- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС
Разработка урока русского языка в 5 классе в рамках ФГОС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чухлебова Е.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока русского языка в 5 классе
в рамках ФГОС
«Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
Тип урока: введение нового знания.
Технология: деятельностный метод обучения.
Основные цели:
1)сформировать представление о способе выбора написания А-О в корнях - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -
научить умению распознавать слова с чередующимися гласными А-О в корнях - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС - и комментировать условия написания;
2)закрепить знание этапов учебной деятельности и их содержание;
3)тренировать умение самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
4) развитие мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Необходимое оборудование: учебник, маршрутные листы
Ход урока
1.Постановка учебной задачи.
Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.
УУД: личностные, коммуникативные.
Здравствуйте, ребята!
Наш сегодняшний урок предлагаю начать со следующего высказывания
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться».
Какова главная мысль этого высказывания? Как вы понимаете? Запишем эту фразу себе в тетрадь. Давайте договоримся, что отныне это высказывание станет девизом нашего класса.
Мы продолжаем путешествовать по замечательной стране «Орфография», изучать новое и интересное. Поэтому внимательно слушайте и запоминайте каждое слово. Возможно, оно послужит ключом к разгадке тайн нашего языка.
С каким важным понятием мы познакомились на предыдущих уроках? (орфограмма).
Что такое орфограмма? (ошибкоопасное место). А для чего мы должны изучать орфограммы? (чтобы быть грамотными людьми). Пригодится ли в жизни это качество - быть грамотным человеком? (да, конечно). Перечислите, какие вы знаете орфограммы в корне? (перечисляют).
Сейчас проведем небольшую игру под названием "Составь слово ". Эта игра направлена на развитие ваших навыков по выделению морфем в слове. (Один человек работает у доски, остальные - в тетради).
Предутренний - приставка
Поговорить - приставка
Слагаемое - корень
Решать - суффикс
Писал - суффикс прошедшего времени глагола
Собирала - окончание
(Предполагала)
Учитель: Получившееся слово разберите по составу.
С правописанием какого корня мы познакомились на предыдущем уроке? ( -ЛАГ-, -ЛОЖ-). Расскажите о правописании гласных о-а в корнях -лаг - лож-.
Предлагаю вам выполнить следующее задание: разделите данные слова на группы, обоснуйте свое решение, вставьте пропущенные буквы:
Тр..пинка, пол..гаться, разгл..деть, прил.жить, р..стения, пол..жение, водор..сли, выр..щивание, р..сковать, прилагательное, прил..тел, возраст.
Все ли справились с заданием? Всё ли вам было понятно в задании? (не совсем, возникли затруднения). Какие затруднения? Почему они возникли? ( Мы не знаем, куда записать несколько слов)
Может, мы чего-то не знаем? (Как правильно написать слова с корнем - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -)
Итак, какова наша с вами учебная задача? (Научиться правильно писать слова с корнем -раст-, -рос-)
Что нужно уметь, чтобы решить поставленную задачу? (Выделять корень, определять значение корня - подходит ли слово к данному правилу, знать условия выбора букв А, О).
Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).
Запишите в тетради тему нашего урока
«Буквы А-О в корнях -РАСТ-, -РАЩ-, -РОС-»
2. «Открытие нового знания».
Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.
Способы: диалог, парная работа.
Принцип деятельности.
УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
-Ребята, а как мы можем с вами узнать правило написания корня с чередованием - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -? (можем прочитать в учебнике, а можем понаблюдать за словами и самостоятельно выявить определенные закономерности).
Предлагаю следующее задание выполнить в парах.
Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
Взрастить, подрастать, вырастать, поросль, выросла, заросли, выращивать, выращенный, приращение
Все ли справились с заданием? (да). Итак, выполнив это задание, сможете вы ответить, от чего зависит правописание букв А-О в корнях - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС -? Сформулируйте, пожалуйста, правило написания чередующихся гласных.
3.Первичное закрепление.
Результатом этого этапа будет комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание нового знания, запись в виде алгоритма.
-Ребята, давайте составим алгоритм, чтобы легче запомнить правило. ( Дети проговаривают шаги алгоритма).
(выделить корень; подчеркнуть согласную корня: перед «СТ» пишем «А», перед «Щ» мы также пишем «А», а перед «С» - «О»).
А теперь откроем учебник, прочитаем правило и сопоставим с нашим алгоритмом. (дети высказываются).
Ребята, обратите внимание на слова-исключения: Ростов, Ростислав, ростовщик, росток, отрасль. Запишите их в тетрадь. Написание этих слов нужно запомнить. Значение каких слов вам не понятно?
Ученик: Ростовщик, отрасль.
Учитель: Какой словарь поможет нам разобраться?
Ученик: Толковый.
(Один ученик работает со словарем, затем для всего класса читает толкования данных слов).
Учитель: Давайте составим с ними словосочетания и запишем в тетрадь.
(жадный ростовщик, нефтяная отрасль).
Выполним упражнение на новое правило из учебника. Ученики проговаривают в парах условия написания корней - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС - и осуществляют взаимопроверку.
ВЫВОД: Корнем командует его конечная согласная. Самый простой способ запоминания: необходимо запомнить эти корни и исключения.
Как проверить, усвоили вы новую тему или нет? (нужно поработать самостоятельно).
4.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Результатом этого этапа будет самоконтроль и самооценка, каждый для себя делает вывод, что он уже умеет. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя».
Предлагаю написать буквенный диктант (а-о). Если ученики правильно написали буквы в продиктованных словах, значит, они усвоили правило и не сделали ни одной ошибки. Учитель показывает (с помощью ПК) правильный ответ.
Записываем под диктовку слова, выделяем корень, подчеркиваем гласную в корне. Один человек работает у доски, остальные - в тетради.
Растение, выросли, разрастается, отрасль, растущий, подросли, отросли, дорасти, заросли, росток, переросли, выращенный, зарасти, сращение, прорастет.
5.Тренировочные упражнения.
Результатом этого этапа будет отработка и закрепление изученного материала, выведение на уровень автоматизированного умственного действия.
Работа с текстом
Р_сти, р_сти яблонька подр_стай.
Цв_ти, цв_ти яблонька ра_цв_тай!
З_л_тое2 солнышко жарче грей!
Выр_стайте яблоки1 поск_рей!
Р_сла, р_сла яблонька, подр_сла.
Цв_ла, цв_ла яблонька, отцв_ла2.
Отр_хнула яблонька свой наряд,
И поспели яблоки для ребят4.
Классу: списать, расставить знаки препинания, выделить корни с чередованием
Рефлексия деятельности (итог урока).
Урок заканчивается, значит, надо подвести итог.
Какую цель мы ставили на уроке? Достигли ее? Докажите. Оцените свою деятельность и своих одноклассников, используя слова с корнями - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС - ( расти, отросла выращивать и т.д.).
Домашнее задание по выбору:
1. Выполнить упражнение из учебника.
2. Составить карточку для соседа на изученное правило.
(10 слов с пропущенными буквами в корнях);
3. Написать небольшой рассказ «Удивительный мир растений»,
Употребляя слова и словосочетания с корнями - РАСТ-,- РАЩ-, - РОС-.
4. Придумать свой текст, состоящий только из слов - исключений этого правила.