Рабочая программа по литературе для 10 класса

Рабочая программа по литературе для 9 класса рассчитана на 102 часа, в том числе:- контрольное тестирование-3,-самостоятельная работа - 2,-изложение-1,-письменная работа-1,-классное сочинение-2,-домашнеее сочинение-2,-литературный диктант-1,-именной диктант-1,-- словарный диктант по стиховедческим терминам – 1.Учебно-методический комплекс включает :- учебник «Русская литература XIX века», автор – Коровин В.И. и др.; - тексты КИМов (тесты, викторины);-наглядно-иллюстративный материал. Результаты ... - различные виды диктантов.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 12

городского округа - г.Камышин

Согласовано

Зам.директора по

УВР МОУ СОШ № 12

/Кузьмина ОА./

от ___________________2013 г.

Утверждаю

Директор МОУ СОШ № 12

/Конюшенко С.А.../

________________________ 2013 г.

Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы МОУ СОШ № 12

Руководитель ШМО

/Кадашникова Н.Ю./

Протокол №

______________________ 2013г.

Руководитель ШМО

/Кадашникова Н.Ю./

Руководитель ШМО

/Кадашникова Н.Ю./

Руководитель ШМО

/Кадашникова Н.Ю./

Руководитель ШМО

/Кадашникова Н.Ю./













Рабочая программа

по литературе для 10х классов







Составитель: Дегтярева Наталья

Александровна.

















2013- 2014учебный

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений по литературе 5 - 11 классов под редакцией В.Я Коровиной (2010 год)

Программа рассчи­тана на 102 часа, в том числе:

  • контрольное тестирование - 3;

  • самостоятельная работа - 2;

  • изложение - 1;

  • письменная викторина - 1;

  • классное сочинение - 2;

  • домашнее сочинение - 2;

  • литературный диктант - 1;

  • именной диктант - 1;

  • словарный диктант по стиховедческим терминам - 1.

Учебно - методический комплект включает:

  • Учебник «Русская литература XIX века», автор - Коровин В.И. и др.;

  • Тексты КИМов (тесты, викторины);

  • Наглядно - иллюстративный материал (портреты писателей XIX века, именные альбомы, репродукции картин);

  • Видеофильмы (экранизации художественных произведений: «Бесприданница», «Гроза», «Война и мир» и др.);

  • Дополнительная литература;

  • Словарь литературоведческих терминов;

  • Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в ВУЗы. Автор Э.Л. Безносов и др;

  • Учебное пособие: Корвин В.И. «Русская литература XIX века» 10 класс: Практикум;

  • Методическое пособие: Бедяева Н.В. «Литература 10 класс»;

  • Методические советы / под редакцией В.И. Коровина

Итоговая аттестация согласно локальному акту ОУ, проводится в форме изложения с творческим заданием.

В примерную программу внесены следующие изменения:

Увеличено количество часов на изучение творчества А.С Пушкина (обзорное повторение романа «Евгений Онегин»), М.Ю.Лермонтова (проблемный анализ романа «Герой нашего времени»), Н.В.Гоголя (проблемный анализ поэмы «Мертвые души»), поскольку указанные произведения считаются центральными в русской классике XIX века и обязательно вносятся в перечень произведений для выпускных и вступительных экзаменов.

Сокращено количество часов на изучение романа Л.Н.Толстого «Война и мир», так как данная программа предлагает проблемный анализ произведения.

На уроках внеклассного чтения предлагается для обсуждения повесть Н.С.Лескова «Тупейный художник», пьеса А.Н.Островского «Бесприданница», так как эти произведения существенно обогатят духовный мир учащихся. (Данные произведения рекомендованы программой для самостоятельного чтения, часы для их изучения взяты из резерва).

Цель и задачи:

  • Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • Развитие представления о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образцового и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и форм, основных историко - литературных сведений и теоретико - литературных понятий; формирование общего представления об историко - литературном процессе;

  • Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко - литературной обусловленности с использованием теоретико - литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Результаты обучения:

  • Выпускники 10 - го класса должны уметь верно понять, интерпретировать изучаемое произведение и высказать свои мысли в процессе анализа. Обобщение результатов этой работы может быть выражено в форме устной или письменной рецензии, сочинения, изложения, доклада, сообщения. Выпускники также должны уметь выразительно читать текст прозаического или поэтического произведения, производить его полный анализ, выразительно читать наизусть.

Основные виды деятельности учащихся:

  1. Устные:

    • выразительное чтение текста;

    • заучивание наизусть;

    • комментированное чтение;

    • пересказ;

    • пообразный анализ литературных персонажей;

    • выявление языковых средств;

    • общий обзор художественного произведения;

    • комплексный анализ текста;

    • анализ эпизода;

    • рассказ, сообщение, доклад;

    • рецензия;

    • выставка - обзор;

    • свободное владение монологической и диалогической речью;

    • использование словарей различных типов.

  2. Письменные:

  • составление планов, тезисов, аннотаций;

  • написание рефератов;

  • создание произведений оригинальных жанров;

  • написание сочинений;

  • написание изложений с творческим заданием и без него;

  • тестирование;

  • различные виды диктантов.


№ п/п

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип, форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучаемых

Вид контроля

Элементы дополни тельного содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

I четверть

Литература XIX века

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

1

Вводное занятие, лекция

Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания, борьба против социальной несправедливости). Художественные открытия писателей-классицистов.

Учащие должны понимать проблемы русской литературы XIX века

Повторить теоретический материал о ху

дожественных направлениях

2

Русская литература первой половины XIX века

Художественные направления в русской литературе XIX века

1

Повторительно -обобщаю щий, беседа

Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Основная концепция направлений. Представители.

Учащиеся должны знать основные постулаты направлениях, характерные жанры, способы построения конфликта, представители

Индивидуаль

ное: устные сообщения по творчеству Г. Р. Державина, В. А. Жуковс

кого, К. Н. Батюшкова; чтение стихов указанных поэ

тов наизусть

(по желанию)

3

Поэтические предшественники А.С.Пушкина

1

Повтори тельно -обобщаю щий, беседа

Обзор творчества Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Ба

тюшкова с обобщением ранее изученного

Учащиеся должны владеть монологи

ческой речью, уметь выразительно читать стихотворе

ние наизусть

Индивидуаль

ное: сообщения «Лицейские годы Пушки

на»; «Дуэль и смерть Пушки

на»; «Пушкин и Н.Н. Гончаро

ва»

4

А.С.Пушкин

Жизнь и твор­чество А. С. Пушкина..

9

1

Обобщение с элементами нового материала; заочная экскурсия

Основные этапы жизненного и творческого пути поэта, историческая концепция творчества; развитие реализма в лирике, поэмах, прозе, драмматур гии. Гуманизм лирики Пушкина и ее национально-историческое и общече ловеческое содержание

Учащиеся должны знать основные этапы жизни Пушкина

Таблица «Основные этапы в жизни А.С.Пушкина»

5,6

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина

2

Изучение нового материала, работа по группам

Романтический блок: чтение и анализ стихотворений: «Погасло дневное светило…», «Подражание Корану», «Демон». Тропы поэтической речи. О назначении поэта и поэзии: гражданская и философская лирика: «Вольность», «Свобода сеятель пустынный», «Брожу ли я…», «Отцы пустынники»

Учащиеся должны уметь выразительно читать стихотворе ния, понимать ос новную идею произведения, находить изобра зительно-вырази тельные средства.

«Из Пиндемон

ти», «Пора, мой друг, пора…»

Одно стихотворение по выбору наизусть

7

Лирика А.С.Пушкина. Чтение наизусть

1

Изучение нового материала, практикум

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их стиховедческий анализ

Учащиеся должны уметь выразительно читать стихотворе ния наизусть, понимать идейное содержание и делать стиховед ческий анализ

Повторить схему анализа лирического произведения

8

Анализ лирического произведения

1

Закрепление материала, лекция

Этапы анализа лирического произведения. Обобщение ранее изученного с элементами нового материала по жанровому своеобразию и тропам: синекдоха, метонимия, аллегория.

Учащиеся должны знать значение терминов: поэтические образы, жанровое своеобразие, изобразительно-выразительные средства, строфика, метр, рифмовка, рифма, звукопись.

Прочесть поэму «Медный всадник»

9,10

Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

2

Изучение нового материала, беседа.

История создания поэмы. Социально -философские проблемы произведения. Образ Петра I как царя-преобразователя. Тема «маленького человека».

Учащиеся должны понимать основную тему и идею поэмы

Выразительное чтение поэмы; индивид. сообщение «Памятник Петру I».

11

Роман «Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни».

1

Повторительно-обобщающий, беседа.

Проблемный обзор романа с обобщением ранее изученного. Теория литературы: «онегинская» строфа, лирические отступления.

Учащиеся должны знать содержание романа и уметь выявлять основные проблемы произведения.

Подготовка к контрольному тестированию.

12

Контрольное тестирование по творчеству А.С. Пушкина

1

Контроль и оценка знаний.

  1. Биография поэта

  2. Лирика (хрестоматийные произведения)

  3. Роман «Евгений Онегин»

  4. Теория стиховедения.

Учащиеся должны знать творчество А.С.Пушкина в объеме школьной программы.

Контрольное тестирование


13

М.Ю.Лермонтов

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

7

1

Обобщение с элементами нового материала; заочная экскурсия.

Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Своеобразие худ. мира Лермонтова. Осн-ые темы и мотивы его лирики. Формирование взглядов. Романтизм и реализм в творчестве поэта. Факты биографии.

Учащиеся должны знать основные этапы жизненного и творческого пути Лермонтова.

Живопись Лермонтова.

Выразительное чтение стихотворений; повторить термины по стихотворению.

14,15

Лирика М.Ю.Лермонтова

2

Изучение нового материала, практикум.

Выразительное чтение и анализ стихотворений: «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу». Чтение наизусть (по выбору).

Учащиеся должны уметь выразительно читать стихотворение и делать его краткий анализ, уметь выразительно читать наизусть.

«Мой Демон», «Я не унижусь пред тобою…», «Нет я не Байрон…»

Выучить стихотворение (по выбору) наизусть, сделать краткий анализ (устно).

16

Анализ лирического произведения.

1

Закрепление материала, урок-практикум.

Полный стиховедческий анализ стихотворения «И скучно и грустно…» Теория литературы: жанр молитва.

Учащиеся должны уметь анализировать лирическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы.

Подготовка к самостоятельной работе

17

Письменный анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу…»

1

Урок контроля и оценки

Анализ стихотворения по плану.

Учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать лирическое произведение.

Самостоятельная работа.

Повторить теоретический материал по типу «лишнего человека».

18,19

Первый русский психологический роман.

2

Проблемный обзор романа «Герой нашего времени» (с обобщением ранее изученного).

1.Тип «лишних людей». Сравнивается характеристика Онегина и Печорина.

2.Фатализм.

3. Любовно-психологическая коллизия.

Учащиеся должны знать содержание романа «Герой нашего времени», Уметь выявлять сквозные образы и типы, авторскую позицию, аргументировать свою точку зрения.

«Герой нашего времени».

Оформить сравнительную характеристику Онегина и Печорина в форме таблицы.

20

Н.В.Гоголь

Очерк жизни и творчества Н.В.Гоголя.

6

1

Обобщение с элементами нового материала, лекция с элементами беседы.

Литература середины ХIХ века- «эпоха Гоголя». Основные этапы жизни и творчества писателя. Общая характеристика раннего периода: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород».

Учащиеся должны знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

Прочесть повесть «Невский проспект».

21

«Петербуржские повести».

1

Изучение нового материала, беседа.

Обзор сборника «Петербуржские повести». Образ «Маленького человека». «Невский проспект»-образ Петербурга. Правда и ложь, реальность и фантастика в повести.

Учащиеся должны знать содержание повести «Невский проспект» и уметь соотносить художественное произведение с общественной жизнью.

Прочесть 1 повесть (по выбору) из сб. «Петербуржские повести» и подготовить устно ее общий обзор.

22

Мечта и действительность в повестях Гоголя.

1

Внеклассное чтение

Краткий обзор учащимся понравившихся повестей из сборника «Петербуржские повести».

Учащиеся должны уметь воспроизводить кратко содержание произведения и анализировать его, выявляя авторскую позицию.

Повести«Портрет», «Нос», «Шинель».

Задание по группам:

  1. Замы-сел Гоголя относительно п. «Мертвые души». История создания произведения Лирические отступления.

  2. Типизация героев

  3. Гоголевский способ изображения героя.

23,24

Поэма о величии России.

2

Повторительно-обобщающий, работа по группам.

Проблемный обзор поэмы «Мертвые души».

1.Замысел автора.

2.Своеобразие композиции.

3.Лирические отступления.

Типизация героев.

5.Способ изображения героя через интерьер портрет, речевую характеристику.

Теория: антигерой, плутовской роман, роман-путешествие.

Учащиеся должны знать содержание поэмы и уметь выявлять ключевые проблемы произведения.

«Мертвые души».

Подготовка к сочинению: подбор фактического материала, эпиграфа, составление сложного плана.

25,26

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

2

Развитие речи

Темы:

1.Петербург как мифический образ бездушного и обманного города в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».

2.Гротеск как основной худ. прием в повести Н.В.Гоголя «Нос».

3.Образ «Маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель».

4.Особенности художественного стиля Н.В.Гоголя (по 2-3 произведениям).

Учащиеся должны уметь обобщать результаты анализа произведений в форме сочинения.

Сочинение аудиторного типа.


27

Предварительные итоги I четверти.

1

Итоговый

Подведение предварительных итогов работы учащихся в течение I четверти.


1

II четверть

Русская литература 2-ой половины 19 века.

Обзор русской литературы 2-ой половины 19 века.

1

Вводное занятие, лекция

Россия во 2-ой половине 19 века. Общественно-полит. Ситуация, наука, культура. Проблемы в литературе: судьба, вера и сомнение, смысл жизни и тайны смерти, нравственный выбор. Основные тенденции в развитии реалист. литературы. Традиции и новаторство рус. поэзии. Журналистика и литер. критика. Формирование национального театра. Мировое значение рус. классической литературы.

Учащиеся должны понимать и знать основные тенденции рус. литературы 2-ой половины 19 века.

Индивидуальное:

-отзывы современников о Гончарове.

-общий обзор романов «Обыкновенная история», «Обрыв».

2

И.А.Гончаров.

Господин де Лень

6

1

Изучение нового материала, лекция

Обзор жизни и творчества И.А.Гончарова. Отзывы современников о писателе. Обзор содержания, социальная и нравственная проблематика романов «Обыкновенная история», «Обрыв». Место романа «Обломов» в трилогии.

Учащиеся должны знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя. Уметь устно передавать содержание текста в сжатом виде.

1 ряд- пообразный анализ Обломова.

2 ряд- пообразный анализ Штольца.

3 ряд -сравнительная характеристика Обломова и Штольца.

3

Обломов-«Коренной народный наш тип».

1

Изучение нового материала, беседа.

Сущность главного героя романа «Обломов», его мироощущение и судьба. Обломов и Штольц. Художественные детали.

Учащиеся должны знать содержание романа «Обломов» и уметь делать пообразный анализ персонажей, сравнивать их.

1 ряд- пообразный анализ Ольги Ильинской.

2 ряд- пообразный анализ гопожи Пшенициной.

3 ряд -сравнительная характеристика героинь.

4

Обломов и женские персонажи.

1

Изучение нового материала, беседа

Любовно-психологическая коллизия романа. Любовный треугольник Обломов-Ольга-г-жа Пшеницина и роль персонажей в нем.

Учащиеся должны знать содержание романа и уметь выявлять специфические черты персонажей.

Ю. В Лащиц «Женские образы в романе Обломов».

Ассоциативные рисунки (герои по выбору).

5

«Что такое обломовщина?»

1

Изучение нового материала, беседа с элементами конспектирования.

Понятие «обломовщина». Литературная критика вокруг романа. Обзор статей: Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарев «Обломов».

Учащиеся должны понимать суть различия трактовок образа Обломова литературными критиками.

Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарев «Обломов».

Основные тезисы статьей.

6,7

Изложение по роману И.А.Гончарова «Обломов».

2

Развитие речи.

Сжатое или подробное изложение по главе «Сон Обломова».

Учащиеся должны уметь сжато или подробно излагать исходный текст.

Изложение.


8

А.Н.Островский

Театр Островского.

7

1

Изучение нового материала, лекция.

Жизнь и творчество драматурга («Колумб Замоскворечья»). Традиции русской драматургии в пьесах Островского «Отец русского театра».

Учащиеся должны знать основные этапы жизненного и творческого пути драматурга.

Прочесть драму «Гроза» и выявить «говорящие» фамилии. О чем они говорят ? (ответ через речевую характеристику). Индивидуальное: монолог «Жестокие нравы…»

9

«Жестокие нравы» города Калинова.

1

Изучение нового материала, беседа.

История создания драмы «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Обличение самодурства и невежества в образах дикого и Кабанихи. «Говорящие» фамилии. Анализ монолога «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…»

Учащиеся должны уметь соотнести текст драмы с общественной жизнью, выразительно читать наизусть.

пообразный анализ Катерины. Индивидуальное: монолог «Отчего люди не летают…» наизусть.

10

Конфликт Катерины с «темным Царством».

1

Изучение нового материала, беседа.

Катерина в системе образов. Внешний и внутренний конфликт Катерины. Анализ монолога «Отчего люди не летают…» Народно- поэтическое и религиозное в образе Катерины. Тема греха, возмездия и покаяния.

Учащиеся должны уметь выявлять специфические черты персонажа, выразительно читать наизусть.

Краткий пообразный анализ второстепенных персонажей: Кулигина, Феклуши, Тихона, Варвары; ассоциативные рисунки.

11

Драматургическое мастерство Островского.

1

Обобщение материала, беседа.

Роль второстепенных героев. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе.

Учащиеся должны уметь определять род и жанр, а также видеть взаимопроникновение в произведении различных элементов видородовой и жанровой принадлежности.

Тезисы статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве».

12

Литературно-критическая полемика вокруг пьесы «Гроза».

1

Изучение нового материала, беседа с элемен6тами конспектирования.

Анализ основных статей. Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве», Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы».

Учащиеся должны уметь сопоставлять и сравнивать различные точки зрения литературных критиков.

Н.А.Добролибов «Луч света в темном царстве». Д.Н.Писарев «Мотивы русской драмы».

Прочесть пьесу «Беспридан

ница».

13

Трагическая любовь в пьесе «Бесприданница».

1

Внеклассное чтение.

Быт и нравы русской провинции. Лариса Окудалова как сквозной образ птицы. Купцы в пьесе. Роль второстепенных героев в произведении. Просмотр фрагментов к/ф «Жестокий романс».

Учащиеся должны знать содержание пьесы и уметь выявлять сквозные образы и ключевые проблемы произведения.

Пьеса «Бесприданница».

Подготовка к викторине.

14

Письменная викторина по творчеству А.Н.Островского.

1

Контроль и оценка знаний.

Викторина по содержанию пьес и знание ключевых проблем творчества Островского.

Учащиеся должны знать содержание пьесы и уметь в основных проблемах произведений Островского.

Викторина.


15

И.С.Тургенев.

И.С.Тургенев- создатель русского романа.

6

1

Изучение нового материала с использованием элементов, ранее изученного, заочная экскурсия.

Очерк жизни и творчества писателя. Социальная направленность произведений. «Записки охотника» и их место в русской литературе. «Стихотворения в прозе».

Учащиеся должны знать содержание и основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

«Стихотворения в прозе».

Историческая справка: что такое нигилизм.

16

Конфликт «отцов» и «детей».

1

Изучение нового материала, беседа.

История создания романа «Отцы и дети». Отражение социально- политич. ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Лагерь «отцов» и «детей» (различные точки зрения). Причины конфликта.

Учащиеся должны знать содержание романа и уметь отнести героев в группы, опираясь на основной конфликт произведения, и аргументировать свой выбор.

Пообразный анализ Базарова.

17

Базаров в системе образов романа.

1

Закрепление материала, беседа с элементами дискуссии.

Черты личности, мировоззрение Базарова, его роль в развитии основного конфликта. Базаров и его мнимые последователи. Авторская позиция и способы ее выражения. Базаров в ряду представителей типа «лишних людей». Смысл финала романа.

Учащиеся должны уметь выявлять индивидуальные и типические черты персонажа, авторскую позицию.

Ассоциативные рисунки героев романа.

18

«Тайный психологизм» Тургенева.

1

Обобщение материала; анализ с элементами дискуссии.

«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Художественная функция портрета, интерьера поэтика романа, своеобразие жанра.

Учащиеся должны уметь устно аргументировать свою точку зрения, владеть навыками монологической и диалогической речи, соблюдать правила ведения дискуссии.

Познакомиться со статьей Д.И.Писарева «Базаров».

19

Полемика вокруг романа «Отцы и дети».

1

Изучение нового материала, семинарское занятие.

Реакция литературной критики на роман. Точки зрения относительно образа Базарова. Обсуждение фрагментов статьи Д.И.Писарева «Базаров».

Учащиеся должны знать основные положения критической статьи.

Д.И.Писарев «Базаров».

Повторить весь материал о Тургеневе, подготовиться к контрольному тесту.

20

Контрольное тестирование по творчеству И.С.Тургенева.

1

Контроль и оценка знаний.

Хрестоматийные произведения, основные проблемы в творчестве Тургенева, содержание романа.

Учащиеся должны знать основные произведения писателя, содержа ние романа «Отцы и дети» и ключевые проблемы в творчестве Тургенева.

Контрольный тест.


21

Итоги I полугодия

1

Итоговый

Подведение итогов работы учащихся в I полугодии. Комментарий оценок.


1,2

III четверть.

Ф.И.Тютчев.

Творчество Ф.И.Тютчева.

2

Изучение нового материала, фронтальный опрос.

Очерк жизни и творчества поэта. Поэзия Тютчева и лит. традиция. Основные темы, мотивы и образы лирики. Единство мира и философия природы: «silentium», «Не то, что мните вы, природа», «Еще земли печален вид». Человек и история: «Нам не дано предугадать», «Умом Россию не понять». Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». «К.Б.», «О, как убийственно мы любим». Чтение наизусть и анализ.

Учащиеся должны уметь выразительно читать стихотворение наизусть и делать его краткий анализ.

«День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья».

Выучить наизусть 1 стихотворение (по выбору Учащиеся) и устно проанализировать его.

3,4

А.А.Фет

Творчество А.А.Фет.

2

Изучение нового материала, фронтальный опрос.

Жизненный и творческий путь. Фет -певец «чистого искусства». Жизнеутверждающее начало в лирике природы: «Это утро, радость эта», «Еще майская ночь», «Летний вечер тих и ясен». Любовная лирика: «Сияла ночь…», «Шепот, рабское дыханье…» Гармония и музыкальность поэтической речи. Романсы на стихи А.Фета.

Учащиеся должны уметь выразительно читать стихотворение наизусть и делать его краткий анализ

«Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею», «Еще одно забывчивое слово».

Выучить наизусть 1 стихотворение (по выбору Учащиеся) и устно проанализировать его; устное сообщение о жизни и творчестве А.К.Толстого.

5

А.К.то лстой

Творчество А.К.Толстого

1

Внеклассное чтение

Обзор жизни и творчества поэта. Фольклорные, исторические и романтические черты поэзии Толстого. Выразительное чтение стихотворений. Романсы на стихи А.К.Толстого.

Учащиеся должны уметь выразительно читать стихотворение.

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».

Прочесть по учебнику биографию Н.А.Некрасова.

6

Н.А.Некрасов.

«Муза мести и печали» Н.А.Некрасова.

7

1

Изучение нового материала, заочная экскурсия.

Очерк жизни и творчества поэта. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Судьба народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта.

Учащиеся должны знать основные этапы творчества Некрасова.

Групповые задания:

1гр. Гражданский пафос лирики Некрасова (2-3 стихотворения наизусть)

2гр. Интимная лирика Некрасова. Денисьевский цикл (чтение наизусть)

3гр. Некрасов о значении поэта и поэзии (чтение наизусть).

7

Лирика Н.А.Некрасова.

1

Изучение нового материала, групповая работа.

Гражданственность лирики, обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность языка, его близость к народной речи. Чтение и анализ стихотворений: «В дороге», «Вчерашний день…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Эления», «О, Муза! Я у двери гроба…»

Учащиеся должны уметь соотносить лирическое произведение с общественной жизнью, выявлять авторскую позицию, выразительно читать стихотворение наизусть.

«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобливый поэт…», «Внимая ужасам войны…»

Составить таблицу кандидатов в счастливые.

Графы:

1.№

2.Персонажи

3.В чем заключается счастье.

4.Счастлив или нет герой.

8

Кандидаты в счастливые в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

1

Изучение нового материала, беседа

История создания и замысел поэмы. Смысл названия. Проблемы счастья и смысла жизни. Работа с таблицей.

Учащиеся должны уметь отбирать главный материал и обобщать его в форме таблицы.

Пообразный анализ героев: Гриши Добросклонова Ермилы, Гирина, Якова.

9

«Люди холопского звания» и «народные заступники».

1

Изучение нового материала, фронтальный опрос.

Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Пообразный анализ Гриши Добросклонова, Ермилы, Гирина, «холопа примерного Якова верного».В чём принципиальная разница между персонажами?

Учащиеся должны уметь анализировать, сопоставлять, выявлять сходства и различия

По главе «Губернаторша» проанализировать образ Матрёны Тимофеевны; индивид. отрывок. «Есть женщины в русских селениях…» -наизусть

10

«Доля ты, русская долюшка женская…»

1

Изучение нового материала, беседа

Тема женской доли в поэме.

Судьба Матрёны Тимофеевны. Смысл «бабьей притчи». Отношение Некрасова к положению женщины в обществе.

Учащиеся должны уметь выявлять авторскую позицию.

«Мороз Красный нос»

(фрагмент) «Русские женщины» (фрагмент).

Задания по группам:

1 гр. найти в тексте поэмы фольклорные жанры.

2 гр. Найти в тексте поэмы описание рус. обычаев.

3 гр. Найти в тексте поэмы фольк.героев

11

Особенности стиля Некрасова.

1

Обобщение и закрепление материала, групповая форма работы.

Народность языка Некрасов писал для народа(язык поэмы близок к народной речи)и о народе(герой из народа, отражение быта, нравов, обычаев русского народа).

Учащиеся должны уметь выявлять основные черты стиля писателя.

Повторить весь материал о творчестве Некрасова, подготовка к тесту.

12

Контрольный тест по творчеству Некрасова.

1

Контроль и оценка знаний.

Лирика Некрасова. Теория стиховедения. Содержание поэмы, основные проблемы.

Учащиеся должны знать основные мотивы поэзии Некрасова, Содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Контрольный тест.

Прочесть сказки Салтыкова-Щедрина: «Премудрый пескарь», «Орел-меценат», «Медведь на воеводстве».

13

М.Е.Салтыков-Щедрин.

«Сатиры смелый властелин» М.Е.Салтыков-Щедрин.

1

Изучение нового материала, заочная экскурсия.

Очерк жизни и творчества писателя. Жизненная позиция, общественная и литературная деятельность. «Сказки для детей изрядного возраста».

Учащиеся должны знать основные этапы жизненного и творческого пути М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Сказки «Премудрый пескарь», «Орел-меценат», «Медведь на воеводстве».

Подготовить пересказ понравившейся главы из «Истории одного города», работа с примечаниями.

14,15

Сатирическая летопись истории Российского государства в «Истории одного города».

2

Изучение нового материала, лекция с элементами беседы.

Обзор произведения. Замысел, история создания, жанр, композиция. Сатирическое изображение градоначальников. Перекличка событий и героев произведения с реальными фактами российской истории. Элементы комического: сарказм, ирония, гротеск.

Учащиеся должны уметь соотносить события в произведении с общественной жизнью, знать элементы комического и находить их в худ. тексте.

Именной диктант.

Индивид.: общий обзор произведений: «Севастопольские рассказы», «Детство. Отрочество. Юность.», «Анна Каренина», «Воскресенье».

16

Л.Н.Толстой.

Творчество Л.Н.Толстого. Путь исканий.

15

1

Изучение нового материала, лекция.

Жизненный и творческий путь писателя, духовные искания. Обзор основных произведений: «Севастопольские рассказы», «Детство. Отрочество. Юность.», «Анна Каренина», «Воскресенье».

Учащиеся должны знать основные этапы жизненного и творческого пути Л.Н.Толстого.

Перечитать эпизоды: «Наташа пляшет барыню», «Перед Бородинским сражением», «Тушинская батарея».

17

«Мысль народная и ее воплощение».

1

Изучение нового материала, беседа.

История создания романа. Замысел автора. «Мысль народная» в эпизодах: «Наташа пляшет барыню», «Пьер Безухов на пожарище», «Наташа и подводы», «Перед Бородинским сражением». Образы Тушина и Тимохина. Русский солдат в изображении Толстого.

Учащиеся должны уметь через анализ эпизодов выявлять замысел автора.

Пообразный анализ:

1.ряд- Кутузова.

2.ряд- Наполеона.

3.ряд- Сравнительная характеристика героев.

18

Роль личности в истории

1

Изучение нового материала, беседа.

Концепция Л.Н.Толстого о роли личности в истории. Анализ образов Наполеона и Кутузова. А.Болконский накануне Бородинского сражения- диалог с Пьером.

Учащиеся должны знать и понимать концепцию Толстого и видеть ее воплощение через героев романа.

Составить простой план ответа на вопрос: каковы основные этапы жизненного пути А.Бол конского?

19

Духовные искания А.Болконского.

1

Изучение нового материала, беседа.

А.Болконский- выразитель сокровенного Толстого. Мятущаяся душа, ищущая совершенства. Основные этапы «диалектики души» героя. В начале произведения - «лишний человек, в конце - совершенство.

Учащиеся должны уметь выявлять основные этапы идейно- нравственных исканий героя.

Индивид.: выучить монолог «Ночь в Отрадном» наизусть. Фронталь ное: пересказ яркого эпизода из жизни Наташи Ростовой.

20

Наташа Ростова- любимая героиня Толстого.

1

Изучение нового материала, беседа.

Наташа Ростова- воплощение женского идеала. Взлеты и падения героини, этапы жизненного пути. Чтение монолога «Ночь в Отрадном»-наизусть.

Учащиеся должны владеть подробным, выборочным видом пересказа.

Литературный диктант. По тексту произведения.

Повторить схему анализа эпизода.

21

Анализ эпизода «Ночь в Отрадном».

1

Закрепление материала, беседа.

Просмотр кинофрагмента. Устный анализ эпизода: микросюжет, «ближайшие» и «далекие» связи, классификация эпизода, Анализ «изнутри».

Учащиеся должны уметь оценивать и сопоставлять элементы эпизода, характеризовать и определять его функции в произведении.

Пересказ ярких эпизодов из жизни Пьера Безухова.

22

«Диалектика души» Пьера Безухова.

1

Изучение нового материала, беседа.

Пьер-«краеугольный камень» романа, прообраз декабристов. Жизненные искания героя, этапы пути к себе.

Учащиеся должны владеть подробным, выборочным видом пересказа.

Задания по группам:

1гр. Семья Ростовых.

2гр. Семья Болконских.

3гр. Семья Безуховых.

4гр. Семья Курашных.

(Состав семьи в начале и в конце произ ведения, система воспитания, семейные ценности, вывод).

23

«Мысль семейная» в романе.

1

Изучение нового материала, работа по группам.

Воплощение «мысли семейной» в романе. Сравнительный анализ семей Ростовых, Безуховых, Курагиных. Образ жизни, нравственные ценности.

Учащиеся должны выявлять и сопоставлять семейные ценности в романе.

Индивидуальное: выучить отрывки о встречах кн. Андрея с дубом.

Фронтальное: перечитать эпизоды, в которых появляется образ «неба».

24

Человек и природа в романе.

1

Изучение нового материала, беседа.

Концепция Толстого о взаимоотношении человека и природы. Краткий анализ эпизодов встречи. Андрея с дубом (3 том). Образ неба в романе и его символическое значение.

Учащиеся должны понимать концепцию Толстого «человек и природа» и уметь проследить ее в эпизодах.

Перечитать эпизод «Аустерлицкое небо», повторить схему анализа эпизода.

25

Анализ эпизода «Аустерлицкое небо».

1

Закрепление материала, промежуточный контроль.

Самостоятельный анализ эпизода по плану.

Учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать эпизод.

Самостоятельная работа.

Сделать пообразный анализ:

1в.-Денисова.

2в.-Пети Ростова.

3в.-Тихона щербатого.

26

«Дубина народной войны».

1

Изучение нового материала, беседа.

«Роевая жизнь» нации в романе. Роль образов Денисова, Н.Ростова, П.Ростова, Тихона Щербатого в произведении. Картины партизанской войны.

Учащиеся должны понимать концепцию «роевой жизни» и видеть ее воспитание в эпизодах романа.

Найти в дополнительной литературе перевод и значение имен персонажей романа.

27

Символика имен в романе.

1

Изучение нового материала, беседа.

Отображение через имя героя его истинной сущности, программирование судьбы. Имена главных и второстепенных героев, их символическое значение.

Учащиеся должны уметь выявлять авторскую позицию и авторский замысел.

Задания по группам:

1гр.-роль портрета в произведении.

2гр.-роль пейзажа.

3гр.-внутренние монологи героев.

4гр.-жанр эпопеи.

5гр.-прием антитезы.

28

Особенности худ. стиля Толстого. Психологизм прозы.

1

Обобщение материала, работа по группам.

Приемы изображения душевного мира героев. Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Жанровое своеобразие. Антитеза как центральный композиционный прием.

Учащиеся должны уметь выявлять особенности стиля писателя, аргументировать свою точку зрения.

Устный ответ на вопрос: в чем мировое значение творчества Л.Н.Толстого?

29

Мировое значение творчества Толстого

1

Обобщение материала, беседа.

Художественные открытия Толстого. Нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Психологизм прозы.

Учащиеся должны уметь аргументировать свою точку зрения.


30

Подготовка к написанию сочинения.

1

Обобщение материала, развитие речи.

Обсуждение тем сочинений, подборка эпизодов, составление плана.

Учащиеся должны уметь составлять сложный план

Домашнее сочинение по роману «Война и мир».

Написание сочинения.

1

IVчетверть.

Ф.М.Достоевский.

Творчество Ф.М.Достоевского.

8

1

Изучение нового материала, заочная экскурсия.

Жизненный и творческий путь писателя. Его религиозно-нравствен. взгляды, философская глубина произведений. Особенности творческой манеры: психологизм, полифонизм, авантюрность сюжета, полемическая направленность. Роль Достоевского и его творчества в мировой литературе.

Учащиеся должны знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя.

1в.- Устно объяснить смысл теории Раскольникова.

2в.-пообразный анализ Раскольникова.

Индивидуальное: ассоциативный рисунок Раскольникова.

2

Теория Раскольникова.

1

Изучение нового материала, беседа с элементами дискуссии.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Смысл теории «Тварь дрожащая или право имею?» причина краха.

Учащиеся должны понимать смысл теории Раскольникова, соотнося ее с общественной жизнью.

Подготовить аргументированный ответ на вопрос: почему Раскольников совершил преступление?

3

Социально-психологические корни преступления.

1

Изучение нового материала, беседа с элементами дискуссии.

Причины возникновения теории Раскольникова и , как следствие совершение преступления. Мотивы Родиона.

Учащиеся должны выявить причины возникновения беспочвенной теории.

Пообразный анализ:

1в.-Свидригайлова.

2в.-Лужина.

4

«Двойники» Раскольникова.

1

Изучение нового материала, беседа эвристическая.

Образы Свидригайлова, Лужина. Подробный анализ образов. Зачем они введены в произведение? В чем сходство между ними и Раскольниковым?

Учащиеся должны уметь сопоставлять и сравнивать героев, выявлять элементы сходства и различия.

Пообразный анализ Сони Мармеладовой. Индивидуальное: ассоциативный рисунок Сони Мармеладовой.

5

Роль Сони Мармеладовой в романе

1

Изучение нового материала, беседа с элементами дискуссии

Соня Мармеладова -нравственный идеал автора, библейский образ романа. Принцип контраста в изображении героини

Учащиеся должны уметь выявлять авторскую позицию

Вспомнить теоретический анализ типа маленького человека.

6

Тема "маленького человека" в романе.

1

Закрепление материала, беседа с элементами дискуссии.

Образы униженных и оскорблённых "в романе. Второстепенные персонажи. господин Мармеладов тип "Маленького человека" (Выводы на основе пообразного анализа.)

Учащиеся должны уметь выявлять сквозные типы в литературе 19 века

Подготовить для пересказа эпизоды романа с "видами Петербурга"

7

Петербург Достоевского

1

Закрепление материала, заочная экскурсия

Заочная экскурсия по современному Санкт-Петербургу и как контраст-Петербург Достоевского. Анализ эпизодов, в которых появляется образ Петербурга. Петербург -действующее лицо романа.

Учащиеся должны владеть техникой пересказа эпизода и уметь анализировать его, соотнося художественное произведение с общественной жизнью и культурой

Домашнее сочинение: 1 ) Речь обвинителя

2) Речь адвоката (на моделированном суде по делу об убийстве старушки процен-щицы.)

Домашнее сочинение по творчеству Ф.М. Досто

евского

8

Художественные открытия Достоевского

1

Обобщение материала , беседа.

"Преступление и наказание" как философский роман. Роль внутренних монологов и снов героев. Портрет, пейзаж, интерьер и их суд. функция. Полифонизм романа.

Учащиеся должны владеть анализом поэтики литературного произведения

Прочесть по учебнику материал о жизни и творчестве Н.С.Лескова.

9

Н.С. Лесков

Творчество Н.С.Лескова

3 1

Изучение нового материала, лекция с элементами беседы.

Краткая справка о жизни и творчестве писателя. Лесков как мастер описания русского быта .Национальный характер в его изображении. Напряжённость сюжетов и трагизм судеб героев его произведений. Славянофильство Лескова.

Учащиеся должны знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя , особенности его стиля

1 гр.: Сюжетов "Очарованный странник." Тема дороги. 2 гр. Образ И. Флягина 3 гр. Особенности лесковской повествовательной манеры

10

Духовный путь личности в повести "Очарованный странник"

1

Изучение нового материала. работа по группам

Особенности сюжета повести и композиции. Смысл странствий главного героя. Образ Ивана Флягина. Особенности художественного стиля Лескова.

Учащиеся должны уметь анализировать и интерпретировать произведения. выявлять сквозные темы и ключевые проблемы аргументировать свою точку зрения

Прочесть повесть "Тупейный художник."

11

Призвание "Маленького человека" и его судьба в пов. "Тупейный художник"

1

Внеклассное чтение

Краткий обзор содержания повести. Система художественных образов произведения. Манера сказа. Близость к народной речи и активное словотворчество.

Учащиеся должны знать содержание повести и владеть техникой выборочного пересказа

Повесть "Тупейный художник"

Индивидуальное: сообщение по творчеству А.П.Чехова

12

А.П.Чехов

Творчество А.П.Чехова

8 1

Обобщение материала на основе изученного. беседа с элементами конспектирования.

Общая характеристика жизни и творчества писателя. Особенности стиля Чехова:

- принцип айсберга ;

-художественная деталь ;

-краткость и ёмкость;

-говорящие фамилии;

открытый финал.

Учащиеся должны владеть литературоведческой терминологией

Прочесть 2-3 рассказа Чехова (из предложенных) и обнаружить в них особенности стиля Чехова.

13 14

Рассказ А.П.Чехова

2

Изучение нового материала. беседа.

Проблематика и поэтика рассказов 80-90 годов: "Студент," "Ионыч," "Человек в футляре," "Дама с собачкой." Темы, сюжеты, проблематика и поэтика чеховских рассказов.

Учащиеся должны уметь выявлять особенности худ. стиля писателя при анализе его пр-ний.

"Палата №6","Дом с мезонином."

Прочесть комедию "Вишневый сад"

15

Особенности драматургии Чехова

1

Изучение нового материала лекция с элементами беседы.

Новаторство Чехова - драматурга.

Сравнительная характеристика театра Островского и театра Чехова.

Роль подтекста. Действия во внутреннем плане.

Образы-символы.

Сценическая судьба пьес.

Учащиеся должны уметь сравнивать творческую манеру драматургов и выявлять различия.

Выявить главных и второстепенных персонажей пьесы , определить роль главных.

16

Прошлое, настоящее и будущее России в ком. "Вишнёвый сад."

1

Изучение нового материала, беседы.

Символический смысл названия. Образ Вишнёвого сада. Особенности сюжета и конфликта.

Система художественного образования комедии и принадлежность их к трём временным пластам: прошлое, настоящее и будущее.

Учащиеся должны уметь работать на уровне подтекста произведения и понимать его символический смысл.

Проанализировать авторские ремарки, выявить образы-символы.

17

Новаторство Чехова -драматурга

1

Закрепление материала, беседа.

Своеобразие жанра.

Роль авторских ремарок.

Смысл финала.

Особенности диалога.

Символический подтекст пьесы.

Роль второстепенных персонажей.

Учащиеся должны уметь анализировать поэтику произведения и выявлять особенности драматургии.

Устный ответ на вопрос: что нового внёс Чехов в мировую литературу?

18

Творческое наследие Чехова.

1

Обобщение изученного, беседа.

Значение творчества Чехова для мировой литературы и театра. Импрессионизм и психологизм .Шедевры Чеховской драматургии. Краткий обзор пьесы «Чайка».

Учащиеся должны уметь грамотно устное монологическое высказывание и аргументировать свою точку зрения.

Пьеса «Чайка».

Подготовка к письменной работе.

19

Сочинение по особенностям драматургии Чехова.

1

Развитие речи.

Тема: «В чем проявилось новаторство Чехова- драматурга?»

Учащиеся должны уметь обобщать результаты анализа произведения в форме сочинения.

Классное мини-сочинение в форме ответа на вопрос.

Выразитель ное чтение стихотворе ний Хетагу рова.

20

К.Хетагуров.

Творчество К.Хетагурова

1

Внеклассное чтение.

Краткий обзор творчества К.Хетагурова. Обзор сборника «Осетинская лира». Специфика худ. образности. Близость творчества Хетагурова поэзии Некрасова. Выразительное чтение стихотворений.

Учащиеся должны уметь выразительно читать стихотворение.

Прочесть 1 произведение (по выбору): Мопассан «Ожерелье», Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо ст. «Пьяный корабль».

21

Зарубежная литература 19 века.

Обзор зарубежной литературы 2-ой половины 19 в.

2

1

Изучение нового материала, лекция.

Основные тенденции в развитии зарубежной литературы 19 в.. Поздний романтизм, реализм, символизм. «Вечные» вопросы в творчестве заруб. Писателей.

Учащиеся должны владеть терминологией худ. направлений.

Подготовить общий обзор прочитанного произведения зарубежной литературы;

Индивид.: сообщение по творчеству писателей: Мопассана, Ибсена, Рембо.

22

«Вечные» вопросы в произведениях зарубежных писателей 2-ой половины 19 века.

1

Внеклассное чтение, обзорный анализ.

Общий обзор произведений зарубежной литературы по плану:

1.Сообщение о жизни и творчестве писателя.

2.Основной сюжет произведения (выразительное чтение стихотворения или чтение наизусть).

3.Ключевые проблемы произведения.

4.Особенности языка.

Учащиеся должны владеть техникой краткого пересказа, уметь выразительно читать стихотворение, уметь выявлять ключевые проблемы произведения и особенности языка.

Г.де Мопассан «Ожерелье» Г.Ибсен «Кукольный дом», А.Рембо ст. «Пьяный корабль».

23

Итоги II полугодия.

Итоги года.

1

Итоговое занятие.

Подведение итогов работы в течении года. Комментирование отметок. Список произведений для чтения летом.



© 2010-2022