Конспект урока Корень - как общая часть

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 64»

города Новокузнецка Кемеровской области













Конспект открытого урока с учетом ФГОС

по программе «Начальная школа 21 века»

во 2 классе

«Корень - как часть слова»













подготовила

учитель начальных классов

Попова Вера Александровна








г.Новокузнецк
2015


Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Деятельностный подход обеспечивает быстрое усвоение, закрепление и применение на практике знаний, умений и навыков. Ученики включаются на уроке в деятельность, позволяющую самостоятельно преодолевать затруднения, «вести» за собой других.

Такое обучение содействует достижению высоких показателей качества знаний обучающихся, способствует прочному овладению учебными умениями, развивает интеллектуальные силы детей, воспитывает в них положительные человеческие качества.

Использование деятельностного подхода в обучении младших школьников решает главную задачу - достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья - успешно.

На данном уроке - урок « открытия» нового знания по теме: «Корень как часть слова» были поставлены две цели: деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи урока:

- выявить особенности выделения и значения корня в словах,

- расширять словарный запас детей,

- развивать орфографическую зоркость, познавательные процессы,

- воспитывать культуру письма, культуру общения.





Ход урока:

  1. Этап мотивации.

- Каждый из вас пришел в школу с какой-то целью. Какой? ( чему-то научиться)

  1. Актуализация и пробное учебное действие.

Актуализация

(на доске карточки с обозначением частей слова)

Работа по типу «ученик - ученики».

Задание: один из учеников выходит к доске и формулирует вопрос к классу. Затем называет имя ребенка, который должен будет ответить на поставленный вопрос. Ответ оценивает задававший вопрос ученик, а затем и весь класс.

(Примерные вопросы: назови части слова, расположи карточки по порядку, назови слова по схеме и т.д.)

Какая часть слова «корень»?

Значение этого слова. (корень бывает у растений, на уроках русского языка мы тоже встречались с корнем)

- С каким корнем мы встречались на уроках русского языка? ( в словах-родственниках - общая часть)

Работа в группах.

ЗАДАНИЕ:

а)найдите одинаковую часть в словах и назовите ее, придумайте еще по одному слову:

  • походка, поездка, пошел, повез (общая часть - приставка по-, еще слово - побежал)

  • зубок, лесок, глазок, медок (общая часть - суффикс -ок, слово - росток)

  • вода, езда, леса, коса (общая часть - окончание -а, например - глаза)

  • голос, голосок, голосочек, заголосить (общая часть - корень голос-, например - безголосый)

- Какие это все слова? (однокоренные)

- Какие слова называются однокоренными? (с одинаковым корнем)

- Что такое корень? (общая часть слов-родственников)

- А про какие слова мы можем сказать, что они родственники?

Пробное действие

- Хотите попробовать поискать корень в других словах? ( да)

Работа с карточками.

ЗАДАНИЕ:

Найти и выделить корень в словах: Пол, поле, полоса.

Ответы учащихся неоднозначны.

  1. Выявление места и причины затруднения.

- Остановитесь, подумайте и расскажите, как вы действовали до этого ряда слов? (читали слова-родственники, находили общую часть, она и являлась корнем)

- Прочитайте слова, найдите общую часть, будет ли она являться корнем во всех словах?

- Докажите.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

- Так что же вы будете делать, чтобы правильно определить корень каждого из этих слов?( надо подобрать побольше слов-родственников к каждому слову, найти общую часть, это и будет корень)

- Какие слова мы называем родственниками? (с общим значением)

- Чему главному вы научитесь сегодня на уроке? (находить и выделять корень в разных словах)


  1. Реализация построенного проекта.

- Вернемся к нашим словам. С помощью того способа, который вы сейчас обосновали, найдите корень в слове: пол.

( учитель выступает в роли оппонента, предлагая контраргументы)

После работы со словами новый способ действий фиксируется в речи и знаково:

- Что нужно сделать, чтобы правильно найти и выделить корень?

Корень

слово

Конспект урока Корень - как общая часть

Слова-родственники

Конспект урока Корень - как общая часть



Общая часть


  1. Первичное закрепление с проговариванием.

- Обратимся к словам: поле, полоса

- Найдем и обозначим корень (проговаривается весь алгоритм)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Для самостоятельной работы я подготовила несколько слов. Каждый из вас может выбрать любые три.

- Как выдумаете, что вы будете делать? (находить и обозначать корень в словах)

ЗАДАНИЕ:

Коробка, березовая, травинка, подводник.

Проверим по эталону и образцу:

слово

Конспект урока Корень - как общая частьКонспект урока Корень - как общая частькоробка Конспект урока Корень - как общая часть березовая

Слова-родственники

Конспект урока Корень - как общая часть


Конспект урока Корень - как общая частьКонспект урока Корень - как общая частьтравинка подводник

Общая часть

- У кого возникли трудности?

- В чем была причина твоего затруднения?

( для детей, допустивших ошибки предоставить возможность их исправления)

  1. Включение в систему знаний и повторение.

- Чем похожи слова-родственники? ( общее значение, одинаковый корень)

- Как вы думаете, какая часть слова является главной? ( корень)

- Почему? ( он объединяет слова-родственники)

- Что еще объединяет слова-родственники? ( общее значение)

- Как вы думаете, в какой части слова заключен общий смысл однокоренных слов? ( в корне)

- Кто заметил, как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)

- Где нам может помочь это знание и умение выделять корень? (при проверке безударных гласных)

- Что вы еще узнали о корне? ( в нем заключен основной смысл всех однокоренных слов, это главная часть)

ЗАДАНИЕ
а) вставить пропущенные буквы:

н.бесный, хл.бороб, р.чная (рыба), к.рмушка (для птиц).

б) выборочный диктант:

выбрать и записать однокоренные слова, обозначить корень:

У леса стоит деревня. Деревенские ребята любят собирать лесные ягоды. А мамы потом готовят ягодный пирог.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Определите цель вашей деятельности сегодня на уроке (я учился находить корень в разных словах)

- Какие трудности встречали?

- Помогла ли сегодняшняя работа справиться с этой задачей быстрее и легче?

Задание для самоподготовки:

Подобрать 3 неоднокоренных слова, обозначить в каждом слове корень.


© 2010-2022