Урок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РУССКАЯ ГРАМОТА.

Миханова Наталья Ивановна, учитель начальных классов, г. Рудный.

Тема: Звук [ж]. Буквы Ж ж.

Цели: • Познавательные: создать условия для ознакомления с новым звуком [ж] и буквой, которой он обозначается; рассмотреть особенности нового звука;

Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету.

Средства обучения: мультимедиапроектор, интерактивная доска.

Учебные пособия: «Букварь», «Прописи».

Ход урока.

I.Организация начала урока.

а) Считалочка.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за это время работы вы

поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

II.Актуализация опорных знаний.

1.Фонетическая зарядка.

- Как жужжит шмель? (ж-ж-ж…)

2. - А кто ещё так жужжит?

Отгадайте загадку.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу.

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вволю нажужжусь.

(жук)

На доске схема:  -Проведём слово жук по звукам, интонируя каждый звук.

[ж-ж-ж] [у-у-у] [к-к-к]

Вывод: в слове жук 3 звука. Состоит из одного слога, потому что один гласный [у].

Дадим характеристику второму звуку; третьему звуку.

III.»Открытие » новых знаний. Знакомство с новым звуком, буквой.

1.Выделение нового звука из слова жук.

-Вернёмся к первому звуку. Произносим его, наблюдаем за произношением, как проходит при этом воздух.

- [ж-ж-ж]

Вывод: воздух встречает преграду.

(кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Боковые края языка тоже загнуты и вместе они имеют форму чашечки).

-Сделайте вывод, какой это звук.

(Звук [ж] -согласный)

-Какой он по твёрдости и мягкости?

(Он твёрдый)

-Возьмите «волшебные наушники». Произнесите ещё раз звук [ж]. Какой он: звонкий или глухой?

(Звук звонкий)

2.-Приведите примеры слов, в которых есть звук [ж].

Сначала слова, в которых звук в начале слова. При этом наблюдаем, как он произносится: твёрдо или мягко.

(Произносится твёрдо)

Теперь слова со звуком [ж] в середине слова.

(Снежинка, лужок, кружок. Звук произносится твёрдо)

-Что заметили?

Вывод: звук [ж] -всегда твёрдый, так же, как и звук [ш]. Вместе они образуют пару- [ж]-[ш].

-Дадим полную характеристику звуку [ж].

(Звук [ж] -согласный, всегда твёрдый, звонкий парный)

3.Скороговорка.

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе живот.

-Назовите слова, в которых есть звук [ж].

-Как он произносится в этих словах?

3.Знакомство с буквой «жэ».

Презентация.

После презентации показать букву на ленте букв..

Затем найти в классной кассе, в индивидуальных кассах (на наборное полотно).

-Что это за буквы жэ?

(Печатные: большая и маленькая).

-А на что ещё по-вашему, похожа буква жэ?

(На снежинку)

1-ый учащийся рассказывает стихотворение:

Стала снежинка

Буквою Ж (жэ).

Солнце её

Не растопит уже.

(Затем повторить его всем хором)

2-ой учащийся: Это - Ж (жэ) -показ карточки.

А это - К (ка) -показ карточки.

Целый жук

И пол - жука.

IV.Физминутка под песенку про жука.

V.Первичное закрепление знаний.

1.Чтение слогов с доски:

а - жа - аж

о - жо - ож

у - жу - уж

и - жи - иж

-Как читается слог с буквой и? ( [жы])

-Почему? Ведь буква и обозначает мягкость согласного звука?

(Потому, что звук [ж] - всегда твёрдый)

-Тогда почему звук [ы] в этом слове не обозначается буквой ы?

(В русском языке есть правило: жи-ши пиши с буквой и )

-Какой слог может обозначать слово, живой предмет?

(Уж)

2. Чтение слов (сначала с доски):

жаба - сходное с лягушкой бесхвостое земноводное с бородавчатой кожей.

жало - колющая часть органа защиты и нападения у пчел, ос, скорпионов, а также раздвоенный язык у ядовитых змей.

жара - т.е. жаркая погода с горячим, нагретым воздухом.

Урок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж. жук сравните по написанию, по значению

Урок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж. жуки

жужжит - производит однообразно дребезжащий звук, свистящий шум.

лужок - то же самое, что луг - участок, покрытый травянистой растительностью, только небольшой по размеру или когда слово употребляется в уменьшительно-ласкательном значении.

рожок - 1) то же самое, что рог - вырост на черепе у некоторых животных, а также на голове у некоторых насекомых, моллюсков.

2) музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом (пастуший рожок).

3) название различных изделий, предметов в форме рога, расширяющейся трубки (вафельный рожок).

4) бутылочка с соской для кормления младенцев.

5) небольшой узкий белый хлебец в форме полукруга.

6) макаронное изделие в виде коротких трубочек.

прыжок - 1) быстрое, с отталкиванием, перемещение тела.

2) спортивное упражнение из таких перемещений.

Работа со словами по Букварю. с. 40.

- Есть ли односложные слова? (жук)

- Найдите двусложные слова с ударением на первый слог.

- Найдите двусложные слова с ударением на второй слог.

- Найдите слова, отвечающие на вопрос кто?

- Какое слово обозначает действие предмета? (жужжит)

- Прочитаем некоторые слова с определенной интонацией.

- Первое слово в 1-ом столбике с вопросительной интонацией. (жаба?)

- Третье слово в 1-ом столбике с интонацией утомления, усталости. (жара..!)

- Первое слово во 2-ом столбике с интонацией восхищения (жук!)

- Составим предложение со словами жук, лужок (заслушать учащихся). А теперь еще одно со словом жужжит, чтобы это предложение было продолжением по смыслу первому.

3. Физминутка:

Письмо букв ж Ж

- А теперь нам предстоит научиться писать прописные буквы жэ.

- Сколько их, прописных букв? (две).

- Какие? (заглавная, строчная).

- Для чего нужна заглавная?

Сравнение печатных и прописных букв.

- Есть отличия?

- Учимся писать строчную букв жэ. Открываем прописи на стр.

- Сначала готовим руку к письму.

- Что изображено в прямоугольнике в левом верхнем уголке? (желудь).

- В каком месте буква жэ в слове желудь? (в начале).

- Какой звук обозначает? (всегда твердый [ж]).

- Обведем по контуру, стараясь как можно реже отрывать руку. Дома можно раскрасить желудь.

жУрок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж.Урок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж. - объяснение написания прописной строчной буквы

Урок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж.

ЖУрок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж.Урок русской грамоты: Звук [ж]. Буквы Ж ж. - объяснение написания прописной заглавной буквы

Предупреждение ошибок:

  1. Нарушение пропорций частей буквы:

  2. Нарушение высоты:

  3. Нарушение безотрывности:

Соединение заглавной и строчной букв.

V. Итог урока.

- С какой буквой познакомились на уроке?

- Какой звук обозначает эта буква?









© 2010-2022