- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок Правописание количественных числительных
Урок Правописание количественных числительных
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Панкратова О.А. |
Дата | 31.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Обучающий урок
Тема: Правописание количественных числительных.
Цель:
Обучающая: закрепление навыков правописания количественных числительных
Развивающая развивать умение грамотного склонения числительных.
Воспитательная: прививать любовь к родному языку.
Эпиграф: ПОЧЕМУ? (табличка, которая стоит у учителя на столе)
Ход урока:
-
Организационный момент. Объявление темы и цели урока. Мотивация учебного процесса (ученики самостоятельно пытаются формулировать мотивацию урока). Учитель делает вывод. Основная идея вывода: числительные часто встречаются в речи, следовательно, грамотность в произношении, написании и склонении числительных зависит от изучаемой темы.
Работа у доски
Доска №1. Повторение орфограммы. Задание : объяснить написание слов с орфограммой в тексте:
У меня однажды
Был такой обед:
(Пол)кило варенья,
(Пол)мешка конфет,
(Пол)арбуза с тортом,
Апельсин с халвой.
Я еще не мертвый,
Но (лолу)живой.
Доска №2. Просклонять числительные «Двести пятьдесят шесть».
Доска №3. Синтаксический разбор предложения: Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека. (Белинский В.Г.)
Задание на доске комментируется учащимися и записываются в рабочую тетрадь.
Работа класса.
-
Проверка домашнего задания.
-
Графический диктант с комментированием: (Кисло)сладкий, (юго)заладный, (десяти)летний, (пяти)этажный, (хорошо)воспитанный, (вечно)зеленый.
( Все вопросы учитель начинает со слова «Почему?»)
-
Объяснения нового материала.
Слово учителя: На сегодняшнем уроке мы поговорим о человеке, как наивысшей ценности в мире.
Работа с опорными конспектами.(см. Приложение №1.)
_ Форма работы: устный ответ у доски по образцу учителя.
Ill Закрепление материала. Задание выписать из текста числительные, объяснить правописание.
Текст: Семь чудес света.
Мы часто слышим выражение: «семь чудес света». Что же входит в это понятие?
Это египетские пирамиды, которые известны человечеству 50 столетий. Висячие сады Семирамиды, созданы в 605 году до нашей эры. Храм Артемиды покорял красотой в 4 веке до нашей эры. А Фаросский маяк в Александрийском порту окончен в 279году до нашей эры.
Мы вспоминаем и Галикарнасский мавзолей в Малой Азии и Колосса Родосского, но часто забываем вспомнить о
самом главном чуде, без которого ни одно из этих чудес было бы невозможным.
*Пауза. Вопрос: Как вы считаете, какое чудо имеет в виду автор? Устные ответы учеников.
Заканчиваем мысль: Это чудо - человек, человеческие руки. И, любуясь бесценными памятниками, помним о безвестных гениях, подаривших нам красоту.
Учащиеся отвечают на вопрос: ПОЧЕМУ? Проверка с комментированием .
Задание №2. Выписать из текста словосочетания числительное + существительное, распределить записанное в 3 колонки : Целое, Дробное, Собирательное.
Текст: Главное чудо света.
-Папа, Алька говорит, что я «мешок с костями».
-Это не правда. Правильнее было бы назвать тебя «мешком с водой». В тебе ее литров 1_5. А я вешу 80кг, так ее во мне 56 литров, а это У±от массы тела. Так что каждый человек более чем на 1А состоит из воды. Это приблизительно 6 ведер.
-Папа, а сколько стоит человек?
-Трое американских ученых подсчитали, что тело мужчины весом в 65кг состоит из воды, которой хватит, чтобы выстирать 2 рубашки, железа - для одного гвоздя, волос - для одного парика, фосфора, из которых можно сделать 600 спичек. Все эти материалы стоят 1доллар.(по Г. Юдину)
Проблемный вопрос: Вы согласны, что жизнь человека стоит 1 доллар?
Обсуждение ответов.
Вывод, сформулированный учениками, записывается в форме диктанта.
Возможный вариант ответа: Но как оценить драгоценный человеческий разум? Ученые считают, что каждая
з
биллионная клетка организма человека уникальна, а их в нашем организме 100 триллионов. Так сколько же стоит каждая?
Человек - главное чудо природы, а чудо - бесценно.
Комментирование составленной таблицы.
-
Домашнее задание: сочинение на тему «Математика моей семьи», в котором были бы представлены целые, дробные, собирательные числительные.(Образец см. Приложение №2)
Приложение №1.Опорный конспект по теме «Количественные числительные»
Целые
Дробные
- |
Собирательные
ПЯТЬ
три пятых 3/5
КОЛИЧ.Ч./ПОРЯДК.
Ч.
как одно целое- ПЯТЕРО
* "1Ь" в средине 1519
СКЛ/ц.числа,прилаг ат. мн.ч.(Р.п.)
целые числа+ ой, ер
!
* "Ь "вв И.п.В.п.
: 50-80, 500-900
* сочетаются с существительными ... мальчиков,... медвеж ат,... саней
*58-80~ 200-900 склоняются обе части
k
М-оба-ЮБОИМ
Ж-обе-^ОБЕИМ
Ср
* Р.п. и П.п.-11-19 И
*И.п., В.п.-полторА, Р.п, Д.п., Т.п., П.п,- полУторА
Приложение№2. Математика моей семьи.
Моя семья состоит из пяти человек: папа, мама, бабушка, дедушка и я.
Мы живем по адресу: ул. Кирова, девятнадцать, квартира двадцать один.
Моей маме тридцать лет, а папа старше ее на четыре года. Они познакомилась, когда учились в институте. Мои родители-очень красивая пара. А вот дедушке и бабушке уже шестьдесят «с хвостиком» и они старше родителей в два раза.
Теперь о себе. Мне двенадцать лет. Я учусь в сороковой школе уже полтора года. В свободное время я мечтаю, рисую, читаю интересные книги.
Я думаю, что совсем не важно, кто кого и на сколько старше. Главное, что нас всего пятеро родных, что мы любим друг друга, что в нашей семье взаимопонимание на первом месте. Вот такая математика!
Искренне ваша половина Лайковой Кати.
Ученица 6-В класса ОШ №40 Лайкова Катя.
1