «Речь».

Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи - описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочѐты в содержании высказывания и его построении.

33


© 2010-2022