- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Творческий урок по литературе
Творческий урок по литературе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мамедова Ю.А. |
Дата | 07.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
3
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
СОШ «Школа 118»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Разработана преподавателем русского языка и литературы
Мамедовой Ю.А,
ФОРМА проведения: классное сочинение.
ТЕМА: «Что значит любить…»
Москва, 2014г.
«Идти сквозь вьюгу напролом.
Ползти ползком. Бежать вслепую.
Идти и падать. Бить челом.
И всё ж любить…» (Н. Майоров.)
Примерный цитатный план к сочинению-рассуждению.
-
Вступление.
«В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX-ХХ века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, И.С.Тургенева, И.А. Бунина)».
-
Каким из прочитанных произведений соответствуют, по вашему мнению, данные стихотворения? Докажите.
«РАННИЙ, ЧУТЬ ВИДНЫЙ РАССВЕТ
СЕРДЦЕ ШЕСТНАДЦАТИ ЛЕТ.
СНОВА ДРЕМОТНАЯ МГЛА
ЛИПОВЫМ ЦВЕТОМ ТЕПЛА.
ТИХ И ТАИНСТВЕНЕН ДОМ
С КРАЙНИМ ЗАВЕТНЫМ ОКНОМ.
ШТОРА В ОКНЕ, А ЗА НЕЙ
СОЛНЦЕ ВСЕЛЕННОЙ МОЕЙ.
(И. БУНИН.)
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, - ГЛАСИТ ПРЕДАНЬЕ -
СОЮЗ ДУШИ С ДУШОЙ РОДНОЙ-
ИХ СЪЕДИНЕНЬЕ, СОЧЕТАНЬЕ,
И РОКОВОЕ ИХ СЛИЯНЬЕ,
И… ПОЕДИНОК РОКОВОЙ…
И ЧЕМ ОДНО ИЗ НИХ НЕЖНЕЕ
В БОРЬБЕ НЕРАВНОЙ ДВУХ СЕРДЕЦ,
ТЕМ НЕИЗБЕЖНЕЙ И ВЕРНЕЕ,
ЛЮБЯ, СТРАДАЯ, ГРУСТНО МЛЕЯ,
ОНО ИЗНОЕТ, НАКОНЕЦ… («Предопределение» Ф. Тютчев.)
-
«ОНА СТРОЙНА И ВЫСОКА,
ВСЕГДА НАДМЕННА И СУРОВА.
Я КАЖДЫЙ ДЕНЬ ИЗДАЛЕКА
СЛЕДИЛ ЗА НЕЙ, НА ВСЁ ГОТОВЫЙ.
Я ЗНАЛ , ЧАСЫ, КОГДА СОЙДЁТ
ОНА - И С НЕЮ ОТБЛЕСК ШАТКИЙ.
И, КАК ЗЛОДЕЙ, ЗА ПОВОРОТ
БЕЖИТ ЗА НЕЙ , ИГРАЯ В ПРЯТКИ.
МЕЛЬКАЛИ ЖЁЛТЫЕ ОГНИ
И ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ СВЕЧИ.
И ОН ВСТРЕЧАЛ ЕЁ В ТЕНИ,
А Я СЛЕДИЛ И ПЕЛ ИХ ВСТРЕЧИ.
КОГДА ВНЕЗАПНО СМУЩЕНЫ,
ОНИ ПРЕДЧУВСТВОВАЛИ ЧТО-ТО,
МЕНЯ СКРЫВАЛИ В ГЛУБИНЫ
СЛЕПЫЕ ТЁМНЫЕ ВОРОТА.
И Я , НЕВИДИМЫЙ ДЛЯ ВСЕХ,
СЛЕДИЛ МУЖЧИНЫ ПРОФИЛЬ ГРУБЫЙ,
ЕЁ СРЕБРИСТ-ЧЁРНЫЙ МЕХ
И ЧТО-ТО ШЕПЧУЩИЕ ГУБЫ»
(А. БЛОК.)
-
«Я ЛЮБИЛА ЕГО
ЖАРЧЕ ДНЯ И ОГНЯ,
КАК ДРУГИЕ ЛЮБИТЬ
НЕ СМОГУТ НИКОГДА!
ТОЛЬКО С НИМ ЛИШЬ ОДНИМ
Я НА СВЕТЕ ЖИЛА;
ЕМУ ДУШУ МОЮ,
ЕМУ ЖИЗНЬ ОТДАЛА!» (А. КОЛЬЦОВ.)
-
«ЗА ВСЁ ТЕБЯ БЛАГОДАРЮ Я:
ЗА ТАЙНЫЕ МУЧЕНИЯ СТРАСТЕЙ,
ЗА ГОРЕЧЬ СЛЁЗ, ОТРАВУ ПОЦЕЛУЯ,
ЗА МЕСТЬ ВРАГОВ И КЛЕВЕТУ ДРУЗЕЙ;
ЗА ЖАР ДУШИ, РАСТРАЧЕННЫЙ В ПУСТЫНЕ,
ЗА ВСЁ, ЧЕМ Я ОБМАНУТ В ЖИЗНИ БЫЛ…
УСТРОЙ ЛИШЬ ТАК, ЧТОБЫ ТЕБЯ ОТНЫНЕ
НЕДОЛГО Я ЕЩЁ БЛАГОДАРИЛ».
(М. ЛЕРМОНТОВ.)
-
«...ПРОСИЛО СЕРДЦЕ ВПЕЧАТЛЕНИЙ,
И ТЁПЛЫХ СЛЁЗ ПРОСИЛО ВНОВЬ,
И НОВЫХ ЛАСК, И ВДОХНОВЕНИЙ,
ПРОСИЛО НОВУЮ ЛЮБОВЬ…»
(Н. ОГАРЁВ.)
-
«Я ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ,
И ТЕБЯ НЕ ВСТРЕВОЖУ НИЧУТЬ,
И О ТОМ, ЧТО Я, МОЛЧА, ТВЕРЖУ,
НЕ РЕШУСЬ НИ ЗА ЧТО НАМЕКНУТЬ.
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ СПЯТ НОЧНЫЕ ЦВЕТЫ,
НО ЛИШЬ СОЛНЦЕ ЗА РОЩУ ЗАЙДЁТ,
РАСКРЫВАЮТСЯ ТИХО ЛИТСЫ
И Я СЛЫШУ, КАК СРЕДЦЕ ЦВЕТЁТ.
И В БОЛЬНУЮ УСТАЛУЮ ГРУДЬ
ВЕЕТ ВЛАГОЙ НОЧНОЙ…Я ДРОЖУ.
Я ТЕБЯ НЕ ВСТРЕВОЖУ НИЧТУТЬ,
Я ТЕБЕ НИЧЕГО НЕ СКАЖУ.
(А. ФЕТ.)
-
Заключение.
«ТАК ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ! В РАЗУМНОСТИ ПРИТВОРНОЙ,
С ТОСКОЙ В ДУШЕ И ХОЛОДОМ В КРОВИ,
БЕЗ ЮНОСТИ, БЕЗ ВЕРЫ ЖИВОТВОРНОЙ,
БЕЗ ЖГУЧИХ МУК И СЧАСТИЯ ЛЮБВИ,
БЕЗ ТИХИХ СЛЁЗ И ГРОМКОГО ВЕСЕЛЬЯ,
В ТОМЛЕНИИ НЕМОГО ЗАБЫТЬЯ…
ТАК ДОЛЬШЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ!»
(А. ГОЛЕНИЩЕВ - КУТУЗОВ.)
Уровень 2
Тема. Что значит любить…
-- Используя в качестве эпиграфа 1 из данных в варианте 1(См. стр. 1) стихотворений, напишите сочинение-рассуждение на заданную тему, выразив своё собственное мнение по данной теме, опираясь на прочитанные произведения (по выбору 1-2 для сравнительного анализа).
Уровень 1
Тема: Первая любовь героя произведения……(назвать автора, название произведения).
План.
-
Вступление: 3 предложения о том, что в вашем понимании значит первая любовь? Имеет ли какое-то значение в жизни человека первая любовь?
-
Основная часть:
а) Герой какого произведения вам ближе всего, почему? Что вас сближает?
б) Какие чувства, внутренние переживания героя нашли отклик в вашей душе, почему?
в) Как автор относится к своему герою? Докажите цитатами из текста.
г) Как вы относитесь к герою произведения….?
3. Заключение.
Чем понравилось произведение….?
Какие морально-нравственные уроки вы получили, читая это произведение?