Программа по литературе 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, включенных в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года № 1897, положения которого обеспечивают многогранное и глубокое усвоение курса литературы в 5-9 классах. В ней также учтены основные положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образованияа также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы, с авторской программой Г. С. Меркина - М.: «Русское слово», 2012 г. Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия.

Принцип построения программы концентрический на хронологической основе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общая характеристика учебного предмета


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.).

Результаты изучения предмета

«Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в следующем:

• умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Место предмета « Литература » в базисном учебном плане: на изучение литераьуры в 6 классе отводится 3 часа в неделю, 105 часов в год.

В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием уроков на 2015-2016 учебный год по программе предусмотрено 102 часа.











Содержание учебного предмета

Наименование раздела

Характеристика основных содержательных линий

Перечень контрольных работ

1

Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе, читателе. Литература и другие виды искусства.

2

Из греческой мифологии

«Герои», « Прометей», «Яблоки Гесперид»

3

Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

4

Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха.

5

Из литературы 18 века

М.В.Ломоносов.

«Стихи , сочиненные на дороге в Петергоф»

6

Из литературы 19 века

В.А.Жуковский.

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В. Гоголь

И.С.Тургенев

Н.А.Некрасов

Л.Н.Толстой

В.Г. Короленко

А.П,Чехов

сочинение

12.11

сочинение

12.12

сочинение

21.01

сочинение

4.02

7

Из русской литературы 20 века

И.А.Бунин

И.А.,Куприн

С.А.Есенин

М.М.Пришвин

Н.М.Рубцов

А,А ,Ахматова

С.С. Орлов

К.М. Симонов

В.П.Астафьев

Сочинение

28.04

8

Из зарубежной литературы

Братья Гримм

О.Генри.

Д.Лондон









Тематическое планирование

Раздел программы, тема

Кол-во часов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности ученика

Знать

Уметь

1

Введение

1

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе, читателе. Литература и другие виды искусства.

содержание учебника-хрестоматии для 6 класса

2

Из греческой мифологии

3

«Герои», « Прометей», «Яблоки Гесперид»

греческую мифологию, ее героев

пересказывать

мифы, давать оценку героям

3

Из устного народного творчества

3

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

жанры фольклора,

волшебную сказку

пересказывать

предания, легенды, сказывать сказки, сочинять сказки

4

Из древнерусской литературы

3

«Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха.

Произведения

древнерусской литературы: житие, сказание, древнерусская повесть

использовать различные виды пересказа, составлять простой план

5

Из литературы 18 века

3

М.В.Ломоносов.

«Стихи , сочиненные на дороге в Петергоф»

позицию ученого и поэта в поэзии, тему, идею, основные

мотивы стихотворения

выразительно читать стихотворения, выделять главное в прослушанном сообщении

6

Из литературы 19 века

50

В.А.Жуковский.

Баллада «Светлана»

А.С.Пушкин «Деревня»,»Редеет облаков летучая гряда ..», «Зимнее утро», «Дубровский».

М.Ю.Лермонтов «Тучи», «Парус», «Листок».

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».

И.С.Тургенев «Записки охотника», «Бирюк».

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У аждых дверей…»

Л.Н.Толстой

«Детство» (отдельные главы): «Маман», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и другие. Рассказ «Бедные люди»

В.Г. Короленко « В дурном обществе»

А.П,Чехов Рассказы «Толстый и тонкий,

«Шуточка», «Налим».

произведения 19 века, их авторов, жанры произведений ,выразительные средства, художественные приемы, взаимосвязь истории и литературы

выразительно читать, в том числе наизусть , использовать различные виды пересказа, составлять цитатный план, письменный отзыв о прочитанном, .писать сочинение на литературную тему.

7

Из русской литературы 20 века

26

И.А.Бунин «Не видно птиц.Покорно чахнет…». «Лапти»

И.А.,Куприн «Тапер», «Белый пудель».

С.А.Есенин «Песнь о собаке»,»Разбуди меня завтра рано…»

М.М.Пришвин «Кладовая солнца»

Н.М.рубцов «Звезда полей , «Тихая моя родина».

А,А ,Ахматова «Мужество», «Победа»; С.С. Орлов «Его зарыли в шар земной»; К.М. Симонов «Жди меня, и я вернусь…»; Р.Г.Гамзатов «Журавли» ;Д.С, Самойлов «Сороковые»;М.В.Исаковский

«В прифронтовом лесу».

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой»

произведения 20 века, их жанры, художественную идею произведения, стили речи и их роль в создании образа, средства выразительности,

композицию произведения

выразительно читать , в том числе наизусть, составлять словарь персонажа, словарь тропов и фигур стихотворения, писать отзыв об эпизоде,

сочинение на

литературную тему, использовать различные виды пересказа.

8

Из зарубежной литературы

13

Восточные сказки.»Сказка о Синдбаде-мореходе»

Братья Гримм «Снегурочка

О.Генри«Вождь краснокожих». Д.Лондон

произведения зарубежной литературы, их тематику, проблематику, сюжет и основные образы

пересказывать по плану, от другого лица, составлять цитатный план





Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во уроков

Дата проведения

Основные виды учебной деятельности

Требования к результату

Виды контроля

Оборудование

Введение

1


1

О литературе, читателе и писателе

1

1.09

Чтение, пересказ

Фронтальный опрос

Учебник

Из греческой мифологии

3


2

Художественная идея мифа «Пять веков».

1

3.09

Чтение, пересказ, выразительное чтение

Литературоведческие термины: мифологический сюжет. Чтение ,различные виды пересказа, дискуссия

Презентация

3

Образ Прометея в мифе «Прометей».

1

5.09

4

Отражение в древнегреческих мифах представления о героизме. Миф «Яблоки Гесперид».

1

8.09

Презентация

Из устного народного творчества

3


5

Предание и его художественные особенности. Предание «Солдат и смерть»

1

10.09

Пересказ, анализ эпизода

Литературоведческие термины: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке. Сказывание сказки, пересказ преданий, легенд

Фронтальный и индивидуальный опрос

6

Жанровые особенности предания «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

1

12.09

7

Сказка и ее художественные особенности.«Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1

15.09

Презентация

Из древнерусской литературы

3


8

Художественная идея «Сказания о белгородских колодцах»

1

17.09

Различные виды пересказа

Литературоведческие термины: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой

Фронтальный и индивидуальный опрос

9

Отражение в произведениях истории Древней Руси. «Повесть о разорении Рязани Батыем»

1

19.09

10

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха.

1

22.09


Из литературы 18 века

3


11

М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин

1

24.09

Все виды пересказа, анализ лирического текста

Литературоведческие термины: иносказание, многозначность слова и образа, аллегория, риторическое обращение

Фронтальный опрос

Презентация

портрет

12

Отражение позиций ученого и гражданина в поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

1

26.09

Выразительное чтение наизусть

13

М.В. Ломоносов о значении русского языка.

М.В. Ломоносов и Петр Великий.

1

29.09

Из литературы 19 века

50


14

Краткие сведения о писателе В.А.Жуковском.

В. А. Жуковский и А. С.Пушкин

1

1.10

Пересказ

Литературоведческие термины: реальное, фантастическое; фабула; баллада

Фронтальный индивидуальный опрос

Презентация о В.А.Жуковском

Опера Глинки «Иван Сусанин»

15

Краткие сведения о писателе В.А.Жуковском.

В. А. Жуковский и А. С.Пушкин

1

3.10

Чтение

Пересказ

16

Жанр бал -

лады в творчестве

В.А. Жуковского «Светлана». Творческая

история

баллады.

1

6.10

Анализ текста

17

Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе

1

8.10


18

Лицей в жизни и

творческой биографии

А.С. Пушкина

1

10.10

Выразительное чтение ,различные виды пересказа, цитатный план, анализ эпизода,

Анализ лирического текста

Литературоведческие термины: роман (первичные представления); авторское отношение к героям

Фронтальный индивидуальный опрос

Презентация

Портрет

19

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

1

13.10

20

Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

1

15.10

Фронтальный индивидуальный опрос

21

Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1

17.10

22

В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер»

1

20.10

23

Конкурс выразительного

Чтения стихов А.С.Пушкина

1

22.10

Фронтальный индивидуальный опрос

24

А.С. Пушкин «Дубровский».

Историческая эпоха в

романе.История создания.

Прототипы

1

24.10

Фронтальный индивидуальный опрос

Иллюстрации

25

Ссора Дубровского с Троекуровым.

1

27.10

26

Владимир

Дубровский - доблестный гвардейский

офицер,

необыкновенный

учитель и

благородный разбойник.

1

29.10

27

Дубровский и Маша

Троекурова

1

31.10

Фронтальный индивидуальный опрос

28

Подготовка к сочинению по произведению «Дубровский»

1

10.11


29

Контрольная работа №1. Написание сочинения.

1

12.11

Создание текста

Уметь составлять план и письменное высказывание на заданную тему.

сочинение

30

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1

14.11

пересказ

Литературоведческие термины: трехсложные размеры стиха, стопа, типы стоп, метафора, инверсия

Презентация

31

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».

1

17.11

Анализ лирического текста

32

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

1

19.11

Анализ лирического текста

33

Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».

1

21.11

Анализ лирического текста

Фронтальный индивидуальный опрос

34

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

1

24.11

Анализ лирического текста

Иллюстрации

35

Конкурс выразительного

чтения стихов М.Ю.Лермонтова

1

26.11

Выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном

36

Н.В. Гоголь. Слово о писателе

1

28.11

Сообщения на тему

Литературоведческие термины: героическая повесть, типы речи и разнообразие лексических пластов,

тропы и фигуры в повести

Презентация

37

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Тема и проблематика повести ( любовь к родине, товарищество, героизм, честь, любовь и долг)

1

1.12

Все виды пересказа, анализ эпизода

Фронтальный и индивидуальный опрос

Репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

38

«Бранное, трудное

время...»Степь как образ

Родины в повести Гоголя

1

3.12

Анализ эпизода

Фронтальный и индивидуальный опрос

39-40

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь

2

5.12

8.12

Анализ образа

Фронтальный и индивидуальный опрос

41

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении

Н.В. Гоголя

1

10.12

42

Контрольная работа №2. Cочинение по повести «Тарас Бульба».

1

12.12

Создание текста

Уметь составлять план и письменное высказывание на заданную тему.

сочинение

43

И. С. Тургенев. Краткие сведения

1

15.12

беседа

Литературоведческие термины: своеобразие характера, образ рассказчика, идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе.

Фронтальный опрос

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

44-45

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

2

17.12

19.12

Пересказ,анализ текста

Индивидуальный опрос

46

Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

1

22.12

Анализ лирического текста

Индивидуальный опрос

47

Н. А. Некрасов.Тема народного труда в лирике поэта.

1

24.12

Различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов

Литературоведческие термины: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест, коллективный портрет

Чтение наизусть

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

48

Л.Н. Толстой и

Ясная Поляна

1

26.12

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

49-50

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство».

2

12.01

14.01

Сообщения

Литературоведческие термины: автобиографическая проза

Индивидуальный и фронтальный опрос

51

Идея стремления к совершенству, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство».

1

16.01

Фронтальный индивидуальный опрос

52

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1

19.01


53

Контрольная работа №3. Домашнее сочинение по творчеству Л.Н.Толстого

1

21.01

Создание текста

Уметь составлять план и письменное высказывание на заданную тему.

сочинение

54

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий людей.

1

23.01

Различные виды пересказа; подготовка вопросов

для обсуждения, план характеристики эпизода

Литературоведческие термины: повесть, художественная деталь, портрет, характер

Фронтальный и индивидуальный опрос

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

55

Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын

1

26.01

56

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

28.01

57

Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1

30.01

58-59

Контрольная работа №4.Сочинение «Мой друг Вася

(от имени Валека)».

2

2.02

4.02

Создание текста

Уметь создавать текст

Сочинение

60

Особенности раннего творчества А.П. Чехова.

1

6.02

Выразительное чтение, различные виды пересказа, ,подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А. П. Чехова

Литературоведческие термины: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении; деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении

Фронтальный и индивидуальный опрос

презентация

61

Сатирические и

юмористические

рассказы

А.П. Чехова. «Налим».

1

9.02

62

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство.

1

11.02

Фронтальный индивидуальный опрос

63

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1

13.02

64

Мастерская

Творческого письма.

Смешной случай из

жизни.

1

16.02

Создание текста

Уметь создавать текст

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

26


65

Краткие сведения о И.А.Бунине

1

18.02

Составление словаря

языка

персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде

Литературоведческие термины: стили речи и их роль в создании художественного образа

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

66

Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

1

20.02

Чтение наизусть

Репродукции

П. И. Чайковский

«Времена года»

67

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя

1

25.02

68

А.И. Куприн. Личность писателя

1

27.02

Сообщения

Знать основные этапы творчества писателя

Фронтальный и индивидуальный опрос

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

69

Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

1

1.03

Различные виды пересказа, анализ эпизода

Знать содержание произведений

Фронтальный опрос

70

Верность дружбе в рассказе А.И. Куприна «Белый пудель».

1

3.03

71

А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе.

1

5.03

72

С.А. Есенин. Слово о поэте

1

1.03

Литературоведческие термины: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

73

«Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.

1

12.03

Анализ лирического произведения

74

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенина

1

15.03

Чтение наизусть

75

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте

1

17.03

Пересказ

Литературоведческие термины: сказочные и мифологические мотивы

Индивидуальный опрос

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

76

М.М.Пришвин. «Кладовая

солнца» -

сказка-быль. Особенности

жанра.

1

19.03

Беседа по вопросам

Фронтальный опрос

77

Настя и Митраша.

1

2.04

Анализ образа

78

Смысл названия

сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

5.04

Фронтальный опрос

79

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

1

7.04


80

Краткие сведения о А.А.Ахматовой

1

9.04

Сообщения

Литературоведческие термины: художественная идея, кольцевая композиция

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

81

А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

1

12.04

Анализ лирического текста

82-83

Литературно-музыкальная

композиция:

«Сороковые роковые…».

2

14.04

16.04

Чтение наизусть

84

Краткие

сведения о

В.П. Астафьеве. Повесть

«Последний

поклон».

1

19.04

пересказ

Литературоведческие термины: тематика. Проблематика рассказа

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

85

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

1

21.04

Различные виды пересказа, анализ эпизода

Фронтальный и индивидуальный опрос

86

Нравственные проблемы в рассказе

1

23.04

87

Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев

1

26.04

88

Контрольная работа №5.Сочинение по произведению В.П. Астафьева.

1

28.04

Создание текста

Уметь создавать текст на заданную тему

Сочинение

89

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова ( «Звезда полей»)

1

30.04

Пересказ, анализ лирического текста

Литературоведческие термины: художественная идея, кольцевая композиция

Чтение наизусть

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

90

Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

1

3.05

Анализ лирического текста

Фронтальный опрос

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

13


91

Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь».

1

5.05

Пересказ, беседа

Литературоведческие термины: тематика, проблематика произведения

Фронтальный и индивидуальный опрос

92

«Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

1

7.05

Все виды пересказа

93

Краткие сведения

о братьях Гримм.

1

10.05

сообщение

Литературоведческие термины: тематика, проблематика произведения

Фронтальный и индивидуальный опрос

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

94

Сходство и

различия

народных и

литературных сказок.

1

12.05

Все виды пересказа

Фронтальный и индивидуальный опрос

95

Сказка братьев Гримм

«Снегурочка» и «Сказка

о мертвой царевне

и о семи богатырях»

А.С. Пушкина.

1

14.05

Все виды пересказа

Фронтальный и индивидуальный опрос

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

96

Краткие сведения об О. Генри

1

17.05

сообщение

97

Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

1

19.05

Анализ лирического произведения

Литературоведческие термины: тематика, проблематика произведения

Фронтальный и индивидуальный опрос

98

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри.

1

21.05

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

99

«Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.

1

24.05

Все виды пересказа

Литературоведческие термины: тематика, проблематика произведения

Фронтальный и индивидуальный опрос

100

Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа. Смысл названия.

1

26.05

Все виды пересказа

Представить, что человек вернулся в свой маленький

домик «среди цветов и апельсиновых деревьев, где живет

его мать». Как сложится его

жизнь теперь? Ответить на

этот вопрос письменно.

Фронтальный и индивидуальный опрос

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

101

Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»

1

28.05

Все виды пересказа

Литературоведческие термины: тематика, проблематика произведения

Фронтальный и индивидуальный опрос

Фотографии, иллюстрации,

рисунки

Портреты художников

102

Литературная гостиная «Книга мой друг»

Рекомендации для летнего чтения

1

31.05

Фронтальный и индивидуальный опрос

Перечень учебно-методического обеспечения .

Основная литература

1.Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев, 5-е издание,

М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009;

2.Г.С. Меркин. Литература. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2-х ч. - М.: Русское слово, 2011.

3.Г.Меркин, Б.Меркин. Планирование и материалы к курсу «Литература. 6 класс». - М., 2008.

4.Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. - М., 2008



НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных

проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное

средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе - 1 -1,5 тетрадные страницы, в 6 классе-1,5-2, в 7 классе - 2-2,5, в

8 классе - 2,5-3, в 9 классе - 3-4, в 10 классе - 4-5, в 11 классе - 5-7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая

ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая - к

русскому языку.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВПри оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного

класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в

классе и прочитанных самостоятельно.

5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и

выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение

объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания

произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение

монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ-

ведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии

идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при

анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение

монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении

объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями

при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения

своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в

композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс-

нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания

произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой

чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов,

предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного

класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения

героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного

и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому

языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов,

необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источни-

ков по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых не-

дочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены

отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и

обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного

пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».


© 2010-2022