- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа элективного курса по русскому языку Сжатое изложение текста для 8-9классов
Программа элективного курса по русскому языку Сжатое изложение текста для 8-9классов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Путкова Т.Н. |
Дата | 18.10.2014 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
8
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Управление образованием ГО Богданович
МКОУ «Каменноозерская ООШ»
Программа элективного курса
по русскому языку «Сжатое изложение текста»
для 8 - 9 классов
Составитель:
Путкова Тамара Николаевна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Богданович
2010
Структура программы
1 Пояснительная записка …………………………………………………………………… 3
2 Содержание программы ………………………………………………………………….…5
2.1 Учебно - тематический план ……………………………………………………………….5
2.2 Тематическое планирование ……………………………………………………………….6
2.3 Содержание тем …………..……………………………………………………………….. 7
3 Требования к уровню подготовки …………………………………………………………7
4 Учебно - методическое обеспечение ……………………………………………………….8
5 Список литературы для учителя ………………………………………………………….8
6 Список литературы для ученика…………………………………………………………...8
1 Пояснительная записка
Элективный курс «Сжатое изложение текста» рекомендован учащимся 8 - 9 классов и рассчитан на 17 часов (34 часа).
Программа данного курса углубляет изучение темы «Способы сжатия текста: тезисы, конспект, реферат», которая включена в программу развития речи по русскому языку в 9 классе (см. учебник С.Г.Бархударова, С.Е.Крючкова, Н.А.Николиной, В.А.Федоровой и др.)
Изучение курса, таким образом, тесно связано с такими дисциплинами ОО «Филология», как русский язык (ФК) и риторика (РК), которые формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.
Выбор темы элективного курса обусловлен ее актуальностью: в огромном мире информации необходимо владеть рациональными способами ее критического осмысления, обработки и предъявления. Одним из них, по нашему мнению, может стать сжатое изложение текста: составление плана, тезисов, конспекта, реферата (учебного сообщения).
Взаимосвязь видов такой деятельности очевидна: составление плана текста - это необходимый этап и при составлении тезисов этого текста, а владение алгоритмом тезирования становится, в свою очередь, технологической основой для овладения другими способами сжатого изложения: конспектированием и реферированием текста.
Главным мотивом в деятельности учителя становится повышение самооценки личности ученика и подготовка его к социализации, а для ученика особенно важна практическая значимость приобретаемых умений: выход на формы итоговой аттестации по русскому языку (изложение) и учебные ситуации других предметов.
Цель деятельности - «сжатое» изложение текста в виде плана, тезисов, конспекта, реферата.
Задачи:
-
повторение понятий: изложение и сжатое изложение текста, основная мысль, план текста;
-
освоение понятий: план, тезисы, конспект, реферат как виды сжатого текста;
-
овладение планом, тезированием, конспектированием, реферированием текста;
-
осознание важности освоенных знаний и приобретенных умений работы с текстом.
Общепредметные задачи:
-
совершенствование аналитико-синтетических умений (анализ, сравнение и сопоставление понятий);
-
формирование общеучебных умений (работа с книгой и другими источниками знаний, помогающими выработать самостоятельность мышления, умение отстаивать свои убеждения).
Результатом деятельности должно стать владение разными жанрами книжного стиля: планом, тезисами, конспектом, рефератом (учебным сообщением).
Основное содержание деятельности - анализ «первичного» и создание «вторичного» текстов - реализуется через аналитико-синтетические упражнения на основе фразы или текста. Проверка каждого задания проводится с помощью текста-подсказки (возможно использование интерактивной доски).
Другие инструментальные средства обучения - печатный и электронный справочники (схемы, таблицы, памятки, алгоритмы). Таким образом, компьютер может использоваться на всех этапах занятия: при повторении изученного и освоении нового блока понятий, в процессе закрепления, проверки и оценки умений учащихся.
Важным этапом деятельности является оценивание (самооценивание) результата. В условиях компетентностного подхода в обучении возникает необходимость и возможность изменить инструментарий оценки: ее критериев и шкалы (количественной и качественной оценки).
Уже на первом занятии по каждой теме нами предлагается провести диагностику - самооценку и оценку сформированности умений работать с текстом по данному алгоритму. Итоговая диагностика позволит выявить результаты деятельности учителя и ученика по каждому виду деятельности. Таким образом, главным итогом деятельности должно стать практическое владение умениями работать с текстом, т.е. излагать его в сжатой форме.
Результаты обучения (сформированность умений работать с текстом) представлены в разделе 4 «Требования к обученности». Они оцениваются по указанным параметрам с помощью трехбалльной шкалы оценки и фиксируются в индивидуальных картах оценки и самооценки деятельности ученика.
Приемы обучения, используемые в ходе занятий, совершенствуют навыки аналитико-синтетического мышления:
-
проблемное изложение материала;
-
аналитическая беседа;
-
анализ текста;
-
сравнение и сопоставление понятий;
-
блоковая подача материала;
-
использование алгоритма.
Работа, таким образом, строится на основе принципов научности,
преемственности (в использовании способов и средств обучения, видов заданий и содержания материала), доступности и учета возрастных особенностей (от простого - к сложному, от коллективно-групповой работы - к полусамостоятельной и самостоятельной). Программа также предусматривает и реализацию принципов коммуникативности и текстоцентричности. Учебно - методическое, дидактическое и контрольно-практическое обеспечение удовлетворяет требованиям программы.
2 Содержание программы
2.1 Учебно-тематический план (17 часов)
№ урока
Тема программы
Количество часов
Общее кол-во часов
Время проведе-ния
Теория
Практ.
1
2
3
4
5
6
1
Введение: цели, задачи, предмет курса «Сжатое изложение текста». Значение факультативного курса.
О,5
-
0,5
2 - 4
План как вид сжатого текста.
0,5
3,0
3,5
5 - 8
Тезисы как вид сжатого текста. Тезирование текста.
0,5
3,5
4
9 - 12
Конспект как вид сжатого текста. Конспектирование текста.
0,5
3,5
4
13 - 14
Реферат как вид сжатого текста. Реферирование текста.
0,5
1,5
2
15
Доклад как вид текста.
0,5
0,5
1
16 - 17
Лингвистическая научно - практическая конференция: выступление учащихся с докладами, рефератами.
-
2
2
3
14
17
2 Содержание программы
2.1 Учебно-тематический план (34 часа)
№ урока
Тема программы
Количество часов
Общее кол-во часов
Время проведе-ния
Теория
Практ.
1
2
3
4
5
6
1
Введение: цели, задачи, предмет курса «Сжатое изложение текста». Значение факультативного курса.
1
-
1
2 - 8
План как вид сжатого текста.
1
6
7
9 - 16
Тезисы как вид сжатого текста. Тезирование текста.
1
7
8
17 - 24
Конспект как вид сжатого текста. Конспектирование текста.
1
7
8
25 - 28
Реферат как вид сжатого текста. Реферирование текста.
1
3
4
29
Доклад как вид текста.
1
-
1
30 - 34
Лингвистическая научно - практическая конференция: выступление учащихся с докладами, рефератами.
-
5
5
6
28
34
2.2 Тематическое планирование (17 часов)
№ п/п.
Разделы и темы программы
Кол - во часов
Дата
1
3
4
5
Введение. План текста
4
1
Введение. План текста. Определение информативного
1
центра предложения.
2
План текста. Определение информативного центра
1
абзаца.
3
Способы формулирования пунктов плана.
1
Составление плана разными способами.
4
Простой и сложный план. Обучение сжатому изложению
1
текста.
Тезисы текста
4
5
Тезисы текста. Тезис как основная мысль текста (фразы)
1
6
Тезис как основная мысль абзаца, фразы.
1
7
Отличие тезисов от тезисного плана. Алгоритм
1
написания тезисов.
Обучение приемам сжатия текста.
8
Практическая самостоятельная работа по теме «Тезисы
1
текста»
Конспект текста
4
9
Конспект как вид сжатого текста. Отличие конспекта от
1
тезисов
10
Виды конспекта. Алгоритм составления конспекта
1
11
Конспектирование текста
1
12
Практическая самостоятельная работа по теме «Конспект
1
текста»
Реферат текста
2
13
Реферат как вид сжатого текста. Отличие реферата от
1
конспекта. Обучение написанию реферата.
14
Практическая самостоятельная работа по теме «Реферат
1
как вид сжатого текста»
Доклад
3
15
Доклад как вид текста
1
16-17
Лингвистическая конференция
2
2.3 Содержание тем
Введение
Изложение текста. Сжатое изложение текста. Алгоритм изложения. Виды «сжатых» текстов: план, тезисы, конспект, реферат.
Тема 1. План текста
План как вид сжатого текста. Принцип деления целого на части. Информативный центр предложения и абзаца. Алгоритм (порядок) составления плана. Виды плана (подробный и сжатый, простой и сложный план). Требования к плану. Правила оформления плана.
Тема 2. Тезисы текста
Тезис как основная мысль текста. Тезисы как вид сжатого текста. Отличие тезисов от плана. Виды тезисов по содержанию и оформлению. Требования к тезисам. Алгоритм составления тезисов (тезирования).
Тема 3. Конспект текста
Конспект как вид сжатого текста. Отличие конспекта от тезисов. Виды конспекта (по объему, по количеству источников, по содержанию). Алгоритм составления конспекта (конспектирования).
Тема 4. Реферат
Реферат как вид сжатого текста. Отличие реферата от тезисов и конспекта. Этапы работы над рефератом.
Тема 5. Доклад
Доклад как вид текста. Последовательность подготовки к докладу. Требования к докладу и выступающему с докладом.
3 Требования к уровню подготовки
Таблица 1
Требования к обученности
Уровни обученности
Предметно -
информационная составляющая
Деятельностно -коммуникативная составляющая
Ценностно - ориентационная
составляющая
1. Знание понятий (план, тезисы, конспект, реферат), их отличительных признаков.
2. Знание алгоритмов работы над «сжатыми» видами текста.
3. Знание языковых норм, синонимичных конструкций языка.
1. Умение анализировать текст: определять основную мысль, отбирать важную информацию, исключая второстепенную.
2. Умение применять алгоритмы «сжатия» текста.
3. Умение использовать языковые средства и разные литературные нормы для оформления «вторичного» текста.
Умение ориентироваться в выборе форм и средств саморазвития.
Осознание социальной значимости лично освоенных предметных знаний.
Повышение самооценки.
4 Учебно-методическое обеспечение
-
Методические рекомендации.
-
Справочные материалы: схемы, памятки, таблицы, алгоритмы.
-
Тексты упражнений и тексты - подсказки к упражнениям.
-
Карты оценки и самооценки сформированности умений работы с
текстом.
-
Примерные темы рефератов (выступлений) на лингвистические темы.
5 Список литературы для учителя
1. Выборнова В.Ю. Учим конспектировать. - РЯШ, 1991 - №2.
2. Михайлова С.Ю. Учимся писать рефераты, составлять конспекты и тезисы
на уроках русского языка.: 9 - 11 кл. - М.: Астрель, 2005.
3. Николина Л.Ф. Методические рекомендации к преподаванию русского
языка в 9 кл. - М.: Дрофа, 2005.
4. Соломина Е.В. Учимся составлять планы, тезисы, конспекты. Сборник
материалов. - Каменск-Уральский: КУПК, 2005.
5. Суворова А.И. Изложение и обучение слушанию. - РЯШ, 2001 - №6.
5 Список литературы для ученика
1. Михайлова С.Ю. Учимся писать рефераты, составлять конспекты и тезисы
на уроках русского языка.: 9 - 11 кл. - М., Астрель, 2005.
2. Справочные материалы: схемы, памятки, таблицы, алгоритмы.
3. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 7 кл. (8кл.) - М.:
Дрофа, 2001.