Урок Правописание количественных числительных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучающий урок

Тема: Правописание количественных числительных.

Цель:

Обучающая: закрепление навыков правописания количественных числительных

Развивающая развивать умение грамотного склонения числительных.

Воспитательная: прививать любовь к родному языку.

Эпиграф: ПОЧЕМУ? (табличка, которая стоит у учителя на столе)

Ход урока:

  1. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебного процесса (ученики самостоятельно пытаются формулировать мотивацию урока). Учитель делает вывод. Основная идея вывода: числительные часто встречаются в речи, следовательно, грамотность в произношении, написании и склонении числительных зависит от изучаемой темы.

Работа у доски

Доска №1. Повторение орфограммы. Задание : объяснить написание слов с орфограммой в тексте:

У меня однажды

Был такой обед:

(Пол)кило варенья,

(Пол)мешка конфет,

(Пол)арбуза с тортом,

Апельсин с халвой.

Я еще не мертвый,

Но (лолу)живой.

Доска №2. Просклонять числительные «Двести пятьдесят шесть».

Доска №3. Синтаксический разбор предложения: Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека. (Белинский В.Г.)

Задание на доске комментируется учащимися и записываются в рабочую тетрадь.

Работа класса.

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Графический диктант с комментированием: (Кисло)сладкий, (юго)заладный, (десяти)летний, (пяти)этажный, (хорошо)воспитанный, (вечно)зеленый.

( Все вопросы учитель начинает со слова «Почему?»)

  1. Объяснения нового материала.

Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы поговорим о человеке, как наивысшей ценности в мире.

Работа с опорными конспектами.(см. Приложение №1.)

_ Форма работы: устный ответ у доски по образцу учителя.

Ill Закрепление материала. Задание выписать из текста числительные, объяснить правописание.

Текст: Семь чудес света.

Мы часто слышим выражение: «семь чудес света». Что же входит в это понятие?

Это египетские пирамиды, которые известны человечеству 50 столетий. Висячие сады Семирамиды, созданы в 605 году до нашей эры. Храм Артемиды покорял красотой в 4 веке до нашей эры. А Фаросский маяк в Александрийском порту окончен в 279году до нашей эры.

Мы вспоминаем и Галикарнасский мавзолей в Малой Азии и Колосса Родосского, но часто забываем вспомнить о

самом главном чуде, без которого ни одно из этих чудес было бы невозможным.

*Пауза. Вопрос: Как вы считаете, какое чудо имеет в виду автор? Устные ответы учеников.

Заканчиваем мысль: Это чудо - человек, человеческие руки. И, любуясь бесценными памятниками, помним о безвестных гениях, подаривших нам красоту.

Учащиеся отвечают на вопрос: ПОЧЕМУ? Проверка с комментированием .

Задание №2. Выписать из текста словосочетания числительное + существительное, распределить записанное в 3 колонки : Целое, Дробное, Собирательное.

Текст: Главное чудо света.

-Папа, Алька говорит, что я «мешок с костями».

-Это не правда. Правильнее было бы назвать тебя «мешком с водой». В тебе ее литров 1_5. А я вешу 80кг, так ее во мне 56 литров, а это У±от массы тела. Так что каждый человек более чем на 1А состоит из воды. Это приблизительно 6 ведер.

-Папа, а сколько стоит человек?

-Трое американских ученых подсчитали, что тело мужчины весом в 65кг состоит из воды, которой хватит, чтобы выстирать 2 рубашки, железа - для одного гвоздя, волос - для одного парика, фосфора, из которых можно сделать 600 спичек. Все эти материалы стоят 1доллар.(по Г. Юдину)

Проблемный вопрос: Вы согласны, что жизнь человека стоит 1 доллар?

Обсуждение ответов.

Вывод, сформулированный учениками, записывается в форме диктанта.

Возможный вариант ответа: Но как оценить драгоценный человеческий разум? Ученые считают, что каждая

з

биллионная клетка организма человека уникальна, а их в нашем организме 100 триллионов. Так сколько же стоит каждая?

Человек - главное чудо природы, а чудо - бесценно.

Комментирование составленной таблицы.

  1. Домашнее задание: сочинение на тему «Математика моей семьи», в котором были бы представлены целые, дробные, собирательные числительные.(Образец см. Приложение №2)

Приложение №1.Опорный конспект по теме «Количественные числительные»

Целые

Дробные

- |

Собирательные

ПЯТЬ

три пятых 3/5

КОЛИЧ.Ч./ПОРЯДК.

Ч.

как одно целое- ПЯТЕРО

* "1Ь" в средине 1519

СКЛ/ц.числа,прилаг ат. мн.ч.(Р.п.)

целые числа+ ой, ер

!

* "Ь "вв И.п.В.п.

: 50-80, 500-900

* сочетаются с существительными ... мальчиков,... медвеж ат,... саней

*58-80~ 200-900 склоняются обе части

k

М-оба-ЮБОИМ

Ж-обе-^ОБЕИМ

Ср

* Р.п. и П.п.-11-19 И

*И.п., В.п.-полторА, Р.п, Д.п., Т.п., П.п,- полУторА






Приложение№2. Математика моей семьи.

Моя семья состоит из пяти человек: папа, мама, бабушка, дедушка и я.

Мы живем по адресу: ул. Кирова, девятнадцать, квартира двадцать один.

Моей маме тридцать лет, а папа старше ее на четыре года. Они познакомилась, когда учились в институте. Мои родители-очень красивая пара. А вот дедушке и бабушке уже шестьдесят «с хвостиком» и они старше родителей в два раза.

Теперь о себе. Мне двенадцать лет. Я учусь в сороковой школе уже полтора года. В свободное время я мечтаю, рисую, читаю интересные книги.

Я думаю, что совсем не важно, кто кого и на сколько старше. Главное, что нас всего пятеро родных, что мы любим друг друга, что в нашей семье взаимопонимание на первом месте. Вот такая математика!

Искренне ваша половина Лайковой Кати.

Ученица 6-В класса ОШ №40 Лайкова Катя.

1


© 2010-2022