- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Виды речевых и грамматических ошибок
Виды речевых и грамматических ошибок
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Козиренко В.В. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Виды речевых и грамматических ошибок
Наиболее сложными для восприятия и осознания являются речевые и грамматические ошибки.
Рассмотрим их виды подробнее.
Речевые ошибки и недочёты.
-
Употребление слова в несвойственном ему значении
Поскользнувшись, я упал навзничь и ушиб колено» (вместо ничком). Жилин радовался, что обратно (вместо опять) может совершить побег.
-
Нарушение лексической сочетаемости слов
Автор текста увеличивает (вместо усиливает) впечатление. В этот день закоренелые (вместо истинные) патриоты вышли на улицы города.
-
Неоправданное употребление диалектных и просторечных слов
Таким людям всегда удаѐтся объегорить( вместо обмануть) других. На вратаре майка, напяленная (вместо надетая) на рубашку. На пришкольном участке наш класс посадил бураки и цибулю (вместо свѐклу и лук).
-
Неудачное употребление местоимений
Текст написал В. Белов. Он (вместо текст, который написал…) относится к художественному стилю.
-
Неуместное употребление слов иной стилевой окраски; смешение лексики разных эпох
По задумке (вместо замыслу) автора, герой побеждает. Молчалин работает (вместо служит) секретарем у Фамусова.
-
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
В таких случаях я взглядываю (вместо заглядываю) в словарь. Моѐ отношение к этой проблеме не поменялось (вместо изменилось).
-
Неразличение паронимов
Были приняты эффектные (вместо эффективные) меры. Мама велела мне взять свитер, но я наперерез (вместо наотрез) отказался.
-
Неразличение синонимичных слов
Имя этого поэта знакомо (вместо известно) во многих странах. В конечном (вместо последнем) предложении автор применяет градацию.
-
Употребление лишних слов (плеоназм)
Молодая девушка; очень прекрасный.
-
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
В этом рассказе рассказывается (вместо говорится, речь идѐт) о реальных событиях.
-
Неоправданное повторение слова
В этой главе мы узнаѐм, что Маша стала сиротой. Маша (вместо девушка) потеряла отца и мать. Герой рассказа не задумывается над своим поступком. Герой не понимает всей глубины содеянного (вместо Герой рассказа не задумывается над своим поступком, не понимает всей глубины содеянного).
-
Употребление лишних слов, лексическая избыточность
Наступил август месяц (вместо август). Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, об этом (об этом - лишнее) позаботится книжный наш магазин.
-
Нарушение порядка слов
Тут я увидела в новых джинсах Наташку (вместо Наташку в новых джинсах). Первым ударил Кирибеевич в грудь Калашникову (вместо Кирибеевич первым ударил Калашникова в грудь).
-
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.
Грамматические ошибки
-
Ошибочное словообразование.
Благородность (благородство), подчерк (почерк), трудолюбимый (трудолюбивый), надсмехаться (насмехаться).
-
Ошибочное образование форм слов
более интереснее (более красивый), красивше (красивее). Сколько (скольких) нравственных принципов мы лишились из-за утраты духовности.
-
Нарушение норм согласования
Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися (увлекающихся) джазом.
-
Нарушение норм управления
Нужно сделать природу более красивую (красивой). Все удивлялись его силой (силе).
-
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Большинство возражали (возражало) против такой оценки его творчества. Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (художественная сторона произведения).
-
Нарушение способа выражения сказуемого
Все были рады, счастливы и веселые (весѐлы). Дубровский сам был гвардейский офицер (гвардейским офицером).
-
Ошибки в построении предложения с однородными членами
Уроки учат нас любить литературу и многим хорошим качествам (любви к литературе и многому хорошему). В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю (и о том, почему я его люблю).
-
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
Читая текст, возникает чувство сопереживания (я сопереживаю героям). Глядя на картину (когда гляжу на картину), эмоции переполняют меня.
-
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами (снегом, проваливающимся под ногами). Марью Кирилловну заперли в комнату, пытающуюся спастись от князя (Марью Кирилловну, пытающуюся спастись от князя, заперли в комнату).
-
Ошибки в построении сложного предложения
Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал еще в детстве (Эта книга, которую я прочитал ещѐ в детстве, научила меня ценить и уважать друзей). Человеку показалось то (лишнее слово), что это сон.
-
Смешение прямой и косвенной речи
Базаров говорит Аркадию, что твой (его) отец - человек отставной, его песенка спета. Автор сказал, что я (он) не согласен с мнением рецензента.
-
Нарушение границ предложения
Когда герой опомнился. Было уже поздно (Когда герой опомнился, было уже поздно). Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть. Потому что он был невысокого роста (Его не приняли в баскетбольную команду, потому что он не умел играть и был невысокого роста).
-
Пропуск члена предложения (эллипсис)
На собрании было принято (решение) провести субботник.
-
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм
Когда наступил декабрь, погода резко изменяется (изменилась). Замирает (замрѐт) на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.
-
Ошибки, связанные с употреблением частиц
Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы (лишнее слово) подпись художника. В тексте всего раскрываются (раскрываются только) две проблемы.