- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Союз как часть речи (7 класс)
Союз как часть речи (7 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мосова Я.Е. |
Дата | 19.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Союз как части речи»
Учебник «Русский язык 7 класс», М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова
Цель:
-
Знакомство со служебной частью речи - союзом, с признаками союза, его ролью в предложении
-
Развитие навыка отличия служебных и самостоятельных частей речи, навыка нахождения союзов среди других частей речи
-
Воспитание серьёзного отношения к изучаемому предмету
Ход урока:
Орг. момент: смена рабочей тетради, снятие отвлекающих моментов
Основная часть:
Итак, мы с вами закончили изучение большого раздела в русском языке «Самостоятельные части речи» и начали изучать новый раздел, не менее важный - «Служебные части речи».
Прежде, чем приступить к работе с новой темой, давайте начертим с вами в тетради для правил таблицу, в которую внесём то, что мы уже знаем, и оставим место для материала, который нам ещё только предстоит изучить.
Ученики работают вместе с учителем, учитель записывает на доске предложенные ребятами примеры в таблицу
Самостоятельные части речи
Часть речи
Общее значение, морфологические признаки
Пример, синтаксическая роль
-
Имя существительное
Предмет; (Кто? Что?); род, число, падеж, лицо, склонение, одуш/неодуш; собст/нариц
На улице шел дождь, но не было ветра.
Москва - столица нашей родины (подл., допол., опред., сказ)
-
Имя прилагательное
Признак предмета (Какой? Чей) род, число, падеж, пол/кратк, разряды - качест, относ, притяжат
На улице шёл сильный дождь
Воздух после дождя свеж (опред, сказуемое)
-
Имя числительное
Количество и порядок предметов при счёте (Сколько? Какой по счёту?) - порядковые и количественные; простые и составные; целые, дробные, собирательные
Дождь лил семь дней.
Три карандаша лежат на парте
Фёдор прибежал восьмым
-
Местоимение
Указывает на лицо, не называя его (Кто? Чей?) 9 разрядов, иногда род, число, падеж, лицо
Он прибежал восьмым
Я вижу их на парте
Это её карандаши
-
Глагол
Действие предмета (Что делать? Что сделать?) Вид, время, спряж, наклонение, переходность, иногда - лицо и число
Он прибежал восьмым (сказуемое)
-
Причастие
Признак предмета по его действию; признаки гл: вид, действ, страд, время.
Прил: род, число, падеж
Бегающий по мокрым улицам Фёдор
-
Деепричастие
Добавочное действие (Как? Каким образом?)
Признак глагола - вид, признак наречия - неизменяемость
Фёдор, бегая по утрам, хорошо подготовился к соревнованиям
-
Наречие
Признак действия (Где? Когда? Откуда? Зачем? Как?..)
неизменяемость
Фёдор бегает быстро
-
Слова категории состояния
Состояние человека и природы (Каково?)
После пробежки дышится хорошо
Служебные
-
Предлог
Выражает зависимость слов в словосочетании и и предложении;
Произв/непроизвод, прост/составн
×
Мы прибежали (Куда?) на стадион
-
Союз
Для связи слов, частей предложения и предложений.
Прост/состав; сочинит/подчинит
-
Мы прибежали на стадион и стали готовиться к соревнованиям
-
Мы прибежали на стадион, а там уже был весь наш класс
-
Фёдор прибежал вторым. Но его соперника сняли с дистанции
-
Частица
-
Междометие
Итак, вот мы с вами и увидели место и функции союза в нашей речи, а также оставили место для самостоятельного заполнения тем «Частица» и «Междометие». Давайте прочитаем текст из упражнения 354, и мы узнаем, что союзы созданы человеком как техническое средство. (Выполнение упражнения). Обратите внимание, что с правой стороны упражнения помещены союзы в рамках, попробуйте самостоятельно придумать предложения с этими союзами.