Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

_____________________________________

Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»

______________________________________________________________________________














Направление: искусствоведение





Тема: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ В ИСКУССТВЕ














Учреждение: МОКУ «Вознесеновская СОШ им. И. В. Гермашева



Автор работы: Терехов Данил Александрович



Научный руководитель: Долинская Ирина Юрьевна







2013 г.


МОКУ «Вознесеновская СОШ им. И.В. Гермашева»



«ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ В ИСКУССТВЕ»

(искусствоведение)

Автор: Терехов Данил Александрович, 9 класс

МОКУ «Вознесеновская СОШ им. И.В. Гермашева»

Руководитель: Долинская Ирина Юрьевна

учитель русского языка и литературы, 1 КК



























Содержание

Введение………………………………………………………. ……… 4 -5

1. Пути искусства……………………………………………… ……... 6-7

2. Культурное наследие столицы.……………………………. …….. 8-9

2.1. Памятник сказителю - джангарчи Ээлян Овла............................ 10-11

2.2.Памятник основателю калмыцкой письменности

Зая -Пандите……................................................................ 12-13

2.3. Мемориальный комплекс в честь воинов гражданской и

Великой Отечественной войн.……………………………………. 14

2. 4.Памятник «Исход и Возвращение» ……………….......................... 15

2.5. Памятник Оке Городовикову или Ока на коне. ............................... 16

2.6. Памятник Басану Бадьминовичу Городовикову . ........................... 17

2.7.Памятник Александру Сергеевичу Пушкину...................................... 18

3. Лирическое восприятие истории. ………………................................... 19 -20

4. Обзор сведений, имеющихся по данной теме. ………………………. 21 -22

5.Заключение ……………………………………………………………… 23

6. Библиографический список .…………………………………………… 24












Введение


… Искусство, являясь фундаментальным пластом

национальной культуры, рассматривается

как действенный фактор социализации

и развития личности.

В.П.Аникин.

Духовное возрождение России закономерно связано с возросшим интересом общества к историческому и культурному наследию своей страны.

Тема моей работы: « Исторические вехи в искусстве». Исследование культурных памятников - это важная составляющая исторических корней самого народа, его души. Все стороны культуры тесно переплетены одна с другой. Сегодня очень важна наша нравственная позиция, наше небезразличное отношение к судьбе родного края, своей Малой Родины.

Существует мнение, что подрастающее поколение мало интересуется историческим прошлым, действительно, проанализировав свои знания, осознаешь, что недостаточно хорошо разбираешься в культурном наследии.

А ведь изучать страницы истории, я считаю, интереснее через памятники искусства. В творческих работах ваятелей и лириков, отражаются образы знаменитых личностей и значимые для народа события. Именно фантазия художников и скульпторов, различные виды словесного творчества мастеров пера помогаю нам, будущим хозяевам страны, приобщиться к культурному наследию родного края.

За последние годы столица Республики Калмыкии сильно изменила свой облик. В городе появилось много достопримечательностей, и я захотел узнать, кому посвящены скульптурные сооружения в Элисте, каким событиям исторического прошлого и возник вопрос, а отражены ли они в лирике калмыцких поэтов? Решив найти ответ, я и начал своё исследование.

Актуальность исследования. Человек - часть общества, он не может существовать вне общества. На всех этапах своего развития гражданин тесно связан c историей и культурой своего народа. В настоящее время одной из серьёзных проблем является то, что молодёжь не знает исторических и культурных памятников, как Малой Родины, так и наследия государства. А я считаю, что знать это необходимо. Моя исследовательская работа посвящена знакомству со стихами, которые помогают раскрыть значимость исторических моментов, отражённых в скульптурных памятниках столицы Калмыкии. Знакомство с лирикой и скульптурой дает прекрасные возможности в воспитании патриотизма и формировании любви к Малой Родине, изучении исторического прошлого.

Цель моей работы: изучить исторические моменты Малой Родины через лирические произведения и скульптурные памятники, проанализировать.

Задачи:

  • узнать из периодической печати, средств массовой информации и литературных источников о скульптурных памятниках г. Элисты и стихах, посвященных героям культурного наследия;

  • провести среди учащихся 9 -11 классов социологический опрос на тему: «Какие памятники в столице Калмыкии знаешь?», «С какими историческими событиями связано сооружение скульптур?», «Знаешь ли, стихи, посвященные героям, запечатлённым в скульптуре?», «Назвать авторов, написавших стихотворные строки»;

  • проанализировать и сделать выводы;

  • довести собранные сведения и впечатления до всех учащихся школы и населения села Вознесеновка.

Методы работы: - Исследование этой темы проводилось нами в течение года и включало в себя:

  • работу с периодической печатью;

  • работу с литературными источниками;

  • опрос учащихся;

  • обработку собранного материала;

  • оформление работы.

Варианты использования собранного материала:

как материал для уроков русского языка, литературы;

  • как материал для сочинений;

  • краеведческий материал для уроков этнографии, истории при изучении родного края.

1.Пути искусства


Сегодня, услаждая чувства

Дыханьем тёплым ветерка,

Я думал о путях искусства

И фантазировал слегка.

Обогащая наши души,

Искусство окрыляет нас,…

Давид Кугультинов.



Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть культуры человечества. В отличие от науки, языка и других форм общественной деятельности, призванных удовлетворять потребности людей, искусство оказалось нужным человечеству как способ целостного общественного воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития. Оно приобщает личность к накопленному человечеством опыту, к вековой мудрости, к общественно-историческим интересам, устремлениям, идеалам.

Вместе с тем искусство выступает одновременно и как подобное реальной жизни, и как отличное от неё - выдуманное, иллюзорное, как игра воображения, как творение человеческих рук. Оно развивает познавательную, оценочную, созидательную стороны личности подрастающего поколения. Благодаря этому искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, и как способ воспитания человека, и как источник высоких эстетических радостей.

Проблемы бытия, религии, мироощущение нашли свое отражение в произведениях искусства. Человеческие качества и чувства запечатлены в скульптурных группах и лирике. А через стихотворения и скульптуру происходит духовно - практическое освоения мира.

Скульптура как один из видов искусств помогает понять мысли и поступки исторических личностей.

Стихи поэтов - это творческое, литературное и интеллектуальное достояние всей нашей страны. Они пронизаны любовью ко всему живому: к людям, к природе, к Родине. Лирика помогает нам узнать о времени, быте и проблемах, с которыми сталкивался народ на определённые этапы своего развития.



Нескончаемы мысли в голове человека-

Величавее их ничего нет от века.

Так твори же добро, сам его ощущая,

Чтоб душа от добра становилась большая,

Чтобы жили везде, как красивые дети,

Твои добрые мысли и поступки на свете. [14]

























2.Культурное наследие столицы.



Дела, гремевшие в веках,

Не сгинули безвестно,

Не превратились в тусклый прах,

Не погрузились в бездну…


Д. Кугультинов.


В 1845 году российский император Николай I издал указ об облесении калмыцкой степи. Первые посадки были сделаны Лесным департаментом в 1853 году на юге Ергеней и в балке Элиста. До образования первого поселения в балке Элиста устраивали свои стоянки калмыки, кочевавшие по Манычу. Калмыки называли это место «Эльста» (калм. песчаный) за то, что весь левый северный склон балки представлял собой рыхлые пески. Это имя закрепилось и за возникшим здесь селом. [8]

Возле родника в 1853 году был возведён лесной массив (в настоящее время сохранившийся в виде городского парка "Дружба"). В 1862 году недалеко от родника поселился бывший крепостной крестьянин-переселенец из Богучара (Воронежская губерния) Степан Кийков, считающийся основателем Элисты. [3]


Вера Шуграева стихотворение «Начало» (приложение 8).

Много на свете различных имен:

Звучных, красивых, веселых…

Носят, как люди, их с давних времен

И города и села.

Дом мой,

В котором расту я в тепле,

Моя колыбель дорогая,

Ты - Элиста!

А еще на Земле

Есть Элиста другая?


Здесь, где сейчас вознеслась Элиста,

Лишь родничок бил холодный.


[16]


Название элистинского родника «Бортха» берёт своё начало от разновидности калмыцкой фляги бортха. Современная скульптура, находящаяся над родником, похожа своей формой на флягу бортха. В настоящее время возле родника «Бортха» расположена беседка, выполненная в буддийском стиле. [ 6], (титульный лист 1).

Многочисленные скульптуры и художественные композиции, отражающие историю, национальные традиции и культуру степняков, сделали наш город неповторимым.



Все, что вело к победе нас,

Что было нам судьбою,

Все в нас, живых, живет сейчас,

В душевном нашем строе.

События - те, что впереди, -

Уже сейчас на свете,

Они растут у нас в груди,

Они - как наши дети.

В нас всех - грядущего зерно:

Нет почвы плодородней!

«Вчера» и «Завтра» сплетено

одним узлом в «Сегодня». [13]


































2.1.Памятник сказителю - джангарчи Ээлян Овла.

Авторы проекта: Cкульптор Владимир Савельевич Васькин. Архитекторы: С.Курнеев,

Э. Лиджи-Гаряев. Художник - монументалист С. Кузнецов.

Джангарчи - народный сказитель калмыцкого эпоса Джангар. Не существует подробной биографии Ээляна Овлы. Имеются лишь некоторые полевые заметки учёных Номто Очирова и В. Л. Котвича. Ээлян Овла странствовал по хотонам, распевая фольклорные сказания о народном герое калмыков - Джангаре. Объем эпического репертуара Ээлян Овла составлял около 8 тысяч стихотворных строк. В 1908 году известные Ээляну Овла песни были с его слов записаны калмыцким учёным Номто Очировым. В 1910 году в Санкт-Петербурге вышла книга на тодо-бичиг с записями песен в исполнении Ээляна Овла. Эта книга издавалась под название "Джангъгър. Хальмг героическ эпос. Йасврнь Баснга Баатрин" в 1940, 1960 и 1990 годах. В 1963 году песни Ээляна Овла были переведены на монгольский язык и изданы в Улан-Баторе.Песни "Джангара" в исполнении на русском языке издавались четырежды в 1940, 1958, 1971 и 1990 годах. В 1967 году в Элисте была организована научная конференция, посвящённая 110-летнему юбилею джангарчи, на которую приехали делегаты со всех концов бывшего Советского Союза с тем, чтобы обсудить проблемы развития эпической традиции. Тогда был установлен первоначальный вариант памятника сказителю. [ 11]

В 1990 году, к празднованию 550-летия калмыцкого героического эпоса "Джангар был установлен памятник знаменитому джангарчи Ээлян Овла и декоративно-скульптурное панно на тему эпоса (приложение 1). Авторы работы сумели воплотить дух геройства и самоотверженного служения своему народу, пронизывающего строки великой поэмы.

Поющий джангарчи изображён в характерной позе, которая называется "сидя на коленях" (калм.ӨВГЛӘД), сказитель играет на домбре. На нем калмыцкая одежда. На стелах, установленных позади фигуры сказителя, изображены сцены из песен эпоса "Джангар". [ 8]











Давид Кугультинов стихотворение «Творцу - исполину, чей голос живой…»



Творцу - исполину, чей голос живой

Звенит в переборах домбры вековой,

Кто древних батыров, овеянных славой,

Воспел громозвучной строкой величавой,

Творцу, чье простое и меткое слово

Кипело, играло струей родниковой.

Питомцу великому степи родной,

Веками сокрытому, как пеленой.

Создателю «Джангара» восторженно шлю я

Приветствие и благодарность большую…

…И бронзовый, в раззолоченной резьбе,

Мы памятник дивный воздвигнем тебе… [13]





























2.2. Памятник основателю калмыцкой письменности Зая - Пандите.

Велика Роль Зая-Пандиты в истории духовной культуры калмыцкого народа. Благодаря научному подвигу великого ламы: изобретению им особого алфавита, передавшего все оттенки родной речи, - калмыки получили собственную письменность. Зая-Пандита и его ученики перевели с тибетского на «Ясное письмо» многочисленные книги по различным областям наук и основные буддийские трактаты. В калмыцком языке письмо «Тодо бичиг» использовалось вплоть до 1924 года. Литературная деятельность ученого заложила основы просвещения народа, распространения буддизма и зарождения ойратско-калмыцкой литературной традиции.

Памятник основателю калмыцкой письменности Зая-Пандите установлен в Республике Калмыкия г.Элиста, в 5 микрорайоне в 1999 году (приложение 2).

Скульптор Р. Рокчинский.

Открыт в год 400-летия великого ойрат-калмыцкого гуманиста и просветителя, политика и религиозного деятеля Зая-Пандиты, также к 350-летию созданной им ойратский письменности "Тодо бичиг" («Ясное письмо»).

Скульптор показал Зая-Пандиту , держащим в руках свиток с символами "Ясного письма" ("Тодо бичиг"). Он одет в одеяние священнослужителя. [5]

Строки из поэмы Эрдни Эльдышева «Зая - Пандита, или колесо учения».

…Давно во мне горит,

Пройдя сквозь все сомненья и печали,

Стремленье основать ойратское письмо, - размышляет Зая-Пандита.



….

Буквы чисты, ясны…

Каждая - словно подкова звенит,

Словно ручей весны!

Легкое чтение, легкий полет

Будто крыло орла,

В небо высокое манит, зовет…

Фраза на лист легла

Ясным, понятным, доступным письмом … [17]



Римма Хонинова стихотворение «Тодо бичиг- ясное письмо» (приложение 8).

…Как мне назвать того, что по кочевьям,

Высматривая долго образцы,

Вдруг увидал: вот то оно, чем я

Воспользоваться мог, взяв под уздцы….. [15]





























2.3. Мемориальный комплекс в честь воинов гражданской и

Великой Отечественной войн.

Скульптор: Никита Санджиев. Архитекторы: И.Андреенко, М.Пюрвеев, Д. Пюрвеев.

Мемориальный комплекс был открыт в 1965 году в ознаменование 20-летия Победы, посвящён жертвам и участникам гражданской и Великой Отечественной войн (приложение 3).

6 ноября 1967 года, в Элисте, на Мемориальном комплексе павшим бойцам и героям Гражданской и Великой Отечественной войн, был зажжён Вечный огонь - от факела, привезённого из города - героя Волгограда.

Вводной частью некрополя являются три устремлённых вверх пилона- символы трёх поколений и неразрывной связи прошлого и будущего. Выполненные из титана, они напоминают не покорившиеся победные штыки. За ними поднимается маршем широкая, замкнутая с двух сторон лестница. Небольшая площадь с захоронениями, скульптурной группой, изображающие суровые лица участников гражданской и Великой Отечественной войн, и "Вечным огнём" составляют главное содержание ансамбля. Пламя "Вечного огня" попадает в поле зрения из любой точки мемориала. В движении горячего воздуха как бы оживают черты обобщённых портретов героев. Выполненные в большом масштабе, (высота 3 м), они торжественно - монументальны и в то же время индивидуальны в своих характерах. В мае 2001 года скорбный список некрополя мемориального комплекса пополнился именами участников боевых действий в Афганистане и Чечне, погибших при исполнении воинского долга. В память о них была открыта Памятная Стела [6].

Владимир Нуров стихотворение « Могильные плиты. Гранит. Элиста…» (приложение 8)


Могильные плиты. Гранит. Элиста.

Три белых пилона - три лебедя,

Трое.

Немых часовых. Барельефы героев.

Приходят все люди калмыцкой столицы,

И вечный огонь озаряет им лица.

Проходят недели, проходят года,

Рассветы сменяют уставшие ночи.

Порой многолюдно, порою не очень…

Так было сегодня, так будет всегда. [ 7]


2. 4. Памятник «Исход и Возвращение» (калм. Буслeн болн Босхлeн).

Памятник был открыт 29 декабря 1996 года в память о депортации калмыцкого народа в Сибирь в 1943 году и жертвах сталинских репрессий (приложение 4).

Архитектор памятника Сергей Курнеев.

Скульптор Эрнст Неизвестный.

Памятник был отлит из бронзы в Нью-Йорке, США.

Высота памятника составляет 2,74 метра, длина - 5, 33 м, ширина -2,21.

Мемориальный комплекс состоит из нескольких элементов: собственно памятника «Исход и Возвращение», стоящего на вершине искусственно созданного кургана, железнодорожного вагона и мемориальной таблички. Подъём к памятнику осуществляется по спиральной дорожке, которая по часовой стрелке обвивает курган. В подножии кургана находится железнодорожный вагон, на котором перевозили калмыков в Сибирь. Вагон стоит на рельсах, которые приводят к кургану. На левой стороне рельс стоят 14 гранитных столбиков по числу лет (1943-1957 гг.), Это время, когда калмыцкий народ был в ссылке. В конце рельс находится мемориальная табличка с отрывком из стихотворения Давида Кугультинова со словами:

Я знал, что мой народ

в лесах Сибири

Нашёл друзей и вновь душой окреп.

Средь лучших русских,

Средь щедрейших в мире,

Деливших с нами

И судьбу, и хлеб. [ 8]



Р. Хонинова «Неизвестный - реквием в двух шагах от автора монумента

«Исход и Возвращение», с эпилогом» (приложение 8).

…Памятник по-каяния,

Памятник анти-тел,

Памятник о-каянный

со-деянных

мыслей

и

дел.


Смерти

и

Жизни

маятник -

формы и сути рок… [ 2]



2. 5. Памятник Оке Городовикову или Ока Городовиков на коне.

Ока Иванович Городовиков (1879-1960) - герой Гражданской и Великой Отечественной войн. Герой Советского Союза, генерал - полковник. Награжден 3 орденами Ленина, 6 орденами Красного Знамени, орденом Красного Знамени Монгольской Народной Республики. К 95-летию Оки Ивановича Городовикова было решено установить ему памятник на одной из площадей города Элисты. Впервые внес предложение о сооружении в Элисте памятника Оке Городовикову председатель правления Калмыцкого союза писателей Тимофей Бимбеев в 1969 году на съезде писателей Калмыкии. Заказчиком памятника по поручению Правительства Калмыцкой АССР стало Министерство культуры республики. изготовлен на Мытищенском заводе.

Автор памятника - скульптор Никита Амолданович Санджиев.

Скульпторы - братья Лев и Марк Роберманы.

Архитекторы - Ю. Градов, Л. Левин, В. Нимгиров.

Церемония открытия состоялась 16 ноября 1976 г. (приложение 5).

Композиция памятника представляет О. И. Городовикова на вздыбленномконе с поднятой правой рукой. Памятник сооружен на искусственно созданном кургане. Бронзовая фигура установлена на полированном гранитном постаменте, лицом к центру города. Курган имеет двойную круговую дорожку для обозрения, со стороны усечения кургана имеется парадная лестница, ведущая на площадку, облицованную естественным камнем.[8]


Санджи Каляев стихотворение «Жизнь людскую меряют не годы…» (приложение 8).

В жизни путь его не просто длинный

Путь Оки - прекрасный, честный путь!

Завещаю тем, кто вслед за ним

Светлый путь продолжит сквозь века:

Быть Отчизны верными сынами,

В жизни быть такими как Ока!

… [10]



2. 6. Памятник Басану Бадьминовичу Городовикову

Аллея Героев была заложена в 1965 году к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне. В центре её - галерея портретов наших земляков - 24 Героев Советского Союза и России, 23 Героев Социалистического Труда.

В июле 2001 года галерея пополнилась портретом уроженца Калмыкии, командира подводной лодки "Курск", Героя России Геннадия Лячина.

Открытие обновленного мемориального комплекса «Аллея героев» состоялось 8 мая 2005 года.

Центральная фигура комплекса - памятник Герою Советского Союза, легендарному калмыцкому военачальнику, государственному деятелю Басану Бадьминовичу Городовикову (приложение 6).

Скульптура народного героя отлита в донской столице по эскизам известного калмыцкого художника Нарана Эледжиева.

Скульпторы Наран и Боктан Эледжиевы, Владимир Васькин.

Архитектор: Владимир Гиляндиков.

Общая высота памятника 6,5 метра: 3,5 метра скульптура, 3 метра постамент. Памятник тёмно-бронзового цвета. Б.Б.Городовиков в движении. В полный рост. На нем парадная генеральская форма. Вся фигура как будто устремлена вперед навстречу будущему. [8]


Г. Кукарека стихотворение «Б. Б. Городовиков» (приложение 8).

Басан Бадьминович Городовиков

Служить Отчизне с детства был готов.

Не кланялся ни бедам, ни врагам,

Во всем до сути доходил он сам.


Тверда была хозяйская рука,


Текла у нас молочная река.

И рис Сарпы, и волнограй Чограя,

Вокзал в степи - деянья генерала…

[ 12]


2.7. Памятник А.С. Пушкину.

Памятник Александру Пушкину был установлен в 1983 году по проекту скульптора Никиты Санджиева. Он представлял собой голову поэта, установленную на круглой колонне классической формы, в настоящее время данная скульптура располагается возле дома № 3 по улице Илишкина (приложение 7).

В 1999 году скульптура Никиты Санджиева была заменена на фигуру поэта работы скульптора Нарана Эледжиева, архитектора С. В.Курнеева.

Памятник Александру Пушкину находится в центре скульптурно-архитектурного ансамбля, состоящего из просцениума и декоративной металлической решётки, на которой установлены объёмные планшеты с фрагментами пушкинских стихов и посвященными поэту стихотворными строками калмыцких лириков Давида Кугультинова на калмыцком языке и Санджи Каляева на русском языке. Между планшетами - листы, изображающие пребывание поэта в Калмыцкой степи.

Памятник помещён на постаменте в виде чёрного куба в конце сквера, имеющего формы небольшой аллеи и расположенного возле культурного центра «Родина».

Невысокая изящная фигура, вся в движении, в динамике, из белого металла на чёрном постаменте. Скульптору удалось подчеркнуть присущую поэту живость характера. Кажется, вот-вот шагнет вперед и воскликнет: «Здравствуй, племя младое незнакомое!». За эту работу скульптор награжден памятной пушкинской медалью России.

Органично вписаны в общую скульптурно-архитектурную композицию светильники, под фонари пушкинского времени. Посреди квадрата цветника, небольшой бассейн, в котором расположен цветок лотоса, из его раскрытых лепестков сверкают струи фонтана.

Церемония открытия памятника состоялась 6 июня 1999 года в день рождения великого поэта. [ 8]

Бося Сангаджиева «Что предчувствовал Пушкин» ( приложение 8).

Попав к нам, в степи по дороге,

Поэт в расцвете буйных сил

Незабываемые строки

Калмычке скромной посвятил.




Он устремился на мгновенье

Вослед кибитке кочевой,

И девушка в стихотворенье

Осталась навсегда живой



3.Лирическое восприятие истории.

Мастера скульптурного искусства - чуткие знатоки человеческих душ.

Отражая в своём творчестве исторические моменты эпохи, скульпторы передают своё отношение к свершившимся событиям.


монументально-декоративную. Объёмная

скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии,

ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной

средой и на основе наблюдённых в натуре . Монументально-декоративная


Скульптура рассчитана на конкретное архитектурно-пространственное

или природное окружение. Она носит ярко выраженный общественный характер,

адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных

местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах

общественных сооружений. Монументально-декоративная скульптура призвана

конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность

архитектурных форм новыми оттенками. Способность монументально-декоративной

скульптуры решать большие идейно-образные задачи с особой полнотой

раскрывается в произведениях, которые называют монументальными и к которым

обычно относят городские памятники, монументы, мемориальные сооружения.

Величавость форм и долговечность материала соединяются в них с

приподнятостью образного строя, широтой обобщения.


. вра Монументально-декоративная скульптура. В мемориальном комплексе Героям гражданской и Великой отечественной войн скульптору Н. А. Санджиеву

Удалось показать, как в движении горячего воздуха как бы оживают черты каменных изваяний - обобщённых портретов-символов, в которых выражены черты представителей разных поколений: революционный солдат, защитник республики времен Гражданской войны, просто люди Калмыкии, юноша и девушка, погибшие в борьбе с врагами, и солдат, защищающий свой край от фашистов - скульптурный монумент является кульминацией всего ансамбля. посетители не просто смотрят, а глядя на грустную торжественность изваянных лиц, задумываются о своем долге перед памятью павших, перед нынешним и будущим днем живых. В движении горячего воздуха как бы оживают черты каменных изваяний - обобщённых портретов-символов, в которых выражены черты представителей разных поколений:

Памятник - мемориал призывает помнить погибших, будит священные чувства к самому дорогому - Родине.

В заповедную зону парка «Дружба» и к Вечному огню приходят почтить память павших, подумать, помечтать о завтрашнем дне. В этом непреходящая сила памятника, связующего настоящее с прошлым и будущим.

Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов в стихотворении «Творцу - исполину…» учит нас быть благодарными за умение донести до потомков народный фольклор. Он призывает народ чтить память знаменитых джангарчи .

В поэме Эрдни Эльдышева «Зая - Пандита, или колесо учения» Зая-Пандита убежден в том, что «письмо откроет пред ойратом смысл / Высокого духовного стремленья, / Очистит плоть, поднимет к небу мысль, / Возвысит до ступеней Просветленья».

В стихотворении Риммы Хониновой «Тодо бичиг - Ясное письмо» явственна тема любви к культуре своего народа, уважения к ее подвижнику, просветителю - Зая-Пандите. Поэтесса считает создание алфавита огромным шагом вперёд, так как это путь к новым знаниям, которые помогут « быстрее одолеть дороги». Она прославляет наблюдательность, острый ум того, кто благословил в путь затейливые зигзаги рисунков букв. Автор призывает потомков пронести через годы уважение к человеку, сумевшему создать письменность. Основная тема произведения - это сохранение исторической памяти.

Автор стихотворных строк «Могильные плиты. Гранит. Элиста» Владимир Нуров убеждает в том, что люди, пережившие войны и помнящие какой ценой нашей стране досталась Победа, сумеют воспитать в своих внуках и правнуках чувство светлой памяти перед погибшим защитниками своей страны.

Римма Хонинова в произведении «Неизвестный - реквием в двух шагах от автора монумента «Исход и Возвращение», с эпилогом» пишет о потребности души иметь такой памятник, в котором бы наглядно были запечатлены этапы страданий, выпавших на долю народа, этапы долгого возвращения на родину.


Народный поэт Калмыкии Санджи Каляев в стихотворении «Жизнь людскую меряют не годы…», с восхищением отзывается о делах и свершениях Оки Ивановича, а молодому поколению завещает быть похожими на кавалериста - героя.


В стихотворении «Б. Б. Городовиков» Григорий Кукарека, уверен, что будут ещё в нашей республике герои, умеющие грамотно организовывать жизнь Малой Родины.

Поэтесса Бося Сангаджиева в стихотворении «Что предчувствовал Пушкин» пишет о том, что великий поэт предвидел: его «…стихи дойдут, тайные затронут струны» в сердце степной красавицы, а степнячки настолько хорошо овладеют русской речью, что вникнут в суть бессмертных строк.

Стихотворные строки - это песня души народа, они звучат так сладко и благозвучно, каждое слово пропитано любовью, и именно поэтому они навсегда остаются в наших сердцах.


























4. Обзор сведений, имеющихся по данной теме.

Работая над данной темой, я хотел узнать, насколько хорошо знают историю и культуру родного края мои сверстники, обучающиеся со мной в одной школе, потому что любое самое далекое будущее когда-нибудь станет прошлым, чьими-то поступками, судьбами.

С этой целью я провёл социологический опрос учащихся школы, (приложение 9), а также попросил учащихся школы нарисовать рисунки (приложение 10). Хочу отметить, что вопросы, которые я предложил обучающимся заинтересовали респондентов.

Многие решили найти дополнительные сведения о скульптурных сооружениях столицы.

Результаты исследования таковы:

Принимали участие учащиеся МОКУ «Вознесеновская средняя школа им. И. В. Гермашева». Ребята отразили в своих работах личное восприятие культурного наследия города. Это говорит о знаниях памятников, о духовном, патриотическом восприятии мира.

Социологический опрос «Что Вы знаете о культурном наследии столицы?» (приложение 9)

Принимали участие 45 учащихся 9-11классов МОКУ «Вознесеновская средняя школа им. И. В. Гермашева». Было предложено 4 вопроса.

Из 45 опрошенных респондентов ответили на вопрос «Какие памятники в столице (в г. Элисте) ты знаешь?» - 45 ч., что составляет 100%.

На вопрос «В связи с какими историческими событиями малой Родины памятник был сооружен? Или кому посвящён памятник?» - 32 ч., что составляет 71, 1%. На вопрос « Знаешь ли стихи, в которых говорится о памятниках столицы (привести примеры)?» - 30 ч., что составляет 66,6%.

На вопрос «Кто из калмыцких поэтов посвятил стихи героям скульптур (укажи автора)» - 22 ч., что составляет 48, 8%.

Учащиеся знают такие памятники, как :

1.Памятник Сказителю - джангарчи Ээлян Овла -38 ч., что составляет 84, %

2.Скульптура Белого старца -35 ч., что составляет 77, 7 %

3. Памятник «Орёл» - 15 ч., что составляет 33 %

4. Памятник «Эхо» - 22 ч., что составляет 48,8%

5.Памятник Басану Бадьминовичу Городовикову - 40 ч., что составляет 88,8%

6.Памятник Остапу Бендеру -23 ч., что составляет 51,1 %

7.Пагода «Семь дней» -45 ч., что составляет 100 %

8. Хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни», - 45 ч., что составляет 100%

9.Мемориальный комплекс героям гражданской и Великой Отечественной войн - 45 ч., что составляет 100%

10.Памятник освободителям города Элиста 40 ч. -88,8 %

11.Памятник Ленину 21 ч., что составляет 46, 6%

12.Памятник Оке Городовикову 33 ч., что составляет 73, 3 %

13.Памятник А. С. Пушкину 23 ч., что составляет 51,1%

14.Памятник Путь к солнцу20 ч., что составляет 44, 4%

15.Памятник основателю калмыцкой письменности

Зая - Пандите - 19 ч., что составляет 42,2%

16.Памятник Монголу 1 5 ч., что составляет 33,3%

17. Памятник «Исход и Возвращение»-28 ч., что составляет 62,2 %



















5. Заключение.

Проанализировав собранный мною материал об отдельных скульптурных памятниках столицы, и познакомившись со стихотворениями тех калмыцких поэтов, которые посвятили свои строки данным памятникам культуры, я, действительно, (приложение 11)

1. пополнил свой багаж знаний, нашел подтверждение тому, что сооружение данных скульптур было связано с историческими событиями или отдельными личностями, которые внесли огромный вклад в культурное наследие нашей родины;

2.изучил отдельные стихи лириков республики и нашёл замечательные строки, раскрывающие значимость исторических событий для народа;

3. проанализировав результаты социологического опроса, я пришёл к выводу, что учащиеся нашей школы знают названия скульптурных памятников столицы, знают, каким историческим событиям или личностям они посвящены, но не все учащиеся могут назвать стихотворения, посвящённые исторически страницам Элисты, есть ребята, которые затрудняются назвать авторов лирики. Поэтому, я обязательно ознакомлю филологов, руководителя музея, преподавателей этнографии с результатами опроса и думаю, что этому направлению в воспитании будет уделено особое внимание.

4. Кроме этого, меня настолько заинтересовала данная тема, что я постараюсь не останавливаться и продолжить исследовательскую работу в этом направлении. Ведь я исследовал лишь небольшую часть культурного наследия столицы. Ведь, не зная истории и искусства своей Родины, невозможно научиться любить и гордиться достижениями своих предков. Осмысленно полюбить свою Родину - стать патриотом.

5. Я считаю, что результаты моего исследования можно применять в воспитательной работе, так как опираюсь на опыт предков. Народный поэт Калмыкии Давид Никитич Кугультинов писал: …

Что было позади, до нас,

Не стало пустотою,

Но в нас, живых, живет сейчас,

В душевном нашем строе.

В нас всех - грядущего зерно:

Нет почвы плодородней!

«Вчера» и «Завтра» сплетено

Одним узлом «Сегодня».



Библиографический указатель.



1.«Байрта» - Элиста, 2013, 15 марта, №5, - с.18 -19 // ВанькаевВ. Бронзовый памятник//

2.«Гегярлт», Элиста, 1999 г.

3.Ерымовский К. И. Между Волгой и Манычем. -// Путешествие в Калмыкию// - М: 2009.

4. «Известия Калмыкии»- 1997. - 18 января (№11-12). - С. 9. Хонинова Р.

5. «Известия Калмыкии» - 1999. - 21 сент// Зая-Пандита: Свет, озаряющий народ четыре века: [Об открытии памятника Зая-Пандите].

6.«Известия Калмыкии» - 2003, 12 сентября, № 213-214. // Прокопенко В. Зелёное сердце Элисты, к 150-летию парка «Дружба» // - [прошлое, настоящее, будущее парка].

7. «Известия Калмыкии « - 6 ноября 2009г - Прокопенко В.

8. Интернет - ресурсы Источник: dontr.ru/Environ/WebObje...SqdiZP2jYct6Cjw

7. Калмыкия. Москва // Планета//, 1984

10. Каляев С.- Сын степей. - М.: «Сов. Россия», 1974. - С. 26 - 27.

11. Кичиков А. Ш. - Великий джангарчи Ээлян Овла//Учёные записки Калмыцкого НИИЯЛИ//. Серия филологии. - Вып. 5, Элиста, 1967 г.

12. Кукарека Г. Тюльпаны на солончаке: Стихи и поэмы. - Элиста, 1983.

13. Кугультинов Д. Н. Собрание сочинений в 3-х т.: Т. 3. Стихотворения, поэмы 1976-1986. - М.: Худож. лит., 1988. - С. 40, 136.

14. Хонинов М. «Исповедь». Стихи и поэмы. М. «Молодая гвардия - 1981 г.

15. Хонинова Р. Взлететь над мира суетой: Стихи. Элиста, 1994г.

16. Шуграева В. И все, что я люблю: Стихи. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1981

17. Эльдышев Э. Зая-Пандита, или Колесо Учения: поэма, стихи. на рус. яз. - Элиста, 1999.









Приложение 1




…Творцу-исполину, чей

голос живой

Звенит в переборах домбры вековой,

Кто древних батыров, овеянных славой,

Воспел громозвучной строкой величавой…

Д.Н.Кугультинов








Памятник

сказителю - джангарчи Ээлян Овла







Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве




Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве





Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве




Приложение 2

Буквы чисты, ясны…,

Каждая - словно подкова звенит,

Словно ручей весны!

Легкое чтение, легкий полет

Будто крыло орла,

В небо высокое манит, зовет…

Фраза на лист легла

Ясным, понятным, доступным письмом …

Э. Эльдышев.







Памятник основателю калмыцкой письменности Зая - Пандите

Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве





Мемориальный комплекс героям гражданской и Великой Отечественной войнИсследовательская работаИсторические вехи в искусстве





Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве



Могильные плиты. Гранит. Элиста.

Три белых пилона - три лебедя,

Трое.

Немых часовых.

Барельефы героев.

Огонь, говорящий рассветной порой,

Мерцающий, как заревая звезда.



Приложение 3




Приходят седые сюда старики,


Приходят мужей не забывшие вдовы,


Их дети приходят - сильны и суровы.

Приходят все люди калмыцкой столицы,

И вечный огонь озаряет им лица.

Проходят недели,

проходят года,

Рассветы сменяют уставшие ночи.

Порой многолюдно, порою не очень…

Так было сегодня,

так будет всегда.



Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве



Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве



Памятник

«Исход и Возвращение»




Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

… Памятник по-каяния,

Памятник анти-тел,

Памятник о-каянный

со-деянных

мыслей

и дел…

…Смерти

и

Жизни

маятник -

формы

и сути рок… Р.Хонинова

Приложение 4









Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве


Э. Неизвестный,

Р. Хонинова











Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве








Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве




…Завещаю тем, кто вслед за ним

Светлый путь продолжит сквозь века:

Быть Отчизны верными сынами,

В жизни быть такими как Ока!

С. Каляев











Приложение 5





Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Памятник

Ока Городовиков на коне



Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве


Приложение 6




Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве




Памятник

Басану Бадьминовичу

Городовикову



Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве




Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве



…Басан Бадьминович Городовиков


Служить Отчизне с детства был готов.


Народный генерал - народу он служил,


Красивый человек - красиво он и жил…

Г. Кукарека







Приложение 7




Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве


Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве


Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве


Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве







Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве



Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве



Памятник А.С. Пушкину



Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Попав к нам, в степи по дороге,

Поэт в расцвете буйных сил


Незабываемые строки


Калмычке скромной посвятил.

Бося Сангаджиева

Приложение 8


Вера Шуграева стихотворение «Начало».


Много на свете различных имен:

Звучных, красивых, веселых…

Носят, как люди, их с давних времен

И города и села.

Дом мой,

В котором расту я в тепле,

Моя колыбель дорогая,

Ты - Элиста!

А еще на Земле

Есть Элиста другая?

Как же была ты мрачна и пуста,

Степь, где калмык жил голодный:

Здесь, где сейчас вознеслась Элиста,

Лишь родничок бил холодный.

И перед тем, как отправиться в путь -

Путь в неизвестное стлался, -

У родничка дал коню отдохнуть

Предок калмык…

И остался.

Солнце. На травах - росы огоньки.

Ласковость тихого утра.

Первых костров голубые дымки.

Первая давняя юрта.

Город не сразу здесь вырос,

Не вдруг принял размах и осанку…

Рядом с калмыком

Его русский друг

Вырыл себе здесь землянку.

Так же над юртою шли облака,

Как над земляночным кровом,

И постепенно слились два дымка

Над поселением новым.

Третий, четвертый и пятый дымок.

Ввысь то и дело взвивался -

От очага к очагу огонек

С радостью передавался.

Жили соседи в согласье сердец

В стужи и в беды лихие.

И были похожи отары овец

На пенные волны морские.

Так за зимой проходила зима,

Как и весна за весною.

И побрели из самана дома

Дальше округой степною.

Глянули б сверху на домики вдруг

Вы в ту далекую пору:

Будто рассыпали в травах вокруг

Альчиков пеструю гору!

Нет,

Забывать нам о прошлом нельзя,

Труд окупился сторицей.

…Ну, а теперь полюбуйтесь, друзья,

Нашей степною столицей!



Римма Хонинова стихотворение «Тодо бичиг- ясное письмо».


Одну легенду рассказал отец мне в детстве,

Как было создано ойратское письмо,

И, помню, поразило в этом действе:

Явилось проведение само.

Я живо представляла этих предков:

Вот в думах они - новый алфавит

Творит свой емкий смысл и на редкость

Объемлет буквы, звука строгий вид:

Запомнить, заучить, взнуздать, чтоб слоги,

Как скакуны породистых кровей,

Могли быстрее одолеть дороги

Мудрейших мыслей, истовых страстей,

Чтоб разум мог расправить свои крылья,

Как в поднебесье царственный орел.

Чтоб свет струился, мрак трусливо скрылся,

Гармонию язык тот приобрел…

Как мне назвать того, что по кочевьям,

Высматривая долго образцы,

Вдруг увидал: вот то оно, чем я

Воспользоваться мог, взяв под уздцы.

А эта женщина за выделкой овчины,

Быть может, не заметила сама,

Эдринг её стал знаковой причиной

Открытия ойратского письма.

Мудрец овчину заменил бумагой,

Эдрингом стало острое стило,

Рисунки букв затейливым зигзагом

По вертикали шествуют давно.






О небо! Видно ввысь стремится слово,

Чтоб, землю обняв и набравшись сил,


Взлетая, помнить день рожденья снова,

Того, кто в путь его благословил.











Римма Хонинова

«Неизвестный - реквием в двух шагах от автора монумента «Исход и Возвращение», с эпилогом»


Прав был поэт,

Сказавший

миру,

ему,

судьбе:

«Я чувствую,

как Памятник

ворочается в тебе».


…Когда убитый за родину

в Австрии

наповал

и по ошибке

сброшен

был

с трупами Эрнст

в подвал,

Памятник не унимался,

ворочался,

Вечность дробя,

и вырастал

из тела

Эрнстова,

из себя.

Он,

как младенец,

множил

боль,

состраданье,

крик -

так,

может быть,

ожил

там лейтенант.


С ним.

Памятник по-каяния,

Памятник анти-тел,

Памятник о-каянный

со-деянных

мыслей

и

дел.

Верую,

не напрасно

Памятник

плоть

потряс.

предначертанье ясно:

к злату не липнет грязь.


Пыль полынных столетий

камнем

не канула,

нет.

Предкам ответим:

на свете

есть теперь

монумент!

Люди,

цветы

и

звери,

Вечности

вам

Врата:

двери

распяты

настежь -

из прошлого,

из декабря.



Шар головы и планеты,

Вечности колесо,

ссылка

и

возвращенье,

спицы,

руки,

лицо…

Бронза загара

и

Вечности -

Будда познаньем велик -

Вновь

уплывают

в Млечности

и субурган,

и калмык.














Санджи Каляев стихотворение «Жизнь людскую меряют не годы…»


Жизнь людскую меряют не годы -

Дни свершений, подвигов, борьбы!

В жизни люди - сами коноводы

Коноводы собственной судьбы!

Прожил жизнь свою Ока не сладко,

Чтоб зажечь светящий ныне свет!

Мне и вам он отдал без остатка


Богатырских восемьдесят лет.

Вижу сердцем взгляд его орлиный,

Портупеей стянутую грудь…

В жизни путь его не просто длинный

Путь Оки - прекрасный, честный путь!

Завещаю тем, кто вслед за ним

Светлый путь продолжит сквозь века:



Быть Отчизны верными сынами,

В жизни быть такими как Ока!




Григорий Кукарека стихотворение «Б. Б. Городовиков»


Басан Бадьминович Городовиков

Служить Отчизне с детства был готов.

Народный генерал - народу он служил,

Красивый человек - красиво он и жил.

Как стройный тополь, с солнышком в глазах,

У добрых дел всегда был на часах.

Не кланялся ни бедам, ни врагам,

Во всем до сути доходил он сам.

Тверда была хозяйская рука,

Текла у нас молочная река

И рис Сарпы, и волнограй Чограя,

Вокзал в степи - деянья генерала.


И полнились пшеницей закрома,

И не страшна была нам с ним зима.

В заботах он и старость проводил,

Вот от того и сердце износил.

…Веду утрами я внучонка в сад,

Там колокольцы - голоса звенят.

И верю я: средь бойких сорванцов

Растет грядущий Городовиков!






Бося Сангаджиева стихотворение «Что предчувствовал Пушкин».



Попав к нам, в степи по дороге,

Поэт в расцвете буйных сил

Незабываемые строки

Калмычке скромной посвятил.


Он устремился на мгновенье

Вослед кибитке (и) кочевой,

И девушка в стихотворенье (и)

Осталась навсегда живой.


Сравнил с жеманницею модной

Великий Пушкин дочь степей

С её простой красой природной

И предпочтенье отдал ей.


Он написал стихи не зная,





Не думал он, продолжив путь.

Что сможет девушка степная

Их прочитать когда -нибудь.


Не думал. Нет!… Но чуял всё же

(Силен предвиденьем поэт!),

Что к сердцу, раньше или позже,

Стихи дойдут, как звездный свет.


Что тайные затронут струны

Они своею красотой

У правнучки калмычки юной,

У девушки другой, у той,


Той, чьи глаза всё также узки,

Но той, что за короткий срок

Так овладела речью русской,

Что вникла в суть бессмертных строк.


















Приложение 9

Социологический опрос

«Что Вы знаете о культурном наследии столицы?»

Цель опроса: выявить, что знают учащиеся о скульптурных сооружениях г. Элисты и лирике.

1.Какие памятники в столице (в г. Элиста) знаешь?

2. В связи с какими историческими событиями малой Родины памятник был сооружен? Или кому посвящён памятник?

3.Знаешь ли стихи, в которых говорится о памятниках столицы? (Привести примеры).

4. Кто из калмыцких поэтов посвятил стихи героям скульптур? (Укажи автора).



















диаграммы

Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве


Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Приложение 10



Рисунки

Тема: «Памятники Элисты».

Цель: узнать отношения обучающихся к истории Малой Родины.


Уважаемые ребята!

Просим вас нарисовать памятник, оставивший в вашей душе какие - либо впечатления.


Большое Спасибо!


















Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Курбаналиева Альбина 11 класс

Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве Гаврильченко София 7 класс



Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Блезникова Анна 7 класс



Приложение 11



Исследовательская работаИсторические вехи в искусствеИсследовательская работаИсторические вехи в искусствеИсследовательская работаИсторические вехи в искусстве

В национальной Встреча Встреча

библиотеке с поэтом с поэтессой

им. А.М. Амур -Санана Г. Кукарека В. Лиджиевой


Исследовательская работаИсторические вехи в искусствеИсследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Встреча с поэтом

Э. Эльдышевым



Исследовательская работаИсторические вехи в искусствеИсследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Скульптор

Встреча с поэтессой Р. Хониновой В.С. Васькин


Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Скульптор Н. Эледжиев



Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве






Исследовательская работаИсторические вехи в искусстве

Исследовательская работаИсторические вехи в искусствеИсследовательская работаИсторические вехи в искусствеИсследовательская работаИсторические вехи в искусстве

17



© 2010-2022