- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Самоанализ учителя русского языка
Самоанализ учителя русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кондораки М.С. |
Дата | 20.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Самоанализ учителя русского языка и литературы Кондораки Марины Сабировны
Работаю в МАОУ "СОШ № 76" учителем русского языка и литературы с 1986 года. Имею опыт преподавания на всех параллелях, с 5 по 11 класс. Позади уже столько лет работы в школе, но до сих пор появляется чувство, что каждый учебный год как будто первый.
Главный ориентир - цели обучения русского языка и литературы, определённые Государственным стандартом.
Основная цель моей педагогической деятельности - воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к условиям современной жизни, сформировать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Как учитель-филолог считаю, что главная задача моей педагогической деятельности - не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас, показать богатства русской речи, представить русскую и мировую литературу как сокровище мировой культуры), но и показать их
Классы, в которых я веду уроки, в основном, состоят из детей с различным уровнем учебных возможностей.
Учителям всегда приходится сталкиваться с детьми, у которых отсутствует интерес к учебе, познавательному процессу вообще. Регламентация учебно-воспитательного процесса сковывает инициативу учащихся. Это приводит к тому, что целостное мировосприятие, так свойственное ребенку, искусственно разрывается на предметы, мало связанные между собой.
Вот и я с началом работы в школе столкнулась с проблемой низкого интереса детей к предмету. Поэтому на уроках стараюсь заинтересовать, заинтриговать, вовлечь ребят в активную работу на уроке.
Познавательный интерес - это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках: от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопления знаний мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Интерес стимулирует волю, внимание, помогает более быстрому и прочному запоминанию. Именно благодаря интересу как знания, так и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Все это подводит к мысли о том, что «корень» учения не обязательно должен быть «горек».
Постараюсь выделить основное в своей работе.
В данное время работаю над методической темой «Проблемное обучение как фактор развития познавательной активности учащихся».
Основные принципы преподавания:
Дифференциация преподавания с учётом познавательных стилей учащихся;
Личностно-ориентированное обучение.
Для более прочного усвоения знаний, навыков пользуюсь различными методами обучения:
Метод устного изложения (рассказ, лекция, объяснение, беседа, работа с учебником и т.д.);
Нетрадиционные формы проведения урока (урок-лекция, семинар, путешествие, заочная экскурсия, практикумы, диспуты);
Применение тестового контроля на уроках;
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках;
Деятельностный подход на уроках
Для того чтобы материал был хорошо усвоен и понятны основные закономерности, необходимо делать обобщения и выводы. Часто предлагаю это сделать детям самостоятельно, а я только уточняю и придаю необходимое стилистическое оформление. Все это стимулирует мыслительную деятельность детей.
Восприятие на слух - дело трудное. К.Д. Ушинский отмечал «при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать» на занятии, а внутренне могут думать о своем или же совсем оставаться «без мысли в голове». Пассивность учащихся можно преодолеть, создавая проблемные ситуации, ставить познавательные задачи и вопросы, которые следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала.
Реализация проблемного обучения решается 2 способами:
-
Постановка проблемы к отдельным темам, например: «Настоящая доброта… Какая она?»
-
Постановка проблемы на отдельных уроках. При этом ученик дает ответ, используя различные источники знаний, например: «За что люди наказали Ларру (М.Горький «Старуха Изергиль»)? Как определить черту между гордостью и эгоизмом?
Для того, чтобы активизировать деятельность учащихся на уроках, я предлагаю выделить наиболее важное в объяснении и сформулировать вопросы (план изучаемого материала по рассказу учителя, составить тезисы и вопросы по теме).
Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности дает прием сравнения. (У Некрасова и Тютчева отношение к поэзии, к роли поэта в обществе разное. А между тем, именно Некрасов дал стихам Тютчева «путевку в жизнь», напечатав их в журнале «Современник». Как вы думаете, почему он так поступил?
Основным методом контроля, который я использую,
является устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный). В ходе устного опроса выявляется степень усвоения изученного материала. Фронтальный - позволяет быстро охватить проверкой значительное число учащихся.
Для того чтобы охватить при опросе больше учащихся я использую уплотненный опрос. Для этого детям предлагаю различного вида карточки и задания на 5-10 минут, изображение рисунков, схем на доске. Так же в качестве уплотненного опроса провожу письменные работы со всем классом, программированные работы, диктанты.
Тесты являются эффективным заданием для контроля и самоконтроля. Использую тесты для тематического и текущего опроса. Они позволяют проверить степень усвоения базового содержания материала. Проверка проводится для оценки успеваемости учащихся. Немаловажным считаю при проверке знаний пользоваться наглядными пособиями и рисунками в учебнике и в тетради.
При изучении некоторых тем предлагаю детям подготовить сообщения и творческие работы. Темы наглядно показывают неординарные подходы к такой работе. Например: «Проблемы истории в художественном мире А. С. Пушкина», «От смерти к жизни», «Дети и взрослые в повести «Тургенев - сын Ахматовой».
Итак, каждый урок ставлю перед собой задачу - добиться того, чтобы он прошел не зря, чтобы он был интересен, способствовал познавательной деятельности учащихся. Привлекаю внимание детей к изучаемому материалу.
Главное средство активизации - нужная степень самостоятельности, в методах обучения и проверке знаний существует много специальных приемов активизации. Большое значение имеет подбор учебного материала, оборудования и средств обучения. Но и, конечно же, не менее важным является и формы закрепления и проверки знаний.
Активизацию познавательной деятельности провожу также на внеклассных мероприятиях. Ежегодно в школе проводится традиционная неделя гуманитарных наук. Мероприятия (викторины, конкурсы, интеллектуальные игры) вызывают интерес, участие становится все более активным. Таким образом, используя различные формы, методы и приёмы, можно пронаблюдать, что эффективность урока и заинтересованность учащихся в изучении предмета повысилась. Это заметно по повышению успеваемости. Также следует отметить, что интерес к изучению предмета проявляется и в том, что многие учащиеся принимают участие во всех внеклассных мероприятиях (в том числе те, кто имеет удовлетворительные оценки).
Кроме того, направлениями педагогической деятельности являются:
- освоение ФГОС ООО
- применение современных педагогических технологий (модульный метод обучения
- участие в школьных и муниципальных проектах (разработка Программы развития школы, поточный метод преподавания литературы в 5-х классах, "Электронный дневник", "Школьная карта")
- участие в педагогических семинарах, конференциях различного уровня в целях повышения квалификации и обмена педагогическим опытом.
- внеурочная деятельность по предмету, подготовка участников олимпиад, конкурсов, конференций, проведение предметных недель, ведение факультативных курсов.
- работа классного руководителя.
За пять лет достигнуты следующие результаты:
Повысилась качественная успеваемость учащихся.
Ежегодно выпускники школы успешно сдают итоговую аттестацию в форме ЕГЭ и ОГЭ.
Каждый год выпускники 11 классов поступают в высшие и средне-специальные заведения, где показывают высокие знания не только при поступлении, но и при дальнейшем обучении.
Подвести итоги мне хочется словами В.А.Сухомлинского, которые стали для меня аксиомой:
-Прежде всего - в ученике надо видеть человека, а не хранилище знаний, которые надо усваивать.
-Не может быть и речи о воспитании, если нет у вас (ученика и учителя) дружбы и товарищества.
-Бойтесь превратиться в бесстрастного комментатора, холодного истолкователя, равнодушного путеводителя в мире фактов и истин.
-Мы ведь учим своих питомцев уважать в нас то, что, вместе с ними постигая истину, мы сжигаем собственное сердце.