Урок литературы в 7 классе. Анализ рассказа Евгения Носова Живое пламя с применением технологии критического мышления: чтение с остановками

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 7-м КЛАССЕ

Тема урока: Анализ рассказа Е.И. Носова «Живое пламя» с применением технологии критического мышления: «чтение с остановками».

Программа под редакцией В.Я. Коровиной

Учебник Коровина В.Я., Литература: 7 класс. Учебник в 2 частях. - М .: Просвещение, 2007.

Методические пособия:

Коровина В.Я. Литература: 7 кл. Метод. советы. - М .:Просвещение, 2003.

Тип урока: урок анализа художественного произведения.

Цели урока:

Познавательные

1) познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя».

2) Обучать навыкам анализа рассказа.

Развивающие

1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать оценки поступкам героев.

2)Развивать речемыслительную деятельность учащегося.

Воспитательные

1) Воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

  1. Формировать творческую личность, способную к эмоционально- эстетическому и нравственному осмыслению жизни.

Оборудование. 1)Компьютер, мультимедийный проектор (для показа портрета Е.Носова), СD с записью песни Ю.Антонова «Маки». 2) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 3) Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля.

Методы деятельности: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.

На уроке использовался приём технологии критического мышления - чтение с остановками

На уроке сочетались репродуктивные и продуктивные формы учебной деятельности, уделено должное внимание самостоятельной творческой работе учащихся.

Формы и виды текущего контроля

  • а) текущий контроль: написание творческих самостоятельных работ учащимися.

  • б) устные высказывания учащихся, чтение наизусть.



Ход урока

На доске эпиграф:

Маки, маки, красные маки,

Горькая память земли,

Неужели вам снятся атаки,

Неужели вам снятся атаки,

Тех, кто с этих холмов не пришли.

Г. Поженян

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

2) Словарная работа: Короб - лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-либо.

Куртинка (здесь) цветочная грядка.

Чулан - помещение в доме, служащее кладовой.

I. Учитель. Стадия вызова. Обращение к личному опыту:

- Ребята! Как вы думаете, все ли события остаются в памяти людей? Что лучше запоминается? Были ли у вас в жизни случаи, о которых вам не хочется вспоминать, и, наоборот, к которым вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Напишите о случае, к которому вы постоянно возвращаетесь в своей памяти?

Прослушивание работ учащихся.

II. Прогнозирование по названию.

- Рассказ, который мы будем читать, называется «Живое пламя». Как вы думаете, о чём это произведение?

III. А сейчас послушаем сообщение о жизни и творчестве Носова Е. И.

На экране его портрет.

Носов Евгений Иванович родился 15 января 1925 года в селе Толмачеве под Курском в семье потомственного мастерового, кузнеца.

Летом 1943 года, закончив восьмой класс, ушёл на фронт, поступил в артиллерийские войска, стал наводчиком орудия. Воевал в Польше. В боях под Кёнигсбергом 8 февраля 1945 был тяжело ранен и 9 мая 1945 года встречал в госпитале в Серпухове, о чём позже написал рассказ «Красное вино победы».

После войны Носов продолжил учёбу, закончил среднюю школу. Учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. М. Горького, публикует свои произведения «Тридцать зерен», «Дом за триумфальной аркой», «Где просыпается солнце».

Е. И. Носов был награждён Орденами Ленина и Отечественной войны, медалями. В 1975 году писатель был удостоен Государственной премии РСФСР, в 1996 году - Международной премии имени М. А. Шолохова в области литературы и искусства.

Умер писатель 13 июня 2002 года, похоронен в Курске.

Рассказ «Живое пламя» написан в 1957 году.

IV. Чтение I части рассказа . «Ну, какой из мака цвет!»

1) Что нам известно о рассказчике? Кем он приходится тёте Оле?

2) Как жила Ольга Петровна? Какой у неё был домик?

3) Какие ещё детали свидетельствуют об одиночестве женщины, о затаённой печали, переполнявшей её сердце?

4) Как вы считаете, почему тётя Оля занимается разведением цветов?

5) Почему тётя Оля не любила маки?

6) Почему рассказчик посеял маки?

7) Почему тётя Оля оставила несколько маков?

8) Какие отношения были у рассказчика с тётей Олей?

9) Чей портрет висел над письменным столом в комнате рассказчика?

10) Как вы думаете, чей это портрет?

Чтение II части рассказа. «Клумба стояла неузнаваемой».

1. Как изменилась клумба?

2. Какие цветы росли на ней?

3. Что напоминали цветы?

4. Каким цветам автор уделяет особое внимание?

5. Можно ли сказать, что маттиолы, анютины глазки, куртинки так же сильно волновали сердце героя, как и маки?

Чтение III части рассказа. «Два дня буйно пламенели маки».

  1. Что напоминали издали цветущие маки?

  2. Почему казалось страшным их прикосновение?

  3. Какая яркость была у маков?

  4. Как выглядела рядом с маками «парижская цветочная аристократия»?

  5. Сколько дней пламенели маки?

  6. Что случилось на исходе вторых суток?

  7. Как выглядела пышная клумба без маков?

IV. Прогнозирование. Как будут развиваться события дальше? ( Прогнозирование)

Почему так? (Аргументы)

Чтение IV части рассказа «И у людей так бывает…»

1. С каким чувством герой-рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак?

2. Что каждый из них сказал о жизни мака?

3. Как характеризует героев отношение к макам? Меняется ли оно? О чём это нам говорит?

4. Почему она вздохнула, словно по живому существу?

5. Что имела в виду тётя Оля, когда сказала: « Да, сгорел… Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…»?

6. Как изменилась сразу тётя Оля?

7. Отчего вдруг она «как-то сгорбилась и заторопилась в дом »?

8. Что мы узнали о сыне тёти Оли? Как погиб Алексей? Какой человек способен на такой поступок? Каким вы себе представляете Алексея?


  1. Прогнозирование. Что будет дальше, как вы думаете ? (ответы учащихся).

Чтение V части рассказа «... не дать погаснуть живому огню»

1. Где теперь живёт рассказчик?

2. Навещает ли он тётю Олю?

3. Что изменилось у неё на клумбе?

4. С каким расчётом были ею посеяны маки?

5. Почему тётя Оля отдала предпочтение макам?

VI. Беседа по идейному содержанию.

Вопросы:

1.Почему рассказ так озаглавлен?

2. Можно ли назвать маки полноправными «героями» рассказа?

3. Правомерно ли говорить о символическом смысле этого образа? Понятен ли вам смысл образа

«буйно пламенеющего» мака, то вспыхивающего «трепетно-ярким огнём», то наливающегося «густым багрянцем»?

Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е. Носова. Не случайно автор сравнивает маки с «зажжёнными факелами с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени», а осыпающиеся лепестки их - с «искрами». Рассматривая «ещё совсем свежий, в капельках росы, лепесток», мать вспоминает сына, вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки».

4. Как вы понимаете конец рассказа?

Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу, из влажной, полной жизненных сил земли, подымались всё новые и новые туго свёрнутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

Ответы учеников: Память о героях продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», его подвигов. Память. Она всегда с нами.

Красный мак - символ Памяти.

Обратиться к эпиграфу, записанному на доске

Звучит песня Ю. Антонова на слова Г. Поженяна «Маки»

Чтение наизусть учеником отрывка из стихотворения Е. Акимовой «Маки»:

Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит, не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
И сердце наше память ту хранит,
И слёзы скорби на глазах усталых,
И память прошлого в душе земли горит,
Как тот пожар в траве из маков алых.
Алеют маки искрой на земле,
Как капли крови, да горячей крови.
И обжигают сердце всей стране,
Своим огнём до страшной нашей боли.

4. В чём видите сходство между рассказом Е.Носова и прозвучавшим стихотворением и песней?

5. Как Е. Носов на страницах небольшого рассказа показывает жестокость войны?

6. Какую иллюстрацию вы бы придумали к этому рассказу?

7. В чем, по-вашему, основная идея рассказа?

VII. Рефлексия. Написать эссе или ответить на вопросы:

1. Слушая рассказ Е. Носова.

2. О чем заставляет задуматься этот рассказ?

3. Почему тётя Оля изменила своё мнение о маках?


  1. Прослушивание детских работ.


  1. Заключительное слово учителя:

Прошло 70лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в человеческих душах. Мы должны помнить об ужасах войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны помнить, чтобы жить.

X. Итог урока.

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

-Каковы твои главные результаты сегодня? Благодаря чему удалось их достичь?

-Какие трудности встретились во время выполнения задания, как ты их преодолевал (пытался преодолевать)?

  • Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

XI. Домашнее задание: подготовить рассказ о своих родственниках, участниках Великой Отечественной войны.






















Приложение

Мини-сочинение Равиной Анны

Ответ на вопрос: Почему тётя Оля изменила своё мнение о маках?

Тётя Оля, увидев опавшие лепестки маков, сразу же вспомнила своего сына, погибшего на войне. Маки ей напомнили о его жизни. Она была такая же недолгая, но наполненная смыслом, «без оглядки, в полную силу прожита». Алексей погиб, защищая Родину. Маков цвет стал для матери погибшего сына вечным огнем памяти, живым огнем. И теперь она маки не считает овощем, а считает цветком, напоминающим сына, и сажает их так, чтобы они всегда пламенели на клумбе. Это память о сыне, и с ними её душе становится спокойнее.

Сочинение-эссе Банбана Владимира

Слушая рассказ Е.Носова «Живое пламя»

Слушая рассказ Е.Носова, задумываешься, как много молодых людей погибло в годы Великой Отечественной войны. Сын тети Оли - один из них. Он настоящий герой: сбил на легком ястребке фашистский бомбардировщик. На такой поступок способен только смелый и сильный духом человек.

В памяти матери он остался вечно молодым и возвращается в ее жизнь ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

САМОАНАЛИЗ УРОКА.

1.Характеристика класса.

Урок проведён в классе с сильным составом учащихся. Большинство обучающихся читающие, интересующиеся литературой, с хорошо развитой письменной и устной речью.

2. Тема урока:

Анализ рассказа Е.И. Носова «Живое пламя» с применением технологии критического мышления: «Чтение с остановками».

Степень сложности для класса посильная.

3. Триединая цель, тип и структура урока.

1) познакомить учащихся с рассказом Е. И. Носова «Живое пламя», обучать навыкам анализа рассказа;

2) развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать оценки поступкам героев;

3) воспитывать у школьников уважительное отношение и чувство благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны.

4. Тип урока - анализ художественного произведения.

5. Структура урока:

1) Вступительное слово учителя. Постановка целей урока.

2) Словарная работа.

3) Обращение к личному опыту (написание творческой работы).

4) Прослушивание работ учащихся.

5) Сообщение о жизни и творчестве Носова Е. И.

6) Чтение с остановками рассказа по частям.

7) Прогнозирование.

8) Беседа по идейному содержанию.

9) Рефлексия. Написание эссе или ответа на вопрос.

10) Прослушивание детских работ.

11) Заключительное слово учителя.

6.Главный этап урока, его полный анализ.

Чтение с остановками рассказа по частям и ответы учащихся на вопросы учителя.

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, воспитывает внимание к слову, помогает не упустить ни одной детали важной для понимания идейного содержания рассказа.

7. Другие этапы урока дополняют, углубляют содержание главного этапа и помогают понять идейное содержание произведения, создают эмоциональный настрой.

8. Формы и методы соответствуют изучаемому материалу и способам организации деятельности учащихся. Чтение рассказа, беседа, анализ произведения, прогнозирование помогают глубокому восприятию произведения.

Творческие работы, выполненные в начале и в конце урока, развивают речь учащихся, обнаруживают навыки анализа рассказа;

Полученные результаты на уроке соответствуют качеству обучения.

9. Время на уроке использовалось рационально.

10.Учебный материал даёт благодатные возможности для воспитания у школьников уважительного отношения и чувства благодарной памяти к погибшим в годы Великой Отечественной войны, является примером для формирования личности.

11.Учащиеся в течение всего урока проявляли активность и интерес к происходящему, были эмоционально напряжены.

12. На уроке учащиеся познакомились с рассказом Е. Носова, обучались умению анализировать текст, велась работа по формированию коммуникативной компетенции: учащиеся за урок написали по два мини-сочинения. Урок имеет высокую результативность, учащиеся получили хорошие и отличные оценки.

Считаю, что урок цели достиг.






© 2010-2022