- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 10 классе по теме
Урок русского языка в 10 классе по теме
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кожабекова Б.К. |
Дата | 01.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок в 10 классе
Учитель: Кожабекова Б. К.
ТЕМА УРОКА «Закрепление и совершенствование знаний по теме: «Причастие»».
ТИП УРОКА: совершенствование знаний, умений и навыков.
Форма урока: комбинированный, : урок - практикум
Цели урока:
обучающая - систематизация и обобщение знаний по теме «Причастие», совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
развивающая - развитие логического мышления и языкового чутья;развитие умения работать в группе;
воспитывающая - способствовать повышению мотивации в изучении русского языка.
Задачи урока:
проверка прочности орфографических и пунктуационных навыков;
закрепление умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
совершенствование умения видеть и при необходимости выделять запятыми причастный оборот;
Зрительный ряд: слайды с использованием компьютерных технологий
Структура урока:
1 Организационный момент.
2 Постановка цели урока.
3 . Повторение и обобщение
4 Подведение итогов.
Оборудование: мультимедийная система, ПК, карточки с дифференцированными заданиями, портрет В.И. Даля,
Эпиграф:"Причастие-это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного"
В.Даль
Ход урока
Актуализация знаний. Формирование мотивации.
Организационный момент: Приветствие учителя.
Слово учителя. - Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.. Я хочу пожелать вам сегодня, чтобы вы показали свои знания по предмету, при ответах были последовательны, логичны
-Сегодня мы подведём итоги тому, о чем говорили на предыдущих уроках, а мотивом к нашему уроку будет старая добрая притча ;Все в твоих руках ( слайд 1)
Итак ,ребята ,все в ваших руках, Надеюсь. ,что работа на уроке будет плодотворной .
- Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки ,мифы И сегодня мы начнем наш урок с необычного мифологического героя, который называется «Кентавром»
Кентавр (слайд 2)
-В древнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа - это кентавры.
Верхняя часть-это руки и туловище человека ,а нижняя часть представляла собой туловище лошади. Вот такие необычные существа ,свои кентавры, есть и в русском языке
И это - Причастия . Почему назвали их кентаврами? Давайте ответим на этот вопрос по ходу урока
. Учитель: Давайте сформулируем тему урока. Учащиеся предлагают варианты: повторение изученного о причастии; проверка знаний, полученных по теме: «Причастие».
Учитель: Вы правы, ребята. Мы будем говорить о причастии, и тема урока звучит так: «Закрепление и совершенствование знаний по теме: «Причастие»».
-Открыли тетради .записали число и тему урока.
Словарная работа
-Подберите однокоренные слова к слову причастие и запишите их. (Причастие, причастность, причастный». Выясните по словарю Ожегова значение слова «причастный» и огласите его. «ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь.)
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи? Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, высказывание Даля,
записанный на доске «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу и прилагательному (слайд 3)
Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл этого высказывания?
Что значит причастная? (ответы учеников)
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.
Работа в группах (в каждой из них, можно поделить класс на 2 группы).
Задание 1 На столе перед вами лежит теоретический материал .вам дается 5 мин на подготовку кластера
Презентация ученика, выполненная в группе(2-3 мин)(Слайд. 5)
"Причастие - особая форма глагола ":
а) значение,
б) вопросы,
в) морфологические признаки,
г) роль в предложении.
Задание 2
В бочонках (из-под киндера) содержатся вопросы, ваша задача, ребята, правильно ответить. Любой из группы вытаскивает бочонок, открывает и оглашает вопрос, все записывают вопрос, составляют опорный план ответа и приводят примеры. Оценка выставляется в листе учёта знаний.
ВОПРОСЫ: Общее у причастий и прилагательных: (слайд 6)
1 вопросы,2 изменяются по родам, падежам, числам,
3 в предложении выполняют чаще всего роль определений.
Отличие (слайд 7)
-
Причастия обозначают временный признак, а прилагательные постоянный; причастия можно заменить сочетанием местоимение Который +Глагол, а с прилагательным такой замены совершить нельзя
-
белеющий дом -дом, который белеет
-
белый дом
ВОПРОСЫ: Общее у причастий и глаголов: (слайд8)
вид, время, возвратность,
Имеют зависимые слова.
Отличие (слайд 9)
В отличие от глагола причастия не спрягаются
-А теперь предоставим слово второй гуппе .. рассказать, как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? О правописании гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени? Приведите примеры.
На экране слайд 10
Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени? Рассказать о правописании гласных в суффиксах страдательных причастий настоящего времени? Приведите примеры.
Оценивание -Итак. молодцы . Как вы оцениваете работу группы? Свою работу?
Поставьте оценки в оценочных листах,
-А теперь перейдем к практической части .Работа по карточкам
ЗАДАНИЕ № 3. Замените одни сочетания слов другими с причастиями. Например: Работа, которую выполнили добросовестно.
Добросовестно выполненная работа.
Обратите внимание: причастие и глагол, от которого они образованы должны быть одного времени.)
Учитель читает каждой группе по одному предложению. (Отвечать может любой желающий в группе).
1. Лес, который зеленел вдали. (Лес, зеленеющий вдали).
2. Сад, который посадили в прошлом году. (Сад, посаженный в прошлом году).
3. Картина, которую написал художник. ( Картина, написанная художником.)
4. Доклад, который подготовил ученик. (доклад, подготовленный учеником.)
-Молодцы.не забудьте оценить
ЗАДАНИЕ №4. От данных глаголов образуйте все возможные формы действительных и страдательных причастий. Огласите их и назовите суффиксы. (Каждая группа получает карточку, где записан один глагол.)
Карточка № 1. Карточка №2. Карточка № 3 Карточка № 4. Карточка № 5.
Изображает. Достигает. Вдохновляет. Побеждает. Прославляет
-Молодцы .записываем задание в тетрадях и оцениваем
Физкультминутка.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА. (слайд 11)
Учитель называет слова, ученики делают хлопок, . если это причастие
Голубой рисует , пишущая, спелая, дремучий, решает, говорит, желтеющие, белеть, пахнущий, сидящий, чудесная, уехал, синея, зимующие ,зимняя, раскрытая
Задание 5. Буквенно-цифровой диктант. Учитель читает словосочетания, ученики записывают буквами под цифрами, где 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10-номера примеров;(слайд 12)
о-особая форма глагола;
п-прилагательное;
г-глагол
1).Гудящий шум;
6) колосистая рожь;
2) талантливый ученик;
7) убирается в комнате;
3) моет пол;
8) скачущий всадник;
4) седые волосы;
9) белый снег;
5) чернеющая смородина;
10) дремлющий старик.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
о
п
г
п
о
п
г
о
п
о
Проверка работ: (слайд 13)
2ошибки-«4»
4ош.- «3»
более-«2».
Ученики сами себе ставят оценки .Оценки в оценочные листы
VI. Подведение итогов. Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока.
-Итак, почему причастия-кентавры?
Ученики делают вывод о признаках прилагательного у причастия, указывают на общее и различия в их грамматических признаках.
-Мы выяснили, что причастия имеют признаки и глагола, и прилагательного; изменяются по родам, числам и падежам, имеют вид, время.
Учитель обращается к детям:
1.Что получилось лучше всего?
2.Что вызвало затруднение?
3.Достигли ли вы собственной цели?
4.Какую оценку поставили себе за работу?
Выведите средний балл и ваше настроение передайте в рефлексии
РЕФЛЕКСИЯ. (слайд14) Запись в тетрадях
Итак, продолжите предложение,используя причастия
Я на уроке… (думающий, читающий, размышляющий)
Моя работа на уроке…. (приносящая плоды)
Выставление оценок за урок (комментарий учителя).
Домашнее задание: Выписать из рассказов Чехова 10 предложений с причастиями
Нап исать синквейн на тему «Причастия»