- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Низамова Г.Ш. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Тема: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. ( комбинированный урок с применением компьютерной технологии).
Цели урока: 1.Формировать понятия о СПП с несколькими придаточными и выявить типы связи придаточных частей.
2.Развивать умение определять типы связи придаточных частей в СПП.
3.Совершенствовать пунктуационные умения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Орфоэпическая разминка.
На доску проецируются с помощью компьютера слова:
Звонит, ходатайство, щавель, кухонный, включишь, украла, принял, каталог, красивее, искра.
Задание: поставьте ударения в словах (учащиеся ставят ударения, обмениваются тетрадями, затем через компьютер даются правильные варианты произношения):
звонИт, ходАтайство, щавЕль, кУхонный, включИшь, укрАла, прИнял, каталОг, красИвее, Искра.
Несколько учеников читают с правильно поставленным ударением, остальные следят за правильным произношением слов и сверяют их с записями соседа по парте.
3.Прочитайте предложения и выполните задания 1-3.
1.Было темно и только на вершине деревьев дрожал яркий золотой луч.
2.По корням упругим топор застучал, и пали жизни потомки столетий.
3. У неё слёзы были на глазах и голос дрожал.
1. Найдите СПП с общим второстепенным членом:
Ответ: 3
2.Укажите, структуре какого предложения соответствует: безличное и двусоставное:
Ответ: 1
3.В каком предложении допущена ошибка в постановке знака препинания?
Ответ: 1
--Определите вид придаточных предложений:
1.Для того чтобы иметь хорошие знания, надо упорно учиться.
ответ: прид. цели.
2.Если счастье видишь впереди, быстрее идешь.
Ответ: прид. условия
3. Пусть он себя прославил, сделал он себя сильней.
Ответ: прид. уступки
.------..введение в тему (обучающий модуль)
Последовательное подчинение
( это такая связь, когда независимый главной части подчиняется придаточная, а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей)
Перову вспомнились стихи¹, в которых поэт говорит своей милой², что они не будут клясться друг другу³, потому что клятвы оскорбили их доверчивую и горячую любовь.
1----2---3---4 Ответ: ПО, ПИ, ПП
Работа у доски
Слушая песню, мы представили, будто во тьме ночи протянулись обветренные рыбацкие руки, которые молили о любви.
Ответ: ПИ, ПО
---Пунктуация на стыке союзов в сложном предложении
И когда
Что если
И если
Что когда
--Я знаю, что когда получают награду, то принято обещать и на будущее трудиться.
Учитель: общее правило требует обособления прид. предложения-когда получают награду. Но мешает указательное слово то. Если следует вторая часть союза то, так запятая не ставится. Если нет-нужно поставить запятую
--Я знаю, что, когда получают награду, принято обещать и на будущее трудиться.
Тренировочная часть программы
1.Я чувствую (1) что (2) если (3) я писатель (4) то я обязан говорить о народе.
( Я чувствую, что если я писатель, то я обязан говорить о народе).
2. Сегодня я вернусь раньше (1) и (2) если (3) к вечеру дождь перестанет (4) схожу на рыбалку.
(Сегодня я вернусь и, если к вечеру дождь перестанет, схожу на рыбалку).
3. Кто-то сильно постучал (1) и (2) когда(3) Андрей отпер дверь (4) вошел Весовщиков.
(Кто-то сильно постучал, и, когда Андрей отпер дверь, вошел Весовщиков).
Неоднородное подчинение
( при неоднородном подчинении к одному главному предложению относятся два или более предложения разного вида)
Каждый раз, когда я попадаю в мелколесье, мне кажется, что именно здесь художник Нестеров нашел черты своего пейзажа.
1-2 --ПВ
1-3--ПИ
Работа у доски
Если бы Грин умер, оставив нам только одну свою поэму в прозе «Алые паруса», то этого было бы достаточно, чтобы поставить его в ряды замечательных писателей.
Однородное подчинение
(два или более придаточных предложения по значению закрепляются одному главному)
Покажет Русь, что есть в ней силы, что есть грядущее у ней.
1-2-ПИ
1-3-ПИ
( при однородном подчинении во втором придаточном может пропускаться союз или союзное слово).
Мне в голову не приходило, что человек не дерево и процветать ему долго нельзя.
Закрепление
1.Определите тип подчинения придаточного предложения в составе СПП
1--ОП
2- -НОП
3-ПП
Не порывай нить дружбы, ибо останется узел, если придется её связать
Ответ: 3
2.Мы решили, что переберемся в другое место, когда я добуду немного денег.
Ответ: 3
3. Татьяна знала, что если сейчас заговорит, то не сможет удержаться от слёз.
Ответ: 3
4. Фома плохо понимал, когда Егор шутит и когда говорит серьёзно.
Ответ: 1
--Подведение итогов урока. Оценки.
---Д/з. Выписать из учебника л-ры 3-4 предложения по изученной теме.