- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Статья о русском языке Аспекты культуры речи
Статья о русском языке Аспекты культуры речи
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Дубинская В.К. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Аспекты культуры речи
В своё время А.П.Чехов сетовал: "В сущности ведь для интеллигентного человека дурно говорить должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать". К сожалению, мало что изменилось с тех пор. Речь некоторых наших современников поражает невыразительностью, бедностью лексики, обилием стилистических ошибок. Горько и обидно становится за русский язык, больно видеть, как его уродуют и искажают. Столетиями мастера слова обрабатывали его, совершенствовали, доводили до тонкости. Между тем речевая атмосфера изобилует годными на все случаи жизни стандартными остротами, речевыми штампами, краснобайством и даже словесной нечистоплотностью вместо подлинного остроумия, красноречия. Штампованные, трескучие фразы не только обесценивают слово, но и развращают морально. В конце концов, это убожество речи, косноязычие - дефект не столько речи, сколько мысли. Тут дело даже не в запасе слов. "Кто ясно мыслит, тот ясно излагает,"- гласит известная пословица. По тому, как человек говорит, можно судить об уровне его духовного развития, его внутренней культуре. Справедлива и другая пословица: "По одёжке встречают, по уму провожают". Пока человек молчит, трудно судить о его интеллекте и культуре, но стоит ему заговорить - и мы, как правило, делаем для себя обоснованные выводы о собеседнике.
Нравственное и духовное развитие общества при любом повороте исторических событий отражается и на том, как относятся к языку его носители. Культура создана человеком, и важнейшим её компонентом является язык. Поэтому представляется уместным и своевременным обратить внимание на то, как важно повседневное бережное отношение к языку, адекватное представление о культуре, духовности, образованности человека.
Иной раз заметно, что говорящий "надевает речевую маску", не представляя, насколько это опасно, так как она может "прирасти" и в ответственной ситуации её трудно будет сбросить, - память будет услужливо подсовывать не те речевые образцы.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Хочется надеяться, что в наступившем новом году люди разного возраста, воспитания и социального положения сочтут важным своё отношение к языку, станут критически оценивать свою речь и целенаправленно её совершенствовать. В таком обществе не допустят, чтобы на всеобщее обозрение большими буквами поместили цитату руководителя государства с орфографической ошибкой (в Боровом на поляне Аблай хана перед кумысной имеется подобное).
Дубинская Валентина Константиновна,
учитель русского языка ШГ № 3.