Конспект урока литературы на тему Путешествие по Божественной комедии Данте

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по литературе в 8 классе

(учебник по литературе под редакцией Б.А.Ланина).

Тема: «Путешествие по «Божественной комедии» Данте ».

Цель:

  • Помочь учащимся разобраться в композиционном устройстве комедии;

  • Показать назидательный смысл комедии;

  • Определить роль «Божественной комедии» в мировой культуре.

Межпредметные связи: МХК.

Ресурсы:

  • основные: Учебник «Литература .8 класс. В 2-х частях - .М.:

Вентана-Граф, 2010».

  • дополнительные: проектор, ноутбук; плакат «Карта путешествия Данте», плакат-кластер, индивидуальные карты с изображением частей комедии.

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная, групповая (4 группы).

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие наши гости! Здравствуйте, дети!

Сегодня у нас с вами состоится необычный урок. Мы с такой формой урока знакомы - это урок-презентация. Нам предстоит не совсем обычное путешествие. Мы отправимся в эпоху Возрождения, в 14 век, побываем в Средневековье и античности. Итак, удачной дороги!!!

2. Начало путешествия (звучит музыка из «Сонаты по прочтении Данте» Ф.Листа)

(1 слайд - слова и портреты Данте)

Учитель: Вы поняли, что мы отправимся во времена великого поэта и мыслителя Данте. И сегодня в путешествии нас будут сопровождать 3 группы: биографы, критики и теоретики, эксперты.

(2 слайд - Данте Алигьери)

3.Знакомство с Данте.

Учитель: А каким же Данте предстает в наших глазах? Почему его взгляд печален? Давайте вспомним некоторые факты из биографии Данте.

(Слайд 3 - Данте и его портреты.)

Группа биографов: рассказывает об основных периодах жизни Данте.

Учитель: Почему Данте называют «последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени»??

Ученики рассуждают о годах жизни и связывают их с культурными эпохами Возрождения и Средневековья.

Учитель: Великий труд всей его жизни - «Божественная комедия» («БК»).

(Слайд 4 - «БК». Слайд 5 - Беатриче).

4. «Божественная комедия».

Учитель: А кому посвящена комедия?

Ученик: Беатриче.

Учитель: А каково было первое название произведения?

Ученик: Комедия.

Учитель: А что такое комедия?

Ученики (теоретики): Раньше комедия - произведение с грустным началом и счастливым концом, а сейчас это жанр драматургии, в котором высмеиваются пороки общества.

Учитель: А какова. По-вашему, цель автора?

Ученик: Высмеять пороки того общества: ложь, лицемерие.

Учитель: Правильно. А какова же наша цель сегодня?

Ученик: узнать о Данте, проанализировать комедию.

Учитель: А вот истинная цель Данте : помочь людям на этом свете найти трудный путь самоусовершенствования и достичь счастья.

А как вы полагаете, Данте прошел легкий жизненный путь? Что было тяжелым?

Ученики (биографы рассказывают об изгнании Данте).

Учитель: Сколько частей было в комедии?

Ученики: Три. Ад. Чистилище. Рай.

Учитель: Почему именно 3? Расскажите о символике числа 3.

Группа критиков рассказывают о размере комедии (терцина - строфа из 3-х строк), рассказывают о 3-х животных (волчицу, рысь и льва), которых встретил Данте, вспоминают 3 пасти Люцефера, 9 кругов Ада и факты биографии Данте.

Критики: Тройка - вот основа основ, главное число: не случайно стихи Данте слагал терцинами, тройными созвучиями, дабы воплотить в слове Божественный замысел. Тройку и ее мистическое "производное" - девятку (трижды три) искал и находил Данте в любом важном событии, подбирая ключи к тайнам мирозданья.

Биографы: Первое горе пришло к Данте в шесть лет (он прожил дважды по три года): смерть матери. Три мучительных года сиротства подготовили Данте к встрече, которая определила всю его жизнь: к встрече с единственной его любовью. Когда Данте едва исполнилось девять лет (первая ключевая Девятка), на детском празднике он увидел восьмилетнюю дочь соседей - Беатриче.

Но ровно через три года Данте ожидало очередное судьбоносное событие: его отец заключил письменный договор о браке Данте с соседской дочерью - Джеммой Донати.

Критики: 3 - священное число, число Троицы, поэтому в каждой части по 33 песни. Учитель: Мы немного окунулись представления людей о загробном мире в эпоху Средневековья. А культурологи представят нам краткий отчет о модели мира в Средневековье (взгляните на слайд 8).

Культурологи рассказывают о модели мира. Учитель раздает всем карты с моделью мира.

Конспект урока литературы на тему Путешествие по Божественной комедии Данте

Это лицевая сторона. На обороте - «Чистилище и РайКонспект урока литературы на тему Путешествие по Божественной комедии Данте

Учитель: К «Б.К.» и ее сюжетам обращались многие художники. Назовите их.

Группа культурологов называют художников и картины (Боттичелли, Доре, Блейка).

Учитель: Сегодня они нам помогут в нашем путешествии.

В музыке комедия Данте тоже нашла отражение в лице…

Культурологи: Ф.Лист, П.Чайковский и С.Рахманинов обращались к образам комедии (называют «Соната по прочтении Данте», «Паоло и Франческа»).

Учитель: Мы вспомнили структуру. Жанр, идею комедии.

5. Путешествие по комедии Данте.

А теперь я вам предлагаю на секунду представить, что вы попали в Средневековье, в мир Данте. Вам предстоит пройти 3 ступени: Ад, Чистилище и Рай. Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте познакомимся с картой первого уровня- Ад (группа экспертов представила карту на доске(на ватмане) и на слайде 12.

Учитель спрашивает всех о том, что такое Ахерон, Флегетон, Болото Коцит, река Стикс, город Дит.

Учитель : И вот мы уже в волшебном лесу. Кто это идет к нам?Мне кажется, это сам Данте и его друг Вергилий ..

(звучит музыка Ф.Листа, входят Данте и Вергилий )

Данте:

Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…

Мы стоим у ворот: «Оставь надежду всяк, сюда входящий…»

Учитель, смысл их мне страшен.

Вергилий: Здесь нужно, чтоб душа была тверда, здесь страх не должен подавать совета (сл.13-16)

Данте: Какие духи здесь нашли приют?

Вергилий: Здесь те, кто жил до христианского ученья.

Данте: Вот я вижу Птолемея, Гиппократа, Гомера…

Данте и Вергилий стоят завороженные.

Учитель: Итак, Данте и Вергилий стоят в первом кругу Ада. Мы отметим их маршрут на нашей карте и напишем героев, которые там обитают. Напоминаю, что там все некрещеные… А как вы думаете, существует ли ад сейчас? Вот такая воронка есть на земле и по сей день. Вот ее фото (слайд15). А кто помог им попасть в 1 круг?

Ученики: Харон - перевозчик душ (слайды 17-18).

Учитель: А они отправляются дальше - во второй круг.. и ужаснулись.

Данте: Здесь ждет нас Минос, оскалив Страшный рот

Так мы сошли вниз во второй…

Учитель: А кто такой Минос?

(Звучит увертюра «Паоло и Франческа»).

Учитель: А кто еще здесь обитает?

Кто с дрожью не расслышит,

Римини, Струн, скрученных из жил любви…

Ученики рассказывают историю Паоло и Франчески, наказанных за любовь..

Данте: Я в круге третьем

Там, где дождь струится

Учитель: Кто их там встречает?

Эксперты рассказывают о Цербере и о Чакко.

Что символизирует Цербер? (23 слайд)

Ученики: злость. Здесь злые души, которые хотят все съесть.

Учитель: каждый круг подписываем. Посмотрим , что получилось.

Ученик: 1- нехристиане, 2- сладострастные, 3-обжоры.

Учитель: А вот, что ждет Данте и Вергилия в 4-м? Смотрите на слайд 24.

Ученики: там скупые люди, тащащие мешки. Бог богатства - Плутос.

Учитель: А вот и Данте с Вергилием плывут по Стигскому болоту, и к их ладье стремятся все грешники, пытаясь их утопить… Ими правит…

Ученики: гнев.

Учитель: Значит. Там гневливые люди. Кого по тексту мы можем отнести к ним?

Биографы: злейшего врага Данте - Ардженти.

Учитель: Вместе с ними на ладье мы попадаем в город дьявола - Дит, рядом с которым расположились отступники от официальной веры. Кто?

Теоретики: еретики. Это отступники. Вечно ругаются. Кипят страстями.

Появляется Вергилий:

Мой друг, посередине этих сказ лежат 3 круга.

А в них насилие и лесть.

А на краю, над сходом к бездне новой лежал позор критян..

Учитель: И опять нам придется прервать мысли путешественников. Кто же является позором критян?

Ученики: Минотавр.

Учитель: Откройте, пожалуйста, в учебнике песнь 11. Мы подробно познакомимся с этим кругом.

Найдите 3 вида грешников в нем? (сл.27-29)

Ученики: насильники, убийцы и самоубийцы.

Данте: Насилье в первый заключено…

Убийцы те, кто ранит, озлобляясь…

Иные смерть себе несут и своему добру…

Учитель: Именно в этом круге находится центр зло -Дьявол. Найдите его описание.( Ученики читают:

«Мучительной державы властелин

Грудь изо льда вздымал наполовину…»

А мы спускается дальше. Не забываем отмечать на карте наших грешников и соответствующие пороки.

А кого же мы видим в 8 круге?

( 30 слайд)

Ученики: Дедал и Икар, которые были наказаны за обман. Герион из мифов о Геракле

Учитель: А тем временем мы дошли до..

(Звучит тревожная музыка).

Данте: Мы оказались в преисподней мгле

Вергилий: Там, вмерзши, синели души грешников изо льда. (31-33 слайды)

Учитель: Какой же самый страшный грех?

Ученики: месть, ложь, предательство.

Учитель: В 9 круге - предатели (звучит музыка Р.Вагнера «Валькирия»).

И «мучительной державы властелин...»- сам Люцефер.

Ученики: к предателям в мировой литературе можно отнести образ Иуды.

Учитель: аА вот посмотрите Уголино вцепился в череп своего ребенка, Брут…О том, как складывается дальше судьба героя, расскажет нам группа экспертов, которые разобрались в тексте второй части комедии.

Учитель: А кто из экспертов обратил внимание на слово, которым заканчивается каждая часть комедии?

Эксперты смотрят по тексту и говорят: «Stella».

Учитель: Что означает звезда. А как вы понимаете символику этого слова?

Ученик: звезда-счастье ..надежда.

Учитель: А на что же надеется Данте и куда попадет, расскажет эксперт , который поработал с содержанием текста.

Эксперт: Вергилий приводит подопечного в чувство и приказывает ему обнять себя, а сам, улучив момент, вцепляется в шерсть на груди Люцифера и начинает спуск-подъем по телу исполина. Достигнув середины Туловища "червя", пронзившего собой Землю, Вергилий переворачиваются головами вниз и оказываются у подножия Чистилища.

Схема пути героев:

АКонспект урока литературы на тему Путешествие по Божественной комедии Дантед.


Конспект урока литературы на тему Путешествие по Божественной комедии Данте

Чистилище

Чревоугодие

Расточительство

Корыстолюбие

Уныние

Гнев

Зависть

гордыня

Конспект урока литературы на тему Путешествие по Божественной комедии Данте

Рай


Эксперты рассказывают кратко о семи кругах Чистилища.

Данте: И двигались мы вверх, пока моих очей не озарила краса небес в зияющий просвет.

(Данте расстаются с Вергилием под печальную музыку С.Рахманинова. Данте протягивает руки прекрасной Беатриче).

6. Выводы. Рефлексия.

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы получили представление о картине мира в целом.

  • Чему учит нас комедия?

  • Что нового мы открыли?

  • Что побеждает?

Ученики рассуждают о добре и зле, о пороках человека.

7. Закрепление.

Учитель: И в завершении нашего урока мне хотелось бы, чтобы вы закрепили полученные в путешествии знания. Задание звучит так: помести героя в круг Ада, Чистилища или Рая. Каждый круг у вас должен быть подписан. Сдайте карты мне в конце урока(43-47 слайды).

Ученики и гости размещают героев в круги Данте (Башмачкин, Эраст и Лиза, П.Гринев и Швабрин, Минотавр, Тарас Бульба, Мцыри, Светлана, госпожа Простакова)

Учитель: Странствие Данте - это иносказательное изображение пути к спасению

всего человечества, которое, невзирая на все зло и на все мерзости, которые творились

и творятся на земле, также спасено - силой Божественной любви.

И я желаю любви, мира, добра вашим сердцам и душам!

8. Запишите домашнее задание:

1.выполнить любое творческое задание на странице 173-174.

2. Всем группам сдать отчет в произвольной форме(«Биография Данте», «Символика чисел», «Модель мира»(кластеры и схемы), «Бк в мировой живописи и музыке», «Краткое содержание 3 частей комедии»).

© 2010-2022