- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сочинения по литературе 19 век. Методические материал
Сочинения по литературе 19 век. Методические материал
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филатова Е.В. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Романтические мотивы в лирике Лермонтова
I. Определяющее значение романтического пафоса во всей поэзии Лермонтова («Лермонтов - крупнейший представитель русского и мирового романтизма, и величие его связано не только с тем, что его творчество зрелого периода развивалось в сторону реализма, но и с тем, что он был романтиком и в известных пределах оставался им до конца». Д.Е.Максимов).
II. Развитие романтических мотивов в творчестве Лермонтова:
1) раннее творчество:
а) романтические традиции в теме поэта («Поэт», 1828);
б) романтические мотивы в философской лирике ( «Небо и звезды», 1831);
в) темы трагической разочарованности и раздвоенности лирического героя («К***», 1830; «1831-го июня 11 дня»);
е) монологи-исповеди лирического героя, носящие автобиографический характер («1831-го июня 11 дня»; «Портреты», 1832);
2) зрелое творчество:
а) романтические мотивы на фоне реалистического изображения жизни («Как часто пёстрою толпою окружён»);
б) романтическое проявление темы одиночества (« На севере диком стоит одиноко...», 1841);
в) тема рока как примета романтизма («Три пальмы», 1841);
г) тема поэта и толпы носит трагедийный характер, где образ поэта наделен чертами демона («Пророк», 1841);
3) демоническая тема - одна из центральных во всем творчестве Лермонтова:
а) Демон как злой дух всего человечества («Мой демон», 1829, 1831 - вторая редакция);
б) романтический протест Демона небесным силам - это вызов поэта косным устоям общества (поэма «Демон», 1841);
III. Исповедь - основная форма построения лирических произведений Лермонтова.
Драматургия Лермонтова (драма «Маскарад»)
1. Талант Лермонтова как драматурга.
Д.Е.Максимов: «Эта драма - романтическое произведение с мятежным романтическим героем, с бушеванием трагических страстей, с лирической партией чистосердечной и прелестной героини, с Мефистофелем, скрывающимся под маской бытового персонажа (Казарин), с таинственным незнакомцем, одержимым «долгом мести», и с отравлением».
2. Романтизм и реализм в драме.