Методические рекомендации к презентации «Любовная лирика Ф. И. Тютчева» (10 класс)

Представленный материал является сопровождением к урокам литературы в 10 классе по изучению любовной лирики Ф.И. Тютчева и рассчитана на сдвоенный урок. При отсутствии возможности проведения сдвоенного урока можно взять для пристального изучения стихотворения, посвященные одной женщине, например, Амалии Максимилиановне Крюденер или первой жене поэта – Элеоноре Федоровне, его второй жене – Эрнестине Федоровне, Елене Александровне Денисьевой. Примерный план проведения двух уроков по теме «Любовная лирика Ф.И. Тютчева»: "1 урок I. Вступление Слайды – 2, 3. II. Адресаты любовной лирики: 1. Амалия Максимилиановна Лерхенфельд ( Крюденер) 4-10. 2. Элеонора Федоровна Ботмер (Петерсон) 11-13. 3. Эрнестина Федоровна Пфеффель (Дёрнберг) 14-18. "2 урок 4. Денисьева Елена Александровна. 19-32.... Анализ стихотворений «Денисьевского цикла». III. Заключение. 33, 34.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Методический комментарий к презентации

«Любовная лирика Ф.И. Тютчева»

Представленная презентация является сопровождением к урокам литературы в 10 классе по изучению любовной лирики Ф.И. Тютчева и рассчитана на сдвоенный урок.

При отсутствии возможности проведения сдвоенного урока можно взять для пристального изучения стихотворения, посвященные одной женщине, например, Амалии Максимилиановне Крюденер или первой жене поэта - Элеоноре Федоровне, его второй жене - Эрнестине Федоровне, Елене Александровне Денисьевой.

Примерный план проведения двух уроков по теме

«Любовная лирика Ф.И. Тютчева»

1 урок I. Вступление Слайды - 2, 3

II. Адресаты любовной лирики:

1 Амалия Максимилиановна Лерхенфельд ( Крюденер) 4-10

2. Элеонора Федоровна Ботмер (Петерсон) 11-13

3. Эрнестина Федоровна Пфеффель (Дёрнберг) 14-18

2 урок 4. Денисьева Елена Александровна. 19-32

Анализ стихотворений «Денисьевского цикла»

III. Заключение. 33, 34

Слайд

Название слайда

Комментарий к слайду

1

Титульный

2

«Жизни блаженство в одной лишь любви»

Аудиозапись:

Соната Бетховена

«К Элизе»

«Жизнь сердца» у Ф.И. Тютчева, по утверждению его биографов, была сложной, бурной, драматичной. В письме к дочери Дарье он признавался, что несёт в своей крови «это ужасное свойство, не имеющее названия, нарушающее всякое равновесие в жизни, эту жажду любви…». «Жизни блаженство в одной лишь любви» - эта строка из стихотворения Ф.И. Тютчева вполне могла бы стать эпиграфом ко всей любовной лирике поэта. Стихотворение, из которого данная строчка заимствована, представляет собой перевод лирической миниатюры И.-В. Гёте. Тютчеву в момент его написания было 67 лет. И фраза эта в устах человека, много пережившего и перечувствовавшего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение.

3

Пленники судьбы

Музы поэта: Амалия Максимилиановна Лерхенфельд (Крюденер), Элеонора Федоровна Ботмер (Петерсон), Эрнестина Федоровна Пфеффель (Дёрнберг), Елена Александровна Денисьева. Их судьбы так переплелись с судьбой поэта, что разорвать этот круг сложных отношений могла только смерть.

4

Без названия

В конце июня 1822 года Тютчев прибыл в Германию, где прожил в общей сложности около двух десятилетий, только осенью 1844 года он окончательно возвратился на родину. Таким образом, почти треть его сознательной жизни прошла в Германии.

5

Амалия Максимилиановна Лерхенфельд

Амалия фон Лерхенфельд, в замужестве баронесса Крюденер, была внебрачной дочерью прусского короля Фридриха-Вильгельма III и княгини Турн-и-Таксис (и являлась, таким образом, побочной сестрой другой дочери этого короля - русской императрицы, супруги Николая I Александры Федоровны). Официально же она считалась дочерью видного мюнхенского дипломата графа Максимилиана фон Лерхенфельд-Кеферинга. Амалия трижды мелькнула в жизни Тютчева: как увлекшее его юное беззаботное создание в Мюнхене, как величественная и очень влиятельная дама в Петербурге (за ней ухаживали император Николай I, Бенкендорф и Пушкин) и как одна из неожиданных и последних посетительниц умирающего поэта, с изумлением и признательностью принявшего ее последний поцелуй.

6

Без названия

К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений 1823-1825 годов «Друг, откройся предо мною…», «Твой милый взор, невинной страсти полный…».

Послания в полной мере запечатлевают историю любви от знакомства до вынужденного расставания, связанного с замужеством Амалии (в 1825 году она вышла замуж по настоянию родителей). Лирика ранней поры представляет интерес еще и потому, что многие ее образы, идеи, стилистические поиски будут развернуты и получат наиболее законченное воплощение в позднем творчестве поэта. Так, в стихотворениях о первой любви у Тютчева возникает образ жестокосердой толпы, чуждой той высокой духовности, что питает младенчески чистые сердца влюбленных. Именно вторжение взрослого мира в детски-невинные взаимоотношения оказывается губительным для «златого рассвета небесных чувств». В целом же любовная лирика 20-х годов окрашена в светлые тона, внутреннюю гармонию лирического героя не нарушают никакие житейские невзгоды.

7

Без названия

Спустя 13 лет после первой встречи с Амалией, в 1836 году, Тютчевым было написано стихотворение «Я помню время золотое…», воссоздающее атмосферу прежней влюбленности. Прочитав стихотворение, понимаешь, что чувства поэта даже по прошествии более чем десятилетия не остыли.

Известный литературовед Вадим Кожинов в монографии о Тютчеве писал: «… сразу же уместно сказать, предваряя всё дальнейшее, что, полюбив, Тютчев уже не умел, не мог разлюбить. Любимая женщина являла для него как бы полнозвучное воплощение мира - неповторимое, но всё же несущее в себе именно все богатство мира, воплощение». Согласны ли вы с мнением ученого? Аргументируйте свой ответ, обращаясь к предложенному стихотворению.

Что вы можете сказать о роли пейзажа в изображении человеческих переживаний у Тютчева?

В основе композиции стихотворения лежит скрытая антитеза. Постарайтесь раскрыть смысл этого художественного приема. Почувствовали ли вы, как в счастливые воспоминания о «сладости юных лет» вплетается горечь от сознания быстротечности жизни, предвкушения будущих утрат?

8

Без названия

Любовь-дружба с Амалией Максимилиановной длилась всю жизнь. В 1870 году, невзначай встретившись с ней в курортном Карлсбаде (ныне - Карловы Вары), Тютчев создал знаменитые стихи:

Я встретил вас - и все былое

В отжившем сердце ожило...

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Я встретил вас…» и А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

9

Без названия

Аудиозапись романса «Я встретил вас…»

Исп. С.Захаров

Весной 1873 года, ровно через пятьдесят лет после воспетой им встречи над Дунаем, Тютчев, уже на самом пороге смерти, писал дочери Дарье: «Вчера я испытал минуту жгучего волнения вследствие моего свидания с графиней Адлерберг, моей доброй Амалией Крюднер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете и приезжала проститься со мной…»

10

Репродукции полотен русских художников второй половины XIX века

Какие произведения живописи могли бы стать иллюстрациями к этому стихотворению?

Аргументируйте свое мнение.

11

Без названия

Мы забежали так далеко вперед лишь для того, чтобы вернее увидеть своеобразие души поэта: обретя любовь,

он действительно уже не мог изжить это чувство.

Однако возвратимся к тому, без сомнения, очень тяжкому для Тютчева времени, когда Амалия обвенчалась с другим.

В мае 1825 года Тютчев уехал из Мюнхена и провел более полугода в России. Он возвратился в начале 1826 года. Неизвестно, когда Тютчев узнал о свадьбе Амалии, но легко представить себе его тогдашнюю боль и отчаяние.

12

Элеонора Ботмер

Элеонора была дочерью графа Теодора Ботмера, принадлежавшего к одной из самых родовитых баварских фамилий, как, впрочем, и ее мать, урожденная баронесса Ганштейн. Еще совсем юной Элеонора вышла замуж за русского дипломата, поверенного в делах в Веймаре Александра Петерсона и прожила с ним около семи лет, до его кончины.

Возможно, что Тютчев поначалу искал в женитьбе спасения от своей тоски и горечи. Но поэту - это не раз подтвердилось - было присуще столь могучее, глубокое и всеобъемлющее чувство благодарности, что он и сам полюбил Элеонору - и опять-таки навсегда.

Тютчев прожил с Элеонорой двенадцать лет, до ее драматической преждевременной смерти. Первые семь лет, до 1833 года, были временем почти безоблачного семейного счастья. Тютчев не раз вспоминал об этих годах как об утраченном рае.

Стихотворение «В часы, когда бывает…» посвящено Элеоноре, оно написано тогда, когда прошло уже более тридцати лет со дня их свадьбы и ровно двадцать лет - со дня смерти Элеоноры.

Ее любовь была для Тютчева подобна благодатному лучу солнца и воздуху - верховным ценностям, которые и способны родить подлинную благодарность и истинную любовь к той, кто дарит эти ценности. Воспринять чувства другого человека как бесценный дар, подобный солнечному лучу и самому воздуху, способен далеко не всякий.

13

Без названия

14 мая 1838 года Элеонора Федоровна попала в морскую катастрофу: пароход «Николай I», на котором она плыла с тремя малолетними дочерьми из России в Германию, сгорел близ порта Любен. Мать вела себя героически, спасая детей, нервное потрясение и простуда вызвали заболевание; но оно усугубилось тем, что Элеонора Федоровна знала об увлечении мужа другой женщиной - Эрнестиной Дёрнберг. 27 августа 1838 года, в возрасте 39 лет, Элеонора Федоровна скончалась на руках мужа, - по словам его самого, «в жесточайших страданиях…». По семейному преданию, Тютчев в одну ночь поседел от горя. 6 октября он писал Жуковскому: «Есть ужасные годины в существовании человеческом… Пережить все, чем мы жили - жили в продолжение целых двенадцати лет… Что обыкновеннее этой судьбы - и что ужаснее? Все пережить и все-таки жить…»

К десятой годовщине смерти Элеоноры Федоровны Тютчев воплотил в стихах свою длящуюся любовь к ней, хотя давно уже был женат на другой:

Еще томлюсь тоской желаний…

14

Эрнестина Федоровна Пфеффель (Дёрнберг)

В феврале 1833 года на одном из балов приятель Тютчева, баварский публицист Карл Пфеффель знакомит его со своей сестрой, двадцатидвухлетней красавицей Эрнестиной и ее уже пожилым мужем бароном Дёрнбергом, месяц назад приехавшими в Мюнхен. Эрнестина, успевшая покорить мюнхенский свет красотой и искусностью в танцах, произвела сильное впечатление на Тютчева. К тому же произошла странная история: Дёрнберг почувствовал нездоровье и покинул бал, сказав на прощанье Тютчеву: «Поручаю вам свою жену», - а через несколько дней скончался…

После смерти мужа Эрнестина уехала из Мюнхена, но вскоре вернулась. И началась любовь, которая принесла поэту немало тяжких страданий. Он явно не мог ради новой любви не только расстаться с Элеонорой, но и даже разлюбить ее. И в то же время он не имел сил разорвать отношения с Эрнестиной.

15

Сопоставительный анализ стихотворений Тютчева и Пушкина

В любви Тютчева и Эрнестины была та полнота близости, которой явно недоставало в первом - в какой-то мере случайном, - брачном союзе поэта; в этой любви присутствовало и глубокое духовное взаимопонимание (что со всей очевидностью предстает в дошедших до нас почти 500 тютчевских письмах к Эрнестине), и властная страсть, которая в своих предельных выражениях даже страшила поэта..( это запечатлено в его стихотворениях, обращенных к Эрнестине: «Люблю глаза твои, мой друг…» и «Итальянская villa».

После чтения стихотворения «Люблю глаза твои, мой друг» беседуем с классом:

- Какое слово в этом стихотворении ключевое? (Слово игра).

- Какую смысловую нагрузку оно несет? («Пламенно-чудесная» игра глаз отражает многообразные переживания, оттенки чувств).

- Найдите синонимичные конструкции, связанные с символикой огневой стихии. Как вы считаете, что дают эти образы для изображения внутреннего мира? (С их помощью переданы подвижность и эмоциональное богатство внутреннего мира героини).

- Найдите антонимы в стихотворении. («Глаза, потупленные ниц», «сквозь опущенных ресниц», «их приподымешь вдруг»). В чем их роль?

- Какова роль антитезы? (Взору любящей женщины, вбирающему в себя все окружающее пространство, целый мир, противопоставлен невидящий взгляд в минуту, когда для двоих не существует никого и ничего, кроме них самих).

Сопоставительный анализ тютчевского стихотворения «Люблю глаза твои, мой друг…» (1836) и пушкинского «Ее глаза» (1828). Стихотворение А.С. Пушкина, как известно, посвящено Анне Алексеевне Олениной и написано в ответ на лирическую миниатюру П.А. Вяземского, плененного глазами А.О. Смирновой-Россет. Стихотворение Пушкина построено на антитезе: «скромной грации» и «детской простоте» взора Олениной противостоит броская красота и сияние смелости в «черкесских глазах» Смирновой.

16

Без названия

Тютчев, конечно, понимал, что сторонние взгляды могут жестоко судить его, который, едва оправившись от потрясенности смертью жены, весь отдается другой любви. В декабре 1838 года состоялась его тайная помолвка с Эрнестиной Пфеффель - об этом не знали даже ближайшие родственники. «Все пережить и все-таки жить…»

Но пережитая трагедия, с которой не могло не быть связано чувство глубокой вины, конечно, оставалась в душе Тютчева. 1 декабря 1939 года он писал родителям, что «есть вещи, о коих невозможно говорить,- эти воспоминания кровоточат и никогда не зарубцуются».

Стихотворение «С какою негою, с какой тоской влюбленный…», написанное между концом 1838 и серединой 1839 года, обращено к Эрнестине. В первых трех строфах Тютчев описывает одну из первых встреч с ней, причем о себе говорит отстраненно - в 3-м лице, а в четвертой строфе, совершив - после отточия - переход к первому лицу мн.числа, пишет об общности их судеб, намекая на то, что их союз оплачен ценой двух жизней - ее мужа и его жены.

17

Без названия

Стихотворение «Не знаю я, коснется ль благодать…» обращено к Эрнестине Федоровне. Написанное в первый год любви Тютчева к Е.А. Денисьевой, оно было вложено поэтом в альбом-гербарий, принадлежавший его жене, и пролежало в нем, не замеченное ею, 24 года - до мая 1875 года. Прочитав впервые это стихотворение, И.С. Аксаков написал: «Стихи эти замечательны не столько как стихи, сколько потому, что бросают луч света на сокровеннейшие, интимнейшие брожения его сердца к жене… В 1851 году … она еще не настолько знала по-русски, чтобы понимать русские стихи, да и не умела еще разбирать русского писанья Ф.И. …Каков же был ее сюрприз, ее радость и скорбь при чтении этого привета замогильного, такого привета, такого признания ее подвига жены, ее дела любви!»

В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья страждущего, больного духом и телом поэта склонялась верная Нести (так Тютчев называл Эрнестину). Это она, в пору его великого горя после утраты Лели (Елены Денисьевой), сказала любопытствующим и злорадствующим: «… его скорбь для меня священна, какова бы ни была ее причина». Величие и красоту ее души Тютчев оценил давно.

«Душа болезненно-греховная, «обморок духовный» - Тютчев заглянул в такие глубины, в такие бездны человеческой души, как никто до него, а после - разве что Достоевский и, по-своему, Чехов.

18

«Она сидела на полу…»

Аудиозапись: стихот. читает Ин.Смоктуновский

Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало и отталкивало от собственного «Я». В такие минуты Тютчев-поэт отторгался от Тютчева-человека.

Как-то он застал Нести сидящей на полу, с глазами, полными слез. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами дорогие ее памяти строки любви и признаний и так же машинально, словно заведенная механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки.

Тринадцать лет назад, когда вся эта история только начиналась, Тютчев написал жене искреннее, пронизанное душевной мукой письмо: «Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьезности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!.. Увы, это так, и я вынужден признать, что, хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты все же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою…»

Анализ стихотворения «Она сидела на полу…»

19

Елена Денисьева - последняя любовь

Возраст Тютчева приближался к полувековой отметке, когда он, почти лишившись надежды на духовное обновление, мрачно констатировал: «Я отжил свой век и… у меня ничего нет в настоящем».

Но случилось так, что в его сердце вновь пришла Весна. Помните у Пушкина: «И, может быть, на мой закат печальный // Блеснет любовь улыбкою прощальной…»?

Последняя любовь. Какой была она в жизни поэта?

Об отношениях Тютчева с Денисьевой сын поэта Федор Федорович Тютчев писал: «Это увлечение, наиболее сильное во всей его жизни, оставило на ней глубокий след…»; «В то время ему было уже под пятьдесят лет, но, тем не менее, он сохранял еще такую свежесть сердца и цельность чувств, такую способность к безрассудной, не помнящей себя и слепой ко всему окружающему любви, что, читая его дышащие страстью письма и стихотворения, положительно отказываешься верить, что они вышли из-под пера не впервые полюбившего 25-летнего юноши, а пятидесятилетнего старца, сердце которого должно бы, казалось, давным-давно устать от бесчисленного множества увлечений, через которое оно прошло».

20

Елена Денисьева

О личности возлюбленной поэта вспоминал А.И. Георгиевский, муж сестры Е.А. Денисьевой: «… природа одарила ее большим умом и остроумием, большою впечатлительностью и живостью, глубиною чувств и энергией характера…» По свидетельству А.И. Георгиевского, увлечение Тютчева Денисьевой «вызвало с ее стороны такую глубокую и энергическую любовь, что она охватила все его существо, и он остался навсегда ее пленником, до самой ее кончины». «Денисьевский цикл» стал лирическим памятником этому удивительному по силе и глубине чувству, его поэтической летописью.

21

«Денисьевский цикл» - вершина любовной лирики

В светском обществе, с которым связана была судьба Тютчева и Денисьевой, любовь их стала объектом пристального, чрезмерного внимания, вызвала общественный скандал. Грубые обвинения посыпались в адрес преимущественно Денисьевой. От нее отвернулись, двери домов, где она раньше бывала и где вокруг нее собиралось множество блестящих поклонников, перед нею захлопнулись. От нее отрекся отец. Даже властная тетка ее, у которой жила Денисьева, принуждена была уйти из Смольного института, где служила инспектрисой. История возвышенной любви стала предметом пересудов, злословия, сплетен, терзавших и губивших молодую женщину. Сам же поэт, хотя светский мир задевал его менее всего и он по-прежнему оставался завсегдатаем петербургских салонов, как вспоминает его сын, «бесцельно метался в заколдованном круге нелепых, тяжелых, подчас унизительных условий созданного им самим положения, являясь в одно и то же время и палачом и жертвой».

22

План анализа стихотворений «Денисьевского цикла»

23

«Я очи знал, - о, эти очи…»

Читаем стихотворение «Я очи знал, - о, эти очи».

- Скажите, счастливый человек или несчастный рассказывает о своих чувствах? А как вы об этом догадались?

- Какие художественные средства помогают поэту запечатлеть образ любимой женщины, передать притягательную силу любящих и любимых глаз?

- Обратите внимание на следующие строки: «От их волшебной страстной ночи // Я душу оторвать не мог». Чем объяснить возникновение такой метафоры? Как вы понимаете эти слова?

- Как вы понимаете выражение: «В непостижимом этом взоре, жизнь обнажающем до дна…»?

- Какими словами передана «история любви»? (Страстная ночь, горе, страсти глубина, страданья, роковой, волненье, слезы). Можно ли понять, какими были взаимоотношения лирических героев: гармоничными или, напротив, драматичными?

- Скажите, а не случайно ли в этом стихотворении повторяется пушкинский мотив? Какой? Верно, тютчевские «чудные мгновенья» рождают воспоминания о «чудном мгновенье» Пушкина? Что же в них общего?

Образ героини.

Образ женщины воплощен в единственной портретной детали. Эта деталь - ее поразительные глаза, которые в стихотворении названы «очами». Русский литературный язык середины века чаще использовал слово « глаза». «Очи» - это явно поэтически-возвышенное выражение, которое напрямую связано с еще одним использованным в стихотворении «высоким» словом: «взор» вместо чаще употребляемого обыкновенного «взгляда». Этот лексический ряд - «очи», «взор» - свидетельствует и о человеческой и женской неповторимости героини, и об особом к ней отношении лирического героя.

См. табл. Портретная линия изображения практически лишена конкретности. О цвете глаз можно судить по метафоре «волшебная, страстная ночь» (параллель с ночью позволяет говорить о черном цвете глаз). Еще одна портретная деталь - тоже метафора - «тень ресниц густая». Казалось бы, перед нами условно-традиционное изображение красавицы (жгуче-черные очи, глядящие на мир из-под густых ресниц). Но психологическая линия углубляет портрет, делает красавицу действительно необыкновенной. Обратим внимание на то, что чувства, кипящие в этих «очах», в этом «непостижимом взоре» - чувства прямо противоположные, полярные. Они и стоят в строфах попарно: «горе» - «страсти глубина», «наслаждения» - «страдания».

Поразительные метафоры «волшебная, страстная ночь» очей и взор, «жизнь обнажающий до дна»… Эпитеты «утомленный» и «роковой», характеризующие этот взор… Сравнение его с наслаждениями и страданием… В этих образах - порывистость, страстность, искренность, беззащитность и необыкновенная внутренняя сила возлюбленной поэта. Радость, страдания - все в одном порыве, все неразрывно соединено, хоть и кажется несоединимым. Красота без глубины и трагизма для Тютчева невозможна. Именно такая красота покорила лирического героя. Его возлюбленная чем-то неуловимо напоминает героинь Достоевского, в частности Настасью Филипповну из романа «Идиот».

24

«Предопределение», «Чему молилась ты с любовью…»

Начиная анализировать стихотворение «Предопределение», обращаем внимание учащихся на первую строку текста. Задумаемся: какую роль играет здесь устойчивое сочетание «гласит преданье»? Оказывается, что таким образом автор отсылает нас к устойчивой традиции в изображении любви как гармонии, «союза души с душой родной». Но дочитаем текст до конца.

. Любовь у Тютчева не только «съединенье», «сочетанье», но прежде всего «поединок роковой». Любящие души будто стоят по две стороны барьера. Во второй строфе автор использует ряд прилагательных в сравнительной степени. Укажите их и объясните роль этого приема. Таким образом поэт демонстрирует нам изначальное неравенство любящих: «в борьбе неравной двух сердец» нежнее, а потому и беззащитнее оказывается сердце женщины, и именно ему неизбежно суждено изныть и зачахнуть.

Обратим внимание на некоторые композиционные особенности стихотворения. Как можно объяснить роль двойного многоточия в строке «И… поединок роковой…»? Очевидно, этот пунктуационный знак играет здесь выделительную роль и одновременно служит знаком паузы, той самой остановки в развертывании текста, после которой мысль совершает неожиданный поворот и традиционные рассуждения завершаются парадоксальным выводом. Смысловой оттенок вывода, итога имеет и слово «наконец», завершающее вторую строфу. По мысли поэта, возникающее чувство любви не зависит от самих людей, а предопределено судьбой (вспомним здесь, что произведению недаром дано заглавие «Предопределение»), но ею же предуказан и трагический исход этого чувства.

В стихотворении «Чему молилась ты с любовью» автор показывает жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищенность героини перед толпой

- Какова значимость любви в жизни героини стихотворения? Какая поэтическая лексика призвана подчеркнуть высокое предназначение любви?

- Чем вызван конфликт в этой лирической новелле? Проследите за его развитием.

- Какие строки, слова демонстрируют жестокость, беспощадность окружающего мира и внутреннюю незащищенность героини перед толпой?

- В каких строках с особой силой выражено авторское отношение к изображенному?

25, 26

«Денисьевский цикл»

Портрет Денисьевой

с дочерью Еленой

Тема мук, страданий в любви становится предметом изображения в стихотворениях «Не раз ты слышала признанье…» и «О, не тревожь меня укорой справедливой…»

- Что в облике возлюбленной вызывает восхищение поэта?

- В чем лирический герой упрекает себя?

Следя за чувствами лирического героя, постигая внутренний мир его возлюбленной, заносим свои наблюдения в тетради.

Выводы:

- Анализируя свои переживания, лирический герой с горечью признается самому себе в неспособности ответить возлюбленной с той же силой страсти и самоотдачи. Поэтому его преследуют укоры совести. Он ощущает себя немощным стариком-чародеем, в бессилии взирающим на творение рук своих, в которое он некогда вдохнул жизнь.

- Красота материнства, самоотверженность, бескорыстие живых, «пламенных» чувств женщины, подарившей лирическому герою «волшебство», чудо любви, не могут не вызывать восхищения. Подчеркивая духовное богатство и нравственную высоту любящей женщины, поэт поднимает ее до уровня мадонны, хотя и не произносит этого слова.

27

Реконструкция текста

Одним из шедевров «Денисьевского цикла» стало стихотворение «О, как убийственно мы любим». Оно воспринимается как сжатый до десяти строф роман двух сердец и одновременно как человеческая драма, переданная стихами. В то же время это произведение вышло далеко за рамки рассказа об интимных отношениях двух людей и обрело широкое обобщенное звучание.

В этом отношении интересно сравнить стихотворение Тютчева с романом «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. Оба они раскрывают большую трагедию любящих, и оба обвиняют «раба своей страсти, большого эгоизма», подчиняющего свои поступки своим желаниям. В обоих страсть показана как стихийная сила, определяющая «поединок роковой». И в стихотворении, и в романе возвышена женщина как участница и жертва этого столкновения. Там и здесь звучит «глас Божий», осуждающий, воздающий виноватым. В обоих творениях авторы обвиняют свет и толпу. Вот почему литературовед Б.М. Эйхенбаум назвал тютчевское стихотворение «эпиграфом к «Анне Карениной» и «лирическим комментарием к ней».

- Обозначьте основные вехи романа, о котором говорится в стихотворении. Какой характер носила первая встреча возлюбленных? Почему поэт называет ее «сном»? Отчего он с горечью вспоминает о своей «победе», которой некогда гордился?

- Как автор передает скоротечность пережитого счастья? Почему так важно ему отметить мимолетность безмятежного сна?

- Чем объяснить, что опьяненность счастьем любви сменилась столь драматическим отрезвлением? Каковы субъективные и объективные причины этого? Как в интимную жизнь любящих вмешался «суд людской»?

- Чем вызвано появление в стихотворении темы Рока? Как проявляет он себя? Какие средства использует поэт для характеристики судьбы?

- Какова степень причастности лирического героя к «незаслуженному позору», свалившемуся на жизнь любимой? Пытается ли этот герой снять с себя часть вины? Если нет, то за что и как судит он самого себя?

- Каковы итоги « губительной любви»? Какие перемены произошли во внешнем облике возлюбленной? Во что превратилась ее жизнь? Как переживает поэт утрату своего очарования?

-Обратите внимание на лирическое обрамление, кольцевой характер композиции стихотворения. Для чего последняя строфа повторяет первую? Какое изменение в синтаксическом строении возникает в ней? С чем это связано?

- Позже у Н.С. Лескова появится образ «очарованного странника», который тоже погубил свою любовь, вступив с нею в «поединок роковой». Чем схожа и чем отлична ситуация Тютчева от той, которая раскрыта у писателя? Можете ли вы увидеть в стихотворении поэта зерно соответствующего эпизода в повести Лескова?

- Нашла ли героиня стихотворения твердую опору в избраннике в своем противостоянии «толпе»? Есть ли что-либо общее в этой ситуации с той, что раскрыта А.И. Куприным в повести «Олеся»?

- Какие высокие общечеловеческие ценности раскрывает Тютчев в своем стихотворении? Как передается нравственное превосходство женщины над лирическим героем? Как возвеличивается духовное начало в любви при осуждении «буйной слепости страстей»?

28

«Последняя любовь»

Аудиозапись: романс исп. Елена Камбурова

Стихотворение «Последняя любовь» - одно из ярчайших в ряду произведений, составляющих «Денисьевский цикл».

- Какие чувства передал нам поэт в этом стихотворении?

- Какой метафорический образ лежит в основе стихотворения? Как вы думаете, почему именно образ вечерней зари избран поэтом?

- Чем, по-вашему, объясняется обилие побудительных предложений, глаголов в повелительном наклонении, употребление повторов?

Стихотворение проникнуто желанием остановить «чудное мгновенье». Это заклинание, обращенное к всемогущей судьбе с просьбой продлить очарование предзакатной любви. Вместе с тем в словах поэта звучит вселенская грусть, ибо человек не в силах замедлить неумолимый бег времени.

29

Стихотворение, посвященное воспоминаниям о последних часах жизни Денисьевой

Аудиозапись: дождь

Стихотворение «Весь день она лежала в забытьи…» - последнее из произведений «Денисьевского цикла», одно из самых «кровно жизненных и скорбных». Неотвратимое угасание любимой («и всю ее уж тени покрывали») на фоне летнего буйства природы:

Лил теплый летний дождь - его струи

По листьям весело звучали.

Реплика героини «О, как все это я любила!.. - смысловой центр стихотворения. «Любила», - говорит она и о летнем дожде, и о человеке («я был при ней, убитый, но живой»), которому еще предстоит пережить все это.

«Такого глубокого женского образа, наделенного индивидуальными психологическими чертами, никто до Тютчева в лирике не создал, - справедливо замечает Лев Озеров. - По характеру своему этот образ перекликается с Настасьей Филипповной из «Идиота» Достоевского и Анной Карениной у Толстого».

В течение четырнадцати лет продолжались отношения Тютчева и Денисьевой. У них было трое детей. Смерть Денисьевой от чахотки была в полном смысле слова невосполнимой утратой для поэта. «Все кончено - вчера мы ее хоронили…<…> Во мне все убито: мысль, чувство, память, все…<…> Пустота, страшная пустота. И даже в смерти - не предвижу облегченья. Ах, она мне на земле нужна, а не там где-то…» - писал Тютчев А.И. Георгиевскому 8 августа 1864 года.

Из воспоминаний Ф.Ф. Тютчева: «… когда через 14 лет он потерял ту, которую так безумно и страстно любил, не был

уже способен ни на какую активную деятельность. Смерть любимого человека, по собственному его меткому выражению, «сломившая пружину его жизни», убила в нем даже желание жить, и последние 9 лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнетом мучительного позднего раскаяния…»

30

Текстуальные сближения стихов Тютчева с произведениями Тургенева

По своему психологическому складу любимая в «Денисьевском цикле» напоминает тургеневских героинь. У того и другого любовь - «поединок роковой». В то же время у Тургенева личность человека и сфере чувств социально и исторически обусловлена. Те психологические ситуации, которые рисовал Тургенев в романах и повестях, отражали реальную картину человеческих отношений 50-60 годов, пробудившееся в передовых кругах сознание ответственности за судьбу женщины. Тютчев в своих раздумьях о женской доле, о женском характере близок Тургеневу. «Она» в «Денисьевском цикле» похожа на героиню рассказа Тургенева «Три встречи».

Обнаруживаются даже текстуальные сближения стихов Тютчева с романами и повестями Тургенева, в изображении любовных страданий.

Выдержки из письма Рудина свидетельствуют о сходстве морально-психологического состояния героев Тургенева и Тютчева. Сама история любви, рассказанная Тютчевым в «Денисьевском цикле», в психологическом отношении напоминает историю любви тургеневских героинь. Однако в тютчевском герое, в отличие от героя Тургенева - «лишнего человека», больше решимости и страсти.

Главное, что Тютчев увидел и высоко оценил в женщине, - это силу чувства. Его любимая предстала в стихах как подлинная героиня любви, совершившая подвиг. Тютчев утверждает за женщиной право на личное чувство, на любовь, на борьбу за нее. В любви за нее героиня раскрыла себя, лучшие качества своей личности, свои возможности.

31

Текстуальные сближения

По своему характеру образ лирической героини Тютчева перекликается с Анной Карениной Л.Н.Толстого и Настасьей Филипповной Ф.М. Достоевского из романа «Идиот», а образ лирического героя - с Иваном Северьяновичем Флягиным, главным героем «Очарованного странника» Н.С. Лескова, и Иваном Тимофеевичем из повести «Олеся» А.И. Куприна.

32

Особенности тютчевских эпитетов, сравнений, метафор

Словесный образ Тютчева передает диалектику его живой, движущейся мысли. Выделим главные особенности лирического стиля поэта.

33

Без названия

Любовь в понимании Тютчева - это «самоубийство», «блаженство и безнадежность», «поединок роковой»…

34

Без названия

Аудиозапись: соната Л.Бетховена

Крестная ноша, крестный путь


Используемая литература:

  1. Маранцман В.Г. Литературы. 8 класс. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2004

  2. Харитонова О.Н. Литература в школе, 1/1998

  3. literatura5.narod.ru/tutchev_deniseva_c.html

  4. likt590.ru/project/tutchev/Xpage3.htm

  5. Русская литература XIX века. Большой учебный справочник. - М.: Дрофа, 2007

© 2010-2022