Союз как часть речи (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Союз как часть речи (7 класс)Союз как часть речи (7 класс)Союз как часть речи (7 класс)Союз как часть речи (7 класс)



Конспект урока по русскому языку в 7 классе на тему: «Союз как части речи»

Учебник «Русский язык 7 класс», М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова

Цель:

  1. Знакомство со служебной частью речи - союзом, с признаками союза, его ролью в предложении

  2. Развитие навыка отличия служебных и самостоятельных частей речи, навыка нахождения союзов среди других частей речи

  3. Воспитание серьёзного отношения к изучаемому предмету

Ход урока:

Орг. момент: смена рабочей тетради, снятие отвлекающих моментов

Основная часть:

Итак, мы с вами закончили изучение большого раздела в русском языке «Самостоятельные части речи» и начали изучать новый раздел, не менее важный - «Служебные части речи».

Прежде, чем приступить к работе с новой темой, давайте начертим с вами в тетради для правил таблицу, в которую внесём то, что мы уже знаем, и оставим место для материала, который нам ещё только предстоит изучить.

Ученики работают вместе с учителем, учитель записывает на доске предложенные ребятами примеры в таблицу

Самостоятельные части речи

Часть речи

Общее значение, морфологические признаки

Пример, синтаксическая роль

  1. Имя существительное

Предмет; (Кто? Что?); род, число, падеж, лицо, склонение, одуш/неодуш; собст/нариц

На улице шел дождь, но не было ветра.

Москва - столица нашей родины (подл., допол., опред., сказ)

  1. Имя прилагательное

Признак предмета (Какой? Чей) род, число, падеж, пол/кратк, разряды - качест, относ, притяжат

На улице шёл сильный дождь

Воздух после дождя свеж (опред, сказуемое)

  1. Имя числительное

Количество и порядок предметов при счёте (Сколько? Какой по счёту?) - порядковые и количественные; простые и составные; целые, дробные, собирательные

Дождь лил семь дней.

Три карандаша лежат на парте

Фёдор прибежал восьмым


  1. Местоимение

Указывает на лицо, не называя его (Кто? Чей?) 9 разрядов, иногда род, число, падеж, лицо

Он прибежал восьмым

Я вижу их на парте

Это её карандаши

  1. Глагол

Действие предмета (Что делать? Что сделать?) Вид, время, спряж, наклонение, переходность, иногда - лицо и число

Он прибежал восьмым (сказуемое)

  1. Причастие

Признак предмета по его действию; признаки гл: вид, действ, страд, время.

Прил: род, число, падеж

Бегающий по мокрым улицам Фёдор

  1. Деепричастие

Добавочное действие (Как? Каким образом?)

Признак глагола - вид, признак наречия - неизменяемость

Фёдор, бегая по утрам, хорошо подготовился к соревнованиям

  1. Наречие

Признак действия (Где? Когда? Откуда? Зачем? Как?..)

неизменяемость

Фёдор бегает быстро

  1. Слова категории состояния

Состояние человека и природы (Каково?)

После пробежки дышится хорошо

Служебные

  1. Предлог

Выражает зависимость слов в словосочетании и и предложении;

Произв/непроизвод, прост/составн

×

Мы прибежали (Куда?) на стадион

  1. Союз

Для связи слов, частей предложения и предложений.

Прост/состав; сочинит/подчинит

  1. Мы прибежали на стадион и стали готовиться к соревнованиям

  2. Мы прибежали на стадион, а там уже был весь наш класс

  3. Фёдор прибежал вторым. Но его соперника сняли с дистанции

  1. Частица


  1. Междометие

Итак, вот мы с вами и увидели место и функции союза в нашей речи, а также оставили место для самостоятельного заполнения тем «Частица» и «Междометие». Давайте прочитаем текст из упражнения 354, и мы узнаем, что союзы созданы человеком как техническое средство. (Выполнение упражнения). Обратите внимание, что с правой стороны упражнения помещены союзы в рамках, попробуйте самостоятельно придумать предложения с этими союзами.



© 2010-2022